Экономическое развитие страны в период нэпа — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Экономическое развитие страны в период нэпа

2020-12-08 83
Экономическое развитие страны в период нэпа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сельское хозяйство

Проведение новой экономической политики Коммунистическая партия начала с восстановления сельского хозяйства, суть которого лежала в подъеме индивидуальных хозяйств.

Одной из первоначальных и, наверное, самой главной на то время мер была замена продразверстки продовольственным налогом. О замене продразверстки налогом впервые заговорил Троцкий в феврале 1920 года. Перед открытием съезда партии, Троцкий выступил в Политбюро с предложением о замене продовольственной разверстки натуральным налогом, рассчитанный на определенный процент продукции. Однако, против выступил Ленин, и Троцкий получил минимум голосов. Но спустя год, 8 февраля 1921г., дискуссия об аграрной политике натолкнула Ленина на мысль выступить с похожим предложением.

В среднем размеры натурального налога оказались на 30-50% ниже размеров продразверстки. Они исчислялись из площади посева и объявлялись крестьянам заранее. Кроме зерновых культур, налогами облагалась и животноводческая продукция: мясо, масло, шерсть и т.д. Всего налогов в 1921 году было установлено 13, что доставляло значительные неудобства. Также очень мешала и прежняя идеология. Изначально большевики рассчитывались обойтись без торговли, рынка и денежного обращения, предлагая обменивать излишки продукции на принадлежащие государству товары по фиксированным эквивалентам. Однако, крестьяне предпочли уже привычную для них форму купли-продажи товаров на деньги. Переход к рыночным отношением был завершен к осени 1921 г., побудив руководство РКП (б) к осуществлению реформ в области государственной промышленности и сельского хозяйства.

В деревнях, выполнивших план заготовок, отменялась Государственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, оставшуюся после уплаты налога в хозяйстве, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, что, в свою очередь, заметно стимулировало развитие производства в крестьянских хозяйствах. Была разрешена аренда земли и наем работников, однако на это существовали достаточно жесткие ограничения. В результате этих мер в 1925 году общие посевные площади страны достигли довоенного уровня, увеличивалось производство продукции земледелия и животноводства.

20-е годы стали периодом расцвета сельской общины – органа крестьянского самоуправления. Община ведала всеми вопросами коллективной жизни, но уже не осуществляла мелочной опеки за каждым крестьянином, эти обязанности взяли на себя сельсоветы и местные партийные ячейки. Общинные традиции отбивали у крестьянина охоту становится полноправным хозяином своих наделов. В 20-е годы более 700 тысяч крестьян вышли из общин.1 При общим сокращении производительности труда оставался избыток сельского населения, поскольку выбор пути оттока значительно ограничивался.

Осенью 1923 года в стране разразился так называемый “кризис сбыта”. Был собран хороший урожай, но крестьяне не торопились сдавать хлеб по низким ценам, поскольку они не компенсировали затраты на производство. Крестьяне не могли купить необходимые промышленные товары, которыми были забиты все склады и магазины. Деревня стала задерживать сдачу хлеба по продналогу кое-где по стране прокатились массовые крестьянские восстания, которые были подавлены. Государство было вынуждено пойти на уступки крестьянам. В 1924-1925гг. произошли изменения в ценовой политике, была разрешена аренда земли и использование наемного труда. Был осуществлен переход к денежному налогообложению крестьянства, что дало им больше свободы в развитии своих хозяйств. Тем не менее, обстановка в деревне оставалась напряженной. Правительство осуществляло четкую социально ориентированную политику в аграрном секторе, поддерживая экономически беспомощные хозяйства, создавая так называемый “культ бедноты”. Беднякам предоставлялись льготные кредиты, отменялись или снижались налоги, их снабжали семенами, рабочим скотом, сельскохозяйственным инвентарем, но, как правило, все это мало помогало таким хозяйствам.

 В то же время, правительство всемерно сдерживало развитие хозяйств зажиточных крестьян - кулаков, чей удельный вес составлял примерно 5% всего сельского населения. По отношению к этим хозяйствам постоянно проводились уравнительные переделы земли, изъятие земельных излишков, что влекло за собой дробление крестьянских дворов, снижение их мощности и урожайности. Слабеющие крестьянские хозяйства не могли эффективно использовать появляющуюся новую технику. В 1926 году 40% пахотных орудий по-прежнему составляли деревянные сохи, а треть хозяйств не имела даже лошадей, поэтому уровень урожайности был одним и самых низких в Европе. Аренда земли, на которую зажиточные крестьяне возлагали определенные надежды, была сопряжена с большими ограничениями. Фактически запрещалось образование хуторских хозяйств.

Следствием провозглашенной политики “ограничения кулачества” стало снижение во второй половине 1920-х годов товарности крестьянских хозяйств, их рыночной ориентации. Так, почти в два раза, по сравнению с довоенным уровнем, сократилась доля продукции, направляемой крестьянами на продажу. В 1926-1927 хозяйственном году они потребляли до 85% своей продукции, что означало фактически возврат к натуральному хозяйству. Постепенно снижался объем сдачи зерна в государственные фонды.

 

Промышленность

В послевоенный период промышленность переживала трудные времена, значительная часть предприятий была разрушена или закрыта. Заметно сократились поставки сырья, снизилась численность рабочих и их качественный уровень. Восстановление промышленности шло с большим трудом. Хотя некоторые показатели к 1925 году были выше уровня довоенного времени (это относится к производству электроэнергии, продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности), однако общий объем промышленного производства составлял 75,5% от уровня 1913 года. Требовались радикальные перемены для ликвидации многочисленных проблем в промышленности[1].

В.И. Ленин отмечал, что в области промышленности необходимо уделить самое серьезное внимание восстановлению тяжелой промышленности. “Без спасения тяжелой промышленности, без ее восстановления, - говорил Ленин, мы не сможем построить никакой промышленности, а без нее мы вообще погибнем как самостоятельная страна… Спасением для России является не только хороший урожай в крестьянском хозяйстве – это еще мало, - и не только хорошее состояние легкой промышленности, поставляющей крестьянству предметы потребления, - этого тоже мало, - нам необходима также тяжелая индустрия”2

В области тяжелой индустрии первоочередной задачей было восстановление угольного Донбасса и нефтяной промышленности Баку. В.И. Ленин на ХI съезде РКП(б) говорил, что “ни о каком восстановлении крупной промышленности в России, ни о каком настоящем строительстве социализма не может быть и речи, ибо его нельзя построить иначе, как через крупную промышленность, если мы не восстановим, не поставим на нужную высоту Донбасс”. Донбасс - настоящая основа всей нашей экономики”3

Совет труда и обороны в постановлении 27 мая 1921 г. выдвинул задачу составления обоснованного плана восстановления каменно - угольной промышленности Донбасса, признав эту работу “исключительной государственной важности.

Восстановление топливной промышленности создало условия для подъема других отраслей промышленности и транспорта. XIII партийная конференции в январе 1924 г. отмечала, что транспорт находиться в таком состоянии, когда он без особых затруднений способен удовлетворять все предъявляемые к нему народным хозяйством требования.

После восстановления топливной промышленности и транспорта Коммунистическая партия сосредоточила основные средства на подъеме металлопромышленности. Развитие этой важнейшей отрасли тяжелой индустрии было провозглашено XIII съездом партии важнейшей задачей наступающего периода: “После того, как обеспеченно дело с топливом, как поднят транспорт, как сдвинута денежная реформа, - очередь за металлом”4. Металлическая промышленность выдвигалась на первый план и стала получать от государства все больше материальных и денежных средств. В 1924 -1925 гг. продукция металлопромышленности удвоилась по сравнению с прошлым годом. Это была большая победа на хозяйственном фронте. Однако в целом производство черных и цветных металлов еще сильно отстало от довоенного уровня (1913 г.).

С переходом к НЭПу был дан старт развитию частнокапиталистического предпринимательства. Основной позицией государства в этом вопросе являлось то, что свобода торговли и развитие капитализма допускалось лишь до известной степени и только при условии государственного регулирования. В промышленности сфера деятельности частника в основном ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда.1

Развивая идею о государственном капитализме, правительство разрешило частному предпринимательству брать в аренду мелкие, средние промышленные и торговые предприятия. Фактически эти предприятия принадлежали государству, программа их работ утверждалась в учреждениях государственной власти на местах, но производственная деятельность осуществлялась частными предпринимателями.

Было денационализировано небольшое количество государственных предприятий. Разрешалось открывать собственные предприятия с числом рабочих не более 20 человек. К середине 1920-х годов на долю частного сектора приходилось от 20-25% производства промышленной продукции.

Так, например, в кожевенной промышленности по переписи 1917 – 1918 гг. насчитывалось 4647 заводов; на 1922 г. в руках государства было оставлено всего 240 наиболее технически оснащенных заводов, а остальные были частью закрыты, а частью сданы в аренду. Текстильная промышленность Москвы после проведенной концентрации стала работать с нагрузкой в 70-80% (вместо 40-50% до концентрации). Для металлической промышленности соответствующие цифры составляли 60-65% и 35-40%.2

Одним из признаков НЭПа являлось развитие концессий, особой формы аренды, т.е. предоставление иностранным предпринимателям права эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д. Концессионная политика преследовала цель привлечь в экономику страны иностранный капитал. Проведение этой политики поручили Л.Д. Троцкому, который в 1925 году возглавил Концессионный комитет. Арендные и концессионные предприятия возродили государственно - капиталистический уклад экономики. Ленин рассматривал госкапитализм в качестве ближайшего союзника социалистического (государственного) уклада в новой предстоящей борьбе с мелкотоварным хозяйством1.

В 1926-1927 годах насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции. В некоторых отраслях, однако, удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, в которых иностранцы владели частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра - 60%, марганцевой руды - 85%, золота - 30%, в производстве одежды и предметов туалета - 22%.

Помимо капитала, в СССР направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В 1922 году американским профсоюзом швейников и Советским правительством была создана Русско-Американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре - в Москве.

Имеются данные о том, что до 95% советских промышленных предприятий получали в 1920-е годы западную техническую помощь, которая помогла достаточно быстро восстановить многие отрасли экономики. Но как только зарубежное оборудование и технологии осваивались нашими специалистами, Советское правительство разрывало договоры о концессиях и других формах сотрудничества с иностранными партнерами[2].

Из всех отраслей промышленности за годы восстановительного периода наибольших успехов достигло машиностроение.

Страна приступила к выполнению ленинского плана электрификации. Выработка электроэнергиив 1925 году была выше в 6 раз по сравнению с 1921 годом и значительно выше уровня 1913 года.

Металлургическая промышленность сильно отставала от довоенного уровня, в этой области предстояло проделать очень большую работу.

Постепенно восстанавливался железнодорожный транспорт, сильно пострадавший во время гражданской войны.

Быстро восстанавливалась легкая и пищевая промышленность.

Таким образом, в 1921-1925 гг. советский народ успешно решил задачи по восстановлению промышленности, увеличился выпуск продукции.

Хозяйственные советские планы совершенствовались из года в год. После преодоления разрухи народное хозяйство стало восстанавливаться быстрыми темпами. Новое и особенное в нашем хозяйственном руководстве, - отмечал И.В. Сталин в мае 1925 г., - состоит в том, “что наши хозяйственные планы стали отставать от действительного развития нашего хозяйства, они оказываются недостаточными и, сплошь и рядом, не поспевают за действительным ростом хозяйства”1.

Восстановление промышленности было в основном завершено в 1926-1926 гг. В высоких темпах восстановления промышленности наглядно проявились преимущества новой системы хозяйства, новых производственных отношений, утвердившихся в крупной промышленности.

 

Управление производством

Большие изменения происходили в системе управления экономикой. Это касалась в первую очередь ослабления централизации, характерной для периода «военного коммунизма». Были упразднены главки, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 года около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения.2 Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что "государственная казна за долги трестов не отвечает".

В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 года было записано следующее: "Тресты - государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли"3.

Тресты наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это получило название «хозяйственный расчет» (хозрасчет), в соответствии, с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов1.

Трест являлся основной производственной единицей в системе управления производством. Он обладал правом юридического лица и соответствующими правами по непосредственному оперативному руководству.

Прежде всего, трестировались предприятия, работавшие на массовый рынок. Одновременно трестирование проводилось в металлургической и химической промышленностях, от подъема которых зависело восстановление всей промышленности. Проводилось также трестирование деревообрабатывающей и легкой промышленности, которые должны были дать стране экспортный фонд.

В итоге, наличие большого числа мелких трестов привело к тому, что в руках государства осталось значительное число мелких и средних предприятий. Вследствие этого ряд трестов оказались экономически нерентабельными. 10 апреля 1923 года вышел в свет декрет о трестах, который предусматривал пересмотр их состава и оценку с точки зрения производственно-хозяйственной целесообразности.

Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 года 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 года всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката. Синдикаты стали основной формой объединения и регулирования товарооборота государственных промышленных предприятий.

Торговля

Естественным следствием замены продразверстки был возврат к частной торговли.

Развитие торговли было одним из элементов государственного капитализма. В.И. Ленин расценивал торговлю как единственную возможную форму связи между десятками миллионов земледельцев и крупной промышленностью. При помощи торговли необходимо было обеспечить экономический обмен между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и деревней, без которого невозможна нормальная хозяйственная жизнь общества1.

       Организация правильного обмена продукцией промышленности и сельского хозяйства при помощи торговли становилась одной из важнейших задач новой экономической политики.

Для восстановление торговли в первую очередь требовалось воссоздать материальную базу, сформировать новый торговый аппарат, внедрить новые методы и формы торговли.

Первоначально, в марте 1921 года, предполагалось во имя подлинной “смычки города и деревни” проводить широкий товарообмен в пределах местного хозяйственного оборота. Для этого предусматривалось обязать государственные предприятия сдавать продукцию в специальный товарообменный фонд республики. Но неожиданно для руководителей страны местный товарообмен оказался тесным для развития экономики, и уже в октябре 1921 года он превратился в свободную торговлю со всеми ее необходимыми признаками. В этот период В.И. Ленин называл торговлю основным звеном в хозяйственной политике, “за которое надо всеми силами ухватиться”, чтобы построить фундамент социализма. В свете этого был взят курс на развитие торговли, перестройку хозяйственных органов, ведающих вопросами внутренней торговли.

Внутренний рынок страны развивался под влиянием ряда факторов, важнейшим из которых являлся рост материального производства и повышение покупательской способности населения.

Успех налаживания товарообмена между городом и деревней также зависел от соотношения цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Правильное соотношение цен на соответствующие товары, в соответствии с интересами народного хозяйства и требованиями закона стоимости, должно было обеспечивать эквивалентность обмена и стимулировать расширение производства во всех отраслях, в первую очередь в сельском хозяйстве.1

При НЭПе существовало три вида торговли: торговля велась частниками, кооперативами и государственными органами. Частный торговец был наиболее активен в розничной торговле. Государственные органы ограничивали свою коммерческую деятельность оптовой торговлей. Кооперативы сочетали в себе функции оптовых и розничных торговцев.

Ведение НЭПа было направлено на то, чтобы еще больше стимулировать кооперативы. В.И. Ленин, внося НЭП на рассмотрение Х съезда партии в марте 1921 г., без лишних слов предложил отменить резолюцию предыдущего съезда, которая настаивала на строгом подчинение кооперативов Наркомпроду. Теперь, когда излишки крестьянина подлежали извлечению путем бартерного обмена и торговли, потребительская кооперация должна была играть важную роль. Было заключено ряд соглашений между правительством и кооперативами. 17 марта 1921 г. было заключено соглашение, которое называлось «генеральным договором» с потребительскими кооперативами, по которому Центросоюз становился единственным агентом правительства по оптовому распределению потребительских товаров по всей стране. Однако из этой затеи ничего не вышло. Причина неудачи скрывалась в том, что Наркомпрод оказался не в состоянии обеспечить обещанное снабжение товарами широкого потребления с целью обмена, вследствие чего начались взаимные обвинения между Наркомпродом и Центросоюзом. Вся собственность кооперативов была национализирована и подлежала возврату. Началось вмешательство частного торговца в качестве посредника между контролируемой государством промышленности и крестьянином. В задачу кооперации входило «изгнать частный капитал из торговли и таким образом создать прочную смычку между крестьянским хозяйством и промышленностью»2 Однако и это оптимистическая оценка роли кооперации себя не оправдала. Отношения между государством и кооперацией оставались сложными и нестабильными.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.