Биоритмологические критерии спортивной ориентации и отбора — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биоритмологические критерии спортивной ориентации и отбора

2021-04-18 129
Биоритмологические критерии спортивной ориентации и отбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Хорошо известно, что одни люди работоспособны утром, другие вечерам; одни рано встают, чувствуют себя бодрыми, однако к вечеру устают и предпочитают рано ложиться спать, другие наоборот - вечером легко работают, ложатся спать довольно поздно, просыпаются тоже поздно, разбудить их бывает трудно. Первых в шутку называют жаворонками, вторых совами.

Но чувство периодического подъема или спада сил многие ощущают не только в течение суток. Такие состояния возникают в течение недели, месяца, года.

Таким образом, отмечаются периодические улучшения и ухудшения функциональной работоспособности человека, получившие название биологических ритмов [35, c. 123].

Биологические ритмы - периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах. Биологические ритмы физиологических функций столь точны, что их часто называют «биологическими часами».

Есть основание полагать, что механизм отсчета времени заключен в каждой молекуле человеческого тела, в том числе в молекулах ДНК, хранящих генетическую информацию. Клеточные биологические часы называют «малыми», в отличие от «больших», которые, как считают, расположены в головном мозге и синхронизируют все физиологические процессы в организме.

Ритмы, задаваемые внутренними «часами» или водителями ритма, называются эндогенными, в отличие от экзогенных, которые регулируются внешними факторами. Большинство биологических ритмов являются смешанными, т.е. частично эндогенными и частично экзогенными.

Во многих случаях главным внешним фактором, регулирующим ритмическую активность, служит фотопериод, т.е. продолжительность светового дня. Это единственный фактор, который может быть надежным показателем времени, и он используется для установки «часов».

Конкретная природа «часов» неизвестна, но нет сомнений, что здесь действует физиологический механизм, который может включать как нервные, так и эндокринные компоненты [4, c. 37].

Большинство ритмов формируются в процессе индивидуального развития (онтогенеза). Так, суточные колебания активности различных функций у ребенка наблюдаются до его рождения, их можно зарегистрировать уже во второй половине беременности.

 


2.5 Методы определения общей работоспособности и адаптационных возможностей организма

Есть также такой подход, как прямое тестирование физической готовности спортсмена, которое включает в себя различные дисциплин, в частности: бег на короткую дистанцию, прыжок с места в длину, бег на длинную дистанцию, подтягивания, приседания. В случае реабилитации людей, у которых были болезни сердца, такое тестирование может иметь определенный диагностический эффект.

Ниже приведены тесты для определения работоспособности и адаптационных возможностей организма спортсмена отборе на средние дистанции.

Гарвардский степ-тест. Гарвардский степ-тест заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Kаждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тест прекращается.

О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (таблица 8).

 


Таблица 8. Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте

Обследуемые Возраст, лет Высота ступеньки, см Время восхождения, мин Примечание
Мужчины Взрослые 50 5 -
Женщины Взрослые 43 5 -
Юноши и подростки 12-18 50 4 Поверхность тела 1,85 м2
Девушки и подростки 12-18 40 4 -
Мальчики и девочки 8-11 35 3 -
Мальчики и девочки до 8 35 2 -

 

Поверхность тела можно определить по номограмме для определения поверхности тела по росту и массе тела к статье «Оценка физического развития».

Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:

 

ИГСТ = (t x 100) / [(f1 + f2 + f3) х 2],

 

где t - время восхождения в секундах, f1, f2, f3 - частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно.

При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:

 

ИГСТ = (t х 100) / (f х 5,5),

 

где t - время восхождения в секундах, f - частота сердечных сокращений (ЧСС).

Подсчет облегчается при использовании таблицы 9.


Таблица 9. Нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по полной форме у взрослых людей (t = 5 мин)

  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
80 188 185 183 181 179 176 174 172 170 168
90 167 165 163 161 160 158 156 155 153 152
100 150 148 147 146 144 143 142 140 139 138
110 136 135 134 133 132 130 129 128 127 126
120 125 124 123 122 121 120 118 117 117 116
130 115 114 114 113 112 111 110 110 109 108
140 107 106 106 105 104 103 103 102 101 101
150 100 99 99 98 97 97 96 96 95 94
160 94 93 93 92 92 91 90 90 89 89
170 88 88 87 87 86 86 85 85 84 84
180 83 82 82 82 82 81 81 80 80 79
190 79 78 78 78 77 77 76 76 76 75
200 75 75 74 74 74 73 73 72 72 72
210 71 71 71 70 70 70 69 69 69 68
220 68 67 67 67 67 67 66 66 66 66
230 65 65 65 64 64 64 64 63 63 63
240 62 62 62 62 61 61 61 61 60 60
250 60 60 60 59 59 59 59 58 58 58
260 58 57 57 57 57 57 56 56 56 56
270 56 55 55 55 55 55 54 54 54 54
280 54 53 53 53 53 53 52 52 52 52
290 52 52 51 51 51 51 51 50 50 50

 

Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту предусмотрена для определения ИГСТ у взрослых людей, если нагрузка была выдержана до конца (то есть в течение 5 мин). Сначала суммируют три подсчета пульса (f1 + f2 + f3 = сумма f), затем в левом вертикальном столбике находят две первые цифры этой суммы, а в верхней горизонтальной строчке - последнюю цифру. Искомый ИГСТ находится на месте пересечения указанных строк. Если подсчет пульса производился только один раз по сокращенной форме, то ИГСТ находят по значению f2 этого подсчета аналогичным образом в таблице 10.


Таблица 10. Нахождение индекса по гарвардскому степ-тесту по сокращенный форме

  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
30 182 176 171 165 160 156 152 147 144 140
40 136 133 130 127 124 121 119 116 114 111
50 109 107 105 103 101 99 97 96 94 92
60 91 89 88 87 85 84 83 81 80 79
70 78 77 76 75 74 73 72 71 70 69
80 68 67 67 66 65 64 63 63 62 61
90 61 60 59 59 58 57 57 56 56 55
100 55 54 53 53 52 52 51 51 50 50
110 50 49 49 48 48 47 47 47 46 46

 

Зависимость ИГСТ от времени восхождения облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма) (таблица 11).

 

Таблица 11. Зависимость ИГСТ от времени восхождения (сокращенная форма)

Время, мин

Пульс за первые 30 с со 2-й минуты восстановления

  40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79
0-0,5 6 6 5 5 4 4 4 4
0,5-1 19 17 16 14 13 12 11 11
1-1,5 32 29 26 24 22 20 19 18
1,5-2 45 41 28 24 21 29 27 25
2-2,5 58 52 47 43 40 36 34 32
2,5-3 71 64 58 53 48 45 42 39
3-3,5 84 75 68 62 57 53 49 46
3,5-4 97 87 79 72 66 61 57 53
4-4,5 110 98 89 82 75 70 65 61
4,5-5 123 110 100 91 84 77 72 68

 

В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной строчке - число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления.

Из-за большой интенсивность нагрузки тест применяют только при обследовании спортсменов.

Критерии оценки результатов гарвардского степ-теста приведены в таблице 12.

 

Таблица 12. Оценка результатов гарвардского степ-теста

Оценка ИГСТ
Отлично 90
Хорошо 80-89,9
Средне 65-79,9
Слабо 55-64,9
Плохо 55

 

Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др.).

Тест со ступеньками. Тест со ступеньками является наиболее физиологичным, простым и доступным для спортсменов физической подготовленности.

Обычно используется стандартная двойная ступенька (высота каждой 23 см).

Применяются и другие ступенчатые эргометры. Так, V. Gottheiner (1968) приспосабливает высоту ступеньки к длине ног обследуемого. При длине ног до 90 см высота ступеньки 20 см, при 90-99 см - 30 см, при 100-109 см - 40 см, а при 110 см и выше - 50 см.

При этом длина ноги обследуемого измеряется от вертельной точки до пола с помощью номограммы Gottheiner V. (таблица 8). Затем на оси абсцисс (АС) откладываются значения длины ноги, на оси ординат (АВ) - значения высоты ступеньки в сантиметрах. Из точки пересечения перпендикуляра, проведенного из точки на оси абсцисс, соответствующей длине ноги обследуемого, с линией ДЕ, проводят прямую линию на ось ординат, получают точку, соответствующую искомой высоте ступеньки. Скорость подъема контролируется метрономом. Kаждый этап нагрузки длится 4 мин. АД и пульс подсчитывают до и после нагрузки.

Минимальное количество подъемов на ступеньку, в которой указано количество подъемов на двойную ступеньку в 1 мин на протяжении 4 мин, соответствует 75% максимального потребления кислорода (МПK) для лиц средней физической способности разного пола, массы и возраста.

Для ориентировочной оценки результатов теста пользуются таблицей 13.

Таблица 13. Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте

Женщины (подъемы в 1 мин)

Масса, кг

Возраст, лет

  20-29 30-39 40-49 50-59
  (167) (160) (154) (145)
36 16 16 14 10
41 17 16 14 10
45 17 17 14 10
50 17 17 15 10
54 17 17 15 10
59 18 17 15 10
63 18 18 15 10
68 18 18 15 10
72 18 18 15 10
77 18 18 15 10
81 и более 18 18 16 10

Мужчины (подъем в 1 мин)

Масса, кг

Возраст, лет

  20-29 30-39 40-49 50-59
  (161) (156) (152) (145)
50 20 18 16 13
54 20 19 16 13
59 20 19 16 13
63 21 19 17 13
68 21 19 17 13
72 21 19 17 13
77 21 19 17 14
81 21 19 17 14
86 21 19 17 14
91 и более 21 20 17 14

 

Над каждым столбцом в скобках указана частота сердечных сокращений (ЧСС уд/мин), соответствующая средней физической способности женщин и мужчин данной возрастной группы. Если ЧСС обследуемого при указанной для него нагрузке будет отличаться менее чем на 10 уд/мин от приведенной в скобках величины, то физическое состояние его можно считать удовлетворительным. В случае, когда ЧСС ниже этой величины на 10 и более, физическая способность обследуемого выше средней, а если частота ЧСС на 10 и более уд/мин выше этой величины, то физическая способность низкая.

В скобках указана ЧСС, соответствующая результатам теста при средней физической способности мужчин и женщин данной возрастной группы (по R. Shepard, 1969).

По степ-тесту можно достаточно точно высчитать работу в единицу времени на основании массы тела, высоты ступеньки и количества восхождений за данное время по формуле:

 

W = BW х H х T х 1,33,

 

где W - нагрузка, (кгм/мин), BW - масса тела (кг), Н - высота ступеньки (м), Т - количество подъемов в 1 мин, 1,33 - поправочный коэффициент, учитывающий физические затраты на спуск с лестницы, которые составляют 1/3 затрат на подъем. I. Ryhming (1953) предложил степ-тест, по которому можно определять МПK непрямым методом с помощью номограммы. Высота ступенек для мужчин - 40 см, для женщин - 33 см. Темп восхождений - 22 ступеньки в 1 мин., в течение 6 мин. Затем по номограмме Астранда-Риминг (1954) определяется МПK (см. рис. Номограмма Astrand-Ryh).

Тест Купера. (12-ти минутный тест Купера для определения физической работоспособности).

Кеннет Купер - известный американский врач-практик, разработавший многочисленные тесты для оценки физического состояния организма. Тесты Купера просты и удобны, прошли проверку на тысячах энтузиастах и могут быть рекомендованы людям различного возраста и физической подготовленности.

Важной особенностью оценки физической работоспособности, заложенной Купером в своих тестах, является зависимость итоговых показателей от возраста тестируемого. Одинаковое количество баллов, набранное людьми разного возраста, в каждом случае будет означать разную оценку физической работоспособности.

Большинство нагрузок, предъявляемых организму при проведении тестов Купера, можно отнести к «аэробным» - то есть выполняемым за счет использования кислорода. Интенсивность этих нагрузок такова, что позволяет клеткам использовать имеющийся в них и в притекающей крови кислород, а не выполнять работу в бескислородных условиях, восстанавливая кислородный дефицит после ее окончания. Такие нагрузки весьма полезны для организма и даже могут применяться людьми с ослабленным состоянием здоровья.

Кроме того, нагрузки в тестах Купера носят так называемых «глобальный» характер, то есть при их выполнении в работу включено более 2/3 мышечной массы. Таким образом, эти нагрузки оказывают существенное влияние не только на мышечный аппарат, но и на системы, обеспечивающие мышечную деятельность, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную. Следовательно, оценивая переносимость нагрузок при выполнении тестов Купера, можно косвенно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Ниже приведен 12-минутный тест Купера (беговой тест).

Сам Кеннет Купер не рекомендует использовать этот тесты для оценки физической подготовленности лицам старше 35 лет, если они не имеют хорошей физической тренированности (Купер К. 1989).

Перед выполнением теста необходимо провести 2-3 минутную разминку, чтобы подготовить организм к физической работе, а после выполнения - заминку. Для заминки можно использовать спокойную ходьбу.

В качестве разминки подойдут общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, также можно использовать ходьбу и легкий бег.

Цель разминки - увеличить температуру в мышцах организма, что, в числе прочего, является предупреждением развития травм, а также вызвать увеличение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чтобы обеспечить более легкое врабатывание при последующей тестирующей нагрузке.

Следует отметить, что результаты тестов будут отличаться в зависимости от качества проведенной разминки. Недостаточная разминка или ее отсутствие, а также избыточная разминка, вызвавшая утомление организма, отрицательно скажется на результатах теста и на его переносимости. Проведение теста без предварительной разминки может вызвать резкое ухудшение самочувствия или спровоцировать обострение имеющегося заболевания. Оптимально проведенная разминка положительно скажется не только на результатах теста, но и на его переносимости.

-минутный беговой тест. С помощью 12-минутного бегового тест Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), которое человек способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут.

Предполагается, что в течение всего теста человек выполняет бег. Если тестируемый не справляется с этим требованием, можно перейти на шаг, секундомер, отсчитывающий 12 минут, при этом не останавливается. Чем более продолжительное время при выполнении теста человек будет идти, а не бежать, тем хуже результат теста. После 12-ти минутного передвижения замеряется преодоленное расстояние в метрах и согласно таблице 14 оценивается физическая подготовленность.

Говоря о достоинствах своих тестов, Кеннет Купер в числе прочих называет следующие:

. Результаты теста служат мотивацией для занятий физическими упражнениями. Наблюдения за динамикой показателей тестов являются хорошим стимулом для продолжения занятий и повышают интерес к ним.

. Тест помогает определить риск возникновения заболеваний сердца. Как уже говорилось, в основе тестов Купер лежат физические нагрузки, предъявляющие достаточные требованиях к сердечно-сосудистой системе. Поэтому, если организм, хорошо справляется с такими нагрузками, можно говорить о хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и ее высокой устойчивости к развитию заболеваний. Напротив, организм, плохо справляющийся с данными нагрузками, имеет ослабленную, малотренированную сердечно-сосудистую систему, подверженную возникновению различных патологий.

Здоровым людям можно проводить тесты Купера самостоятельно

 

Таблица 14. Оценка физической подготовленности по 12-минутному беговому тесту Купера

Физическая подготовленность

Преодоленное расстояние, м

  Девушки Женщины Женщины Юноши Мужчины Мужчины
  13-19 лет 20-29 лет 30-39 лет 13-19 лет 20-29 лет 30-39 лет
очень плохая < 1 600 < 1 550 < 1 500 < 2 100 < 1 950 < 1 900
плохая 1 600- 1 900 1 550- 1 800 1 500- 1 700 2 100- 2 200 1 950- 2 100 1 900- 2 100
удовлетворительная 1 900- 2 100 1 800- 1 900 1 700- 1 900 2 200- 2 500 2 100- 2 400 2 100- 2 300
хорошая 2 100- 2 300 1 900- 2 100 1 900- 2 000 2 500- 2 750 2 400- 2 600 2 300- 2 500
отличная 2 300- 2 400 2 100- 2 300 2 100- 2 200 2 750- 3 000 2 600- 2 800 2 500- 2 700
превосходная > 2 400 > 2 300 > 2 200 > 3 000 > 2 800 > 2 700

 

Оценка адаптационных возможностей организма. Приспособительные реакции организма, как ясно из приведенного выше материала, необходимы для сохранения жизни, и с этой точки зрения можно поставить знак равенства между понятиями «защита», «приспособление», «адаптация», даже в тех случаях когда адаптационная реакция содержит в себе элементы повреждения. С этой точки зрения болезнь является адаптационной реакцией в ответ на действие патогенного фактора.

Приспособительные реакции организма, поддерживающие относительное постоянство внутренней среды и нормальное функционирование всех органов и систем, характеризуются, прежде всего, автоматизмом. Они осуществляются под контролем гипоталамической области мозга и определяют характер реакции организма на раздражитель. Характер реакции к тому же зависит от многих фено- и генотипических особенностей организма.

В основе приспособительных реакций целого организма лежит количественно-качественный принцип: в ответ на действие раздражителей, различных по количеству, т.е. по степени своей биологической активности развиваются различные по качеству стандартные адаптационные реакции организма. Общие приспособительные реакции являются реакциями всего организма, включающими в себя все его системы и уровни. С целью изучения этих реакций можно исследовать в отдельности изменения в какой-либо одной системе или на каком-либо одном уровне, например, молекулярном.

Состояние адаптационных возможностей организма можно оценить по пульсу. Для этого пульс измеряют утром, сразу же после пробуждения не вставая с кровати. Затем встают и сразу проводят повторное измерение пульса. Если разница между этими показателями составляет 8-12 ударов в 1 минуту, то организм хорошо справился с нагрузкой, вызванной нагрузкой предыдущего дня и восстановился. В качестве нагрузки могут быть сеансы терапии ИК-излучения или физические упражнения, или психоэмоциональный стресс и т.д. Если разница составляет более 12 ударов, то организм испытывает повышенную нагрузку и не справляется с ней.


Собственные исследования

Исследование работоспособности и адаптационных возможностей организма учащихся СДЮСШОР им. П.Г. Болотникова разного возраста (на примере бегунов на средние дистанции)

Всегда существуют факторы, которые лимитируют работоспособность спортсмена. И очень важно в данном случае правильно проводить тестирование, дабы выделять эти факторы и преодолевать их. В эксперименте участвовали спортсмены СДЮСШОР им. П.Г. Болотникова 10 человек среднего и

старшего возраста. Для определения физической готовности спортсмена, был применен такой подход, как прямое тестирование, которое включает в себя:

Педагогические тесты и наблюдения: бег 30 м; непрерывный бег 12 минут; прыжок в длину с места; подтягивание в висе.

Психологические методы: анкетирование с целью выявления задатков необходимых морально-волевых качеств

Медико-биологические мероприятия:

. фиксирование морфологических показателей (рост, масса тела);

. фиксирование физиологических показателей (ЧСС в покое и после

приседаний, степ-тест).

Ниже приведены собственные исследования, которые необходимы для определения работоспособности и адаптационных возможностей организма спортсмена в отборе на средние дистанции (таблица 15, 17, 19).


Таблица 15. Полученные результаты медико-биологических мероприятий (фиксирование морфологических показателей)

пол возраст рост вес Общая оценка

Средний возраст

1 м 12 156 45 2,5
2 м 12 160 50 2,5
3 м 14 172 62 3
4 м 13 169 58 3
5 м 13 168 60 2,5
6 м 12 158 48 2,5
7 м 14 170 60 3
8 м 13 164 65 3,5
9 м 12 160 55 3,5
10 м 13 165 60 2,5

Старший возраст

11 м 19 169 58 2
12 м 19 170 60 3
13 м 19 180 82 4,5
14 м 20 174 75 5
15 м 20 172 67 3
16 м 21 176 69 3,5
17 м 21 178 76 3,5
18 м 21 178 70 3,5
19 м 22 180 80 4,5
20 м 22 186 82 4,5

 

Из данных, представленных в таблице, выявим процентное соотношение морфологических показателей (рост, вес) у спортсменов и увидим, что уровень развития в среднем возрасте составляет немного выше среднего - 20% (2 чел.), средний показатель 30% (3 чел.), а преобладающим является ниже среднего - 50% (5 чел.). В старшем возрасте - высокий уровень - 10% (1 чел.), выше среднего уровня - 30% (3 чел.), средний уровень - 50% (5 чел.), ниже среднего - 10% (1 чел.)

В таблице 16 представлены ориентировочные нормативы оценки физического развития подростков, занимающихся спортом.


Таблица 16. Ориентировочные нормативы оценки физического развития спортсменов (подростки)

Показатели Оценка 12 лет 13 лет 14 лет
Длина тела, см Отлично 177 и более 185 и более 188 и более
  Хорошо 168-176 178-174 180-187
  Средне 159-167 170-177 172-179
  Слабо 150-158 162-169 164-171
  Плохо 149 и менее 161 и менее 163 и менее
Вес, кг Отлично 65 и более 75 и более 78 и более
  Хорошо 56-64 64-74 69-77
  Средне 47-55 53-63 60-68
  Слабо 38-46 42-52 51 - 69
  Плохо 37 и менее 41 и менее 50 и менее

 

На рисунке 1 показана картина развития морфологических показателей спортсменов-легкоатлетов разного возраста (рост, вес).

 

Рисунок 1 - Средняя оценка морфологических показателей спортсменов

 

Из данных, представленных в таблице 15 видно, на что следует обратить внимание, а именно, в средней группе применять спортивные игры (баскетбол), что будет способствовать как развитию морфологических показателей, так и физических качеств. Однако только по антропометрическим показателям определить способность к бегу на средние дистанции невозможно.

Ниже представлена таблица 17, где показан уровень физического развития исследуемых спортсменов, конкретно отражены те показатели, которые важны для такого вида спорта как бег на средние дистанции. Так для тестирования скоростных качеств был применен бег на 30 метров, уровень развития скоростно-силовых качеств определяется при помощи прыжка в длину с места, специальная выносливость определялась при помощи теста Купера (беговой тест), силовые качества тестировались путем подтягивания на перекладине.

 

Таблица 17. Полученные результаты педагогических тестов и наблюдений

№ Исл. пол возраст Бег 30 м. сек Бег 12 мин. Подтягивание на перекладине Прыжок с места Оценка

Младший возраст

1 м 12 5,4 2500 5 180 2,3
2 м 12 5,2 2700 6 185 2,8
3 м 14 4,9 3200 8 210 3,3
4 м 13 4,9 2800 4 190 3
5 м 13 5,0 2850 5 185 3
6 м 12 5,1 2600 6 185 3,3
7 м 14 4,7 3400 5 240 3,5
8 м 13 4,9 2700 6 185 2,8
9 м 12 4,8 2500 4 190 3,5
10 м 13 4,9 2800 5 190 3

Старший возраст

11 м 19 3,6 4150 25 300 5
12 м 19 3,9 3900 15 285 4,8
13 м 19 3,8 3650 8 290 4,5
14 м 20 3,4 3400 7 280 4,5
15 м 20 3,6 3250 10 275 4,5
16 м 21 3,7 3700 15 290 4,8
17 м 21 3,6 3500 13 280 4,8
18 м 21 3,4 4000 6 300 4,5
19 м 22 3,8 3300 5 310 4,5
20 м 22 3,9 3600 5 340 5

Из полученных результатов в вышеуказанной таблице, проанализируем в процентном соотношении уровень физического развития. В средней группе он составляет - немного выше среднего - 40% (4 чел.), на среднем уровне - 30% (3 чел.), ниже среднего - 30% (3 чел.). Уровень физического развития в старшей группе представлен на высоком уровне 20% (2 чел.), ближе к высокому уровню - 80% (8 чел.).

Из данных приведенных в таблице можно сделать сравнение физического развития спортсменов среднего и старшего возраста (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Оценка ориентировочных нормативов физического развития спортсменов

 

Анализируя проведенные исследования физического развития спортсменов, следует сказать, что физические развитие среднего возраста оставляет желать лучшего. Так, как нужно обратить внимание на развитие силовых качеств в большей мере, далее акцентировать внимание на развитие скоростно-силовых качеств, далее развивать не менее важных качеств в беге на средние дистанции скоростные качества и специальную выносливость. В старшей же возрастной группе следует обратить внимание на развитие силовых качеств.


Таблица 18. Ориентировочные нормативы оценки физического развития спортсменов (подростки)

Показатели Оценка 12 лет 13 лет 14 лет
Бег 30 мет. с. Отлично 4,9 и меньше 4,7 и меньше 4,6 и меньше
  Хорошо 5,0-5,1 4,8-4,9 4,7-4,8
  Средне 5,2-5,3 5,0-5,1 4,9-5,0
  Слабо 5,4-5,5 5,2-5,3 5,1-5,2
  Плохо 5,6 и больше 5,4 и больше 5,3 и больше
Бег 12 мин. Отлично 3000 и больше 3000 и больше 3000 и больше
  Хорошо 2750-3000 2750-3000 2750-3000
  Средне 2500-2750 2500-2750 2500-2750
  Слабо 2200-2500 2200-2500 2200-2500
  Плохо 2100 и меньше 2100 и меньше 2100 и меньше
Подтягивание на перекладине Отлично 13 и больше 17 и больше 17 и больше
  Хорошо 10-12 13-16 13-16
  Средне 7-9 9-12 9-12
  Слабо 4-6 5-8 5-8
  Плохо 3 и меньше 4 и меньше 4 и меньше
Прыжок с места Отлично 213 и больше 238 и больше 251 и больше
  Хорошо 198-212 219-237 235-250
  Средне 183-197 200-218 219-234
  Слабо 168-182 181-199 203-218
  Плохо 167 и меньше 180 и меньше 202 и меньше

 

В ниже приведенной таблице 19 показаны результаты физиологических показателей. Где был применен Гарвардский степ-тест который свидетельствует о физической работоспособности спортсмена и оценка ЧСС в покое и после 20 приседаний для определения адаптационных способностей организма, после незначительной нагрузки.

 


Таблица 19. Полученные результаты физиологических показателей (ЧСС в покое и после 20 приседаний, степ-тест)

пол возраст ЧСС в покое

ЧСС, после 20 приседаний

ЧСС, 20 приседаний за 30 с, %

Степ тест

       

 

  Время в с. ЧСС, после нагрузки ИГСТ

Средний возраст

1 м 12 70

110

57 240 80 54
2 м 12 68

103

51 240 75 58
3 м 14 65

105

61 240 79 55
4 м 13 71

110

54 240 84 51
5 м 13 74

114

54 240 79 55
6 м 12 69

109

57 240 85 51
7 м 14 66

110

66 240 80 54
8 м 13 75

115

53 240 76 57
9 м 12 71

111

56 240 85 51
10 м 13 69

109

57 240 84 51

Старший возраст

1 м 19

50

80 60 300 90 60
2 м 19

52

85 63 300 80 68
3 м 19

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.