В характеристике методики указывают ее: — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В характеристике методики указывают ее:

2021-04-18 120
В характеристике методики указывают ее: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) цель

2) назначение

3) хозяина

4) испытуемых

23. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:

1) внутренним

2) зависимым

3) независимым

4) побочным

24. Репрезентативность метода научного исследования – это:

1) соответствие результатов теста всей популяции людей

2) соответствие результатов теста выборке стандартизации

3) свойство теста давать правильные оценки качества

4) согласованность результатов теста

25. В поисковом исследовании более целесообразно использовать:

1) количественные методы

2) качественные методы

3) ни качественные, ни количественные методы не годятся

4) проективные методы

26. К этическим принципам психодиагностики относятся все нижеперечисленные, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОДНОГО:

1) "не навреди"

2) конфиденциальность

3) добровольность

4) амнезия

27. Классификация проективных методов включает в себя все нижеперечисленные группы, КРОМЕ ОДНОЙ:

1) методы интерпретации

2) методы стандартизации

3) методы экспрессии

4) методы дополнения

28. К признакам проективных методов относятся все нижеперечисленные, КРОМЕ ОДНОГО:

1) неопределенность стимульного материала

2) полное отсутствие оценки со стороны экспериментатора

3) обязательная стандартизация на этапе обработки данных

4) изучение своего рода модуса личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением

29. Нулевая гипотеза - это:

1) исследовательская гипотеза

2) гипотеза об отсутствии различий

3) гипотеза о различиях поведения контрольной и экспериментальной группы

4) гипотеза, появившаяся на «нулевом» этапе исследования

30. Нормы - это:

1) результаты испытуемых по тесту,

2) максимальная оценка по тесту,

3) среднестатистическая оценка по тесту,

4) критерии оценки результатов теста, позволяющие установить место полученных данных в выборке стандартизации.


Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине (зачету)

1. Классификация методов социально-психологического исследования.

2. Понятия общей и частной методологии, совокупность конкретных методик иссле-

3. дования.

4. Рабочий план научно-теоретического исследования. Методологический раздел программы: проблема, объект, предмет, цель, задачи,

5. гипотезы, интерпретация основных понятий.

6. Общая характеристика метода наблюдения.

7. Основные виды наблюдения.

8. Самонаблюдение, его особенности.

9. Категории и схемы наблюдения.

10. Основные ошибки наблюдения.

11. Преимущества и недостатки метода наблюдения

12. Общая характеристика опросных методов.

13. Основные виды анкет,

14. Классификация вопросов анкет.

15. Основные требования к классификации вопросов анкет.

16. Сферы и особенности применения метода интервью.

17. Классификация интервью по различным основаниям.

18. Групповое интервью (метод фокус - группы).

19. Требования к личности интервьюера и процессу проведения интервью.

20. Отличия беседы от интервью, требования к составлению плана беседы.

21. Требования к вопросам беседы.

22. История метода контент-анализа. Основные области применения метода контент-

23. анализа.

24. Качественные и количественные характеристики контент-анализа.

25. Тестирование как метод социальной психологии.

26. История социометрического метода. Назначение социометрической процедуры.

27. Социометрические критерии.

28. Параметрическая и непараметрическая процедуры.

29. Социометрическая карточка. Социометрия. Социограмма.

30. Групповая оценка личности как разновидность рейтинга.

31. История биографического метода.

32. Основные методические направления по изучению жизненного пути.

33. Генограмма как метод изучения биографии семьи

34. Эксперимент, его специфика в социальной психологии.

35. Лабораторный и естественный эксперимент

36. Этические нормы проведения экспериментов.

37. Методы изучения социально-психологических установок.

38. Метод наблюдения в прикладной психологии, его возможности и ограничения.

39. Опросные методы в психологии. Анкета и интервью, современные аспекты использования этих методов.

40. Беседа. Проблемы выделения специфических признаков этого опросного метода.

41. Основные сферы современного применения метода контент-анализа.

42. Биографический метод, его разновидности, сферы применения в психологии.


Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине (экзамену)

1. Роль методологии в построении научного психологического знания. Уровни методологии.

2. Характеристика форм научного знания.

3. Объект и предмет психологической науки. Предмет и объект исследования в психологии.

4. Основные категории психологии: психическое отражение; сознание; личность; деятельность; общение.

5. Категория личности в психологии. Основные теории личности: сравнительный анализ.

6. Основные методологические принципы: принцип развития; принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип системности.

7. Количественные и качественные методы в психологии.

8. Психодиагностические методы: общая характеристика. Постановка диагноза в психологии.

9. Классификация методов (Б. Г. Ананьев).

10. Метод наблюдения в психологии.

11. Опросные методы в психологии.

12. Тестовый метод в психологии. Валидность, надежность и репрезентативность. Понятие нормы.

13. Метод наблюдения в прикладной психологии, его возможности и ограничения.

14. Анализ документов. Технология контент-анализа.

15. Проблема метода организации исследования психического развития. Принципиальная ограниченность стратегии «срезов». Лонгитюдный метод организации исследования. Комплексный метод.

  1. Использование опросов в социально – психологической диагностике
  2. Значение анкетирования в исследовании ценностных ориентаций, социальных установок, индивидуальных качеств личности

18. Беседа как метод исследования.

19. Требования, к подготовке и проведению беседы. Условия эффективности использования беседы в процессе исследования.

20. Тест. Основные виды тестов и их исследовательские задачи.

21. Выбор теста, проведение теста, интерпретация его результатов.

22. Метод опроса. Основные формы опроса и их характеристика.

23. Анкетирование, его сущность и назначение. Методика подготовки и проведения анкетного опроса.

  1. Интервью – метод получения социально – психологической информации на основе вербальной коммуникации
  2. Этапы и принцип разработки анкет
  3. Контент – анализ как метод социально – психологического исследования
  4. Роль самонаблюдения в формировании самосознания и самоконтроля личности
  5. Значение биографического метода в исследовании и проектировании жизненного пути личности

29. Моделирование предмета и процедур исследования.

30. Этапы выполнения научной работы: поисковый и основной этап.

31. Библиографическая подготовка научного исследования: поиск литературы и составление библиографии; оформление ссылок на литературу. Построение литературного обзора.

32. Структура и содержание программы эмпирического исследования в области социально-психологического направления.

33. Создание теоретической модели исследуемого явления.

34. Гипотеза, ее роль в научном исследовании.

35. Основные понятия психологических основ эксперимента.

36. Формирование выборки для научного исследования.

37. Обобщение результатов (группирование в таблицы).

38. Проблемы статистической обработки полученных данных. Измерительные шкалы в психологии. Выбор коэффициентов корреляции для номинативной, ранговой и интервальной шкалы.

39. Определение переменных для математического и качественного анализа.

40. Зависимые и независимые выборки: проблема выбора критерия.

41. Описательная статистика.

42. Проверка статистической гипотезы.

43. Параметрические и непараметрические критерии. t-критерий Стьюдента. Критерий знаков и критерий Манна-Уитни. Угловое преобразование Фишера и точный критерий Фишера.

44. Корреляционный анализ.

45. Групповая оценка личности как метод в социальной психологии.

46. Этические нормы проведения экспериментов.


ГЛОССАРИЙ

БЕСЕДА – прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности,

в которой проявляются свойственные ему психологические явления. Часто носит двусторонний характер.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода – описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти – могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

ВАЛИДНОСТЬ – мера соответствия методик и результатов обследования поставленным задачам.

ИНТЕРВЬЮ - это метод получения необходимой информации путем непосредственной и целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Интервью и беседа вид целенаправленного исследовательского общения, прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности в которых проявляются свойственные ему психологические явления. Направление беседы определяется проблемой исследования.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – метод исследования содержания текстов, состоящий в выделении смысловых единиц содержания текста (категорий) и последующий систематический замер частоты и (или) объема их упоминания в исследуемых документах.

КОСВЕННЫЕ ВОПРОСЫ - представляют серию уточняющих вопросов.

ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД организации исследования – метод, предполагающий непрерывное прослеживание психологических и/или социально-психологических характеристик личности и группы в течение длительного промежутка времени.

МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННЫЕ – методы, сосредотачивающиеся на интерпретации языка (интервью, личные дневники), не пытаясь преобразовать результаты исследований в цифры.

МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ – методы, ориентированные на получение строго объективных, количественно выражаемых данных.

НАБЛЮДЕНИЕ – планомерное целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной мере фиксируются исследователем.

НАДЕЖНОСТЬ – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических

измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

ОПРОС – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем, метод, предполагающий ответы опрашиваемых на конкретные вопросы исследователя.

ОПРОСНИКИ – обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений).

ОПРОСНИКИ-АНКЕТЫ – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям.

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - предполагается ответ в свободной форме, но эта "свобода" ответов затрудняет обработку данных, а закрытые вопросы предполагают перечень альтернативных ответов, при этом могут быть альтернативы с веером ответов или ответы с ранжированной оценкой.

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - это предварительное апробирование анкеты на пригодность.

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ - вопросы задаются "в лоб".

САМОНАБЛЮДЕНИЕ - это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД организации исследования – метод, позволяющий сопоставить различные типы групп, уровни развития личности и группы, социально-психологические характеристики представителей тех или иных социальных, возрастных, профессиональных и пр. групп, а также самих групп.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.

ТЕСТ – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

ТЕХНИКИ ПРОЕКТИВНЫЕ – методики, основанные на использовании неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. ЭКСПЕРИМЕНТ – исследование, направленное на получение информации о причинно следственных связях и отличающееся тем, что в нем экспериментатор манипулирует одним или несколькими факторами и контролирует другие.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Основной целью изучения дисциплины «Методология социально-психологического исследования» заключается в усвоении методологии и основ организации теоретического и эмпирического исследования, необходимых магистру в профессиональной деятельности. Дисциплина изучает методологические проблемы психологической науки, а также рассматриваются вопросы методологии психологических исследований.

Форма промежуточной аттестации знаний — зачет, экзамен.

Ключевым методическим способом подачи учебного материала по дисциплине является лекция.

Лекционное занятие — это систематическое, последовательное, устное изложение лектором учебного материала. Занятие «лекция» носит, прежде всего, обзорный характер, охватывая весь круг выносимых на изучение учебных вопросов. При проведении такого типа занятий очень важно живое слово лектора, его педагогическое мастерство как педагога, который дает студентам информационную базу. Лекции являются важной формой передачи преподавателем студентам общетеоретических знаний.

Лекции, как правило, читаются не по всем, а по наиболее сложным темам курса, не дублируют учебники, а содержат новейшие научные данные и примеры, которых может не быть в учебных пособиях. Для лучшего усвоения материала на лекционных занятиях целесообразно предварительно перед лекцией ознакомиться с положениями лекционной темы в конспекте лекций, содержащемся в данном учебно-методическом пособии либо в рекомендуемых учебниках.

Семинарские занятия — другая важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и учебной литературой. Они призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, семинары — это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности — зачетам и экзаменам. В выступлении на семинарском занятии должны содержаться следующие элементы:

· четкое формулирование соответствующего теоретического положения в виде развернутого определения;

· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;

· подкрепление теоретических положений конкретными фактами действительности.

Для качественного и эффективного изучения дисциплины необходимо овладение навыками работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.

Читать и изучать, следует, прежде всего, то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем рекомендуемой литературы.

Когда студент приступает к самостоятельной работе, то он должен проявить инициативу в поиске специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются, прежде всего, в статях, опубликованных в журналах.

Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется библиография всех статей, напечатанных за год, это облегчает поиск нужных научных публикаций.

Работа с научной литературой, в конечном счете, должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться:

· в ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, разработке доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;

· в понимании студентами обоснованности и целесообразности, приводимых в книге и статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам;

· в отделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;

· в способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку, характеристику.

Другим важнейшим методическим приемом в учебном процессе является самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа в высшем учебном заведении, является важной организационной формой индивидуального изучения студентами программного материала. Эти слова особенно актуальны в наше время, когда в педагогике высококвалифицированных специалистов широко используется дистанционное обучение, предполагающее значительную самостоятельную работу студента на основе рекомендаций преподавателя.

В современных условиях дидактическое значение самостоятельной подготовки неизмеримо возрастает, а ее цели состоят в том, чтобы:

· повысить ответственность самих обучаемых за свою профессиональную подготовку, сформировать в себе личностные и профессионально-деловые качества;

· научить студентов самостоятельно приобретать знания, формировать навыки и умения, необходимы для профессиональной деятельности;

· развивать в себе самостоятельность в организации, планировании и выполнении заданий, определяемых учебным планом и указаниями преподавателя.

Достигнуть этих целей в ходе самостоятельной работы при изучении дисциплины возможно только при хорошей личной организации своего учебного труда, умении использовать все резервы имеющегося времени и подчинить их профессиональной подготовке.

Самостоятельная работа как метод обучения включает:

· изучение и конспектирование обязательной литературы в соответствии с программой дисциплины;

· ознакомление с литературой, рекомендованной в качестве дополнительной;

· изучение и осмысление специальной терминологии и понятий;

· сбор материала и написание контрольных, конкурсных и дипломных работ;

·  изучение указанной литературы для подготовки к промежуточному контролю.

· основными компонентами содержания данного вида работы являются:

· творческое изучение учебных пособий и научной литературы;

· умелое конспектирование;

· участие в различных формах учебного процесса, научных конференциях, в работе кружков и т. д.;

· получение консультаций у преподавателя по отдельным проблемам курса;

· получение информации и опыта о работе профессионалов в процессе производственно-учебной практики;

· знакомство с литературой при формировании своей личной библиотеки и др.

Данный комплекс рекомендаций позволяет студентам овладеть многими важными приемами самостоятельной работы и успешно использовать их при подготовке контрольных по дисциплине.

Контрольные работы могут выступать как дополнительные (вспомогательные) учебные формы отчетности студента, которые осуществляются в ходе семинарских (практических) занятий (в конце) и проводятся максимум в течение 10-15 минут. Преподаватель может заранее объявить о предстоящей работе и предложить примерный перечень тем, то есть сориентировать студентов на работу по более широкому кругу вопросов. Таким образом, студентам дается возможность лишний раз обратиться к учебному материалу и более качественно подготовиться к выполнению контрольной работы.

Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким студентам, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появится возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их.

Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.

Особую инновационность в методическом плане при преподавании дисциплины представляют ролевые и деловые игры как форма коллективной деятельности педагога и студентов при проведении семинарских занятий.

Игра позволяет влиять на профессиональные навыки студентов. Учебно-производственные ситуации относятся к тем методическим средствам, которые позволяют осуществлять взаимосвязь понятийно-категориального уровня правосознания с поведенческим. В результате достигается не только интеллектуальный, но и эмоциональный уровень усвоения правовых понятий и идей.

Учебно-тренировочные ситуации являются специфическим методическим приемом, одним из основных видов проблемно-развивающего обучения, благодаря которому усиливается практический интерес студентов к теоретико-правовым вопросам.

Эффективность применения учебных ситуаций зависит от соблюдения следующих условий: знание студентами теоретического материала и наличие достаточного личного опыта и жизненного опыта вообще.

Вместе с тем, обязательным условием эффективного применения учебно-производственных ситуаций на занятиях по дисциплине является сформированность специальных умений: анализировать литературу и источниковую базу, делать анализ, уяснять процессы,происходящие в реальном мире.

Важными в методическом плане на семинарских занятиях являются проводимые тестовые опросы и решение задач, которые содействуют превращению знаний в глубокие убеждения, дают простор для развития творческо-эмоциональной сферы, позволяют сделать выводы об эффективности занятий с учащимися, что в итоге повышает интерес к овладению знаниями.

Только сочетая дидактически и органически все методические способы и приемы в их диалектическом единстве и взаимосвязи мы можем добиться должного уяснения учебного материала со стороны студентов.

Методические рекомендации для преподавателей

Тема занятия   Виды учебных занятий Способы учебной деят-ти Методы обучения, формы педагогического общения Средства обучения Формы контроля
1 2 3 4 5 6
1. Методология науки и исследовательской деятельности Лекция/ семинар коллективный лекция, рассказ объяснительно иллюстративный, монолог, внешний диалог Учебно-наглядные пособия, организационно педагогические средства доклад, реферат
2. Научно-теоретическая деятельность в рамках исследования Лекция/ семинар коллективный лекция, рассказ объяснительно иллюстративный, монолог, внешний диалог Учебно-наглядные пособия, организационно педагогические средства теоретический зачет
3. Проблема метода в психологическом познании Лекция/ семинар коллективный лекция, рассказ объяснительно иллюстративный, монолог, внешний диалог Учебно-наглядные пособия, организационно педагогические средства доклад, реферат
4. Программа социально-психологического исследования Лекция/ семинар коллективный лекция, рассказ объяснительно иллюстративный, монолог, внешний диалог Учебно-наглядные пособия, организационно педагогические средства теоретический зачет
5. Психодиагностические методы исследования Лекция/ семинар коллективный лекция, рассказ объяснительно иллюстративный, монолог, внешний диалог Учебно-наглядные пособия, организационно педагогические средства теоретический зачет
6. Анализ результатов социально-психологического исследования. Составление отчета по научно-исследовательской работе Лекция/ семинар коллективный лекция, рассказ объяснительно иллюстративный, монолог, внешний диалог Учебно-наглядные пособия, организационно педагогические средства доклад, теоретический зачет

 


Приложение

Тематический план изучения дисциплины

«Методология социально-психологического исследования»

 

Год набора 2020         очная форма обучения

Наименование разделов и тем

Всего

Трудоемкость по дисциплине

Формируемые компетенции

Контактная работа

в т.ч.

СР

лекции Подгр/Лаб. Пр/ Сем


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.