Господи, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить; Мужество изменить то, что могу, И мудрость отличить одно от другого. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Господи, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить; Мужество изменить то, что могу, И мудрость отличить одно от другого.

2020-12-08 92
Господи, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить; Мужество изменить то, что могу, И мудрость отличить одно от другого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интересно отметить, что приближение к Божественной может произойти мгновенно. Я готовлюсь к этому, я молюсь и прошу Господа, чтобы Он открыл мне Свою волю,

И вдруг начинаю понимать: «Да, я беспомощен. Но ведь и те, другие, тоже были беспомощны. А теперь они трезвые. Может быть, и я смогу обрести трезвость». Я прихожу к убеждению, что тоже могу выздороветь. Где-то в процессе и работы по Программе я принимаю решение вступить в контакт с Богом, Который даст мне возможность обрести трезвость, так же как Он дал возможность обрести трезвость

Другим.

Теперь наступает время действовать.

Каждое утро, просыпаясь, алкоголик должен сказать:

«Господи, Гы дал мне еще один день, чтобы прожить его трезвым, я отдаю себя Твоей милости. Каждое слово, каждую мысль, каждый мой вздох и все, что у меня есть, я отдаю под  Тное покровительство».

Итак, вы полностью передали себя Божьей воле, отда­лись на милость Его. Кто может быть могущественнее и щедрее Бога?

Поэтому, проснувшись утром, первое, что я делаю, -молюсь о даровании сил для выполнения Его воли: остать­ся трезвым в течение дня. А вечером перед сном благодарю Его за то, что Он помог мне сохранить бесценный дар - трезвость! И благодарность за сегодняшний трезво прожи­тый день практически обеспечивает завтрашнюю трезвость.

Очень важно, чтобы суть Третьего шага навсегда отло­жилась в вашей душе и в вашем сердце.

 

                     ИЗ РАССКАЗОВ ЧЛЕНОВ СООБЩЕСТВА АА

...Я долго не могла понять Третьего шага. Как я могу поручить Богу свою жизнь?.. Я бы и рада была это сделать, но как мне узнать Его волю? Он же не нашепчет мне ночью во сне или днем, наяву, что мне делать и как поступить в том или другом случае.

Я пыталась читать религиозную литературу, но ничего не поняла и бросила. Потом, когда рассказала на собра­нии, что я читала, мне объяснил товарищ по сообществу, что я пыталась читать наставления для монахов, что мни не нужно пока ничего читать из религиозных книг, а прост жить... Я страшно удивилась. Как это, просто? Ведь я долж­на следовать Божьей воле.

Очень нескоро, через несколько месяцев, до меня на чал доходить смысл Третьего шага. Просто-напросто мне не нужно ничего бояться. Мне надо избавиться от моих вечных страхов: «А вдруг я что-то, что мне нужно сделать, сделаю плохо? А вдруг поступлю неправильно, неверно решу задачу, которую поставила передо мной жизнь?» Не надо бояться и паниковать! Если я задумаю что-то, что не отвечает Божьей воле, то это что-то не исполнится.

И самое главное. Мне нужно сверять свои замыслы с моральными и нравственными принципами, которые отвечают Божьему промыслу. Я доверяюсь Богу и не беспокоюсь больше о том, что и как мне делать.

Я сама удивилась тому, насколько легче мне стало жить.

Вдруг мне стали предлагать работу, о которой я раньше и мечтать не могла. Но я, помня о своей болезни, не спешила принимать решения. Тщательно обдумав и взвесив все за и против, я давала тот или иной ответ. Раньше я бы сказала, что мне стало везти. Сейчас я понимаю, что происходят те закономерные вещи, которые отвечают Божьей воле. Конечно, далеко не всегда и не все было прекрасно. У меня бывали депрессии, я долго не могла отделаться от ощущения своей беспомощности. Иногда, когда что-то не удавалось, мной овладевало отчаяние и даже появлялись мысли о бесполезности существования. Но я уже научилась молиться, и молитва приносила мне облегчение. А самое главное — люди вокруг меня как будто из-
менились, но я понимала: это изменилось мое отношение к людям, и Бог вознаграждает меня за внутренние изменения во мне самой...

Нет, я далеко не пай-девочка, но стараюсь остаться трезвой, помня о том, что главное — это выполнить Его волю и просить Его о даровании сил для этого...

Е.

 

 

♦♦♦

Как я паниковал, если передо мной вставала какая-нибудь проблема!.. Просто с ума сходил... И страшно злился на всех близких за то, что они не могут мне подсказать,
как ее решить. Я хватался за телефон, делал множество бессмысленных звонков, досаждал всем просьбами и вопросами, и только когда до меня дошел (пусть не до конца) смысл Третьего шага, я стал намного спокойнее. Теперь я знааю, что на все воля Божья, и нечего мне психовать. Мой спонсор (наставник) сказал мне: «Возложи свои заботы на Господа и ни о чем не беспокойся. Доверься Ему, и ты всегда будешь поступать правильно... Но только молись усерднее и внимательно следи за собой. Следи, чтобы твои поступкики твои соответствовали совести. Ведь совесть — это дар Божий! И ты сохранишь душевный покой!

И.

 

У меня, как и у каждого из членов Сообщества АА, есть так называемая «программа одного дня». Я не даю зарока не пить сколь угодно долго. В прошлом я частенько давал такие обещания, и каждый раз срывался.

Теперь я живу сегодняшним днем. Я знаю, что если буду строить далеко идущие планы, это вызовет тревогу и страх (что может угрожать трезвости).

Поэтому составляю план только на сегодняшний день и, чтобы быть уверенным в выполнимости задуманного, говорю себе:

Сегодня я постараюсь жить заботами о сегодняшнем дне, не пытаясь избавиться от всех проблем сразу.

Сегодня я буду счастлив. Ведь большинство людей счаст­ливы настолько, насколько сами себе позволяют.

Сегодня я примирюсь со своим нынешним положением и приму в этом мире все, что пошлет мне судьба.

Сегодня я постараюсь научиться чему-нибудь полезно­му. Я не буду лениться. Я прочту что-нибудь, что требуем усилия и сосредоточенности.

Сегодня я:

• сделаю доброе дело и постараюсь, чтобы об этом ни кто не узнал;

• для воспитания силы воли сделаю хотя бы два дела, которые мне не хочется делать;

• не подам вида, что обиделся, если меня кто-нибудь обидит, и постараюсь простить обидчика.

Сегодня я постараюсь выглядеть как можно лучше, прилично оденусь, во время разговора не буду повышли, голос, не стану никого судить или осуждать, не буду воин ще давать оценок другим. Никого и ничего не буду пытап ь ся исправить, кроме себя самого.

Сегодня я уединюсь на полчаса, чтобы побыть наедине с самим собой. В эти моменты я постараюсь лучше понять свою I жизнь и определить, что нужно сделать для ее улучшения.

Сегодня я ничего не буду бояться и буду наслаждав и миром, который прекрасен.

Останавливаться на первых трех шагах Программы, как бы важны они ни были, нельзя. Хотя для того, чтобы осознать первые три шага, иногда нужно довольно много вре­мени. И тем не менее нужно идти дальше. Если вы будете постоянно вспоминать прошлое, вами может овладеть уны­ние и вы можете почувствовать чувство вины. Конечно, наше прошлое навсегда останется с вами, но, если не изба­витесь от чувства вины за то, что натворили, вы вряд ли Обретете устойчивую трезвость.

Избавиться от чувства вины за прошлое вам поможет работа над Четвертым и Пятым шагами.

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Мы произвели

глубокий и бесстрашный анализ всей нашей жизни

 

 

Во втором и третьем шагах внимание в основном сосре­доточено на Силе, более могущественной, чем мы сами, на Боге, как мы Его понимаем, т. е. главным образом на фак­торах, находящихся вне нас.

В Четвертом шаге химически зависимому человеку пред­лагается сделать анализ всей своей жизни.

Программа «12 шагов» предлагает идеальную модель чело­веческой жизни. Планируете — затем выполняете свой план. Например, вы признали факт своей болезни, затем начали использовать принципы, которые позволяют вам выздороветь: посещаете собрания группы, видите трезвых людей и прихо­дите к убеждению, что тоже можете выздороветь.

Алкоголикам особенно важно понять, что неуправляемые эмоции являются главной причиной неуправляемого пьянства.

Я пил, чтобы заглушить чувство страха, разочарования, чтобы снять депрессию. Я пил, чтобы заглушить ощуще ние вины, вызванной моими страстями, а потом снова пил, давая волю новым страстям. Я пил из тщеславия, чтобы в пьяном виде острее насладиться своим мнимым величием и ощущением власти. Извращенность такого заболевания души очевидна. Необузданность инстинктов мешает мне разобраться в том, что происходит. Но как только я пытаюсь исследовать свои инстинкты, я начинаю страдать от резко отрицательных эмоций.

Меня охватывают чувство вины и отвращение к самому себe, Я начинаю увязать в болоте, иной раз испытывая неестественное удовольствие от копания в собственных грехах. Если я буду продолжать наслаждаться тем, какой я мерзкий, я могу дойти до такой степени отчаяния, что единственным выходом окажется бутылка.

У других алкоголиков встречаются иные крайности. Некоторые не желают заново оценивать себя с нравственной точки зрения, потому что полагают, что все их беды вызва­ны исключительно пьянкой, то есть они считают, что до начала пьянства были замечательными людьми и только выпивка несколько подпортила их характер. Эти люди уве­рены, что им достаточно бросить пить, как все недостатки исчезнут, а все достоинства вернутся к ним.

И наконец, есть алкоголики, которые уверены, что все их несчастья, в том числе и пьянство, спровоцированы окружающими людьми, которые должны произвести моральную переоценку. Алкоголик ни в чем не виноват. Виноваты окружающие его люди.

Мне и многим другим новичкам, начинающим путь к трезвости, помогали ветераны АА, которые на своем примере доказывали, что все попытки выгородить себя, увернуться от моральной самооценки могут привести лишь к очередному срыву. Они говорили о том, что у многих из них было такое же отношение к Четвертому шагу, но когда они решились сделать его, то почувствовали, к собственному удивлению, колоссальное облегчение.

 Став членом Сообщества АА, я постепенно пришел к необходимости каким-то образом избавиться от мстительной обидчивости, от склонности жаловаться на судьбу и окружающих. Мне пришлось понять, что, накапливая недовольство и строя планы мести за свое поражение, я своим собственным гневом «выедаю» себе душу. Раздражение, недовольство людьми разъедает меня изнутри, и прежде всего мне
нужно успокоиться, независимо оттого, кто, как мне кажется, виноват или что было причиной моего раздражения.

В других я замечал недостатки быстро, но в себе — дале­ко не сразу.

Прежде всего мне пришлось признать, что во мне есть множество недостатков, хотя это признание было доволь­но болезненным и унизительным. Что касается других лю­дей, мне пришлось отказаться от слов «его вина», «их вина». Это сделать сложно, но когда преодолеешь первые препят­ствия, дорога дальше уже не кажется столь трудной.

Вот почему вам предлагается провести моральную ин­вентаризацию самого себя, своей прошлой жизни, чтобы исправить свои недостатки. Болезнь не аморальна. Это слу­чается. Но то, на что она нас толкает, довольно мерзко!

Можно перечислить аморальные поступки, которые до­пускают алкоголики: супружеская неверность, сожитель­ство с собственными детьми, оскорбления жен, мужей, де­тей, избиения близких — все это, увы, встречается, и, к со жалению, довольно часто.

Кто как не алкоголик, напившись до безумия, тащит в постель собственную дочь, насилует падчерицу на глазах у матери? Кто как не алкоголик является «в хлам» пьяным на выпускной вечер сына? Кто как не алкоголик доводит сво­их детей до того, что они боятся пригласить сверстников в гости? Кто как не алкоголик на глазах у детей избивает да полусмерти жену, крушит мебель, оскорбляет своих родителей? Продолжать можно до бесконечности.

Однажды на собрании группы «Ал-Анон» (родственников алкоголиков) одна женщина сказала: «Вот вы все рассказываете ужасы про своих мужей и жен. А мой муж, когда выпьет, хороший, тихий человек, он напьется, придет и спит». В ответ присутствующие рассмеялись. Это был добрый смех, потому что не у одной этой женщины мужья фактически отсутствовали, так как либо были где-то на улице, либо спали пьяными. Такой алкоголик живет в иллюзорном, нереальном мире. Он устраняется от всего земного, от  всех забот, кроме одной: достать спиртное и напиться. Таким образом, поведение химически зависимого человека и результате одурманивания сознания — всегда аморально.

И вот в Четвертом шаге вам предлагается не стереть из памяти свое мерзкое прошлое, а освободиться от чувства вины за него. Потому что жить с грузом вины за свое про­шлое невозможно.

Слово «инвентаризация», оказывается, очень мудрое. Вам предлагается выяснить, что представляет собой ваше подлин­ное «я». То «я», от лица которого вы говорили всю жизнь.

Будучи активным алкоголиком, я был убежден, что все мои несчастья происходят по вине жены, родственников, шакомых, наконец! Кого угодно! Виноваты были все,толь­ко не я! «Я за себя не отвечаю! Я не виноват, что был в таком идиотском состоянии». В трезвом состоянии я заду­мался. А может, все-таки это я виноват в своих несчастьях? И проверяю свою догадку, анализируя свою прошлую жизнь чест но и бесстрашно.

Мне необходимо «посмотреть на себя в зеркало» и смот­реть в него до тех пор, пока не увижу и не пойму, кто же я такой на самом деле. Нужно размышлять и задумываться над тем, что люди говорят и думают обо мне, оценить себя честно и бесстрашно.

Лучше всего письменно составить список того, что я сделал в жизни. Как я поступал? Правильно или неправильно? Наверняка каждый из нас обнаружит в этом спис хорошее, плохое и отвратительное. Что у меня есть? Чего у меня нет? От чего нужно избавляться? Но не надо истязать себя самоуничижением. Самооценка алкоголика, как правильно, настолько низкая, что явно не соответствует дейст-
вительности. Эта фальшивая самооценка может только настолько вашей беспристрастности и честности. В лекции отца Мартина есть такой пример:

«Однажды после открытого собрания группы, на котором блестяще выступил один из алкоголиков (который в данном случае именуется спикером, т. е. оратором), кто-тоо из группы подошел к нему и сказал: „Ты велико-

нно выступил. Мне твое выступление очень помогло". Но в ответ спикер вдруг стал мямлить: „Да брось ты! Я творил что-то не то. Да и не готов я был!"

В следующий раз при встрече с этим человеком наш знакомый сказал: „Ты знаешь, после твоего выступления я хорошенько подумал и пришел к выводу, что ты дей­ствительно нес какой-то бред!"

Это будет хорошим уроком нашему общему другу, ко­торый, возможно, впредь откажется от ложного поня­тия о смирении, что важно в первую очередь для него самого. Ведь смирение — это не отрицание правды.

Смирение — это голая правда! Бог дает мне здраво­мыслие, чтобы я принимал все те таланты и способ­ности, которыми Он меня наделил. Он дает мне муд­рость, чтобы я использовал эти способности по наз­начению. У каждого из нас достаточно много талантов, и не надо ни бахвалиться этими Божественными дара­ми, ни делать вид, будто они у нас отсутствуют».

Если вы сейчас трезвы, задумайтесь над тем, что, воз­можно, Бог выбрал именно вас для того, чтобы избавить от пьянства, спасти вашу жизнь, потому что есть в вас нечто такое, что Бог хочет использовать. Отрицать то, что дал вам Бог, значит оскорблять Его. Вам когда-нибудь встречались люди абсолютно бездарные, не обладающие вообще ника­кими способностями? Вряд ли!

У меня есть многое. Но много того, что есть у других, у меня нет. И для меня очень важно понять, что у меня есть на самом деле, потому что, возможно, Господь однажды решит использовать мои способности, чтобы помочь кому-то другому. Если я выясню, что есть у меня, а вы выясните, что есть у вас, то, объединив наши усилия, мы, возможно, поможем какому-нибудь все еще страдающему алкоголи­ку. Но прежде всего вам нужно выяснить, что вы представляете собой на самом деле.

Вот что такое моральная инвентаризация. Чтобы прове­сти ее, можно воспользоваться методикой, которую я при веду вкратце ниже, можно воспользоваться Десятью заповедями Христа.

Мне кажется, что мы все должны стремиться жить по ним заповедям. Правда, неалкоголики очень часто, к сожалению, лишь декларируют их. Мы же, алкоголики, всту­пившие на путь выздоровления, просто обязаны следовать этим заповедям, потому что это избавляет нас от многих мерзостей, которые мы могли бы сделать и которые вновь толкнули бы нас в пропасть алкоголизма.

Я вовсе не говорю, что члены Сообщества АА — это люди, достигшие совершенства, которые абсолютно все делают, сверяясь с Десятью заповедями.

Отнюдь! Просто АА стараются стать хоть немножечко лучше по сравнению с тем, чем они были раньше. И для этого вам нужно знать, что в вас плохого, очень плохого и хорошего. Как-то на собрании группы один из алкоголиков сказал: «Конечно, у всех людей множество недостатков. Но алкоголик, для того чтобы выздороветь, должен пытаться если не избавиться вовсе от того дурного, что в
нем есть, то по крайней мере довести эти недостатки до тех размеров, какими они были до заболевания».

Итак, честность, объективность и бесстрашие — вот глав­но нужно для Четвертого шага.

Мы собрались строить новое здание. Для этого нам нужно оценить тот фундамент, на котором оно будет стоять!

Мне помогли в моей работе слова Писания: «Испытаем и иследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Пл. 3:40).

Работая по Четвертому шагу, я использую приведенные ниже вопросы, ответы на которые позволяют мне определить чувство ответственности, собственного достоинства, умение зрело мыслить и вести себя, способность распознавать черты своего характера.

 

Изменение жизненной позиции

1. Способны ли вы рассматривать свое прошлое как ушедшее безвозвратно?Можете ли вы начать новую жизнь, «создавая» себя заново?

2. Способны ли вы извлечь урок из своих неудач и ис­пользовать приобретенный опыт?

3. Есть ли у вас реальное представление о своих спо­собностях?

4. Верите ли вы, что ваши семейные отношения, как и отношения с друзьями, могут улучшиться?

5. Перестали ли вы давать оценки другим людям, их по­ступкам?

6. Признаете ли вы равными себе людей, чье социаль­ное и общественное положение отличается от вашего?

7. Способны ли вы высказать свой взгляд на вещи ди­пломатично, не вызывая неприязни окружающих?

8. Считаете ли вы алкоголизм болезнью?

9. Удается ли вам быть внимательным к другим?

10.Довольны ли вы трезвостью, несмотря на возникшие в связи с ней новые трудности?

11.Понятно ли вам, что, несмотря на неблаговидные поступки других людей, только от вас зависит ваша жиз­ненная позиция?

12.Признаете ли вы свою партнершу (партнера) личностью, обладающей разными (не всегда положительными) ка­чествами, и признаете ли за ней (за ним) право выбора?

13.Понимаете ли вы, что и у детей могут быть трудности, что они не хотят быть управляемыми и всецело зависеть от вас?

14.Признаете ли вы ребенка личностью, отличной от вас и от других людей?

15.Отдаете ли вы себе отчет в том, что последствия вашего пьянства оказывают влияние на детей?

16.Простили ли вы своих родителей за ошибки, которые они допустили в вашем воспитании?

17.Простили ли вы своих друзей, лечивших вас врачей, родственников и всех тех, кто должен был сделать все возможное для вашего «спасения», но не сделал этого?

18.Пытаетесь ли вы найти удовлетворение в работе?

19.Интересуетесь ли вы заботами своих близких?

 

Ответственность

Здесь речь пойдет о вашей ответственности за самого себя. Ведь именно безответственность была причиной уничтожения всего ценного в ваших семейных отношениях, во взаимоотношениях с друзьями и сослуживцами.

1. Согласны ли вы с тем, что сами отвечаете за все, что случилось в вашей жизни?

2. Ставите ли вы перед собой реальные цели?

3. Принимая какое-нибудь решение, думаете ли вы Голько о своем благе?

4. Настаиваете ли вы на своей точке зрения и отрицаете |и возможность компромиссов, которые могли бы вернуть вам душевное спокойствие?

5. Есть ли у вас желание приобретать новые знания?

6. Могут ли окружающие положиться на вас?

7. Стараетесь ли вы понять чувства и переживания вашего партнера (партнерши)?

8. Ходите ли на собрания группы АА, даже если вам не хочется?

9. Активно ли участвуете в собраниях группы?
10 Понимаете ли вы, что участие в работе группы способствует вашему духовному росту?

11. Готовы ли вы стать спонсором для новичка?

12. Способны ли вы продолжать разговор в поисках взаимопонимания даже тогда, когда наталкиваетесь на глухое молчание, неприязнь или непонимание?

13. Принимаете ли во внимание благополучие ваших детей, когда решаетесь на какой-либо поступок?

 14. Можете ли вы откровенно говорить с детьми о своих жизненных ценностях и своих чувствах?

 15. Поддерживаете ли вы контакты с родителями, помогаите ли им?

 16. Уважаете ли вы взгляды своих друзей, коллег по работе?

17. Способны ли вы делать добро?

 

Чувство собственного достоинства

1. Заботитесь ли вы о себе с точки зрения физического, духовного, психического здоровья?

2. Миритесь ли вы со своей внешностью, со своим об­щественным положением?

3. Знаете ли вы о том, что симпатичны многим людям?

4. Верите ли в то, что, даже если многие не принимают вас, все равно вы достойны любви?

5. Верите ли вы в возможность того, что можете быть дей­ствительно хорошим человеком, достойным любви и ува­жения окружающих?

6. Осознаете ли тот факт, что вы способны на глубокое и полное чувство?

7. Бывают ли моменты, когда вам хочется сделать само­му себе подарок?

8. Настолько ли вы развили в себе чувство собственного достоинства, что, вместо зависти к тем, кто, по-вашему, чего-то достиг, сами обозначили для себя цель, к которой стремитесь,?

 

ИЗ РАССКАЗОВ ЧЛЕНОВ СООБЩЕСТВА АА

...Никогда не задумывался над такими понятиями, как честность или любовь. Мне всегда казалось, что я неудач ник, что все вокруг меня несчастны, что мне постоянно изменяют женщины, хотя я любил их и объяснялся в люб-ви. Никогда не думал об ответственности, потому что был уверен: я всегда поступаю ответственно.

А вот когда начал работать по Четвертому шагу, вдруг вспомнил десятки примеров, когда я сам был нечестен, то есть поступал не по совести, а так, как мне было выгодно. Вспомнил я и о тех людях, которых вольно или невольно предал, о женщинах, которых обманывал, о том, как отвратительно относился к семье, к детям, к жене, требуя от них признания своей исключительности, требуя любви и уважения.

При этом они мало видели хорошего, мало получали от меня. Я своим пьянством, своим эгоцентризмом отравлял им жизнь. Жена мучилась со мной, но из-за детей не бро­сала. Дети мучились тоже, но им просто некуда было деть­ся. А я все это принимал за преданность мне и еще больше куражился. Сделав Четвертый шаг, я многое понял и признал перед собой (что для меня самое главное), что был не таким уж и хорошим, каким казался себе. Что я обязан своей жизнью жене, детям и друзьям, многие из которых, несмотря на мое пьяное безумие, не бросили меня, а ста­рались помочь. Это жена обратилась к одному из моих трезвых друзей, и тот вместе со мной пошел на первое собрание. Он же стал и моим спонсором. Многое я понял и перечувствовал, когда работал по Четвертому шагу, но главное, я окончательно уверился, что не зря обрел трезвость. Бог не дал мне умереть, потому что мне еще очень многое нужно сделать в жизни. И первым делом — оправдать Божественную благодать, то есть быть нормальным человеком, таким, каким был создан. Идти к тому, каким миня хотел бы видеть Создатель.

Мне еще очень далеко до этой цели, но я уже трезвый, по крайней мере сегодня, и я стараюсь...

♦♦♦

Я пытался сделать Четвертый шаг, когда у меня было шесть месяцев трезвости. Я честно, как мне казалось, написал все о себе. И когда перечитал написанное, мне стало как стыдно и страшно, что у меня началась тяжелая депрессия. Я не мог спать, плохо ел, мне казалось, что люди, которых я знал в прошлой жизни, до сих пор проклинают меня. Я боялся выйти на улицу и не ходил в те места, где, как мне чудилось, могу их встретить. Даже на собрания группы я ходил очень редко.

   Мой спонсор заметил мое состояние и спросил, что происходит? Сначала я побоялся ему рассказать, а потом, через несколько дней, все-таки сказал. Он мне посоветовал выбросить все, что я написал, и забыть об этом на время: «Тебе пока рановато делать Четвертый шаг.Ты все еще во власти отрицательных эмоций и забываешь о том положительном, что в тебе есть».

Хорошо, что я решился рассказать спонсору о своих пе­реживаниях. Потом, спустя еще полгода, я вспомнил свое состояние и понял, что был на пороге срыва. Но я снова, уже спокойно, проанализировал свою жизнь и после это­го рассказал все, как есть, спонсору. Мне стало гораздо легче, хотя спонсор заметил: «У тебя есть много способно­стей и достоинств, о которых ты все еще не говоришь. Ты все еще больше внимания уделяешь своим недостаткам. Постарайся меньше заниматься самоуничижением».

После этого я дополнил свой список, но самое основ­ное я сделал. Мне уже жилось гораздо легче, и я спокой­нее переносил свои воспоминания о прошлом...

Р

 

 

ПЯТЫЙ ШАГ

Мы признали перед Богом,

перед собой и каким-либо другим человеком

истинную природу наших заблуждений

 

Этот шаг многие считают наиболее трудным. По-настощему оценить Четвертый и Пятый шаги можно лишь тогда, когда они уже сделаны. Однако многие алкоголики от­чаянно сопротивляются их выполнению, придумывая множество самых нелепых оправданий на протяжении многих лет, пытаясь объяснить, почему они их делают. Но основная причина, по которой так не хочется делать эти шаги, — страх в чистом виде.

Последовать рекомендациям Пятого шага в полном объеме чрезвычайно сложно. Наверное, для этого нужно обрести желание стать по-настоящему взрослым и зрелым человеком.

 В сообществе АА можно услышать от достаточно мужественных и сильных людей признание в том, что они буквально тряслись от страха, приступая к выполнению Пятого шага. Был случай, когда один член Сообщества АА признался на собрании группы, что когда он попросил своего друга выслушать его исповедь, он был уверен, что потеряет его. «Потому что, — сказал он, — я был уверен, что если даже самый близкий мой друг узнает мое истинное „я", он просто перестанет со мной разговаривать». Но произошло обратное. Потому что тому человеку, тоже члену сообщества АА, в свою очередь понадобилось все его мужество, чтобы сделать Пятый шаг. Вас просят: а) признать перед Богом  истинную природу своих заблуждений, потому что Бог установил законы морали, которые вы попирали.

Это не так уж и трудно, потому что Он, так или иначе, уже обо всем знает; б) признать перед самим собой... Это уже несколько сложнее... Нужно сказать самому себе: «Ты, на­верное, самый большой эгоист, которого когда-либо встре­чал». Трудно, очень трудно признаться самому себе, что же в действительности вы из себя представляете; в) признать­ся в этом кому-либо другому!.. Нет уж, увольте!..

Даже самые добродетельные люди спотыкаются на каж­дом слове, если им предлагают честно рассказать о своей прежней жизни.

Что же говорить об алкоголике? Вас просят признать пе­ред другим человеком истинную природу ваших заблуждений. Да, но зачем вам это делать?.. Оказывается, все очень просто. Потому что по какой-то неизвестной причине это приноси! исцеление! Никто не знает, почему это происходит.

Но так повелел Господь!

Иной раз попадет человек куда-нибудь на природу. Во­круг благодать! Поля, перелески, церквушка виднеется вда­ли... И вдруг, казалось бы, ни с того ни с сего человек начи­нает изливать душу своему спутнику... И чем дольше он это делает, тем легче ему становится. Душа как бы очищается, даже дышать становится легче.

Не так ли воздействует и исповедь в храме? Поэтому алкоголик может вполне сделать свой Пятый шаг, исповедав­шись священнику. Этот шаг имеет большое духовное зна­чение. Но помимо духовного, огромную роль играет и чис­то психологический фактор. Каким-то необъяснимым образом такой рассказ оказывает очищающее и исцеляющее влияние на душу и сознание. Но как же трудно этот шаг сделать!

Как же приступить к выполнению Пятого шага?

Спросите другого человека, готов ли он вас выслушать? Можно обратиться к священнику, можно к собратьям по группе АА, можно, наконец, рассказать обо всем случаи ному попутчику, которого вы больше в жизни никогди не встретите.

Мне трудно и зачастую невозможно рассказать о себе правду близкому человеку: матери, сестре, отцу. Честно го­воря, я бы не хотел, чтобы кто-нибудь из моих близких узнал Правду даже о самом приличном дне моей пьяной жизни! Л мне предлагают рассказать все какому-то чужому, любо­му чужому человеку!

Да! Это огромное унижение. Это ужасно унизительно.

Но самый верный путь к смирению, возможно, лежит через такого рода унижение.

Это заставляет меня в истинном свете увидеть, в кого я превратился. И тот факт, что на свете есть другой человек, знающий мое истинное «я», пока я жив, имеет огромное целительное значение для души человеческой. В этом заключается и огромный терапевтический эффект.

Это не тот шаг, который я могу сделать, а могу не делать. Вся программа исцеления состоит из 12 шагов. Вы должны верить, что вам для выздоровления нужны все двенадцать. Это проверено на практике десятилетиями. И если бы для исцеления хватило десяти шагов, то их было бы ровно десять. Если бы можно было обойтись четырьмя шагами, их было бы четыре. Все двенадцать шагов абсолютно необходимы. Как-то на собрании я услышал от одного из членов сообщества: «Я делаю эти шаги не потому, что мне это нравится. Наоборот. Мне очень тяжело. Но я их делаю, потому они необходимы».

 

           ИЗ РАССКАЗОВ ЧЛЕНОВ СООБЩЕСТВА АА

...Как-то я ехал на дачу. В электричке было мало народа, ехать было скучно, и хотя я не люблю, когда посторонние пристают с разговорами, но на этот раз я почему-то включился в беседу со случайным попутчиком. Что-то вызвало у меня доверие к нему. Ехать было далеко, и постепенно мы разговорились.

Звали его Михаил, он стал рассказывать о своих сложностях, я о своих, и вдруг я сказал, что я алкоголик, но не пью полтора года. Он спросил, как мне это удалось, я начал говорить о Сообществе Анонимных Алкоголиков, увлекся и сам не заметил, как стал рассказывать ему о своей пья­ной жизни. Пока мы ехали, я ему выложил практически все, даже самые мерзкие дела, о которых мне никому не хоте­лось говорить. Михаил внимательно слушал. В конце я успел еще сказать, что, несмотря на все, что натворил, на­деюсь на постепенное выздоровление, потому что верю в Программу «12 шагов». Когда он вышел на своей станции, я почувствовал странный подъем, как будто в моей жизни случилось что-то очень важное. И только спустя некото­рое время я понял, что сделал Пятый шаг. Потом я уже письменно все рассказал самому себе и отметил еще и свои достоинства, которые я знал или о которых мне го­ворили друзья. Достоинства не мнимые, которые я пре­возносил в пьяной жизни, а, по-моему, истинные...

В.

 

♦♦♦

 

... Я — алкоголик. Для того чтобы сделать Пятый шаг, я специально ездил к старцу в Новгородскую область. Пе­ред поездкой несколько дней постился, чтобы очистить себя от земных страстей и подготовиться к исповеди. Про­был я у старца всего два дня, исповедался, покаялся, он со мной поговорил очень хорошо, и я уезжал, чувствуя себя так, будто заново родился...

Теперь, вспоминая о прошлом, я знаю, что Господь простил все мои даже самые страшные грехи...

Д

 

...Я пытался сделать Пятый шаг трижды. Но мне это не удавалось. Я не мог рассказать о том, что всегда старался скрывать ото всех. Я обходил то, что меня больше всего беспокоило, а о некоторых случаях рассказывам даже с похвальбой. Меня слушали, но я чувствовал, что не выговариваюсь. После первого раза от стыда перед самим собой и перед другом неалкоголиком, который меня слушал, я сорвался, но спустя четыре дня вышел из запоя и вернулся в группу. Пятый шаг я сделал только через год. С третьей попытки мне все-таки удалось рассказать приятелю, товарищу по АА, все, и довольно объективно. Мне стало намного легче. Не скажу, что страхи и приступы де­прессии совсем оставили меня, но стало легче с ними справляться, они быстрее проходили, и, кстати, я всегда рассказывал на собраниях о своих настроениях и чувствах, Чтобы они не оставались во мне. Ребята по группе помоли мне, рассказывая о том, как им удавалось переносить свои трудности...

 

Сделав Пятый шаг, я по-иному стал относиться к людям и к самому себе. У меня появилась надежда, что могу любить и быть любимым. Для меня, трезвого алкоголика, любовь имеет первостепенное значение, потому что, как говорится в Евангелии: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор­ит и, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,   не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... <...> А теперь пребывают три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»

(1 Кор. 13:4-8,13).

 

 

ШЕСТОЙ ШАГ

Мы полностью подготовили себя к тому чтобы Бог избавил нас

                 от наших слабостей и недостатков

 

Формулировка этого шага означает, что вы прошли уже достаточно долгий путь духовного развития и готовы продол­жать добиваться изменений в себе. Тех изменений, которые начали происходить в вас во время работы над предыдущими шагами.

Готовность избавиться от своих слабостей и недостат­ков — это стремление к совершенству. Однако совершен­ство, хотя и может являться целью, недостижимо для нас. Тем не менее можно идти в этом направлении и постоянно совершенствоваться.

Вначале я обратился к Силе, более могущественной, чем я сам, с просьбой избавить меня от страсти к алкоголю.

Теперь я вижу, что обрел трезвость, обрел здравомыслие, то есть, вне всякого сомнения, свершилось то, о чем я про сил Бога. Затем я произвел инвентаризацию и «очистил дом от мусора». Следовательно, с помощью Господа, мощный инстинкт продолжения жизни взял верх над разрушител!. ной зависимостью от алкоголя.

Большая часть других моих жизненных трудностей относится к иным категориям. Всякий нормальный человег хочет есть, иметь потомство, занимать определенное положение в обществе.

Совершенно ясно, что Создатель вовсе не требует от вас чтобы вы отказались от своих влечений.

Поскольку мы рождаемся с большим количеством етественных желаний, нельзя удивляться, что мы позволяем некоторым из них превысить «уровень необходимости». Иногда мы слепо уступаем им, стремимся получить боль­ше удовольствий, чем заслуживаем. Это как раз и есть мера испорченности нашего характера, или, если хотите, мера Наших грехов.

Бог, конечно, простит нас, но Он никогда не отмоет нас добела и не исправит ни одного из наших пороков без на­ших усилий, поскольку Бог предоставил человеку свободу выбора!

У нас самих должно быть желание совершенствовать свой характер по собственному разумению.

Таким образом, в Шестом шаге описывается наилучшая жизненная позиция, которой следует придерживаться, чтобы приняться за работу, которая будет продолжаться всю жизнь. Это не значит, что все недостатки вашего характера исчезнут. Многие, конечно, останутся, и вы должны быть готовы к тому, что вам придется терпеливо, шажок за шажком, совершенствовать свой характер.

К тому же, давайте признаемся себе честно: некоторые недостатки даже нравятся нам. Приятно ведь испытывать удовольствие от превосходства над другим человеком. Или вот еще один маленький недостаточек: похоть. Сколько мужщин и женщин произносят слова любви и сами этому верят, скрывая в глубине души просто похоть. Конечно, они не любят этого слова, даже не произносят вслух, но ведь и

избовлятьсяься от этого примитивного влечения — кстати, достовляющего одному удовольствие, а партнеру или партнерше возожно, большое горе — не хотят.

А жадность, которую мы скромно именуем «желанием жить не хуже других»? А любовь к разрушающей душу сплетне? А «справедливый» или


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.