Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-04-18 | 64 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Классификация психологических методов исследования. Обсервационные методы психологического исследования. Вербально-коммуникационные методы психологического исследования. Экспериментальные методы психологического исследования. Биографический метод психологического исследования. Методы количественно-качественного исследования продуктов деятельности. Методы исследования интеллектуальных способностей.
Тема 4. Программа социально-психологического исследования.
Поиск проблемы для исследования. Моделирование предмета и процедур исследования. Определение целей и задач эмпирического исследования. Подбор исследовательских средств. Проектирование выборки. Определение переменных для математического и качественного анализа. Описание эмпирического исследования.
Тема 5. Психодиагностические методы исследования.
Группа психодиагностических методов: методы высокого уровня формализации и малофармализованные методы. Психометрические требования к психодиагностическим тестам. Методы исследования интеллектуальных способностей. Методы диагностики личности. Методы диагностики мотивационно-ценностной сферы.
Тема 6. Анализ результатов социально-психологического исследования.
Составление отчета по научно-исследовательской работе.
Способы представления данных: таблицы, гистограммы, диаграммы. Статистическое доказательство гипотезы исследования: статистические критерии и коэффициенты корреляции. Параметрические критерии (t-критерий Стьюдента) и непараметрические критерии (критерий c2; критерий знаков; критерий Манна-Уитни; критерий Вилкоксона; критерий Розенбаума; угловое преобразование Фишера; точный критерий Фишера). Коэффициенты корреляции: j-коэффициент; коэффициент Спирмена; коэффициент Кэндалла; коэффициент Пирсона. Условия выбора статистических критериев и коэффициентов корреляции: объем выборки; зависимые и независимые выборки; характер распределения данных; измерительная шкала. Методы многомерного анализа: корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, психосемантические методы. Проблема интерпретации полученных данных. Отчеты и предложения. Составление отчета о научном исследовании: структура и виды отчетов. Научная статья о результатах исследования: требования, структура.
|
План практических (семинарских) занятий
№ п/п | Наименование темы дисциплины | Наименование и содержание практических (семинарских) занятий, литература для подготовки к занятиям | Форми- руемые компе- тенции | Формы контроля усвоения знаний |
1. | Методология науки и исследовательской деятельности | 1. Человек-субъект самосознания. Феномен «Я» 2. Психология как явление идеальной, виртуальной и материальной реальности. 3. Психология человека. Психологические качества. Субъектность, индивидуальность, тип личности. 4. Человеческие отношения. Онтологические и гносеологические понятия. Л-ра: 1-4 | ПК-1 | Сообщения, презентации |
2. | Научно-теоретическая деятельность в рамках исследования | 1. Научная проблема, предмет и объект исследования. 2. Цель и задачи исследования. 3. Характеристика эмпирической гипотезы. 4. Методологические принципы психологии. 5. Поиск информации в электронных ресурсах. 6. Общие принципы оформления списка литературы. Л-ра: 1-4 | ПК-1 | Сообщения, презентации |
3. | Проблема метода в психологическом познании | 1. Основные группы методов (по Б. Г.Ананьеву). 1. Обсервационные методы психологического исследования: общая процедура наблюдения. 2. Применение схем наблюдения (А.С.Залужный, Р.Бейлз и др.). 3. Методики наблюдения 4. Характеристика основных методов сбора эмпирической информации. Требования к исследовательским и диагностическим методам. Л-ра: 1-4 | ПК-1 | Сообщения, презентации |
4. | Программа социально-психологического исследования | 1. Основные компоненты программы научного исследования. 2. Этапы психологического исследования. Поисковый и основной этапы исследования и их методология. 3. Разработка программы психологического исследования. Роль модели в психологическом исследовании. Л-ра: 1-4 | ПК-1 | Сообщения, презентации, работа в группах |
5. | Психодиагностические методы исследования | 1. Психометрические требования к психодиагностическим тестам: стандартизация, надежность, валидность. 2. Методы диагностики личности. 3. Методы диагностики мотивационно-ценностной сферы. 4. Социально-психологические методы психологического исследования (Диагностика межличностных отношений с помощью методики Т.Лири). Л-ра: 1-4 | ПК-1 | Сообщения, презентации, работа в группах |
6. | Анализ результатов социально-психологического исследования. Составление отчета по научно-исследовательской работе | 1. Статистическое доказательство гипотезы исследования: статистические критерии и коэффициенты корреляции. 2. Параметрические критерии (t-критерий Стьюдента) и непараметрические критерии (критерий 2; критерий знаков; критерий Манна-Уитни; критерий Вилкоксона; критерий Розенбаума; угловое преобразование Фишера; точный критерий Фишера). 3. Условия выбора статистических критериев и коэффициентов корреляции: объем выборки; зависимые и независимые выборки; характер распределения данных; измерительная шкала Л-ра: 1-4 | ПК-1 | Сообщения, презентации, работа в группах |
|
Образовательные технологии
При проведении учебных занятий по дисциплине для успешного освоения применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают развитие навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств.
Методы / Формы | Лекции (Л) | Семинарские занятия (С) |
Диалого-дискуссионное обсуждение проблем | + | + |
Работа в команде | + |
8. План самостоятельной работы студентов
№ п/п | Содержание самостоятельной работы студентов | Формируемые компетенции | Форма отчетности студента |
1. | Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии. | ПК-1 | Конспект |
2. | Определить актуальность, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу по своей теме исследования. Подобрать литературу. | ПК-1 | Сообщение, презентация |
3. | Перечислить методики по следующим сферам личности: методики исследования интеллектуальных способностей; методики профессионального отбора; методики коммуникативной компетенции | ПК-1 | Сообщение, презентация |
4. | Составить программу эмпирического исследования по своей проблематике. | ПК-1 | Сообщение, презентация |
5. | Перечислить и апробировать методики исследования по своей проблематике. | ПК-1 | Сообщение, презентация |
6. | Составить отчет о научном исследовании: структура и виды отчетов. Написание статьи о проведенном научном исследовании | ПК-1 | Конспект |
|
9. Контроль знаний по дисциплине
По дисциплине предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация.
Текущий контроль успеваемости студента – одна из составляющих оценки качества усвоения образовательных программ. Текущий контроль проводится в течение семестра (практические, опросы и т.п.).
Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения дисциплины в виде экзамена. Вопросы к промежуточной аттестации сформулированы в Оценочных и методических материалах.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
(в наличии в библиотеке ГУП)
а) Основная литература
1. Леонова Е.В. Эмпирические методы психологического исследования: учебное пособие для вузов / Е.В. Леонова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 323 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-10982-5
https://urait.ru/viewer/empiricheskie-metody-psihologicheskogo-issledovaniya-456326#page/2
2. Карандашев В.Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ: учебное пособие для вузов / В.Н. Карандашев. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 132 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-06897-9.
https://urait.ru/viewer/metodologiya-i-metody-psihologicheskogo-issledovaniya-vypolnenie-kvalifikacionnyh-rabot-455377#page/2
3. Панферов В.Н. Методологические основы и проблемы психологии: учебник и практикум для вузов / В.Н. Панферов, С.А. Безгодова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-00362-8
|
https://urait.ru/viewer/metodologicheskie-osnovy-i-problemy-psihologii-450852#page/2
4. Константинов В.В. Экспериментальная психология: учебник и пактикум для вузов / В.В. Константинов. – 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-04411-9
https://urait.ru/viewer/eksperimentalnaya-psihologiya-453429#page/2
б) Дополнительная литература:
1. Боднар Э Л. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Э. Л. Боднар [и др.]; под общ. ред. Н. С. Минаевой. — М.: Юрайт, 2018. — 121 с. — (Серия: Университеты России). — URL: www.biblio-online.ru/book/1536CA83-26DC-4899-AE66-D5302EF6C127
2. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Крулехт. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 195 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — URL: www.biblio-online.ru/book/AAD88C09-8638-47FB-A70A-4B96AA1D1443.
3. Прялухина А.В. Научно-исследовательская работа в семестре: учебное пособие / А.В. Прялухина, В.В.Васюкевич. Мурманск: МАГУ, 2018. - 151 с.
4. Розин, В. М. Методологические проблемы психологии: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 358 с. — (Серия: Авторский учебник). URL:www.biblio-online.ru/book/26CAA77E-3858-44A0-A7D9-CE0596DBA3A9.
в) Периодические издания
1. Вопросы психологии / Журнал Российской академии образования, - М., выходит с 1995 года. – Выпусков в год – 6. – ISSN онлайновой версии. – Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Вопросы психологии». - Текст: электронный https://www.elibrary.ru/title_about.asp?id=7712
2. Научный журнал «Международный журнал экспериментального образования» - https://www.expeducation.ru/ru/page/index
3. Психологический журнал – Год основания: 1980, Рубрика: Психология, Периодичность: 6, ISSN (print): 0205-9592. Выпускается ФГУП «Издательство «Наука»
https://naukabooks.ru/zhurnali/katalog/psihologicheskij-zhurnal/
г) Лицензионное программное обеспечение
1. Офисный пакет приложений Microsoft Office
(самостоятельно определить лицензионное программное обеспечение дисциплины)
д) Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы
2. Официальный сайт СПбГУП: http://www.gup.ru/
3. Электронно-библиотечная система СПбГУП
4. Системы поддержки самостоятельной работы СПбГУП: http://edu.gup.ru/
5. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (версия ПРОФ), установленная в Университете
6. Российское образование http://www.edu.ru/
7. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
8. Электронно-библиотечная система http://e.lanbook.com/
|
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудиторный фонд, компьютерные классы, видео-залы, фонды Научной библиотеки, методические ресурсы кафедры
Изучение дисциплины инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа в высшем учебном заведении является важной организационной формой индивидуального изучения студентами программного материала. Эти слова особенно актуальны в наше время, когда в педагогике высококвалифицированных специалистов широко используется дистанционное обучение, предполагающее значительную самостоятельную работу студента на основе рекомендаций преподавателя.
2. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Семинарские занятия — важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и учебной литературой. Они призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, семинары — это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности — зачетам и экзаменам. В выступлении на семинарском занятии должны содержаться следующие элементы:
· четкое формулирование соответствующего теоретического положения в виде развернутого определения;
· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;
· подкрепление теоретических положений конкретными фактами.
Для качественного и эффективного изучения дисциплины необходимо овладение навыками работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.
Читать и изучать, следует, прежде всего, то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем рекомендуемой литературы.
Когда студент приступает к самостоятельной работе, то он должен проявить инициативу в поиске специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются, прежде всего, в статях, опубликованных в журналах.
Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется библиография всех статей, напечатанных за год, это облегчает поиск нужных научных публикаций.
Работа с научной литературой, в конечном счете, должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться:
· в ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, разработке доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;
· в понимании студентами обоснованности и целесообразности, приводимых в книге и статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам;
· в отделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;
· в способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку, характеристику.
Содержание практических (семинарских) занятий
№ Наименование темы дисциплины | Тематика самостоятельной работы, содержание практических (семинарских) занятий, литература для подготовки | Формы контроля усвоения знаний. Контроль выполнения работы |
1 | 2 | 3 |
Тема 1 Методология науки и исследовательской деятельности | Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии. Психология как явление идеальной, виртуальной и материальной реальности. Литература: 1-4 | Сообщения презентации |
Тема 2 Научно-теоретическая деятельность в рамках исследования | Определить актуальность, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу по своей теме исследования. Подобрать литературу. Научная проблема исследования. Методологические принципы психологии. Литература: 1-4 | Сообщения презентации |
Тема 3 Проблема метода в психологическом познании | Перечислить методики по следующим сферам личности: методики исследования интеллектуальных способностей; методики профессионального отбора; методики коммуникативной компетенции. Основные группы методов психологии. Литература: 1-4 | Сообщения презентации, работа в группах |
Тема 4 Программа социально-психологического исследования | Составить программу эмпирического исследования по своей проблематике. Основные компоненты программы научного исследования. Литература: 1-4 | Сообщения презентации, работа в группах |
Тема 5 Психодиагностические методы исследования | Перечислить и апробировать методики исследования по своей проблематике. Психометрические требования к психодиагностическим тестам: стандартизация, надежность, валидность. Литература: 1-4 | Сообщения презентации, работа в группах |
Тема 6 Анализ результатов социально-психологического исследования. Составление отчета по научно-исследовательской работе | Составить отчет о научном исследовании: структура и виды отчетов. Анализ результатов социально-психологического исследования. Литература: 1-4 | Сообщения презентации, работа в группах |
3. Методические рекомендации по написанию контрольных работ
Важнейшей формой учебной отчетности студента является контрольная работа.
Выполнение контрольной работы является промежуточной формой отчетности по изучаемой дисциплине и преследует цель лишь оценить способность студента к самостоятельному поиску источников, формированию содержания и его письменного изложения по указанной проблеме. Это важная составляющая изучения дисциплины, а также эффективная форма контроля знаний. При заочном обучении она выступает как обязательная, основная форма самостоятельной работы. В курсовой работе (в соответствии с учебным планом) студент обязан самостоятельно глубоко разобраться в изучаемых проблемах, усвоить суть темы, уяснить ее содержание и только затем письменно представить свою отчетную работу.
Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче экзамена. Работа должна соответствовать установленным требованиям, то есть в ней должны быть раскрыты все проблемы, определенные темой. Для этого студент обязан самостоятельно проанализировать первоисточники и дать исчерпывающие ответы на вопросы темы. Контрольная работа — серьезное учебное задание, и чтобы написать ее как следует, необходимо использовать те первоисточники и учебные пособия, которые позволяют полнее разобраться в проблеме. Студент должен регулярно работать в университетской и городской библиотеке, вдумчиво конспектировать лекции преподавателей.
При написании контрольной работы следует обращать особое внимание на грамотное использование терминологии. При употреблении впервые тех или иных терминов и понятий следует давать их определения либо в самом тексте, либо в сносках.
Приступая к контрольной работе, требуется сначала ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники и составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой, проблемы, и он может состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания курсовой работы — пять наименований.
Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время широко используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появляется возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их. Эта форма также может выступать как вид контрольной работы.
В качестве контрольной работы широко применяется самостоятельное изучение монографического исследования по конкретной, крайне важной проблеме, требующей глубокого рассмотрения. Этот вид работы предполагает не простое знакомство с определенным монографическим исследованием, а детальное его изучение. Для этого студенту важно знать некоторые правила работы с первоисточником, которым для него будет являться монография. Следует выяснить фамилию автора, его имя и отчество, ученую степень и звание, а также что побудило его взяться за изучение данной проблемы; обратить внимание на основные вопросы монографии и их разрешение автором, уметь раскрывать их в ходе собеседования с преподавателем.
Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.
Задания для написания контрольных работ (для заочной формы обучения)
Принципы выбора темы работы
Требования к оформлению контрольной работы подробно представлены в Положении о бюро контрольных работ, размещенном на сайте Университета в личном кабинете на странице в Системе поддержки самостоятельной работы студентов.
4. Методические рекомендации по написанию курсовой работ ы
Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!