Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-12-08 | 188 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблема принятия решении. Поскольку необходимость в методах моделирования возникает при решении каких-либо конкретных задач, то для выбора классификации методов вначале рассмотрим проблему принятия решения.
В любой сфере деятельности человек принимает решения. Однако в тех случаях, когда решение задачи базируется на законах физики, химии и других фундаментальных областей знаний, или когда задача может быть поставлена в терминах конкретного класса прикладных задач, для которого разработан соответствующий математический аппарат, применять термин "проблема принятия решения" нет необходимости.
Потребность в этом термине возникает в тех случаях, когда задача настолько усложняется, что для ее постановки и решения не может быть сразу определен подходящий аппарат формализации, когда процесс постановки задачи требует участия специалистов различных областей знаний. Это приводит к тому, что постановка задачи становится проблемой, для решения которой нужно разрабатывать специальные подходы, приемы, методы. В таких случаях возникает необходимость определить область проблемы принятия решения (проблемную ситуацию); выявить факторы, влияющие на ее
71
решение; подобрать приемы и мстоды, которые позволяют сформулировать или поставить эаяачу таким образом, чтобы решение было принято.
Поясним процесс принятия решений на упрощенном примере - задаче по перемещению из одного пункта в другой. Т?"01'0 рода задачи возникают при доставке грузов на предприятие, выпускаемой пр^ДУЩНИ - потребителю, и, наконец, - повседневно перед каждым человеком при nofWe из дома на работу.
В терминах проблемы принятия pevf "" эту задачу можно представить следующим образом: задана цель достичь пункта А (или переместить груз из В в А;
|
имеются возможные средства - путь (дорога), и транспорт (различные транспортные средства передвижения или средс^м Доставки грузов); требуется обеспечить реализацию цели.
Если нет никаких других оговорок, требований, то задачи нет, поскольку безразлично, какой маршрут и какие транспорт"1" средства выбирать. Для того, чтобы возникла необходимость принимать решение (возникла задача), нужно ввести критерий (или несколько критериев), отражающий требования к достижению цели. Аналогично нет задачи и в тех случая^, когда ЛПР не может задать требования, сформулировать критерий достижения ц."", или неизвестен набор средств достижения цели, т. е. имеет место задача с нес/^РСДелтяосп.ю. В качестве критерия в рассматриваемой задаче можно, например, принять требование осуществить перемещение "за время ”*"или "к такому-то вр^"1"1Ф"
Для решения задачи нужно определ""1' взаимосвязи дели со средствами ее достижения, что в данной задаче легко сд^'2"” путем оценки средств (дорога оценивается длиной пути L. транспорт - скРРО^-п.” v транспортного средства; в простейшем слУ^ - средней скоростью) и установления связей этих оценок с критерием. В данном случае в качестве выРв*"™!. связывающего цель со средствами, можно исп^^-эовать закон движения, который в случае равномерно'1'01 прямолинейного движения имеет вид I = L / v, а в общем "ВДе t = f (L, v).
|
Таким оРР"0”1. Д™ принятия решения, нужно получить выра”'1™'. связывающее цель со средствами ее достижения с помощью вводимых критериев оценки достижимое™ чета и оценки средств (рис. 2. I).
Если та^0® выражение получено, то - задача решена: варьиРУ" Jra60 v при L = const. либо L при v = const, либо •' и Z- одновременно, можно получить варианты решен"' ч выбрать из них наиболее приемлемый.
При пос-1^0"" рассматриваемой задачи могут быть учтены не тМЧЕО обязательные, основные, требования, отражаемый с помощью критерия, но и дополнительные требования, которые могут выступа"” в качестве ограничений (в данной задаче -это могут быть затраты на создание и™ приобретение средств транспортировки грузов, наличие денежных средств у человека, выбирающего вид транспорта и т. п.). Тогда для решения задачи формирует комплекс соотношений, включающий наряду с основным выражением. связыв^ЩИМ цель со средствами, соотношения-неравенства, отражающие ограничения. Такая постановка задачи была предложена Л.В.Канторовичем [2,19] и является оснО”01* теории оптимизации и нового направления в математике - математического программирования, широко используемого в экономике для задач планирования. В такой постановке выражение, связывающее цель со средствами, устремляют к максимуму или минимуму; выражения, отражающие ограничения, представляют собой; 1(ак правило, неравенства (хотя, в принципе, могут быть и равенствами), разр^оотан широкий спектр методов решения
|
72
^^^^^^ш п0 этому HawcHM 0 обычн0 ч• rra от -^собенности будут охарактеризованы н.^”0 KPaтаo ег0 -Ж11ые Принципиальные
Таким образом, для приня,^ ^ необходимо получить выражение, связывающее цель ^ средствами ее достижения.-!^ выражения получили в паралл^ возникавших прикладных направлениях различные название д функционирования, критерий или ^показатель эффекти^^ целевая или критериальная функция, функция цели и т. п.
Если удается получить выр^^ связывающее цель со средствами, то задача практическ^ „^да решается. Эти выражения могут представлять собой нетс^^ ^ соотношения, подобные рассмотренному, но и бс^ сложные, составные критерии (показатели), аддитивного или 'мультипликативного вида. Конечно, в этом случае могут возникну^ вычислительные сложности, при преодолении которых может ^ ^^ться вновь обратиться к постановке задачи. Однако пол ^ формализованное представление задачи позволяет в даль^^ применять и формализованные методы анализа проблемное ^
Получить такие выражение ^ ^ ^^ ^„ ^во-ляющии связать цель со средс^^ (в рассмотренном примере -закон движения). Если закон известен, то стараются определить ^кономерности на основе статистиче-_:их исследований, или исходя из наи-
|
элее часто встречающихся на прак-^ке экономических или функциональных зависимостей. Если и это не уда-ег ,. - гея сделать, то выбирают или разра-
|
^тывают теорию, в которой содержится ряд утверждений и правил, по-"юляющих сформулировать концеп-^ю и конструировать на ее основе
•роцесс принятия решения. Если и те-"'рия не существует, то выдвигается ^'тотеза, и на ее основе создаются ^митационные модели, с помощью ко-^^эрых исследуются возможные вари-
о - нты решения. В общем виде для ситуаци^ ^„чной сложности м одель фор-
мирования критериальной фун, ^ отображения проблемной ситуации можно представить воспользовавшись многоуровневым представлением типа "слоев" ^.месаровича (рис. 2.2).
В наиболее общем случае i „-, / могут учитываться и варьироваться
не только компоненты (средств ^ ,
' •" ва достижения цели) и критерии (от-
73
ражающие требования и ограничения), но и сами цели, если пер, воначальная их формулировка не привела к желаемому результату т. е. цели неточно отразили потребности ЛПР.
В то же время, при постановке задачи в числе критериев могу^ быть и принципиально неформализуемые. Например, даже в рас. смотренной, казалось бы, простейшей задаче наряду с критерием времени и ограничением по затратам можно учесть и такие, приц. ципиально неформализуемые критерии, как безопасность транспор. тировки грузов для рабочих, удобство приведения в действие тран.
спортно-распределительных устройств или их остановки; такие критерии, как "комфорт".
Например, с учетом -л-ого критерия можно даже при коротких расстояниях в небольшом выигрыше во времени выбрать такси вместо общественного транспорта если конечно, позволяют денежные средства; или при передвижении между населенными пунктами иногда лучше выбрать более длинную, но асфальтированную доро. гу. чем более короткую, но ухабистую.
Или можно выбирать транспортное средство с учетом вида груза. Например, i случае скоропортящейся продукции, лучше выбрать более дорогостоящий рефрижератор. чем обычный грузовой автомобиль) и т. д.
В этих случаях полностью формализованная постановка задачи оказывается нереализуемой. Возможны и другие реальные ситуации, затрудняющие формализацию критериев или формирование выражения, связывающего цель со средствами.
|
При решении задач организации современного производства требуется учитывать все большее число факторов различной природы, являющихся предметом исследования различных областей знаний. В этих условиях один человек не может принять решение о выборе факторов, влияющих на достижение цели, не может определить существенные взаимосвязи между целями и средствами; в формировании и анализе модели принятия решения должны участвовать коллективы разработчиков, состоящие из специалистов различных областей знаний, между которыми нужно организовать взаимодействие и взаимопонимание; а проблема принятия решений становится проблемой коллективного выбора целей, критериев, средств и вариантов достижения цели, т. е. проблемой коллективного принятия решения.
Число и сложность подобных проблем, для которых невозможно сразу получить критерий эффективности в аналитической форме, по мере развития цивилизации возрастает; возрастает также и цена неверно принятого решения. Для проблем принятия решения характерно, как правило, сочетание качественных и количественных методов. Принятие решений в системах управления промышленностью часто связано с дефицитом времени: лучше принять не самое хорошее решение, но в требуемый срок, так как в противном случае лучшее решение может уже и не понадобиться. Поэто-74
пешение часто приходится принимать в условиях неполной ин-"''ации (ее неопределенности или даже дефицита), и нужно обес-
чить возможность как можно в более сжатые сроки определить "аиболее значимые для принятия решений сведения и наиболее объ-"ктивные предпочтения, лежащие в основе принятия решения.
Для того, чтобы помочь в более сжатые сроки поставить задачу, проанализировать цели, определить возможные средства, отобрать требуемую информацию (характеризующую условия принятия решения и влияющую на выбор критериев и ограничений), а в идеале - получить выражение, связывающее цель со средствами, применяют системные представления, приемы и методы системного анализа.
С помощью системного анализа можно обеспечить взаимодействие и взаимопонимание между специалистами различных областей знаний, участвующими в постановке и решении задачи, помочь исследователям организовать процесс коллективного принятия решения. Для реализации этого процесса нужно выбрать методы системного анализа. А для обеспечения возможности сравнения методов и разработки рекомендаций по их выбору в конкретных условиях, нужно принять или сформировать классификацию методов.
|
Классификации методов моделирования систем. Постановка любой задачи заключается в том, чтобы перевести ее словесное, вербальное описание в формальное.
В случае относительно простых задач такой переход осуществляется в сознании человека, который не всегда даже может объяснить, как он это сделал. Если полученная формальная модель (математическая зависимость между величинами в виде формулы, уравнения, системы уравнений) опирается на фундаментальный закон или подтверждается экспериментом, то этим доказывается ее адекватность отображаемой ситуации, и модель рекомендуется для решения задач соответствующего класса.
По мере усложнения задач получение модели и доказательство ее адекватности усложняется. Вначале эксперимент становится дорогим и опасным (например, при создании сложных технических комплексов, при реализации космических программ и т. д.), а применительно к экономическим объектам эксперимент становится практическим нереализуемым, задача переходит в класс проблем принятия решений, и постановка задачи, формирование модели, т. е. перевод вербального описания в формальное, становится важной составной частью процесса принятия решения. Причем эту составную часть не всегда можно выделить как отдельный этап, завершив который, можно обращаться с полученной формальной моделью так же, как с обычным математическим описанием, строгим и абсолютно справедливым. Большинство реальных ситуаций проектирования сложных технических комплексов и управления экономикой необходимо отображать классом самоорганизующихся систем, модели которых должны постоянно корректироваться и развиваться).
75
При этом возможно изменение не только модели, но и метода моделирования, что часто является средством развития представления ЛПР о моделируемой ситуации.
Иными словами, перевод вербального описания в формальное, осмысление, интерпретация модели и получаемых результатов становятся неотъемлемой частью практически каждого этапа моделирования сложной развивающейся системы. Часто для того, чтобы точнее охарактеризовать такой подход к моделированию процессов принятия решений, говорят о создании как бы "механизма" моделирования, "механизма" принятия решений (например, "хозяйственный механизм", "механизм проектирования и развития предприятия" и т. п.).
Возникающие вопросы - как формировать такие развивающиеся модели или "механизмы"? как доказывать адекватность моделей? - и являются основным предметом системного анализа.
Для решения проблемы перевода вербального описания в формальное в различных областях деятельности стали развиваться специальные приемы и методы. Так, возникли методы типа "мозговой атаки", "сценариев", экспертных оценок, "дерева целей" и т.п.
В свою очередь, развитие математики шло по пути расширения средств постановки и решения трудноформализуемых задач. Наряду с детерминированными, аналитическими методами классической математики возникла теория вероятностей и математическая статистика (как средство доказательства адекватности модели на основе представительной выборки и понятия вероятности правомерности использования модели и результатов моделирования). Для задач с большей степенью неопределенности инженеры стали привлекать теорию множеств, математическую логику, математическую лингвистику, теорию графов, что во многом стимулировало развитие этих направлений. Иными словами, математика стала постепенно накапливать средства работы с неопределенностью, со смыслом, который классическая математика исключала из объектов своего рассмотрения.
Таким образом, между неформальным, образным мышлением человека и формальными моделями классической математики сложился как бы "спектр" методов, которые помогают получать и уточнять (формализовать) вербальное описание проблемной ситуации, с одной стороны, и интерпретировать формальные модели, связывать их с реальной действительностью, с другой. Этот спектр условно представлен на рис. 2. За.
Развитие методов моделирования, разумеется, шло не так последовательно, как показано на рис. 2.3 а. Методы возникали и развивались параллельно. Существуют различные модификации сходных методов. Их по-разному объединяли в группы, т. е. исследователи предлагали разные классификации (в основном - для фор-76
" мальных методов, что более подробно будет рассмотрено в еде. дующем параграфе). Постоянно возникают новые методы моделирования как бы на "пересечении" уже сложившихся групп. Однако основную идею - существование "спектра" методов между вер. бальным и формальным представлением проблемной ситуации -этот рисунок иллюстрирует.
Первоначально исследователи, развивающие теорию систем, предлагали классификации систем и старались поставить им в соответствие определенные методы моделирования, позволяющие наилучшим образом отразить особенности того или иного класса, Такой подход к выбору методов моделирования подобен подходу прикладной математики. Однако в отличие от последней, в основу которой положены классы прикладных задач, системный анализ может один и тот же объект или одну и ту же проблемную ситуацию (в зависимости от степени неопределенности и по мере познания) отображать разными классами систем и соответственно различными моделями, организуя таким образом как бы процесс постепенной формализации задачи, т. е. "выращивание" ее формальной модели. Подход помогает понять, что неверно выбранный метод моделирования может привести к неверным результатам, к невозможности доказательства адекватности модели, к увеличению числа итераций и затягиванию решения проблемы.
Существует и другая точка зрения. Если последовательно менять методы приведенного на рис. 2.3 а "спектра" (не обязательно используя все), то можно постепенно, ограничивая полноту описания проблемной ситуации (что неизбежно при формализации), но сохраняя наиболее существенные с точки зрения цели (структуры целей) компоненты и связи между ними, перейти к формальной модели.
Такая идея реализовалась, например, при создании программного обеспечения ЭВМ и автоматизированных информационных систем путем последовательного перевода описания задачи с естественного языка на язык высокого уровня (язьи управления заданиями, информационно-поисковый язык, язык моделирования, автоматизации проектирования), а с него - на один из языков программирования, подходящий для данной задачи (11Л/1, ПАСКАЛЬ, ЛИСП, СИ, ПРОЛОГ и т. п.). который, в свою очередь, транслируется в коды машинных команд, приводящих в действие аппаратную часть ЭВМ.
В то же время анализ процессов изобретательской деятельности, опыта формирования сложных моделей принятия решений показал, что практика не подчиняется такой логике, т. е. человек поступает иначе: он попеременно выбирает методы из левой и правой частей "спектра""', приведенного на рис. 2.3а.
Поэтому удобно как бы "переломить" этот "спектр" методов пимерно в середине, где графические методы смыкаются с методами структуризации, т. е. разделить методы моделирования систем на abs больших класса: методы формализованного представления систем (МФПС) и методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов (МАИС). Возможные классификации этих двух групп методов приведены на рис. 2.3 б. Подробнее они будут рассмотрены в параграфах 2.2 и 2.3.
Такое разделение методов находится в соответствии с основной идеей системного анализа, которая состоит в сочетании в моделях и методиках формальных и неформальных представлений, что помогает в разработке методик, выборе методов постепенной формализации отображения и анализа проблемной ситуации. Возможные варианты последовательного использования методов из групп МАИС и МФПС в примерах методик, приводимых в последующих главах учебника (соответствующие ссылки будут даны), показаны на рисунке сплошной и штриховой линиями.
Отметим, что на рис. 2.3 б в группе МАИС методы расположены сверху вниз примерно в порядке возрастания возможностей формализации, а в группе МФПС - сверху вниз возрастает внимание к содержательному анализу проблемы и появляется все больше средств для такого анализа. Такое упорядочение помогает сравнивать методы и выбирать их при формировании развивающихся моделей принятия решений, при разработке методик системного анализа.
Классификации МАИС и особенно МФПС могут быть разными. На рис. 2.36 приведена классификация МФПС, предложенная Ф.Е.Темниковым [2.11] и подробнее рассматриваемая в следующем параграфе, в котором будут приведены и другие примеры классификаций МФПС.
Необходимо отметить, что предлагаемые названия групп методов более предпочтительны, чем используемые иногда термины - качественные и количественные методы, поскольку, с одной стороны, методы, отнесенные к группе МАИС, могут использовать и формализованные представления (при разработке сценариев могут применяться статистические данные, проводиться некоторые расчеты; с формализацией связаны получение и обработка экспертных оценок, методы морфологического моделирования); а, с другой стороны, в силу теоремы Гёделя [2.48] о неполноте, в рамках любой формальной системы, сколь бы полной и непротиворечивой она не казалась, имеются положения (соотношения, высказывания), истинность или ложность которых нельзя доказать формальными средствами этой системы, а для преодоления неразрешимой проблемы нужно расширять формальную систему, опираясь на содержатель-"ый, качественный анализ.
79
Результаты Гёделя были получены для арифметики, самого фор. мального направления математики, и позволили предположить что процесс логического, в том числе математического доказатедь, ства, не сводится к использованию только дедуктивного метода что в нем всегда присутствуют неформальные элементы мышлепщ В дальнейшем исследования этой проблемы математиками и лощ. ками показали, что "доказательства вовсе не обладают абсолютной не зависящей от времени строгостью и являются только культура опосредованными средствами убеждения".'
Иными словами, строгого разделения на формальные и нефор, мальные методы не существует. Можно говорить только о большее или меньшей степени формализованное™ или, напротив, больше! или меньшей опоре на интуицию, "здравый смысл".2
Специалист по системному анализу должен понимать, что любщ классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориенти роваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. По этому разрабатывать классификацию нужно обязательно с учеток конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений ЛПР, которым можнс предложить выбрать классификацию.
Следует также оговорить, что новые методы моделирования ч” сто создаются на основе сочетания ранее существовавших классе” методов.
Так, методы, названные на рис. 2.3 комплексированными (комбинаторика, топология) начинали развиваться параллельно в рамках линейной алгебры, теории множеств, теории графов, а затеи оформились в самостоятельные направления.
Существуют также новые методы, базирующиеся на сочетании средств МАИС и МФПС. Эта группа методов представлеа на рис, 2.3 в качестве самостоятельной группы методов моделирования, обобщенно названной специальными методами.
Наибольшее распространение получили следующие специальные методы моделирования систем:
Имитационное динамическое моделирование (System Dynamics Symulation Modeling).
Предложено Дж. Форрестером (США) в 50-х гг. [2.54, 2.55]3, использует удо& ный для человека структурный язык. помогающий выражать реальные взаимосвязи
“яюшие в системе замкнутые контуры управления, и аналитические прсд-" ряия (линейные конечно-разностные уравнения), позволяющие реализовать ставл дос исследование полученных моделей на ЭВМ с использованием специали-
У”^010 языка DYNAMC>
Ситуационное моделирование.
Идея предложена Д.А.Поспеловым и реализована на практике Ю.И.Клыковым П С Загадской (см.. например, [2.38, 2.17, 2.21], гл. 7 в [1.49]. Это направление бази-
* ^g на (утображении в памяти ЭВМ и анализе проблемных ситуаций с применени-
— специализированного языка, разрабатываемого с помощью выразительных ятсяств теории множеств, математической логики и теории языков.
Структурно-лингвистическое моделирование.
Подход возник в 70-е гг. в инженерной практике и основан на использовании для реализации идей комбинаторики структурных представлений разного рода, с одной стороны, и средств математической лингвистики, с другой. В расширенном понимании подхода в качестве языковых (лингвистических) средств используются и другие методы дискретной математики (языки, основанные на теоретико-множественных представлениях, на использовании средств математической логики, семиотики).
Теория информационного поля и информационных цепей (информационный подход к моделированию и анализу систем).
Концепция информационного поля предложена одним из авторов учебника (2, 3.2 -•- 3.6 и др.] и основана на использовании для активизации интуиции ЛПР законов диалектики, а в качестве средства формализованного отображения - аппарата математической теории поля и теории цепей. Этот подход, для краткости названный информационным, поскольку в его основе лежит отображение реальных ситуаций с помощью информационных моделей, рассматривается в отдельной главе (гл. 3), а примеры его применения - в гл, 6, 7.
Подход, базирующийся на идее постепенной формализации задач (проблемных ситуации) с неопределенностью путем поочередного использования средств МАИС и МФПС.
Этот подход к моделированию самоорганизующихся (развивающихся) систем был первоначально предложен одним из авторов учебника на базе концепции структурно-лингвистического моделирования Q8.4], § 9 в [4.3], § 8.3 в [8]). но в последующем стал основой практически всех методик системного анализа. Подробнее подход и его использование при разработке методик и языков моделирования рассмотрен в гл. 8, §§ 8.3, 8.4).
Классификация методов моделирования, подобная рассмотренной, помогает осознанно выбирать методы моделирования и должна входить в состав методического обеспечения работ по проектированию сложных технических комплексов, по управлению предприятиями и организациями. Она может развиваться, дополняться Конкретными методами, т. е. аккумулировать опыт, накапливаемый в процессе проектирования и управления.
81
2.2. Методы формализованного представления систем1
Классификации МФПС. Математика непрерывно развив” ^. Возникают новые области и математические теории, отмиракп ^^ вливаются в другие устаревающие разделы. Исследование” зя^Уктуры (или, как принято говорить архитектуры) математик” •у симаются многие ученые (см., например, [2.2, 2.14, 2.41, 2.26, 2.45,
-^идр.]).
Несмотря на то, что в практике моделирования широко ис. 'ьзуются теория множеств, математическая логика, математиче. ч лингвистика и другие направления современной математики, tux пор еще не все ученые-математики склонны включать в чис. ^ математических некоторые из этих направлений. Благодаря ра. и •ам французских ученых (публикующихся под псевдонимом чурбаки [2.6]), теорию множеств и математическую логику стащ
-Узнавать разделами математики, а математическую лингвистик) ^-^миотику часто еще не относят к математике. Поэтому, чтобы не „^уждать различные точки зрения (которые постепенно изменяют-
-развиваются), вместо термина "математические методы" удобна р^менять предложенный в [2.11] термин "методы формализованно представления систем".
фик ® большинстве первоначально применявшихся при исследовании систем класси-ндц^ций выделяли детерминированные и вероятностные (статистические) метода
классы моделей, которые сформировались в конце прошлого столетия. лис” Ччтем появились классификации, в которых в самостоятельные классы выдели-нек'* теоретико-множественные представления, графы, математическая логика “ го ц-торые новые разделы математики. Например, в классификации современно ^^математического аппарата инженера В.П.Сигорский [7] выделяются: множеств
4>ицы, графы, логика, вероятности.
ньге В одной из первых классификаций, предложенных специально для целей систем е^ исследований украинским академиком А.И.Кухтенко [2.28], наряду с выделен” pl.^vav.m уровней ма-гематического абстрагирования, как общеалгебраический, тес-фортка-множественный, логико-лингвистический, предлагается рассматривать “” ^анионный и эвристический уровни изучения сложных систем.
Имеются н другие классификации (см., например, [2.47]).
В данном учебнике принята и кратко характеризуется классифи-
•^ия Ф.Е.Темникова, предложенная в [2.11], в которой выделяюто >чующие обобщенные группы (классы) методов (табл. 2.1): она-
•гические (методы классической математики, включая интегро
•Ьференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функ-1, вариационное исчисление и т. п.; методы математического •\>граммирования; первые работы по теории игр и т. п.); стати-
^ческие (включающее и теоретические разделы математики -
т оию вероятностей, математическую статистику, и направления и якладной математики, использующие стохастические представ-Jit ния - теорию массового обслуживания, методы статистических Испытаний (основанные на методе Монте-Карло), методы выдвижения и проверки статистических гипотез А.Вальда и другие ме-т-оды статистического имитационного-моделирования); теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (методы дискретной математики), составляющие теоре-т-ическую основу разработки языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков; графические (включающие теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, гистограмм и других
графиков).
Разумеется, в табл. 2.1 приведены лишь укрупненные группы-Направления, конкретные методы которых только в начальный период развития характеризуются рассмотренными особенностями. Эти направления непрерывно развиваются, и в их рамках появляются методы с расширенными возможностями по сравнению с исходными.
Кроме того, в математике постоянно возникают новые направления как бы "на пересечении" методов, отнесенных к приведенным укрупненным группам. В частности, на пересечении аналитических и теоретико-множественных представлений возникла и развивается алгебра групп; параллельно в рамках алгебры групп и теории множеств начала развиваться комбинаторика', теоретико-множественные и графические представления стали основой возникновения топологии; статистические и теоретико-множественные методы инициировали возникновение теории "размытых" множеств Л.Заде [3.7], которая, в свою очередь, явилась началом развития нового направления - нечетких формализации и т. д.
Отметим, что понятия исходных направлений не всегда сохраняются в неизменном виде; в частности, в теории Заде дается иная трактовка понятия вероятности по сравнению со статистической.
Практически невозможно создать единую классификацию, которая включала бы все разделы современной математики. В то же время -приведенные направления помогают понять особенности конкретных методов, использующие средства того или иного направления или их сочетания, помогают выбирать методы для конкретных приложений.
|
|
^i “с з х а- и- а - s е- ь” 'С 2 ^ 1 S t-u § " s 0 2 ft 0 ев X eg 0. CJ •fr U | |ill|:ptH£l|£i ilh ^III ^1 Illlllpi^i^ Illii iliJEll 1 M!ii!ji liE lil i ISii'Hfii III} iiSSI siiii'i^^^phjiMi w w ^wwwim i5 ihii li • iiSil ig5^-в'=£g-гs£:taFЗas^з2xSF§,s '"9"^ й-|5ьйSsc§й|5м^5==ss"£' ^.^.о ^^^.-"“Узо^^^^^ё.^з^^з?!^ ^йр u^sss^a.ug^^^glgl^^g^i^z^g ^^Ess^^ss^ss-sss^^iiisge"- hss s-se-et^e-s^ 5.£g^?s^ieS?g-§ ь^яё и4и1-чп2э-с(3=2сэв2= ySF'Ssrasg? '• •'.——————————————————————————————————————————————————————————— |
is SSg -” сч О c.=£ 0 y 5SZ 5.23 "Зй = ° 5 K S jis" iis £ 2 s=£- 0. t- HW S *' к 3" ll§ 5 '" §? “> x “ y§s я 5 o. ss'g t, " Ч S--S SS5 5 9 д?
| §2?.i^|U-5Ss^ g?^- s^g-is Ul! eil-g^5.Bs-l^sl^iil^lilll ii r.^lH^s Is ^si •;^i|l ^j^ Ш^^- s|^I||^|:-|g<.|..igl| |, a.= eeo,..Q•^ozзl-Sзi sra3^ =ь 5. '•'я о. cS”-°o= ^”l-t1яo502co*'тг„г(D их" ь ^5&2££|?0"^S S!з5|§. SeSe^S -5-5 ”|.2-^g.?S 5?S^S c 5.-§-£.-ё а 8 „ 5-^ £2 ^1^:1 ^^i^ is а' shi^ h:s il-lseih.^i^Hiiip^i:^ i. illl^ll:!^: Illl Bjil^ li^i^ll:^2!^^!^!^^^! |H 11 III 11 ^ i^ bi-uux— я— -rtuincia: i-uo.g во.5“<“ ——————————————————————————^———————————————————————————————— |
£ ч “о ^ u^^^ 5| ^T° |
—•* г” 1 ^ s &i S -3 a .5.
| i сч | Ipl 1НЩ?||Щ?Ц1||.1|8 s^ifs ||^|l|J^I;tg И&1 mi tiliili iSli !ill 1Ш it. ifii i.lir| ^^p-slisl^i^^ipb,е^!г- ll-ieB?^:"!;? lijs 5-i:2 Н:Ш -ii^^i^l^ JJI.bis Л ^И^Ь §1^ !li. EiliSiil tl|i •li 11 SSe^S S S 3 3 S “I 5 x a? S c? xSS-e-Poii g2^xat)x3 u^a то т cf aiCQ u о ае ^ u ”;“•=( |
CM | a 5g'=”.2°->'S S'S=°~° "S^S Й23"С>>> '0?S g^rtie^ es.5'^^-'У So "So^o^g. 2 Si SSo^o.gg.x 6 tj^5^| 5:S^5.se^l^Sg^ ё2! §?§5|ё l^-slll5^! ^iS:^'S ^^йз^од-^ ^1;=^^1 sl--'s P:^!!^- 30^ ^^^ 5?-|§'lgS^ ^s.xl^5 гП^53 ^1 Bffi in ii® Hi ill -ig.SC^gSQ. ss'p'-'s ""^^^^(^''"-вг <o”o" Cni-ueS" "o-s -э-в^йс^За с:- ^"•cS0-0!^"'^^”?' sil^'slis?^'"'^ ^i^lTyss ^> =-:°?|g ^Is^g.gs-lsilj:!^!.^'!5^^ iill.l!13 i!i Ilif i lilllgii'J^ill^Jsling-le^l iIJ^^j^&lis'x^-^ltlll-TlllP^^^^ SsS^S'SraSn'^o.Ocao.-.-ist-catibg.^Seto а” SSfiaeiZoon.'^aSSSSl^SuOO.o'g'iSsgogo.oy И Д -S-S S?a;a£o. ccbxo";* eonfftt.ai'^uoi. 'ic ”2вх>.г;х с<>;сожо?-3и гаоь.Е.жсц £^,”iu0.s3cs6 | |
— | • ^-' Д 11 „^ j | f>^ 11/Xr^ in^^ OJ 3 t 1 C10^' ^ *^—' &S \J^-—^. “2 B-i2 s |
•^ <-i 1 ^ £ i-
| 0
| ш • и | ^-^sss ^His.s^p:!-^ i^alsj fs. t i^l^ g^siglii^ii l^J 1:= &sj5?sg'3 gl^-^-^agEe-!^61 ££"5"^ Ss iiiltli ч ^i^ss-^^^gsss-^lss.^b^ae-^ ss—egi s? s^lESS-s^sgg.-o.igsg ^ -” sg^g-s1! *.5 g"" ts'OaSta0- "xS^^0"!;3'1-- uo3"5xp 5 Ы 8§|:5 |^5|2J|S|J;| i3||.|5 ISI llllilllt^Ciliillililll^^lii^ii §?^.55£?S.K c=F 5 5 S as =• 8 ik ч S b! ” 2 >,==са:ч— =• о.
|
'§.3§- Sx=S.i<2"§?'2.^““ui-^sci. “S ^s^ "s^^s^c s.Ss5°|ss.§. ss |^“ sss^^^l^ "sss^s^e^ s'§ |^5| jS.l^ggeS^ ч”'^^”'^!5 lis.1:^:1^1 iis^§ji:s 1^ PI Si. 11 "•SsS ||^2."sSs-s as^sig.gg31 i| ggo. 5^"g£H^^ SSLgle-^gS S" ge-ts iei^^i^^ x^^sas^s h '^s.^l^s;?! "li^llss.s 1| ir.5|i!ijirJjl ih53^^:-! Ill^^fllii^l ppl;; ills: ^^3 l^lii2? lil:|liliir-dllrllliillil ^!|ltl!|g"| | |||
сч | PI H|:| 1111 |1 lil.lSIII Ш Й lil!l|lt !l| ^: Щ^ |l^ilslPilli|s|l 1 IBi^-iriiljil^ls'lil §|Ц§!^§1.p 5|. hsls.Psses^^gin^ "З!^"^:^^^^^^^^? it^ttg^li ^Ig-g.s^gjsl^^^l^li^^^g^asl^i'i.a^fe ^^^"^^'^-^“gIg-lsa.y^l^g.aSgitlSaiS-s-
| ||
- | 1 "“ / “)>. ^ lilrrr^--I^U---^ 2 о С ь-; с:; 5 5 о. <U 0. О ч 13 | ^ i! ^J^^T я с J^ £•5 &• u |
Прикладные классификации МФПС. Для удобства выбора методов решения реальных практических задач на базе математических направлений развиваются прикладные и предлагаются их классификации.
Так, существуют различные классификации экономико-математических методов, обобщение которых приведено в табл. 2.2. Эта классификация включает прикладные направления, базирующиеся, в основном, на использовании аналитических и статистических представлений. Однако некоторые из них (модели объемного и календарного планирования, потоковые модели) используют графические методы (сетевое моделирование), а иногда для предварительного описания задачи - теоретико-множественные представления.
Когда начали широко развиваться автоматизированные системы сбора, хранения и поиска информации, разного рода, появилась потребность в разработке классификаций методов работы с информационными массивами. Одна из таких классификаций, предложенная в [2.1], приведена в нижней части табл. 2.2. Эти классификации, напротив, базируются на использовании методов дискретной математики, и в основном графических и теоретико-множественных представлений с элементами математической логики.
Классификации, ориентированные на прикладные н
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!