Методология социально-психологического исследования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методология социально-психологического исследования

2021-04-18 103
Методология социально-психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Методология социально-психологического исследования

 

Основная профессиональная образовательная программа

высшего образования программы магистратуры

 по направлению подготовки

 

_37_.04__.01_   «Психология»

 

Профиль подготовки «Социальная психология»

 

Квалификация:

Магистр

 

Согласовано: Руководитель ОПОП по направлению 37.04.01 – «Психология» Профиль «Социальная психология» Прялухина А.В._________________ Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «01____» июня___________ 2020 г., протокол №11 Зав. кафедрой ________________М.В. Созинова
  Рекомендована решением Методического совета «15___» июня ___________ 2020 г., протокол № 10 Секретарь МС _____________ А.М. Волкова
  Автор-разработчик: Прялухина А.В. _____________________________________________

 

 

г. Санкт-Петербург

СТРУКТУРА

 

1. Цель и задачи освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4. Тематический план изучения дисциплины

5. Содержание разделов и тем дисциплины

6. План практических (семинарских) занятий

7. Образовательные технологии

8. План самостоятельной работы студентов

9. Контроль знаний по дисциплине

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

2. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

3. Методические рекомендации по написанию контрольных работ

4. Методические рекомендации по написанию курсовой работы

 

Оценочные и методические материалы

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, шкал оценивания

3. Типовые контрольные задания и методические материалы, процедуры оценивания знаний, умений и навыков

 

Глоссарий

 

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине

 


 

1.Цель и задачи освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Методология социально-психологического исследования»

заключается в усвоении методологии и основ организации теоретического и эмпирического исследования, необходимых магистру в профессиональной деятельности. Основные задачи дисциплины «Методология социально-психологического исследования»:

1. Усвоить знания о сущности методологии исследовательской деятельности.

2. Уметь формулировать проблемы, цели и задачи исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики.

3. Понимать логику научного познания и основных подходов к изучению социально-психологических явлений.

4. Овладеть навыками исследовательской деятельности.

 

2.Место дисциплины в структуре ОПОП

 

Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

 

п/п

 

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения

обеспечиваемых дисциплин

1 2 3 4 5 6
1 Социальная психология личности + + + + + +
2 Социально-психологическая диагностика личности и группы + + + + + +
3 Научно-исследовательский семинар + + + + + +
4 Статистические методы в психологии + + + + + +

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

ПК- 1 способностью осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического)

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать: на основе анализа достижений современной психологической науки и практики проблемы, цели, задачи, гипотезы исследования, программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического)
Уметь: формулировать цель, задачи, объект, предмет и гипотезы социально- психологического исследования, составлять программу исследования (теоретического, эмпирического)
Владеть: основами планирования исследования, навыками самостоятельной работы в научном психологическом исследовании и основами интерпретации данных

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

См. приложение

 

5. Содержание разделов и тем дисциплины

План практических (семинарских) занятий

 

№ п/п Наименование темы дисциплины Наименование и содержание практических (семинарских) занятий, литература для подготовки к занятиям Форми- руемые компе- тенции Формы контроля усвоения знаний
1. Методология науки и исследовательской деятельности 1. Человек-субъект самосознания. Феномен «Я» 2. Психология как явление идеальной, виртуальной и материальной реальности. 3. Психология человека. Психологические качества. Субъектность, индивидуальность, тип личности. 4. Человеческие отношения. Онтологические и гносеологические понятия. Л-ра: 1-4 ПК-1 Сообщения, презентации
2. Научно-теоретическая деятельность в рамках исследования 1. Научная проблема, предмет и объект исследования. 2. Цель и задачи исследования. 3. Характеристика эмпирической гипотезы. 4. Методологические принципы психологии. 5. Поиск информации в электронных ресурсах. 6. Общие принципы оформления списка литературы. Л-ра: 1-4 ПК-1 Сообщения, презентации
3. Проблема метода в психологическом познании 1. Основные группы методов (по Б. Г.Ананьеву).  1. Обсервационные методы психологического исследования: общая процедура наблюдения. 2. Применение схем наблюдения (А.С.Залужный, Р.Бейлз и др.). 3. Методики наблюдения 4. Характеристика основных методов сбора эмпирической информации. Требования к исследовательским и диагностическим методам. Л-ра: 1-4 ПК-1 Сообщения, презентации  
4. Программа социально-психологического исследования 1. Основные компоненты программы научного исследования. 2. Этапы психологического исследования. Поисковый и основной этапы исследования и их методология. 3. Разработка программы психологического исследования. Роль модели в психологическом исследовании. Л-ра: 1-4 ПК-1 Сообщения, презентации, работа в группах  
5. Психодиагностические методы исследования 1. Психометрические требования к психодиагностическим тестам: стандартизация, надежность, валидность. 2. Методы диагностики личности. 3. Методы диагностики мотивационно-ценностной сферы. 4. Социально-психологические методы психологического исследования (Диагностика межличностных отношений с помощью методики Т.Лири). Л-ра: 1-4 ПК-1 Сообщения, презентации, работа в группах  
6. Анализ результатов социально-психологического исследования. Составление отчета по научно-исследовательской работе 1. Статистическое доказательство гипотезы исследования: статистические критерии и коэффициенты корреляции. 2. Параметрические критерии (t-критерий Стьюдента) и непараметрические критерии (критерий 2; критерий знаков; критерий Манна-Уитни; критерий Вилкоксона; критерий Розенбаума; угловое преобразование Фишера; точный критерий Фишера). 3. Условия выбора статистических критериев и коэффициентов корреляции: объем выборки; зависимые и независимые выборки; характер распределения данных; измерительная шкала Л-ра: 1-4 ПК-1 Сообщения, презентации, работа в группах  

 

Образовательные технологии

 

При проведении учебных занятий по дисциплине для успешного освоения применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают развитие навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств.

Методы / Формы Лекции (Л) Семинарские занятия (С)
Диалого-дискуссионное обсуждение проблем + +
Работа в команде   +

8. План самостоятельной работы студентов

№ п/п Содержание самостоятельной работы студентов Формируемые компетенции Форма отчетности студента
1. Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии. ПК-1 Конспект
2. Определить актуальность, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу по своей теме исследования. Подобрать литературу. ПК-1 Сообщение, презентация
3. Перечислить методики по следующим сферам личности: методики исследования интеллектуальных способностей; методики профессионального отбора; методики коммуникативной компетенции ПК-1 Сообщение, презентация
4. Составить программу эмпирического исследования по своей проблематике. ПК-1 Сообщение, презентация
5. Перечислить и апробировать методики исследования  по своей проблематике. ПК-1 Сообщение, презентация
6. Составить отчет о научном исследовании: структура и виды отчетов. Написание статьи о проведенном научном исследовании ПК-1 Конспект

 


9. Контроль знаний по дисциплине

По дисциплине предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация.

Текущий контроль успеваемости студента – одна из составляющих оценки качества усвоения образовательных программ. Текущий контроль проводится в течение семестра (практические, опросы и т.п.).

Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения дисциплины в виде экзамена. Вопросы к промежуточной аттестации сформулированы в Оценочных и методических материалах.

 

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

(в наличии в библиотеке ГУП)

а) Основная литература

1. Леонова Е.В. Эмпирические методы психологического исследования: учебное пособие для вузов / Е.В. Леонова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 323 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-10982-5

https://urait.ru/viewer/empiricheskie-metody-psihologicheskogo-issledovaniya-456326#page/2

2. Карандашев В.Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ: учебное пособие для вузов / В.Н. Карандашев. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 132 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-06897-9.

https://urait.ru/viewer/metodologiya-i-metody-psihologicheskogo-issledovaniya-vypolnenie-kvalifikacionnyh-rabot-455377#page/2

3. Панферов В.Н. Методологические основы и проблемы психологии: учебник и практикум для вузов / В.Н. Панферов, С.А. Безгодова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-00362-8

 https://urait.ru/viewer/metodologicheskie-osnovy-i-problemy-psihologii-450852#page/2

4. Константинов В.В. Экспериментальная психология: учебник и пактикум для вузов / В.В. Константинов. – 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-04411-9

https://urait.ru/viewer/eksperimentalnaya-psihologiya-453429#page/2

 

б) Дополнительная литература:

1. Боднар Э Л. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Э. Л. Боднар [и др.]; под общ. ред. Н. С. Минаевой. — М.: Юрайт, 2018. — 121 с. — (Серия: Университеты России). — URL: www.biblio-online.ru/book/1536CA83-26DC-4899-AE66-D5302EF6C127

2. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Крулехт. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 195 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — URL: www.biblio-online.ru/book/AAD88C09-8638-47FB-A70A-4B96AA1D1443.

3. Прялухина А.В. Научно-исследовательская работа в семестре: учебное пособие / А.В. Прялухина, В.В.Васюкевич. Мурманск: МАГУ, 2018. - 151 с.

4. Розин, В. М. Методологические проблемы психологии: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 358 с. — (Серия: Авторский учебник). URL:www.biblio-online.ru/book/26CAA77E-3858-44A0-A7D9-CE0596DBA3A9.

в) Периодические издания

1. Вопросы психологии / Журнал Российской академии образования, - М., выходит с 1995 года. – Выпусков в год – 6. – ISSN онлайновой версии. – Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Вопросы психологии». - Текст: электронный https://www.elibrary.ru/title_about.asp?id=7712

2. Научный журнал «Международный журнал экспериментального образования» - https://www.expeducation.ru/ru/page/index

3. Психологический журнал – Год основания: 1980, Рубрика: Психология, Периодичность: 6, ISSN (print): 0205-9592. Выпускается ФГУП «Издательство «Наука»

https://naukabooks.ru/zhurnali/katalog/psihologicheskij-zhurnal/

 

г) Лицензионное программное обеспечение

1. Офисный пакет приложений Microsoft Office

(самостоятельно определить лицензионное программное обеспечение дисциплины)

д) Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы

2. Официальный сайт СПбГУП: http://www.gup.ru/

3. Электронно-библиотечная система СПбГУП

4. Системы поддержки самостоятельной работы СПбГУП: http://edu.gup.ru/

5. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (версия ПРОФ), установленная в Университете

6. Российское образование http://www.edu.ru/

7. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

8. Электронно-библиотечная система http://e.lanbook.com/

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Аудиторный фонд, компьютерные классы, видео-залы, фонды Научной библиотеки, методические ресурсы кафедры

Изучение дисциплины инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа в высшем учебном заведении является важной организационной формой индивидуального изучения студентами программного материала. Эти слова особенно актуальны в наше время, когда в педагогике высококвалифицированных специалистов широко используется дистанционное обучение, предполагающее значительную самостоятельную работу студента на основе рекомендаций преподавателя.

 

2. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Семинарские занятия — важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и учебной литературой. Они призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, семинары — это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности — зачетам и экзаменам. В выступлении на семинарском занятии должны содержаться следующие элементы:

· четкое формулирование соответствующего теоретического положения в виде развернутого определения;

· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;

· подкрепление теоретических положений конкретными фактами.

Для качественного и эффективного изучения дисциплины необходимо овладение навыками работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.

Читать и изучать, следует, прежде всего, то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем рекомендуемой литературы.

Когда студент приступает к самостоятельной работе, то он должен проявить инициативу в поиске специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются, прежде всего, в статях, опубликованных в журналах.

Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется библиография всех статей, напечатанных за год, это облегчает поиск нужных научных публикаций.

Работа с научной литературой, в конечном счете, должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться:

· в ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, разработке доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;

· в понимании студентами обоснованности и целесообразности, приводимых в книге и статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам;

· в отделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;

· в способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку, характеристику.

Содержание практических (семинарских) занятий

№ Наименование темы дисциплины Тематика самостоятельной работы, содержание практических (семинарских) занятий, литература для подготовки Формы контроля усвоения знаний. Контроль выполнения работы
1 2 3
Тема 1 Методология науки и исследовательской деятельности Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии. Психология как явление идеальной, виртуальной и материальной реальности. Литература: 1-4 Сообщения презентации
Тема 2 Научно-теоретическая деятельность в рамках исследования Определить актуальность, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу по своей теме исследования. Подобрать литературу. Научная проблема исследования. Методологические принципы психологии. Литература: 1-4 Сообщения презентации
Тема 3 Проблема метода в психологическом познании Перечислить методики по следующим сферам личности: методики исследования интеллектуальных способностей; методики профессионального отбора; методики коммуникативной компетенции. Основные группы методов психологии. Литература: 1-4 Сообщения презентации, работа в группах
Тема 4 Программа социально-психологического исследования Составить программу эмпирического исследования по своей проблематике. Основные компоненты программы научного исследования. Литература: 1-4 Сообщения презентации, работа в группах
Тема 5 Психодиагностические методы исследования Перечислить и апробировать методики исследования  по своей проблематике. Психометрические требования к психодиагностическим тестам: стандартизация, надежность, валидность. Литература: 1-4 Сообщения презентации, работа в группах
Тема 6 Анализ результатов социально-психологического исследования. Составление отчета по научно-исследовательской работе Составить отчет о научном исследовании: структура и виды отчетов. Анализ результатов социально-психологического исследования.   Литература: 1-4 Сообщения презентации, работа в группах  

3. Методические рекомендации по написанию контрольных работ

 

Важнейшей формой учебной отчетности студента является контрольная работа.

Выполнение контрольной работы является промежуточной формой отчетности по изучаемой дисциплине и преследует цель лишь оценить способность студента к самостоятельному поиску источников, формированию содержания и его письменного изложения по указанной проблеме. Это важная составляющая изучения дисциплины, а также эффективная форма контроля знаний. При заочном обучении она выступает как обязательная, основная форма самостоятельной работы. В курсовой работе (в соответствии с учебным планом) студент обязан самостоятельно глубоко разобраться в изучаемых проблемах, усвоить суть темы, уяснить ее содержание и только затем письменно представить свою отчетную работу.

Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче экзамена. Работа должна соответствовать установленным требованиям, то есть в ней должны быть раскрыты все проблемы, определенные темой. Для этого студент обязан самостоятельно проанализировать первоисточники и дать исчерпывающие ответы на вопросы темы. Контрольная работа — серьезное учебное задание, и чтобы написать ее как следует, необходимо использовать те первоисточники и учебные пособия, которые позволяют полнее разобраться в проблеме. Студент должен регулярно работать в университетской и городской библиотеке, вдумчиво конспектировать лекции преподавателей.

При написании контрольной работы следует обращать особое внимание на грамотное использование терминологии. При употреблении впервые тех или иных терминов и понятий следует давать их определения либо в самом тексте, либо в сносках.

Приступая к контрольной работе, требуется сначала ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники и составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой, проблемы, и он может состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания курсовой работы — пять наименований.

Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время широко используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появляется возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их. Эта форма также может выступать как вид контрольной работы.

В качестве контрольной работы широко применяется самостоятельное изучение монографического исследования по конкретной, крайне важной проблеме, требующей глубокого рассмотрения. Этот вид работы предполагает не простое знакомство с определенным монографическим исследованием, а детальное его изучение. Для этого студенту важно знать некоторые правила работы с первоисточником, которым для него будет являться монография. Следует выяснить фамилию автора, его имя и отчество, ученую степень и звание, а также что побудило его взяться за изучение данной проблемы; обратить внимание на основные вопросы монографии и их разрешение автором, уметь раскрывать их в ходе собеседования с преподавателем.

Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.

 

Задания для написания контрольных работ (для заочной формы обучения)

  1. Организационные методы как стратегии исследования.
  2. Особенности сравнительного метода исследования.
  3. Характеристика лонгитюдного метода исследования.
  4. Комплексный метод организации исследования.
  5. Наблюдение в психологии
  6. Наблюдательность как профессионально важное качество человека
  7. Сферы особенности применения метода интервью.
  8. История метода контент-анализа. Основные области применения метода контент-анализа.
  9. Эмпирические методы, как проявления реальной практики в процессе исследования.
  10. Принципы исследовательской деятельности.
  11. Методы диагностирования социально – психологических явлений и процессов
  12. Методы сбора информации в социально – психологическом исследовании
  13. Наблюдение как метод социально – психологического исследования
  14. Эксперимент как метод исследования в системе общественной практики
  15. Аппаратурные средства диагностирования психических процессов, состояний личности
  16. Опрос – метод целенаправленного получения информации о социально – психологических явлениях
  17. Использование опросов в социально – психологической диагностике
  18. Значение анкетирования в исследовании ценностных ориентаций, социальных установок, индивидуальных качеств личности
  19. Интервью – метод получения социально – психологической информации на основе вербальной коммуникации
  20. Этапы и принцип разработки анкет
  21. Контент – анализ как метод социально – психологического исследования
  22. Роль самонаблюдения в формировании самосознания и самоконтроля личности
  23. Значение биографического метода в исследовании и проектировании жизненного пути личности
  24. Значение статистических методов в социальной психологии
  25. Социометрия как метод исследования межличностных отношений в группе
  26. Использование метода корреляционного исследования в социально – психологической практике
  27. Методы социально – психологического обучения – способ формирования моделей духовной жизни личности
  28. Метод групповой дискуссии как способ формирования навыков диалогического общения
  29. Деловая игра как метод активного социально – психологического обучения
  30. Социально – психологический тренинг как метод активного социально – психологического обучения

 

Принципы выбора темы работы

Требования к оформлению контрольной работы подробно представлены в Положении о бюро контрольных работ, размещенном на сайте Университета в личном кабинете на странице в Системе поддержки самостоятельной работы студентов.

 

4. Методические рекомендации по написанию курсовой работ ы

       Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.

 


Шкал оценивания

Шкала оценивания

Вид контроля Форма отчетности и \ или контроля Максимально возможное количество баллов
Текущий контроль   70
  Тестирование 20
  Работа на практических (семинарских) занятиях 30
  Реферат 10
  Работа с диагностическим инструментарием 10
Промежуточная аттестация Экзамен 30
Всего по дисциплине   100

Шкала баллов для определения итоговых оценок:

≥ 85  «5»; < 85 баллов  «4»; < 70 баллов  «3»; < 55 баллов  «2».


 

3. Типовые контрольные задания и методические материалы, процедуры оценивания знаний, умений и навыков

 

Тестовые материалы

Тестовые материалы по данной дисциплине находятся в системе поддержки самостоятельной работы студентов

 

ПАСПОРТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Общее количество тестовых заданий в базе -

2. Ограничение времени выполнения теста (в мин) –

3. Автоматическое перемешивание вопросов в тесте: - да (нет)

4. Случайный порядок ответов в тестовом задании: - да (нет)

5. Критерии оценки результатов тестирования:

· Неудовлетворительно – 0 –55% правильных ответов

· Удовлетворительно -55 – 75% правильных ответов

· Хорошо – 75 -90% правильных ответов

· Отлично – 90% и более правильных ответов

 (Можно привести демонстрационную версию тестовых заданий)

Тестовые материалы

ГЛОССАРИЙ

БЕСЕДА – прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности,

в которой проявляются свойственные ему психологические явления. Часто носит двусторонний характер.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода – описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти – могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

ВАЛИДНОСТЬ – мера соответствия методик и результатов обследования поставленным задачам.

ИНТЕРВЬЮ - это метод получения необходимой информации путем непосредственной и целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Интервью и беседа вид целенаправленного исследовательского общения, прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности в которых проявляются свойственные ему психологические явления. Направление беседы определяется проблемой исследования.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – метод исследования содержания текстов, состоящий в выделении смысловых единиц содержания текста (категорий) и последующий систематический замер частоты и (или) объема их упоминания в исследуемых документах.

КОСВЕННЫЕ ВОПРОСЫ - представляют серию уточняющих вопросов.

ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД организации исследования – метод, предполагающий непрерывное прослеживание психологических и/или социально-психологических характеристик личности и группы в течение длительного промежутка времени.

МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННЫЕ – методы, сосредотачивающиеся на интерпретации языка (интервью, личные дневники), не пытаясь преобразовать результаты исследований в цифры.

МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ – методы, ориентированные на получение строго объективных, количественно выражаемых данных.

НАБЛЮДЕНИЕ – планомерное целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной мере фиксируются исследователем.

НАДЕЖНОСТЬ – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических

измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

ОПРОС – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем, метод, предполагающий ответы опрашиваемых на конкретные вопросы исследователя.

ОПРОСНИКИ – обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений).

ОПРОСНИКИ-АНКЕТЫ – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям.

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - предполагается ответ в свободной форме, но эта "свобода" ответов затрудняет обработку данных, а закрытые вопросы предполагают перечень альтернативных ответов, при этом могут быть альтернативы с веером ответов или ответы с ранжированной оценкой.

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - это предварительное апробирование анкеты на пригодность.

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ - вопросы задаются "в лоб".

САМОНАБЛЮДЕНИЕ - это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД организации исследования – метод, позволяющий сопоставить различные типы групп, уровни развития личности и группы, социально-психологические характеристики представителей тех или иных социальных, возрастных, профессиональных и пр. групп, а также самих групп.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.

ТЕСТ – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

ТЕХНИКИ ПРОЕКТИВНЫЕ – методики, основанные на использовании неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. ЭКСПЕРИМЕНТ – исследование, направленное на получение информации о причинно следственных связях и отличающееся тем, что в нем экспериментатор манипулирует одним или несколькими факторами и контролирует другие.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Основной целью изучения дисциплины «Методология социально-психологического исследования» заключается в усвоении методологии и основ организации теоретического и эмпирического исследования, необходимых магистру в профессиональной деятельности. Дисциплина изучает методологические проблемы психологической науки, а также рассматриваются вопросы методологии психологических исследований.

Форма промежуточной аттестации знаний — зачет, экзамен.

Ключевым методическим способом подачи учебного материала по дисциплине является лекция.

Лекционное занятие — это систематическое, последовательное, устное изложение лектором учебного материала. Занятие «лекция» носит, прежде всего, обзорный характер, охватывая весь круг выносимых на изучение учебных вопросов. При проведении такого типа занятий очень важно живое слово лектора, его педагогическое мастерство как педагога, который дает студентам информационную базу. Лекции являются важной формой передачи преподавателем студентам общетеоретических знаний.

Лекции, как правило, читаются не по всем, а по наиболее сложным темам курса, не дублируют учебники, а содержат новейшие научные данные и примеры, которых может не быть в учебных пособиях. Для лучшего усвоения материала на лекционных занятиях целесообразно предварительно перед лекцией ознакомиться с положениями лекционной темы в конспекте лекций, содержащемся в данном учебно-методическом пособии либо в рекомендуемых учебниках.

Семинарские занятия — другая важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и учебной литературой. Они призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, семинары — это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности — зачетам и экзаменам. В выступлении на семинарском занятии должны содержаться следующие элементы:

· четкое формулирование соответствующего теоретического положения в виде развернутого определения;

· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;

· подкрепление те


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.