Международное положение СССР в 1921-1923гг. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Международное положение СССР в 1921-1923гг.

2020-12-08 79
Международное положение СССР в 1921-1923гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР В 1921-1923гг.

Начиная разговор о переходе СССР к новой экономической политике нельзя не упомянуть сложную обстановку после долгой и изнурительной войны в мире в целом.

Период с 1918 по 1923 гг. характеризуется в мировой истории послевоенным подъемом. Осенью 1918 г. закончилась Первая мировая война, которая привела к росту революционного движения в стране. Буржуазно-демократические революции произошли также в Германии и Австро-Венгрии. В Германии революция имела социалистические тенденции: в ряде городов была провозглашена Советская власть. В апреле 1919 г. возникла Советская республика в Баварии. Более 4-х месяцев 1919 г. существовала Советская республика в Венгрии. Летом 1919 г. была провозглашена советская республика в Словакии. В других капиталистических странах также происходили столкновения рабочих с правительствами, что было реакцией трудящихся на ухудшение экономического положения в результате тяжелой войны. К 1923 г. в социальных битвах рабочий класс потерпел поражение. Капитализм сохранил свою власть и могущество.

Проводя активную внешнюю политику, Советская республика к концу 1920 года заключила мирные договоры с рядом стран, прежде всего с прибалтийскими республиками. В марте 1921 года было заключено торговое соглашение с Англией, в мае с Германией, затем с Италией, Норвегией и др. Таким образом, в системе политической и экономической изоляции Советской страны была пробита брешь. В то же время западные государства, и прежде всего США, продолжали политику экономической блокады Советской России, поддерживали контрреволюционные эмигрантские силы и антисоветские вооруженные формирования, размещавшиеся вблизи границ России, осуществляли политические и военные провокации.

Наиболее успешно развивались внешнеполитические отношения со странами Востока. Наша страна ликвидировала неравноправные кабальные договоры, заключенные царизмом; впервые в истории, проявляя добрую волю и дружеские чувства, заключила новые равноправные договоры с Ираном, Турцией, Афганистаном. Эта политика Советского государства оказала положительное воздействие на всю Азию.

Таким образом, внешнеполитическое положение России в международных делах упрочилось, но оставалось сложным. Отказ западных стран в предоставлении кредитов, накопившаяся за годы гражданской войны и интервенции ненависть друг к другу, вынуждали Советское государство делать ставку на внутренние ресурсы. Главной задачей теперь являлось восстановление разрушенной экономики, подведение экономической основы под Советскую власть.

2. НЭП – НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

 

Причины перехода к НЭПу.

Внутреннее положение государства было крайне сложным. Сильная разруха, после многолетних войн, отбросили экономику страны на несколько десятилетий назад. Общий объем промышленной продукции упал в 7 раз. Из-за отсутствия топлива большинство предприятий бездействовало. Разруха царила и в сельском хозяйстве. Производство зерна сократилось вдвое. Значительно сократилось поголовье скота. В стране не хватало хлеба, картофеля, мяса, масла, сахара, других необходимых продуктов питания. Огромными были невосполнимые людские потери: с 1914 года погибло более 19 млн. человек.

К концу гражданской войны обострилось внутриполитическое положение страны. Пока шла война, крестьяне поддерживали разверстку, понимая, что без нее нельзя победить помещиков и капиталистов, разбить интервентов. Однако после окончания военных действий они больше не хотели терпеть продразверстку. Крестьяне требовали права свободно распоряжаться излишками хлеба.

Политикой военного коммунизма были недовольны и в городе. Городскому населению не нравилось уравнительное распределение продовольствия и трудовой повинности. В результате появилась трещина в союзе рабочего класса и крестьянства - основы Советской власти.

Повсюду вспыхивали мятежи с участием крестьян-середняков. Участились собрания и митинги, на которых большевистский режим подвергался критики. Наиболее сильным был Кронштадтский мятеж матросов - выходцев из крестьян в Петрограде. Участники мятежа требовали свободные выборы, свободу всем социалистическим партиям, свободу слова, печати, собраний, устранение большевистской диктатуры и т.д. Восстание удалось подавить с большим трудом и немалыми потерями.

Кроме того, в 1921 году на Россию обрушилось новое тяжкое испытание – голод. Одной из причин голода была жесточайшая засуха в Поволжье, а другой и возможно главной – продразверстка. Весной у крестьян был конфискован даже семенной фонд, следствием чего явилось падение сбора зерна с 801 миллиона центнеров до 503 миллионов. Продовольственные резервы на тот момент в стране давно отсутствовали.

Тяжелая экономическая ситуация стала поводом для обострения политического недовольства режимом. Миллионы крестьян, принявших участие в гражданской войне на стороне большевиков, выражали недовольство политикой «военного коммунизма», не дававшей экономических стимулов к развитию сельского хозяйства. Недовольство крестьян перерастало в антиправительственные восстания, которые в свою очередь, всерьез грозили перерасти в настоящую крестьянскую войну.

Таким образом, хозяйственная разруха и рост недовольства в стране стали главными причинами, побудившими большевиков отказаться от политики «военного коммунизма» и взять курс на новую политику.

 

Переход к НЭПу

В марте 1921 года, в своей работе «Урок Кронштадта» В.И. Ленин сформулировал ближайшие цели, определившие дальнейшее развитие государства. Одной из них было названо необходимость немедленно установить соглашение с крестьянством.

Переход к новой политике во многом был обусловлен ещё и тем, что правительству так и не удалось добиться выполнения суровых законов и декретов, изданных в годы военного коммунизма. Руководство страны понимало неизбежность экономической катастрофы в том случае, если оно продолжит настаивать на выполнении этих декретов.

Началом проведения государством новой экономической политики следует считать Х съезд РКП (б), состоявшийся 8 марта 1921 года. Съезд осудил все оппозиционные группировки, их методы борьбы и принял резолюцию «О единстве партии», в которой под страхом исключения содержался запрет на участие во фракциях и группировках. Х съезд РКП (б) дал ЦК полномочия: «…применять в случае нарушения дисциплины или возрождения или допущения фракционности все меры партийных изысканий вплоть до исключения из партии, а по отношению к ЦК перевод их в кандидаты и даже, как крайнюю меру, исключение из партии».1

Стоит заметить, что руководству РКП (б) было достаточно трудно убедить рядовых членов партии в необходимости перехода к новому экономическому курсу. На местах эти решения встретили сильное противодействие, НЭП рассматривался как «капитуляция перед буржуазией», предательство коммунистической идеи, «отступление назад». Многие коммунисты считали, что это всего лишь временная тактическая хитрость, которая в ближайшее время будет аннулирована. Однако, в мае 1921 года В.И. Ленин заявил, что НЭП вводится не для обмана, а «всерьез и надолго», возможно, на пять-десять лет.2

Переход к НЭПу должен был обеспечить прочный союз рабочего класса и крестьянства для строительства социализма. После окончания работы съезда компартия развернула широкую деятельность по разъяснению рабочим и крестьянам сущности новой экономической политики. Партийные организации направляли в деревни лучших агитаторов для ведения разъяснительной работы.

Новая экономическая политика должна бала обеспечить прочное установление экономической связи между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, что являлось важнейшей предпосылкой для развития обоих.

Важнейшее политическое значение НЭПа В.И. Ленин видел в том, что он создал условия для укрепления основы диктатуры пролетариата-союза рабочего класса с крестьянством, подвел под этот союз прочную экономическую базу.1 «Конечно, - говорил В.И. Ленин, - сущность новой экономической политики есть союз пролетариата и крестьянства, сущность - в смычке авангарда, пролетариата с широким крестьянским полем».2

Таким образом, вся система новых мероприятий, в конечном счете, сводилась к усилению союза рабочего класса с трудовым крестьянством. Коммунистическая партия провела огромную работу по разъяснению широким массам трудящихся сущности и значения новой экономической политики.

 

Сельское хозяйство

Проведение новой экономической политики Коммунистическая партия начала с восстановления сельского хозяйства, суть которого лежала в подъеме индивидуальных хозяйств.

Одной из первоначальных и, наверное, самой главной на то время мер была замена продразверстки продовольственным налогом. О замене продразверстки налогом впервые заговорил Троцкий в феврале 1920 года. Перед открытием съезда партии, Троцкий выступил в Политбюро с предложением о замене продовольственной разверстки натуральным налогом, рассчитанный на определенный процент продукции. Однако, против выступил Ленин, и Троцкий получил минимум голосов. Но спустя год, 8 февраля 1921г., дискуссия об аграрной политике натолкнула Ленина на мысль выступить с похожим предложением.

В среднем размеры натурального налога оказались на 30-50% ниже размеров продразверстки. Они исчислялись из площади посева и объявлялись крестьянам заранее. Кроме зерновых культур, налогами облагалась и животноводческая продукция: мясо, масло, шерсть и т.д. Всего налогов в 1921 году было установлено 13, что доставляло значительные неудобства. Также очень мешала и прежняя идеология. Изначально большевики рассчитывались обойтись без торговли, рынка и денежного обращения, предлагая обменивать излишки продукции на принадлежащие государству товары по фиксированным эквивалентам. Однако, крестьяне предпочли уже привычную для них форму купли-продажи товаров на деньги. Переход к рыночным отношением был завершен к осени 1921 г., побудив руководство РКП (б) к осуществлению реформ в области государственной промышленности и сельского хозяйства.

В деревнях, выполнивших план заготовок, отменялась Государственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, оставшуюся после уплаты налога в хозяйстве, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, что, в свою очередь, заметно стимулировало развитие производства в крестьянских хозяйствах. Была разрешена аренда земли и наем работников, однако на это существовали достаточно жесткие ограничения. В результате этих мер в 1925 году общие посевные площади страны достигли довоенного уровня, увеличивалось производство продукции земледелия и животноводства.

20-е годы стали периодом расцвета сельской общины – органа крестьянского самоуправления. Община ведала всеми вопросами коллективной жизни, но уже не осуществляла мелочной опеки за каждым крестьянином, эти обязанности взяли на себя сельсоветы и местные партийные ячейки. Общинные традиции отбивали у крестьянина охоту становится полноправным хозяином своих наделов. В 20-е годы более 700 тысяч крестьян вышли из общин.1 При общим сокращении производительности труда оставался избыток сельского населения, поскольку выбор пути оттока значительно ограничивался.

Осенью 1923 года в стране разразился так называемый “кризис сбыта”. Был собран хороший урожай, но крестьяне не торопились сдавать хлеб по низким ценам, поскольку они не компенсировали затраты на производство. Крестьяне не могли купить необходимые промышленные товары, которыми были забиты все склады и магазины. Деревня стала задерживать сдачу хлеба по продналогу кое-где по стране прокатились массовые крестьянские восстания, которые были подавлены. Государство было вынуждено пойти на уступки крестьянам. В 1924-1925гг. произошли изменения в ценовой политике, была разрешена аренда земли и использование наемного труда. Был осуществлен переход к денежному налогообложению крестьянства, что дало им больше свободы в развитии своих хозяйств. Тем не менее, обстановка в деревне оставалась напряженной. Правительство осуществляло четкую социально ориентированную политику в аграрном секторе, поддерживая экономически беспомощные хозяйства, создавая так называемый “культ бедноты”. Беднякам предоставлялись льготные кредиты, отменялись или снижались налоги, их снабжали семенами, рабочим скотом, сельскохозяйственным инвентарем, но, как правило, все это мало помогало таким хозяйствам.

 В то же время, правительство всемерно сдерживало развитие хозяйств зажиточных крестьян - кулаков, чей удельный вес составлял примерно 5% всего сельского населения. По отношению к этим хозяйствам постоянно проводились уравнительные переделы земли, изъятие земельных излишков, что влекло за собой дробление крестьянских дворов, снижение их мощности и урожайности. Слабеющие крестьянские хозяйства не могли эффективно использовать появляющуюся новую технику. В 1926 году 40% пахотных орудий по-прежнему составляли деревянные сохи, а треть хозяйств не имела даже лошадей, поэтому уровень урожайности был одним и самых низких в Европе. Аренда земли, на которую зажиточные крестьяне возлагали определенные надежды, была сопряжена с большими ограничениями. Фактически запрещалось образование хуторских хозяйств.

Следствием провозглашенной политики “ограничения кулачества” стало снижение во второй половине 1920-х годов товарности крестьянских хозяйств, их рыночной ориентации. Так, почти в два раза, по сравнению с довоенным уровнем, сократилась доля продукции, направляемой крестьянами на продажу. В 1926-1927 хозяйственном году они потребляли до 85% своей продукции, что означало фактически возврат к натуральному хозяйству. Постепенно снижался объем сдачи зерна в государственные фонды.

 

Промышленность

В послевоенный период промышленность переживала трудные времена, значительная часть предприятий была разрушена или закрыта. Заметно сократились поставки сырья, снизилась численность рабочих и их качественный уровень. Восстановление промышленности шло с большим трудом. Хотя некоторые показатели к 1925 году были выше уровня довоенного времени (это относится к производству электроэнергии, продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности), однако общий объем промышленного производства составлял 75,5% от уровня 1913 года. Требовались радикальные перемены для ликвидации многочисленных проблем в промышленности[1].

В.И. Ленин отмечал, что в области промышленности необходимо уделить самое серьезное внимание восстановлению тяжелой промышленности. “Без спасения тяжелой промышленности, без ее восстановления, - говорил Ленин, мы не сможем построить никакой промышленности, а без нее мы вообще погибнем как самостоятельная страна… Спасением для России является не только хороший урожай в крестьянском хозяйстве – это еще мало, - и не только хорошее состояние легкой промышленности, поставляющей крестьянству предметы потребления, - этого тоже мало, - нам необходима также тяжелая индустрия”2

В области тяжелой индустрии первоочередной задачей было восстановление угольного Донбасса и нефтяной промышленности Баку. В.И. Ленин на ХI съезде РКП(б) говорил, что “ни о каком восстановлении крупной промышленности в России, ни о каком настоящем строительстве социализма не может быть и речи, ибо его нельзя построить иначе, как через крупную промышленность, если мы не восстановим, не поставим на нужную высоту Донбасс”. Донбасс - настоящая основа всей нашей экономики”3

Совет труда и обороны в постановлении 27 мая 1921 г. выдвинул задачу составления обоснованного плана восстановления каменно - угольной промышленности Донбасса, признав эту работу “исключительной государственной важности.

Восстановление топливной промышленности создало условия для подъема других отраслей промышленности и транспорта. XIII партийная конференции в январе 1924 г. отмечала, что транспорт находиться в таком состоянии, когда он без особых затруднений способен удовлетворять все предъявляемые к нему народным хозяйством требования.

После восстановления топливной промышленности и транспорта Коммунистическая партия сосредоточила основные средства на подъеме металлопромышленности. Развитие этой важнейшей отрасли тяжелой индустрии было провозглашено XIII съездом партии важнейшей задачей наступающего периода: “После того, как обеспеченно дело с топливом, как поднят транспорт, как сдвинута денежная реформа, - очередь за металлом”4. Металлическая промышленность выдвигалась на первый план и стала получать от государства все больше материальных и денежных средств. В 1924 -1925 гг. продукция металлопромышленности удвоилась по сравнению с прошлым годом. Это была большая победа на хозяйственном фронте. Однако в целом производство черных и цветных металлов еще сильно отстало от довоенного уровня (1913 г.).

С переходом к НЭПу был дан старт развитию частнокапиталистического предпринимательства. Основной позицией государства в этом вопросе являлось то, что свобода торговли и развитие капитализма допускалось лишь до известной степени и только при условии государственного регулирования. В промышленности сфера деятельности частника в основном ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда.1

Развивая идею о государственном капитализме, правительство разрешило частному предпринимательству брать в аренду мелкие, средние промышленные и торговые предприятия. Фактически эти предприятия принадлежали государству, программа их работ утверждалась в учреждениях государственной власти на местах, но производственная деятельность осуществлялась частными предпринимателями.

Было денационализировано небольшое количество государственных предприятий. Разрешалось открывать собственные предприятия с числом рабочих не более 20 человек. К середине 1920-х годов на долю частного сектора приходилось от 20-25% производства промышленной продукции.

Так, например, в кожевенной промышленности по переписи 1917 – 1918 гг. насчитывалось 4647 заводов; на 1922 г. в руках государства было оставлено всего 240 наиболее технически оснащенных заводов, а остальные были частью закрыты, а частью сданы в аренду. Текстильная промышленность Москвы после проведенной концентрации стала работать с нагрузкой в 70-80% (вместо 40-50% до концентрации). Для металлической промышленности соответствующие цифры составляли 60-65% и 35-40%.2

Одним из признаков НЭПа являлось развитие концессий, особой формы аренды, т.е. предоставление иностранным предпринимателям права эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д. Концессионная политика преследовала цель привлечь в экономику страны иностранный капитал. Проведение этой политики поручили Л.Д. Троцкому, который в 1925 году возглавил Концессионный комитет. Арендные и концессионные предприятия возродили государственно - капиталистический уклад экономики. Ленин рассматривал госкапитализм в качестве ближайшего союзника социалистического (государственного) уклада в новой предстоящей борьбе с мелкотоварным хозяйством1.

В 1926-1927 годах насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции. В некоторых отраслях, однако, удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, в которых иностранцы владели частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра - 60%, марганцевой руды - 85%, золота - 30%, в производстве одежды и предметов туалета - 22%.

Помимо капитала, в СССР направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В 1922 году американским профсоюзом швейников и Советским правительством была создана Русско-Американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре - в Москве.

Имеются данные о том, что до 95% советских промышленных предприятий получали в 1920-е годы западную техническую помощь, которая помогла достаточно быстро восстановить многие отрасли экономики. Но как только зарубежное оборудование и технологии осваивались нашими специалистами, Советское правительство разрывало договоры о концессиях и других формах сотрудничества с иностранными партнерами[2].

Из всех отраслей промышленности за годы восстановительного периода наибольших успехов достигло машиностроение.

Страна приступила к выполнению ленинского плана электрификации. Выработка электроэнергиив 1925 году была выше в 6 раз по сравнению с 1921 годом и значительно выше уровня 1913 года.

Металлургическая промышленность сильно отставала от довоенного уровня, в этой области предстояло проделать очень большую работу.

Постепенно восстанавливался железнодорожный транспорт, сильно пострадавший во время гражданской войны.

Быстро восстанавливалась легкая и пищевая промышленность.

Таким образом, в 1921-1925 гг. советский народ успешно решил задачи по восстановлению промышленности, увеличился выпуск продукции.

Хозяйственные советские планы совершенствовались из года в год. После преодоления разрухи народное хозяйство стало восстанавливаться быстрыми темпами. Новое и особенное в нашем хозяйственном руководстве, - отмечал И.В. Сталин в мае 1925 г., - состоит в том, “что наши хозяйственные планы стали отставать от действительного развития нашего хозяйства, они оказываются недостаточными и, сплошь и рядом, не поспевают за действительным ростом хозяйства”1.

Восстановление промышленности было в основном завершено в 1926-1926 гг. В высоких темпах восстановления промышленности наглядно проявились преимущества новой системы хозяйства, новых производственных отношений, утвердившихся в крупной промышленности.

 

Управление производством

Большие изменения происходили в системе управления экономикой. Это касалась в первую очередь ослабления централизации, характерной для периода «военного коммунизма». Были упразднены главки, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 года около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения.2 Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что "государственная казна за долги трестов не отвечает".

В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 года было записано следующее: "Тресты - государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли"3.

Тресты наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это получило название «хозяйственный расчет» (хозрасчет), в соответствии, с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов1.

Трест являлся основной производственной единицей в системе управления производством. Он обладал правом юридического лица и соответствующими правами по непосредственному оперативному руководству.

Прежде всего, трестировались предприятия, работавшие на массовый рынок. Одновременно трестирование проводилось в металлургической и химической промышленностях, от подъема которых зависело восстановление всей промышленности. Проводилось также трестирование деревообрабатывающей и легкой промышленности, которые должны были дать стране экспортный фонд.

В итоге, наличие большого числа мелких трестов привело к тому, что в руках государства осталось значительное число мелких и средних предприятий. Вследствие этого ряд трестов оказались экономически нерентабельными. 10 апреля 1923 года вышел в свет декрет о трестах, который предусматривал пересмотр их состава и оценку с точки зрения производственно-хозяйственной целесообразности.

Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 года 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 года всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката. Синдикаты стали основной формой объединения и регулирования товарооборота государственных промышленных предприятий.

Торговля

Естественным следствием замены продразверстки был возврат к частной торговли.

Развитие торговли было одним из элементов государственного капитализма. В.И. Ленин расценивал торговлю как единственную возможную форму связи между десятками миллионов земледельцев и крупной промышленностью. При помощи торговли необходимо было обеспечить экономический обмен между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и деревней, без которого невозможна нормальная хозяйственная жизнь общества1.

       Организация правильного обмена продукцией промышленности и сельского хозяйства при помощи торговли становилась одной из важнейших задач новой экономической политики.

Для восстановление торговли в первую очередь требовалось воссоздать материальную базу, сформировать новый торговый аппарат, внедрить новые методы и формы торговли.

Первоначально, в марте 1921 года, предполагалось во имя подлинной “смычки города и деревни” проводить широкий товарообмен в пределах местного хозяйственного оборота. Для этого предусматривалось обязать государственные предприятия сдавать продукцию в специальный товарообменный фонд республики. Но неожиданно для руководителей страны местный товарообмен оказался тесным для развития экономики, и уже в октябре 1921 года он превратился в свободную торговлю со всеми ее необходимыми признаками. В этот период В.И. Ленин называл торговлю основным звеном в хозяйственной политике, “за которое надо всеми силами ухватиться”, чтобы построить фундамент социализма. В свете этого был взят курс на развитие торговли, перестройку хозяйственных органов, ведающих вопросами внутренней торговли.

Внутренний рынок страны развивался под влиянием ряда факторов, важнейшим из которых являлся рост материального производства и повышение покупательской способности населения.

Успех налаживания товарообмена между городом и деревней также зависел от соотношения цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Правильное соотношение цен на соответствующие товары, в соответствии с интересами народного хозяйства и требованиями закона стоимости, должно было обеспечивать эквивалентность обмена и стимулировать расширение производства во всех отраслях, в первую очередь в сельском хозяйстве.1

При НЭПе существовало три вида торговли: торговля велась частниками, кооперативами и государственными органами. Частный торговец был наиболее активен в розничной торговле. Государственные органы ограничивали свою коммерческую деятельность оптовой торговлей. Кооперативы сочетали в себе функции оптовых и розничных торговцев.

Ведение НЭПа было направлено на то, чтобы еще больше стимулировать кооперативы. В.И. Ленин, внося НЭП на рассмотрение Х съезда партии в марте 1921 г., без лишних слов предложил отменить резолюцию предыдущего съезда, которая настаивала на строгом подчинение кооперативов Наркомпроду. Теперь, когда излишки крестьянина подлежали извлечению путем бартерного обмена и торговли, потребительская кооперация должна была играть важную роль. Было заключено ряд соглашений между правительством и кооперативами. 17 марта 1921 г. было заключено соглашение, которое называлось «генеральным договором» с потребительскими кооперативами, по которому Центросоюз становился единственным агентом правительства по оптовому распределению потребительских товаров по всей стране. Однако из этой затеи ничего не вышло. Причина неудачи скрывалась в том, что Наркомпрод оказался не в состоянии обеспечить обещанное снабжение товарами широкого потребления с целью обмена, вследствие чего начались взаимные обвинения между Наркомпродом и Центросоюзом. Вся собственность кооперативов была национализирована и подлежала возврату. Началось вмешательство частного торговца в качестве посредника между контролируемой государством промышленности и крестьянином. В задачу кооперации входило «изгнать частный капитал из торговли и таким образом создать прочную смычку между крестьянским хозяйством и промышленностью»2 Однако и это оптимистическая оценка роли кооперации себя не оправдала. Отношения между государством и кооперацией оставались сложными и нестабильными.

Раскрепощение труда

Введение новой экономической политики означало признание провала административно-командных методов военного коммунизма, основанных на тотальном принуждении к труду. Труд, равно как и другие факторы производства, при военном коммунизме рассматривался как обязательная государственная служба, и исполнение которой и вознаграждение за которую не подразумевали коммерческих отношений.

Трудовые мобилизации и повинности населения, милитаризация труда и ставшие обязательными коммунистические субботники при военном коммунизме показали свою полную неэффективность при восстановлении разрушенного народного хозяйства. Надвигалась экономическая катастрофа. Принудительная занятость, ограничения в выборе и перемене работы, прикрепление работников к земле и предприятиям, декларирование бедности как социальной добродетели, уравнительное распределение привели к тому, что трудящиеся оказались безразличными к конкретным результатам своего труда, его производительности и качеству. Призывы к ударному труду на практике все больше приобретали идеологическое значение как средство "подстегивания" масс. Энтузиазм первых лет революции сменился почти всеобщей апатией, усталостью доведенных до нищеты людей. Для подъема трудовой активности требовалось создать экономическую заинтересованность работника, освободить его от военно-административного принуждения к труду.

В ноябре 1922 года был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ), который зафиксировал коренные перемены в его общественной организации, связанные с проведением НЭПа. В кодексе была зафиксирована полная отмена трудовых организаций и повинностей.

Более трудным был вопрос вознаграждения за труд. Основным инструментом регулирования размеров оплаты труда стала тарифная сетка. Тарифная сетка определялась как совокупность различных элементов, включающих установление характеристики всех профессий и специальностей; разбивку и группировку их по тарифным разрядам и установление тарифных коэффициентов, показывающих насколько профессии и специальности одного тарифного разряда должны оплачиваться больше профессий и специальностей другого.1

Переломным годом в области политики заработной платы был 1922г. Переход промышленности на систему хозрасчета создал материальные предпосылки для заключения хозяйственных договоров. В этот год была осуществлена программа перевода рабочих на сдельную оплату труда с сохранением твердых норм выработки.

 

Новая политика занятости

Окончание гражданской войны и введение НЭПа открыли период серьезной и широко распространенной безработицы, порожденной огромным сокращением рабочих как государственными службами, так и промышленными предприятиями. Резкое сокращение числа и штатов всех советских учреждений, массовая демобилизация из рядов Красной Армии, перевод всех предприятий промышленности на полный хозрасчет привели к превышению предложения труда над спросом на рабочие руки.

Рост реальной заработной платы в промышленности привел к тому, что в города массами начали возвращаться кадровые рабочие, осевшие в деревне в период революции и гражданской войны. Они составляли 70% всех прибывавших из деревень работников, поставленных на учет органами по труду. Таким образом, то, чего в годы военного коммунизма не смогли добиться путем мобилизаций труда, массовых призывов на государственную службу и репрессий за уклонение от нее, было достигнуто благодаря повышению уровня жизни рабочего класса. Вернувшиеся на предприятия старые кадры стали вытеснять с рабочих мест менее квалифицированных работников, молодежь и женщин, которые все чаще вынуждены были становиться в очередь безработных.

В таком ракурсе проблема занятости в рабочем государстве встала впервые со времен революции. Ее решение требовало проведения последовательной государственной политики, направленной на поддержание эффективной работы отраслей и предприятий, и одновременно, предоставления социальных гарантий работникам, оставшимся без работы.

 

Денежная реформа

Немаловажное значение для проведения НЭПа имело создание устойчивой денежной системы и стабилизации рубля. Приняв решение о переходе к НЭПу, Х съезд партии поручил Центральному Комитету «пересмотреть в основе финансовую политику и систему тарифов».1 У истоков этой сложной и огромной работы стоял нарком финансов Г.Я. Сокольников, еще в 1918 году возражавший против безудержной денежной эмиссии. Но в тот момент он не был понят, эмиссия продолжалась, и только чудом не был воплощен в жизнь план полного аннулирования денег и закрытия наркомата финансов за ненадобностью.1

Основной задачей финансовой политики первых лет НЭПа было укрепление советской валюты. «Что действительно важно, - говорил В.И. Ленин в ноябре 1922г., - это – вопрос о стабилизации рубля. Над этим вопросом мы работаем, работают лучшие наши силы, и этой задачи мы предаем решающее значение. Удастся нам на продолжительный срок, а впоследствии навсегда стабилизировать рубль – значит, мы выиграли… Тогда мы сможем наше хозяйство поставить на твердую почву и на твердой почве развиваться дальше».2

Для подготовки денежной реформы был приглашен опытный финансист Н.Н. Кутлер, который участвовал в проведении знаменитой реформы С.Ю. Витте в 1895 - 1897 годах. В течение всего 1922 года шла острая дискуссия о том, как проводить денежную реформу, что взять за мерило ценности при переходе на новые деньги. Предлагался так называемый “товарный рубль”, который был бы связан лишь со средним курсом товаров, или с товарным индексом.

Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков. Сначала в 1922 году были выпущены совзнаки. Новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 году были выпущены другие совзнаки, один рубль которых равнялся 1 млн. прежних денег и 100 рублям образца 1922 года

Одновременно с выпуском совзнаков, в конце ноября 1922 года была введена в обращение новая советская валюта - «червонец», приравненный к 7, 74 г чистого золота, или к дор


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.