Основы спортивной ориентации и отбора — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основы спортивной ориентации и отбора

2021-04-18 92
Основы спортивной ориентации и отбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Оценка общей работоспособности организма и его адаптационных возможностей при спортивном отборе

 


Введение

спортсмен отбор работоспособность

Определение способностей и, в целом, одаренности как сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей человека является предметом специальной психолого-педагогической отрасли - ориентации и отбора для занятий в различных видах спорта.

Приход ребенка в спорт начинается либо с выбора им определенного вида, либо отбора его в определенную спортивную секцию. И лишь после этого начинается процесс тренировки, воспитание его в коллективе, приспособление к внешне средовым факторам. В спортивной жизни чрезвычайно важно, чтобы этот первый шаг оказался удачным.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину - от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска).

Проблема спортивного отбора была и остается одной из самых важных для каждого вида спорта. Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т.д. Для каждого кандидата отбор, в конечном счете, сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д.

Правильный выбор определенного вида деятельности в спорте, может привести к высоким результатам. Однако достижение значительного успеха на международной арене в настоящее время требует интенсивного и многолетнего периода тренировки.

Такая тренировка связана со значительными финансовыми расходами. Отсюда правильное решение проблемы отбора приносит многочисленные выгоды:

а) устраняет финансовые расходы, связанные с многолетней тренировкой бесперспективных спортсменов;

б) оберегает тренирующихся от потери времени, неисполнения ожиданий, ухудшения здоровья вследствие не соответствующих возможностям спортсмена тренировочных нагрузок, не отпугивает от занятий спортом, необходимых для здоровья;

в) избавляет тренеров от ненужной потери времени;

г) обеспечивает качественные резервы для сборных команд разного уровня.

Объектом исследования стали критерии и методы спортивного отбора.

Предметом исследования было применение определенных критериев и методов (оценки общей работоспособности организма и его адаптационных возможностей) в процессе спортивного отбора.

Цель работы - изучить эффективность использования методов определения общей работоспособности и адаптационных возможностей организма при спортивном отборе бегунов на средние дистанции.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:

. исследовать общую работоспособность и адаптационные возможности организма учащихся СДЮСШОР им. П.Г. Болотникова наиболее доступными методами;

. сравнить эффективность использования данных методов исследования у учащихся с разным спортивным стажем;

. обосновать целесообразность использования вышеназванных методов при спортивном отборе.

Гипотеза: Мы полагаем, что наиболее эффективными показателями при спортивном отборе на различных этапах тренировочного процесса легкоатлетов являются общая работоспособность спортсмена и адаптационные возможности его организма. Осуществлять отбор на основе данных методов целесообразно в связи с их доступностью, низкими затратами и высокой эффективностью.

Структура дипломной работысостоит из введения, трех разделов, включающих ряд подразделов, заключения, списка использованных источников.

В соответствии с гипотезой, для решения поставленных задач и достижения цели в ходе исследования нами были применены методы традиционного общенаучного анализа и синтеза литературных источников, эксперимента, сравнительного анализа полученных данных.

 


Собственные исследования

Исследование работоспособности и адаптационных возможностей организма учащихся СДЮСШОР им. П.Г. Болотникова разного возраста (на примере бегунов на средние дистанции)

Всегда существуют факторы, которые лимитируют работоспособность спортсмена. И очень важно в данном случае правильно проводить тестирование, дабы выделять эти факторы и преодолевать их. В эксперименте участвовали спортсмены СДЮСШОР им. П.Г. Болотникова 10 человек среднего и

старшего возраста. Для определения физической готовности спортсмена, был применен такой подход, как прямое тестирование, которое включает в себя:

Педагогические тесты и наблюдения: бег 30 м; непрерывный бег 12 минут; прыжок в длину с места; подтягивание в висе.

Психологические методы: анкетирование с целью выявления задатков необходимых морально-волевых качеств

Медико-биологические мероприятия:

. фиксирование морфологических показателей (рост, масса тела);

. фиксирование физиологических показателей (ЧСС в покое и после

приседаний, степ-тест).

Ниже приведены собственные исследования, которые необходимы для определения работоспособности и адаптационных возможностей организма спортсмена в отборе на средние дистанции (таблица 15, 17, 19).


Таблица 15. Полученные результаты медико-биологических мероприятий (фиксирование морфологических показателей)

пол возраст рост вес Общая оценка

Средний возраст

1 м 12 156 45 2,5
2 м 12 160 50 2,5
3 м 14 172 62 3
4 м 13 169 58 3
5 м 13 168 60 2,5
6 м 12 158 48 2,5
7 м 14 170 60 3
8 м 13 164 65 3,5
9 м 12 160 55 3,5
10 м 13 165 60 2,5

Старший возраст

11 м 19 169 58 2
12 м 19 170 60 3
13 м 19 180 82 4,5
14 м 20 174 75 5
15 м 20 172 67 3
16 м 21 176 69 3,5
17 м 21 178 76 3,5
18 м 21 178 70 3,5
19 м 22 180 80 4,5
20 м 22 186 82 4,5

 

Из данных, представленных в таблице, выявим процентное соотношение морфологических показателей (рост, вес) у спортсменов и увидим, что уровень развития в среднем возрасте составляет немного выше среднего - 20% (2 чел.), средний показатель 30% (3 чел.), а преобладающим является ниже среднего - 50% (5 чел.). В старшем возрасте - высокий уровень - 10% (1 чел.), выше среднего уровня - 30% (3 чел.), средний уровень - 50% (5 чел.), ниже среднего - 10% (1 чел.)

В таблице 16 представлены ориентировочные нормативы оценки физического развития подростков, занимающихся спортом.


Таблица 16. Ориентировочные нормативы оценки физического развития спортсменов (подростки)

Показатели Оценка 12 лет 13 лет 14 лет
Длина тела, см Отлично 177 и более 185 и более 188 и более
  Хорошо 168-176 178-174 180-187
  Средне 159-167 170-177 172-179
  Слабо 150-158 162-169 164-171
  Плохо 149 и менее 161 и менее 163 и менее
Вес, кг Отлично 65 и более 75 и более 78 и более
  Хорошо 56-64 64-74 69-77
  Средне 47-55 53-63 60-68
  Слабо 38-46 42-52 51 - 69
  Плохо 37 и менее 41 и менее 50 и менее

 

На рисунке 1 показана картина развития морфологических показателей спортсменов-легкоатлетов разного возраста (рост, вес).

 

Рисунок 1 - Средняя оценка морфологических показателей спортсменов

 

Из данных, представленных в таблице 15 видно, на что следует обратить внимание, а именно, в средней группе применять спортивные игры (баскетбол), что будет способствовать как развитию морфологических показателей, так и физических качеств. Однако только по антропометрическим показателям определить способность к бегу на средние дистанции невозможно.

Ниже представлена таблица 17, где показан уровень физического развития исследуемых спортсменов, конкретно отражены те показатели, которые важны для такого вида спорта как бег на средние дистанции. Так для тестирования скоростных качеств был применен бег на 30 метров, уровень развития скоростно-силовых качеств определяется при помощи прыжка в длину с места, специальная выносливость определялась при помощи теста Купера (беговой тест), силовые качества тестировались путем подтягивания на перекладине.

 

Таблица 17. Полученные результаты педагогических тестов и наблюдений

№ Исл. пол возраст Бег 30 м. сек Бег 12 мин. Подтягивание на перекладине Прыжок с места Оценка

Младший возраст

1 м 12 5,4 2500 5 180 2,3
2 м 12 5,2 2700 6 185 2,8
3 м 14 4,9 3200 8 210 3,3
4 м 13 4,9 2800 4 190 3
5 м 13 5,0 2850 5 185 3
6 м 12 5,1 2600 6 185 3,3
7 м 14 4,7 3400 5 240 3,5
8 м 13 4,9 2700 6 185 2,8
9 м 12 4,8 2500 4 190 3,5
10 м 13 4,9 2800 5 190 3

Старший возраст

11 м 19 3,6 4150 25 300 5
12 м 19 3,9 3900 15 285 4,8
13 м 19 3,8 3650 8 290 4,5
14 м 20 3,4 3400 7 280 4,5
15 м 20 3,6 3250 10 275 4,5
16 м 21 3,7 3700 15 290 4,8
17 м 21 3,6 3500 13 280 4,8
18 м 21 3,4 4000 6 300 4,5
19 м 22 3,8 3300 5 310 4,5
20 м 22 3,9 3600 5 340 5

Из полученных результатов в вышеуказанной таблице, проанализируем в процентном соотношении уровень физического развития. В средней группе он составляет - немного выше среднего - 40% (4 чел.), на среднем уровне - 30% (3 чел.), ниже среднего - 30% (3 чел.). Уровень физического развития в старшей группе представлен на высоком уровне 20% (2 чел.), ближе к высокому уровню - 80% (8 чел.).

Из данных приведенных в таблице можно сделать сравнение физического развития спортсменов среднего и старшего возраста (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Оценка ориентировочных нормативов физического развития спортсменов

 

Анализируя проведенные исследования физического развития спортсменов, следует сказать, что физические развитие среднего возраста оставляет желать лучшего. Так, как нужно обратить внимание на развитие силовых качеств в большей мере, далее акцентировать внимание на развитие скоростно-силовых качеств, далее развивать не менее важных качеств в беге на средние дистанции скоростные качества и специальную выносливость. В старшей же возрастной группе следует обратить внимание на развитие силовых качеств.


Таблица 18. Ориентировочные нормативы оценки физического развития спортсменов (подростки)

Показатели Оценка 12 лет 13 лет 14 лет
Бег 30 мет. с. Отлично 4,9 и меньше 4,7 и меньше 4,6 и меньше
  Хорошо 5,0-5,1 4,8-4,9 4,7-4,8
  Средне 5,2-5,3 5,0-5,1 4,9-5,0
  Слабо 5,4-5,5 5,2-5,3 5,1-5,2
  Плохо 5,6 и больше 5,4 и больше 5,3 и больше
Бег 12 мин. Отлично 3000 и больше 3000 и больше 3000 и больше
  Хорошо 2750-3000 2750-3000 2750-3000
  Средне 2500-2750 2500-2750 2500-2750
  Слабо 2200-2500 2200-2500 2200-2500
  Плохо 2100 и меньше 2100 и меньше 2100 и меньше
Подтягивание на перекладине Отлично 13 и больше 17 и больше 17 и больше
  Хорошо 10-12 13-16 13-16
  Средне 7-9 9-12 9-12
  Слабо 4-6 5-8 5-8
  Плохо 3 и меньше 4 и меньше 4 и меньше
Прыжок с места Отлично 213 и больше 238 и больше 251 и больше
  Хорошо 198-212 219-237 235-250
  Средне 183-197 200-218 219-234
  Слабо 168-182 181-199 203-218
  Плохо 167 и меньше 180 и меньше 202 и меньше

 

В ниже приведенной таблице 19 показаны результаты физиологических показателей. Где был применен Гарвардский степ-тест который свидетельствует о физической работоспособности спортсмена и оценка ЧСС в покое и после 20 приседаний для определения адаптационных способностей организма, после незначительной нагрузки.

 


Таблица 19. Полученные результаты физиологических показателей (ЧСС в покое и после 20 приседаний, степ-тест)

пол возраст ЧСС в покое

ЧСС, после 20 приседаний

ЧСС, 20 приседаний за 30 с, %

Степ тест

       

 

  Время в с. ЧСС, после нагрузки ИГСТ

Средний возраст

1 м 12 70

110

57 240 80 54
2 м 12 68

103

51 240 75 58
3 м 14 65

105

61 240 79 55
4 м 13 71

110

54 240 84 51
5 м 13 74

114

54 240 79 55
6 м 12 69

109

57 240 85 51
7 м 14 66

110

66 240 80 54
8 м 13 75

115

53 240 76 57
9 м 12 71

111

56 240 85 51
10 м 13 69

109

57 240 84 51

Старший возраст

1 м 19

50

80 60 300 90 60
2 м 19

52

85 63 300 80 68
3 м 19

56

92 64 300 83 65
4 м 20

58

90 55 300 85 64
5 м 20

57

94 64 300 83 65
6 м 21

54

103 90 300 78 69
7 м 21

65

110 69 300 85 64
8 м 21

55

80 45 300 97 56
9 м 22

60

85 41 300 85 64
10 м 22

47

80 70 300 90 60
                   

 

Из приведенной выше таблицы следует отметить, что уровень функционального состояния ССС и физической работоспособности находится на среднем. Говоря о старшем возрасте физические показатели спортсменов находятся чуть выше среднего.


Таблица 20. Оценка функционального состояния сердечнососудистой системы

тесты пол

оценка

    5 4 3 2 1
ЧСС в покое после 3 мин. отдыха в полож. Сидя, уд./мин. м <66 66-73 74-82 83-89 >89
20 приседаний за 30 с, % м <36 36-55 56-75 76-95 >95

 

Ниже приведены средние оценки физиологических показателей спортсменов средней и старшей возрастной группы (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Оценка физиологических показателей (ЧСС в покое и после 20 приседаний, степ-тест).

 

Оценивая результаты ЧСС и ИГСТ в выше изложенной диаграмме можно сказать, как в среднем возрасте, так и в старшем, необходимо немного снизить объем тренировочных нагрузок так, как организм не восстанавливается после них.

Заключение

В последние 10-20 лет в России произошла стагнация в достижение высоких результатов, что свидетельствует последние Олимпийские игры в Пекине, Чемпионаты Мира, где наши спортсмены даже не входят в призеры. Выдающихся спортсменов можно пересчитать по пальцам, но речь идет о последующем поколение спортсменов которые будут выступать на соревнованиях и победителями там будут не просто сильные, а сильнейшие из сильнейших. Именно поэтому проблема отбора является актуальной в настоящее время и для этого нужно, как минимум применить правильные методики на начальном этапе спортивного отбора, что бы новичок определился с правильным выбором того или иного вида спорта, а тренеры в сою очередь благодаря полученным данным могут привести спортсмена к высоким результатам. Желательно, что бы на каждом этапе отбора, работала организованная система тренеров, так называемая пирамида. Например, на начальном этапе работает один тренер, который хорошо знает методики спортивного отбора ДЮСШ, в дальнейшем итоге кандидат передается следующему, который может дать больше знаний, умений, навыков и т.д. до достижения максимального результата или отсекания на определенном этапе отбора.

Однако сегодня процесс отбора в большинстве случаев носит естественный, а порой довольно субъективный характер, особенно в начальных звеньях спортивной подготовки. Объясняется это как недостаточностью методических рекомендаций, так и отсутствием их. Необязательно вносить колоссальные затраты на спортсменов, достаточно провести определенные методы для выявления задатков у начинающих спортсменов, что и может привести к ожидаемому результату.

- всякий тест должен опираться только на те параметры, которые непосредственно работают с данным видом спорта;

показатели тестов являются следствием работы на тренировках. Если они падают, значит, нужно что-то менять. Поэтому тестирование на работоспособность - крайне важно, время от времени его нужно проходить спортсменам любого уровня;

всякий тест должен быть безопасен для спортсмена, а об определенных последствиях он должен быть предупрежден заранее.

Есть определенная классификация тестов:

тесты в условиях тренировки и лабораторные исследования;

тесты по типу движения (бег, приседания и т.д.);

тесты по мощности нагрузки (от минимальной до максимальной);

специфические тесты (бегун бежит, велосипедист крутит педали и т.д.);

неспецифические тесты (в которых нагрузка одинакова для любого вида движения).

Были проанализированы этапы процесса отбора в многолетней подготовке спортсмена и выявлены наиболее приемлемые временные промежутки для отсева непригодных для данного вида спорта.

Также были сформулированы основные принципы, по которым должен проводиться отбор.

Основываясь на полученной информации, мы попытались создать методику отбора бегунов на средние дистанции в легкой атлетике. Методика основывается на нескольких этапах отбора в процессе многолетней подготовки спортсменов. Включает в себя ряд тестов, анкет и процедур, помогающих максимально проанализировать кандидата с точки зрения пригодности к виду. Составляя данную программу, мы основывались на проверенных годами научных данных, опыте специалистов в сфере наук о спорте.

При отборе для занятий тем или иным видом спорта нельзя ориентироваться на один какой-либо метод (тест). Необходимо учитывать множество других факторов: вентиляцию легких, тканевое дыхание, обеспечивающих адекватное кровообращение во время работы, способность к расслаблению мускулатуры (релаксация) и многие другие. Особенно важен такой подход в спорте высших достижений.

Рост спортивных достижений остановить невозможно. Однако существенно изменяется масштабность этого роста: уже сейчас в большинстве видов легкой атлетики результаты регистрируются с точностью до сотых долей секунды.

И чем медленнее будут расти спортивные рекорды, чем дифференцированнее будет оценка спортивных достижений, тем более необходимой станет обязательная, тонкая оценка спортивных способностей на всех этапах многолетней подготовки - от новичков до олимпийцев.

Можно с уверенностью сказать, что совершенствование методов отбора перспективных спортсменов будет способствовать дальнейшему и неуклонному росту спортивных результатов.


Список использованной литературы

 

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

. Бахрах, И.И. Морфофункциональные особенности юных спортсменов: учеб. пособие / И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов. - Смоленск.: СГИФК, 1984. - 99 с.

. Вавилов, А.И. Теория и практика физической культуры: учеб. пособие / А.И. Вавилов. - М.: Наука 2011. - 128 с.

. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. -288 с.

. Дашинорбаев, В.Д. Физическая культура: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.Д. Дашинорбаев. - 2-е изд., перераб. - Улан-Уде: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 229 с.

. Жбанков, О.В. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе / О.В. Жбанков, Д.С. Петров, В.А. Головина // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №2. - С. 20-23.

. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2005. - 464 с.

. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Мибулатов. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

. Зимкин, Н.В. Физиология человека: учебник для институтов физической культуры / Н.В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 534 с.

. Захарова, В.В. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике: метод. указания / В.В. Захарова. - Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2003. - 51 с.

. Завьялов, А.В. Соотношение функций организма: учеб. пособие / А.В. Завьялов. - М.: Медицина, 1990. - 158 с.

. Захарьева, Н.И. Индивидуально-типологические особенности адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Н.И. Захарьева // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №2. - С. 25-28.

. Ивочкин, В.В. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.В. Ивочкин, Ю.Г. Травин. - М.: Советский спорт, 2004. - 108 с.

. Ильиныч, В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

. Куликов, Л.М. Спортивная тренировка: управление, систематичность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, Е.А. Великая // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7. - С. 26-31.

. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта / под ред. Т.Ю. Круцевича. - Т. 1. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.

. Макаров, А.Н. Легкая атлетика: учеб. пособие для отделений физического воспитания / А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннов. - М.: Просвещение, 1990. - 205 с.

. Мартыцин, О.В. Система средств формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней тренировки / О.В. Мартыцин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №11. - С. 12-14.

. Мищенко, В.С. Функциональные возможности спортсменов: учеб. пособие / В.С. Мищенко. - К.: Здоровья, 1990. - 200 с.

. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте: учеб. пособие / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровья, 1988. - 214 с.

. Пожарова, Г.В. Физиологические основы физического воспитания и спорта: учебно-практическое пособие / Г. В Пожарова, М.А. Гераськина. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2006. - 85 с.

. Рогозкин, В.А. Генетические маркеры физической работоспособности человека / В.А. Рогозкин, И.Б. Назаров, В.И. Казаков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №12. - С. 34-36.

. Сиренко, В.А. Бег на средние дистанции: учеб. пособие / В.А. Сиренко. - Киев: Здоровья, 1985. - 133 с.

. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учебник / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.

. Сокунова, С.Ф. Эффект специализированной тренировки в беге на аэробную и анаэробную производительность у спортсменов / С.Ф. Сокунова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 8-10.

. Солодков, А.С. Физиология спорта: учеб. пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 231 с.

. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: метод. пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 120 с.

. Тхазепалов, А.М. Прогнозирование и отбор в спорте: учебно-методические материалы / А.М. Тхазепалов. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2002. - 50 с.

. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пособие для институтов и техникумов физ. культ. / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания: учеб. пособие / Н.А. Фомин, В.Е. Фолин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 421 с.

. Фомин, Н.А. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам): учеб. пособие / Н.А. Фомин, В.П. Филина. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.

. Халанский, Ю.Н. Спортивный отбор: метод. рекомендации /

Ю.Н. Халанский, Ю.А. Баранаев, Г.Н. Ситкевич. - Витебск: изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. - 143 с.

. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

. Цыбусова, В.В. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование по легкой атлетике (бег на средние дистанции): программа / В.В. Цыбусова. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2000. - 12 с.

. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора: книга для тренера / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 151 с.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Оценка общей работоспособности организма и его адаптационных возможностей при спортивном отборе

 


Введение

спортсмен отбор работоспособность

Определение способностей и, в целом, одаренности как сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей человека является предметом специальной психолого-педагогической отрасли - ориентации и отбора для занятий в различных видах спорта.

Приход ребенка в спорт начинается либо с выбора им определенного вида, либо отбора его в определенную спортивную секцию. И лишь после этого начинается процесс тренировки, воспитание его в коллективе, приспособление к внешне средовым факторам. В спортивной жизни чрезвычайно важно, чтобы этот первый шаг оказался удачным.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину - от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска).

Проблема спортивного отбора была и остается одной из самых важных для каждого вида спорта. Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т.д. Для каждого кандидата отбор, в конечном счете, сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д.

Правильный выбор определенного вида деятельности в спорте, может привести к высоким результатам. Однако достижение значительного успеха на международной арене в настоящее время требует интенсивного и многолетнего периода тренировки.

Такая тренировка связана со значительными финансовыми расходами. Отсюда правильное решение проблемы отбора приносит многочисленные выгоды:

а) устраняет финансовые расходы, связанные с многолетней тренировкой бесперспективных спортсменов;

б) оберегает тренирующихся от потери времени, неисполнения ожиданий, ухудшения здоровья вследствие не соответствующих возможностям спортсмена тренировочных нагрузок, не отпугивает от занятий спортом, необходимых для здоровья;

в) избавляет тренеров от ненужной потери времени;

г) обеспечивает качественные резервы для сборных команд разного уровня.

Объектом исследования стали критерии и методы спортивного отбора.

Предметом исследования было применение определенных критериев и методов (оценки общей работоспособности организма и его адаптационных возможностей) в процессе спортивного отбора.

Цель работы - изучить эффективность использования методов определения общей работоспособности и адаптационных возможностей организма при спортивном отборе бегунов на средние дистанции.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:

. исследовать общую работоспособность и адаптационные возможности организма учащихся СДЮСШОР им. П.Г. Болотникова наиболее доступными методами;

. сравнить эффективность использования данных методов исследования у учащихся с разным спортивным стажем;

. обосновать целесообразность использования вышеназванных методов при спортивном отборе.

Гипотеза: Мы полагаем, что наиболее эффективными показателями при спортивном отборе на различных этапах тренировочного процесса легкоатлетов являются общая работоспособность спортсмена и адаптационные возможности его организма. Осуществлять отбор на основе данных методов целесообразно в связи с их доступностью, низкими затратами и высокой эффективностью.

Структура дипломной работысостоит из введения, трех разделов, включающих ряд подразделов, заключения, списка использованных источников.

В соответствии с гипотезой, для решения поставленных задач и достижения цели в ходе исследования нами были применены методы традиционного общенаучного анализа и синтеза литературных источников, эксперимента, сравнительного анализа полученных данных.

 


Основы спортивной ориентации и отбора

Современная наука исследует проблему человека в большом спорте. Изучаются различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. По каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами на каждом из них [14, c. 295].

Рост результатов в спорте зависит, как известно, от методики и тактики спортивной тренировки, прогресса технических средств, своевременной и эффективной реабилитации спортсменов, а также от роста массовости и правильного спортивного отбора. Если решение большинства этих задач в значительной мере определяется социальными, экономическими и организационными вопросами, спортивный отбор - это проблема научного исследования, проблема научного поиска [34, c. 5].

Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования [10, c. 6].

Объективные причины необходимости спортивного отбора в спорте таковы: у разных людей при относительно одинаковых тренировочных возможностях степень тренируемости двигательных качеств различна. По-видимому, не всякий может добиться выдающихся спортивных результатов. Выдающееся спортивное достижение - это результат не только упорных тренировок, но также и экстраординарных наследственных данных, которыми обладает спортсмен [34, c. 6].

Спортивная ориентация - это система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивн


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.