Профессионально-этические правила и нормы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Профессионально-этические правила и нормы

2020-12-08 165
Профессионально-этические правила и нормы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, согласно словарям иностранных слов называются моралью,которая считается одной из форм общественного сознания, а учение о морали, нравственности как одной из форм общественного сознания – этикой.Она же представляет собой (как и мораль) систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу.

Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие – в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, а нравственная норма – ориентир на практику. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрытно от собеседника). Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна. В газетной практике постоянно нарушается требование согласовывать с автором всю редакционную правку, так как это не всегда возможно технически. Бывает, материал не помещается в отведенное ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30, 40, 100 строк, а автор находится в другом городе. Тогда ради решения практической задачи редактор вынужден нарушить право автора на неприкосновенность произведения. И профессиональная мораль такое вмешательство оправдывает.

Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношениях между журналистом и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистом и персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом и коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе. Первые три вида отношений связаны с действиями журналиста в социальной среде, или с профессиональной этикой; остальные – с его поведением в профессиональной (журналистской) среде, или со служебной этикой журналиста.

Этика журналиста, как своего рода свод норм и правил профессиональной морали, находит свое отражение в журналистских кодексах.Формирование профессиональной морали – живой, непрекращающийся процесс. Нравы, как известно, складываются стихийно. В отличие от нравов профессионально-этические нормы нуждаются и в рациональном обосновании нравственным сознанием, и в теоретическом осмыслении этической наукой. В кодексах прессы западных стран предусмотрены такие понятия, как честность и справедливость, обязанность знать мнение объекта любого критического материала перед публикацией и предоставить возможность ответить на нее, запрет на использование нечестных средств получения информации, на предрешение вины обвиняемого, необходимость публикации известий об оправдании того, о ком ранее сообщалось как о правонарушителе.

Руководство Союза журналистов России составило Кодекс профессиональной этики, который 23 июня 1994 г. был одобрен Конгрессом журналистов России. В этом Кодексе десять статей.

Во-первых, журналист распространяет только ту информацию, в достоверности которой убежден, в своих сообщениях четко проводит различие между фактами и мнениями, версиями.

Во-вторых, он не должен использовать в личных интересах конфиденциальную информацию; этически недопустимо сочетание журналистской и рекламной деятельности; соблюдая законы честной конкуренции, журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на менее благоприятных условиях.

В-третьих, при выполнении профессионального долга журналист признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

В-четвертых, профессиональный статус журналиста несовместим с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти и т. д. Четвертый съезд Союза журналистов Российской Федерации (апрель 1995 г.) увязал соблюдение этических норм с членством в Союзе журналистов.

Одной из причин создания официальных этических кодексов является стремление, с одной стороны, заполнить пробелы в структуре существующего законодательства, а с другой, рассматривать этические проступки, не являющиеся правонарушениями. Правовые акты являются шкалой, с которой сверяются этические нормы. Свод этических норм не должен обладать административной силой. Он не учитывается в трудовом соглашении, в нем не определяется система наказаний за нарушение той или иной конкретной нормы – следовательно, принятие или непринятие принципов поведения является, прежде всего, личным делом каждого. Соответственно, Кодекс этики может служить ориентиром для поддержания личных обязательств журналиста.

К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Но порой наша пресса сенсации ради публикует заведомую ложь, допускает неточности и ошибки при исследовании и расследовании событий, ситуаций, конфликтов, явлений. Это ведет не только к потере репутации СМИ, но и к возникновению юридической ответственности.

Негативно сказываются противоречивость и несовершенство Закона РФ «О средствах массовой информации». Хотя им не допускается использование прав журналиста в целях «распространения слухов под видом достоверных сообщений» (ст. 51), доказать нарушение этой нормы закона трудно, так как журналист и редакция обязаны сохранять в тайне источник информации (ст. 41 и 49). Неудивительно, что в СМИ нередко появляется заведомо ложная информация, в которой доводы журналиста строятся на ставших уже штампами словосочетаниях: «По неподтвержденным данным», «Как нам сообщил источник», «Как нам стало известно» и т. д. На этом строится и мистификация, к которой стали прибегать в некоторых изданиях, когда журналист придумывает событие и плоды своей фантазии выплескивает на газетные страницы.

Правда, бывает и так, что опубликованные в газете сведения лживы, порочат честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляют права и законные интересы граждан, либо свидетельствуют о злоупотреблении свободой массовой информации и (или) правами журналиста, однако претензии к редакции будут отменены. Редакционный коллектив, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение недостоверных и порочащих кого-либо сведений, если эти сведения:

– присутствуют в обязательных сообщениях;

– получены от информационных агентств;

– содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

– являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов разных уровней органов представительной власти, делегатов съездов и конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов и общественных объединений;

– содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию;

–являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено у ответственности за данное нарушение Закона (ст. 57 Закона «О средствах массовой информации»).

В судебной практике в качестве ответчиков привлекается автор, если материал опубликован за его подписью, редакция (как юридическое лицо) или учредитель (если редакция не является юридическим лицом).

Герой газетной публикации или радиотелепередачи, почувствовав, что его нематериальные блага нарушены, пытается защитить свое доброе имя или деловую репутацию. Реализовать свое стремление он может разными путями:

– воспользоваться правом на ответ (реплику, комментарий)
согласно ст. 46 Закона «О средствах массовой информации»;

– потребовать опровержения в СМИ, обратившись в гражданскую коллегию районного суда (по ст. 152 Гражданского кодекса);

– привлечь журналиста к уголовной Ответственности по статье 129 (клевета) или статье 130 (оскорбление) Уголовного кодекса.

К первому способу обычно прибегают, если сведения в отношении гражданина, распространенные в СМИ, недостоверны либо ущемляют его права и законные интересы. В 46-й статье не говорится о сведениях, «порочащих честь и достоинство», ею можно воспользоваться тогда, когда иной, судебный, путь для истца бесперспективен. Но если он убежден, что публикацией унизили его честь и достоинство, он выбирает второй способ защиты, добиваясь опровержения и выплаты материальной компенсации за причиненный ему моральный вред. Поскольку в отличие от законодательств ряда стран, в частности американского, по российским законам бремя доказательства лежит на редакции и на авторе, они могут проиграть судебный иск, если не докажут, что а) все опубликованные о герое факты – сущая правда, б) публикации не принесли герою нравственных страданий. Доказав только «а» или, наоборот, «б», журналист и редакция выигрывают судебный процесс.

Третий способ – через Уголовный кодекс – применяется крайне редко. Практически не реализуется статья 130 (оскорбление). Закон трактует оскорбление как унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Пленум Верховного суда определил две такие формы: человека назвали дураком или обругали нецензурной бранью.

В Конституции Российской Федерации есть юридическая тонкость, которую порой не замечают маститые адвокаты и тем самым проигрывают дела своих высокопоставленных клиентов. Речь идет о 29-й статье, согласно которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Поэтому журналист останется неуязвимым, если голословно назовет своего героя взяточником или вором. Фактов он не приводит, и доказывать в суде нечего. Это личное мнение журналиста.

Применительно к практике судопроизводства, связанного с журналистскими выступлениями, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями автора публикации (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права граждан. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях, невозможности продолжить активную общественную жизнь, связан с потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением несоответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с повреждением здоровья (заболеванием в связи с переживаниями). Бездействие (умолчание после получения претензии или отказ от публикации) тоже может причинить моральный вред. Журналист ошибся: перепутал отчество, назвав героя Иван Васильевичем, а надо именовать было Иваном Петровичем. По закону Иван Петрович может обратиться в суд с иском о защите своего имени и потребовать материальной компенсации. На практике, однако, рассматриваются практически только иски о защите чести и достоинства.

Умелая тактика редакции в процессе судопроизводства помогает порой выиграть дело. Получив копию заявления истца, направленного в суд, необходимо составить и представить тому же судье аргументированные возражения на иск; на предварительной беседе судьи с истцом и ответчиком попытаться заключить мировое соглашение; грамотно, логично выступить на судебном заседании, в случае проигрыша в десятидневный срок подать кассационную жалобу в городской суд. Бывает, что в 10 дней не уложиться, и решение суда вступит в силу, но и тогда, если чувствуете свою правоту, можно добиться отмены решения – направить председателю городского суда жалобу в порядке надзора, в случае согласия председателя с решением районного суда и кассационной комиссии городского, обратиться в Президиум городского суда, а затем в Верховный суд Российской Федерации. Такой многомесячный процесс допустим, если районный суд обязал редакцию и автора выплатить истцу в качестве компенсации за причиненный моральный вред чересчур большую сумму.

Конечно, желательно не доводить дело до суда. Извиниться в газете или устно, опубликовать «уточнение» – прекрасный заменитель опровержения. А лучше всего вообще избегать даже элементарных ошибок. Так, учитывая презумпцию невиновности, нельзя называть человека преступником до вступления в законную силу приговора по его делу (это, кстати, вытекает из Конституции России, ст. 49). Ошибка, когда газета пишет: «Задержан бандит Н, совершавший убийства и вымогательства». А если его оправдают? Следовало бы уточнить: «по версии следствия», «по подозрению», «по сообщению пресс-службы». Можно найти неуязвимые способы избежать возможных претензий к редакции. Например, задавать риторические вопросы: «Интересно, чем отличаются действия Н. от действий обычного вора?»; подавать текст без авторского комментария, представив умело подобранные документы, цитаты, – выводы читатель сделает сам; идти от обратного – расписывая негативные действия, «одобрять» их: «Да, фирма сумела найти источник дополнительного дохода. Хотя неизвестно, как ее действия расценят прокуратура и налоговая полиция».

Раньше проигрыш редакции в гражданском суде приводил только к публикации газетой опровержения. Ныне же, согласно ст. 62 Закона «О средствах массовой информации» и ст. 152 Гражданского кодекса, кроме опровержения виновные обязаны еще и возместить материально-моральный вред, причиненный потерпевшему в результате распространения ложных сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию (правда, такую компенсацию не может получить юридическое лицо). Многочисленные выплаты денег героям не до конца взвешенных, а порой недостоверных публикаций, бесспорно, обременяют экономику средства массовой информации.

Остановимся на требованиях этики при работе журналиста с различными источниками информации.

Собирая факты, журналист обращается к разным источникам информации: индивидуальному (человек), коллективному и документальному.

Источник информации – человек.Люди не обязаны сообщать журналисту сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные счеты. Если люди отказывают в предоставлении сведений для положительных материалов (не видят повода, не пришло время говорить о результатах работы и т. п.), то надо прислушаться. Отказ дать сведения может возникнуть также из-за того, что к человеку, о котором вы хотите написать очерк, окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают его роль и заслуги. Возможны и опасение огласки нежелательных сведений, неуверенность самого героя в том, что сообщенным фактам будет дана верная оценка. Наконец, причиной прохладного отношения к журналисту иногда служит неэтичное поведение коллег из редакции, побывавших ранее в данном коллективе. «Снять» подобное отношение можно продуманным поведением журналиста, завоеванием доверия.

Эффективен прием имитации – переключения внимания человека на другие объекты: декларируется более общая, не акцентированная на личность собеседника цель сбора, что позволяет снять напряженность. Можно, например, начать разговор так: «Меня (нашу редакцию) интересует опыт организации труда в вашем цехе», – и человек раскроется. А в ходе разговора журналист скажет и об истинной цели беседы. Герой комментирует те сведения о себе, которые корреспондент получил из других источников информации и считает спорными или особенно важными для понимания характера человека. «Это правда, что у Вас не было ни одной разбитой машины?» «Кто сказал? – он вздохнул. – Неверная информация, был грех».

Условием успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Часто бывает желательно начать с отвлеченных фраз, шутки, дружеской реплики, с рассказа о встречах с интересными людьми, переключить внимание на другие объекты, вызвать азарт, эмоциональный настрой, наконец, дать выговориться собеседнику... В ходе беседы активность журналиста и этичность его поведения проявляются в постановке вопросов, в замечаниях по поводу сообщаемых сведений, в оценке их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность вопроса, его уместность в каждой из ситуаций – один из главных признаков профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны вопросы, на которые собеседник не может ответить или вынужден будет дать банальный ответ. Такие вопросы унижают человека, а опубликованный ответ искажает его образ. К неуместным, неэтичным вопросам следует отнести и такие, которые провоцируют нескромный ответ героя, формируют у него некритическую оценку своих успехов, ответ, который вопреки намерению корреспондента отрицательно характеризует героя. Так как цель журналиста – получение объективных сведений, не стоит задавать вопросы, которые прямо или косвенно подсказывают собеседнику тот вариант ответа, в котором заинтересован репортер. При таком сборе информации возникает риск принять за истинные сведения те, что инспирированы самим журналистом, высказаны под его влиянием.

Большое значение имеет порядок вопросов, их последовательность и сочетаемость. Недопустимы покровительственный или, наоборот, заискивающий тон беседы, а также категоричность высказываний. Чтобы преодолеть скованность и замкнутость собеседника, можно показать заранее подготовленную фотографию, письмо, прослушать запись, которые взволнуют человека. Полезно непрерывно наблюдать за героем в действии, как говорится, «идти за ним по пятам».

Порой собеседник дает те или иные сведения, но предупреждает при этом – «не для печати». Понимая, что факты могут быть опубликованы, он просит этого не делать, хотя знает: журналист при желании получит аналогичную информацию из другого источника. Конечно, как быть с оговоркой «не для печати», решает редакция. Об этом и надо сказать источнику сведений, а он уж может официальным заявлением просить редакцию воздержаться от публикации. Интимные данные редакция публикует с письменного согласия персонажа, часто с заменой его имени. Допустимой нормой (часто при подготовке критических материалов) считается использование заблуждения информирующего лица относительно тех сведений, которыми располагает журналист.

Беседу делают эмоциональной и искренней ее полемическая направленность, перевод в русло спора.

К коллективным источникам информации,используемым в ходе формального и неформального общения, относятся собрания, совещания, конференции, заседания «круглых столов» и «клубов деловых встреч», товарищеские суды, пресс-конференции, беседы с группой людей в неофициальных условиях. Любопытен и весьма ценен разговор с человеком в присутствии его товарищей. Но, собирая информацию в условиях огласки, корреспондент должен учитывать, что сведения могут быть далеки от истины в связи с присутствием других людей, соображениями престижного характера, давлением формального или неформального лидера, а также в связи с различными «болезнями» коллектива, когда возникает разобщенность интересов. Поэтому при последующем использовании сведений, полученных из коллективного источника, важно соотнести их с почерпнутыми из других источников.

Довольно часто журналист прибегает к документам,представляющим собой любые зафиксированные знания, которые могут быть использованы для справок, изучения, доказательств. Знакомство с ними следует начинать с разрешения автора (или его наследников). Разрешение надо отметить в публикации, цитату выделить курсивом, дать разграничение между документом, его оценкой и журналистским текстом, а также уведомить, что в документе могут быть искажения, неточности. И, конечно, следует поблагодарить за предоставление документа.

Для положительного материала допустимо собирать сведения, не представляясь информирующим лицам. Неведение последних позволяет увидеть суть дела изнутри, пронаблюдать людей в естественной обстановке, ведь визит журналиста часто вызывает напряженность, волнение будущих героев. Здесь речь идет уже не о классификации источников информации, а о приемах обращения к ним, методах сбора сведений: наблюдении, совмещении профессий, лицедействе.

Некоторые журналисты для получения информации входят в контакт с человеком, будучи включенными в группу должностных лиц (например, в ревизорскую или инспекторскую комиссию), однако корреспондент не должен брать на себя права этих лиц, давать рекомендации. Метод «совмещения профессий» вызывает сложности этического порядка, а именно, риск нанести нравственный или материальный ущерб людям или организациям («таксист» может совершить аварию, «врач» без опыта – поставить неправильный диагноз, «юрист» – дать неправильный совет). Следовательно, надо соблюдать определенные требования: квалификация журналиста должна соответствовать требованиям «временной профессии», чтобы от его кратковременного нахождения на данной работе не пострадало дело, не был причинен ущерб.

Для критической корреспонденции также возможен сбор сведений, при котором источники информации не догадываются о том, что стали объектом внимания журналиста, или об истинной цели сбора. Такой прием порой сочетается со скрытым фиксированием информации – «лицедейством». Однако включение диктофона без ведома собеседника и его согласия не только не рекомендуется, но и прямо запрещено законодательством. Диктофон тем более неуместен, когда речь идет о личном горе, или если у собеседника есть дефекты речи. Не учитывая состояния человека, можно сломать беседу. Использование скрытой камеры также может обернуться бестактностью. Так, фотокор заснял незнакомых между собой юношу и девушку, прячущихся от дождя, и опубликовал снимок как весенний этюд. А это вынудило персонажей давать объяснения своим любимым.

Более честным и принципиальным является открытый сбор сведений. Кодекс Международной организации журналистов предписывает: «Журналист должен оберегать достоинство своей профессии. Он не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации». Принципиальная позиция заставляет журналиста прямо и недвусмысленно выражать свое отношение к отрицательным фактам: высказать все открыто и честно.

 

Вопросы для самопроверки

В каких формах закреплена регуляция поведения журналиста?

Какую роль выполняют кодексы профессиональной этики журналистов?

Каковы причины создания кодексов профессиональной этики журналистов?

Каковы важнейшие принципы журналистики?

Каковы нравственные принципы и правила деятельности журналиста при работа в различными источниками информации?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.