Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-04-18 | 144 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция № 3 «Методология, источники и методы этнопедагогики как науки»
Цель: ознакомление студентов с основными методологическими позициями современной этнопедагогики, обзор основных подходов и методов к изучению данной отрасли знания, рассмотрение сущности теорий о понимании этнической идентичности (этничности).
План
1. Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики.
2. Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм). Структурные компоненты и типы этнического самосознания.
3. Источники и методы этнопедагогики.
Ключевые слова темы: методология этнопедагогики, источники и методы этнопедагогики, генетический, эволюционный, системный, логико-исторический, синеретический, интегральный, парадигмальный, этнопедагогический, антропологический, культуро-логический, смыслоцентрированный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к изучению этнопедагогики, этническая идентичность, примордиализм, инструментализм, конструктивизм, этническое самосознание.
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
1 | Общая (единое задание для каждого студента группы) | Конспектирование информации по методологии этнопедагогики за преподавателем, представляемой с помощью интеллект–карты. Работа с обобщающей таблицей по описанию сути каждого из методологических подходов, используемых этнопедагогикой на разных методологических уровнях (на каждом из 4–х). Содержание таблицы приведено ниже | Проверка записей в тетради. |
2 | Групповая | Изучение сущности теорий возникновения и развития этнической идентичности по 3 группам и заполнение обобщающей таблицы при выступлений групп всеми студентами в тетради: Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм) | Презентация идей римордиализма, инструментализма и конструктивизма, представление заполненной таблицы по 3 теориям возникновения и развития этнической идентичности |
3 3 | Индивидуальная | Построение в тетради СЛС по теме «Источники и методы этнопедагогики» | Представление и защита СЛС |
|
Элементы Интеллект–карты по теме «Методология этнопедагогики»
Обобщающая таблица «Методологические подходы исследований
в этнопедагогике»
Подход
ФИЛОСОФСКИЙ
Позволяет:
– анализировать условия происхождения определенных этнических особенностей воспитательных систем различных народов,
– анализировать условия происхождения определенных этнопедагогических явлений и процессов,
– прогнозировать их последующее развитие;
– выявлять моменты смены одного уровня сформированности этнокультурной компетенции другим (качественно иным),
– исследовать механизм возникновеия уже сложившихся качеств и характеристик этнопедагогического процесса и его субъектов
Этнопедагогическое пространство рассматривается как развивающаяся социальная система, её функционирование – неотъемлемая часть глобального эволюционного процесса. Её развитие происходит в соответствии с общими универсальными законами развития, в основе которых лежит самоорганизация
ОБЩЕНАУЧНЫЙ
Означает для этнопедагогики:
– разработку систему методологических оснований этнопедагогического процесса и его информационно-технологического обеспечения,
|
– рассмотрение системообразующих факторов этнопедагогизации развития личности обучаемого,
– рассмотрение этнокультурной компетентности обучаемого и педагога как системы, а также как элемента целостной системы личностных свойств человека,
– проектирование целостного этнопедагогического процесса в образовании,
– моделирование воспитательно-образовательного процесса и этнопедагогических технологий,
– Моделирование опытно-экспериментальной апробации этнопедагогических технологий и использование результатов в практике учебных заведений,
– Разработку системы оценки эффективности этнопедагогических технологий и учебно-воспитательного процесса.
Предполагает изучение предистории, истории, зрелого состояния, перспектив развития этнопедагогики
Синергетические принципы этнопедагогики:
– принцип субъектности познающего сознания, новое место исследователя, представляющего собой личностную систему, внутри системы наблюдения заставляет по–новому осмыслить и статус действующих лиц этнопедагогического процесса, обучаемый и педагог являются активными субъектами этнопед. процесса,
– принцип дополнительности, который определяется одним из ведущих открытий неклассической квантовой теории – концепцией комплементарности; смысл клнцепции в том, что противоположности как основа развития устраняются не посредством снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей; для практики это означает, что этнический культурный монолог уступает место смысловому межэтническому межкультурному диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся этнокультурной личности,
– принцип открытости этнокультурной информации – роль педагога состоит в том, чтобы поместить предлагаемые обучаемому этнокультурные знания в контекст открытия, стимулировать процесс познания, а не давать знания в готовом виде,
– принцип нелинейности этнокультурного развития личности – формирование этнокультурной личности происходит с учетом множественности вариантов и сценариев развития,
– принцип «целое больше частей» подразумевает рассмотрение каждой отдельной этнокультуры как части мирового культурного процесса, как неотъ емлемого компонента мировой цивилизации,
|
– принцип признания самоценности каждой личности – с позиции синергетики, личность есть открытая возможность,
– принцип флуктуации (отклонения) – любая функционирующая система не является стабильной, в ней неизбежно накапливаются отклонения, которые ведут к хаосу и могут даже вызвать её распад; процесс осознания самого себя в этнокультурном пространстве приводит к «порядку через флуктуацию»,
– принцип противоречивости процесса развития – самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии неравновесных стрктур; развитие в синергетике понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы, а не как наведение порядка извне,
– принцип единого темпомира (темпа развития) – обучающего и обучающегося в процессе развития в этнокультурном пространстве; в процессе эволюции открытые неравновесные системы интегрируются в сложные целостные структуры, развивающиеся в разном темпе
Состоит в попытке согласованной интеграции практически всех областей знания – от физики и биологи, теории систем и теории хаоса до искусства, поэзии и эстетики, всех значимых школ и направлений, традиций Востока и Запада.
– Освоение этнокультурных явлений представляет собой один и этапов самосовершенствания личности, движения к «совершенному «Я»», к личности с высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности,
– интеграцию 4–х уровней методологического анализа и подходов на этих уровнях,
– означает интеграцию культур в поликультурном образовательном пространстве, рассмотрение и анализ этнокультурных явлений с позиций представителей различных культур, рассмотрение любого этноса как неотъемлемой части мировой цивилизации,
– осознание личностью необходимости владения уровнем этнокультуры как залога успешности в дальнейшем росте и развитии личности, сознательность на всех этапах реализации этнопедагогических технологий,
– интеграция культур в ходе образовательного процесса – родной культуры обучаемого и культуры других этносов, обучение в рамках концепции диалога культур,
|
– формируемая этнокультурная компетентность рассматривается как сложное, многоуровневое, многоаспектное интегральное явление, входящее в систему личностных качеств человека,
– комплексное изучение этнокультурных явлений как неотъемлемая часть мирового культурного процесса
Означает, что целевые, содержательные, процессуальные характеристики этнопедагогических процессов должны разрабатываться в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах общенаучной синергетической парадигмы, а также личностно–ориентированного обучения и гуманистической парадигмы, означающей ориентацию всего научного поиска на человека
КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЙ
Личностно-ориентированный
Культурологический
Антропологический
Деятельностный
|
Смыслоцентрированный
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!