Правовая база муниципальной библиотечной системы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Правовая база муниципальной библиотечной системы

2021-04-18 106
Правовая база муниципальной библиотечной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время взаимоотношения библиотек с государством и муниципальной властью изменяются в связи с расширением их организационно-экономической самостоятельности, стремлением библиотечных учреждений к децентрализации и самоопределению, адаптации к рыночным отношениям.

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Принципиально важно, что при разработке Конституции было декларировано и подтверждено как самостоятельная ценность уважение к культуре и традициям всех национальностей. Основополагающим условием для успешной реализации этих положений являются стабильность общества, порядок, организованность, дисциплина [9, C. 16].  

Регулирование правоотношений, возникающих по поводу или в связи с библиотекой, осуществляется разными субъектами - государством, физическими и юридическими лицами, собственно библиотеками.

Правовое поле, в котором функционируют муниципальные библиотеки, включает федеральное, региональное законодательство и организационно правовую базу муниципальных образований [30, C. 175].

Для представления современного правового положения муниципальных библиотек охарактеризуем источники и содержание нормативно-правовой базы, на которую они непосредственно опираются.

Рассмотрим верхний уровень системы - федеральное законодательство.

. Специальные законодательные правовые акты в области библиотечного дела, федеральные законы («Об обязательном экземпляре документов»). Они регулируют общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» заложил основы правового обеспечения деятельности библиотеки в качестве уникального социального института, сочетающего в себе информационные, досуговые, образовательные и культурные функции. В соответствии с ним: библиотеки имеют право:

· самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;

·   утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;

·   определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;

·   определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;

·   осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;

·   определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

·   образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;

·   участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;

·   осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;

·   самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;

·   изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;

·   совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству [21, C. 69].

2. Законодательные акты других отраслей права, регулирующие отдельные направления деятельности библиотек: федеральные законы «Основы законодательства о культуре», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об образовании», а так же базовые законы, имеющие большое значение для деятельности библиотек.

3. Законодательные акты и кодексы различных отраслей права, регулирующие неспецифическую деятельность библиотек. Библиотечная деятельность по мере осуществления порождает огромное количество правоотношений, регулируемых гражданским законодательством, трудовым, административным и т.д.

Кроме законов, к федеральному уровню правовой системы относятся также нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации; нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации; федеральных министерств, ведомств, комитетов.

Второй уровень законов о библиотечно-информационной деятельности - это региональное законодательство, оно определяет библиотечную политику в регионе и создаёт правовой фон для муниципального уровня управления. Преобладающим видом актов являются законы о библиотечном деле [21, C. 75].

Региональное библиотечное законодательство регулирует как общие, так и частные правоотношения в библиотечной сфере. Органы власти субъектов Российской Федерации принятыми юридическими документами гарантируют:

· реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

·   сохранение сети культурно-просветительских учреждений;

·   материально-финансовую поддержку библиотекам и другим учреждениям культуры.

К полномочиям органов местного самоуправления в области культуры относятся:

· организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, межпоселенческих библиотек;

·   библиотек городского округа. При этом каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

· созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;

·   многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

К исключительной компетенции местной власти относится:

· планирование, организация, регулирование и контроль за деятельностью, как органов местной администрации, так и библиотечных учреждений в целях осуществления государственной политики в области библиотечного дела;

·   формирование местных бюджетов в части расходов на библиотечное обслуживание и соответствующих фондов развития библиотек;

·   разработка и принятие местных нормативов финансирования деятельности библиотек;

·   строительство библиотечных зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий;

·   создание, реорганизация и ликвидация библиотек;

·   назначение руководителей библиотек муниципальных образований, определение системы оплаты труда библиотечных работников;

·   установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие библиотек и повышение качества библиотечного обслуживания населения [30, C. 182].

Отдельные положения и нормы права действующего законодательства прямо или косвенно отражают следующие принципы правового регулирования конкретной деятельности библиотеки:

· системный подход к нормативному правовому регулированию деятельности библиотек;

·   свободный доступ пользователей к информации, открытость фондов библиотек;

·   правовое регулирование участия российских библиотек в международном информационном обмене;

·   формирование ресурсной базы комплектования библиотечных фондов;

·   развитие информационной деятельности библиотек;

·   правовую защиту библиотечно-информационных продуктов как объектов интеллектуальной собственности;

·   обеспечение права авторства создателей библиотечно-информационных продуктов;

·   государственный учёт и регистрацию библиотечно-информационных ресурсов;

·   стандартизацию, сертификацию, лицензирование, аккредитацию отдельных направлений деятельности библиотек.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.