Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция)

2020-12-08 201
Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕАМБУЛА

Государства-участники настоящей Конвенции,
отмечая значительный прогресс в развитии информационно-коммуникационных технологий и средств, формирующих информационное пространство,
выражая озабоченность угрозами, связанными с возможностями использования таких технологий и средств в целях, не совместимых с задачами обеспечения международной безопасности и стабильности, как в гражданской, так и в военной сферах,
придавая важное значение международной информационной безопасности как одному из ключевых элементов системы международной безопасности,
будучи убежденными в том, что дальнейшее углубление доверия и развитие взаимодействия государств-участников в вопросах обеспечения международной информационной безопасности являются настоятельной необходимостью и отвечают их интересам,
принимая во внимание важное значение информационной безопасности для реализации основных прав и свобод человека и гражданина,
учитывая резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/65/41 от 8 декабря 2010 г. «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности»,
стремясь ограничить угрозы международной информационной безопасности, обеспечить информационную безопасность государств-участников и создать информационное пространство, для которого характерны мир, сотрудничество и гармония,
желая создать правовые и организационные основы сотрудничества государств-участников в области обеспечения международной информационной безопасности,
ссылаясь на резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/55/29 от 20 ноября 2000 г. «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения», в которой, в частности, признается, что достижения науки и техники могут иметь как гражданское, так и военное применение, и что необходимо поддерживать и поощрять развитие науки и техники для использования в гражданских целях,
признавая необходимость предотвращения возможности использования информационно-коммуникационных технологий в целях, которые не совместимы с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности и способны оказать отрицательное воздействие на целостность государственных инфраструктур, нанося ущерб их безопасности,
подчеркивая необходимость усиления координации и укрепления сотрудничества между государствами в борьбе с преступным использованием информационных технологий и в этом контексте отмечая ту роль, которую могут сыграть Организация Объединенных Наций и другие международные и региональные организации,
подчеркивая важность безопасного, непрерывного и стабильного функционирования Интернета и необходимость защиты Интернета и других информационно-коммуникационных сетей от возможного неблагоприятного воздействия и подверженности угрозам,
подтверждая необходимость общего понимания вопросов безопасности Интернета и дальнейшего сотрудничества на национальном и международном уровнях,
вновь подтверждая, что политические полномочия по связанным с Интернетом вопросам государственной политики являются суверенным правом государств, и что государства имеют права и обязанности в отношении связанных с Интернетом вопросов государственной политики международного уровня,
признавая, что доверие и безопасность в использовании информационно-коммуникационных технологий относятся к фундаментальным основам информационного общества и что необходимо поощрять, формировать, развивать и активно внедрять устойчивую глобальную культуру кибербезопасности, как отмечается в резолюции Генеральной Ассамблеи Организация Объединенных Наций A/RES/64/211 от 21 декабря 2009 г. «Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур»,
отмечая необходимость активизации усилий по преодолению «цифрового разрыва» путем облегчения передачи информационно-коммуникационных технологий развивающимся странам и наращивая их потенциал в вопросах передовой практики и профессиональной подготовки в области кибербезопасности, как отмечается в резолюции Генеральной Ассамблеи Организация Объединенных Наций A/RES/64/211 от 21 декабря 2009 г. «Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур»,
будучи убеждены в необходимости проведения в приоритетном порядке общей политики, нацеленной на защиту общества от правонарушений в информационном пространстве, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов и укрепления международного сотрудничества,
сознавая глубокие перемены, вызванные внедрением цифровых технологий, объединением и продолжающейся глобализацией компьютерных сетей,
будучи озабоченными угрозой того, что компьютерные сети могут также использоваться для совершения уголовных преступлений, и что доказательства совершения таких правонарушений могут храниться в этих сетях и передаваться по ним,
признавая необходимость сотрудничества между государствами и частным бизнесом в борьбе против правонарушений в информационном пространстве и необходимость защиты законных интересов в сфере использования и развития информационно-коммуникационных технологий,
полагая, что для эффективной борьбы против правонарушений в информационном пространстве требуется более широкое, оперативное и хорошо отлаженное международное сотрудничество в области противодействия правонарушениям,
будучи убежденными в том, что настоящая Конвенция необходима для противодействия нарушениям конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем и сетей и компьютерной информации, а также злоупотреблениям такими системами, сетями и информацией путем обеспечения наказуемости таких деяний, описываемых в настоящей Конвенции, и предоставления полномочий, достаточных для эффективной борьбы с такими правонарушениями, путем содействия выявлению и расследованию таких правонарушений и преследованию за их совершение как на внутригосударственном, так и на международном уровнях и путем разработки договоренностей относительно оперативного и надежного международного сотрудничества,
памятуя о необходимости обеспечения должного баланса между интересами поддержания правопорядка и уважением основополагающих прав человека, как это предусмотрено Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, а также другими международными договорами о правах человека, в которых подтверждается право каждого беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ,
памятуя также о праве на уважение частной жизни и защиту персональных данных,
учитывая положения Конвенции о правах ребенка 1989 года и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда в 1999 году,
приветствуя события последнего времени, способствующие дальнейшему росту международного взаимопонимания и сотрудничества в борьбе с правонарушениями в информационном пространстве, включая меры, принятые Организацией Объединенных Наций, Шанхайской организацией сотрудничества, Европейским Союзом, Организацией Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, Организацией американских государств, Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, Организацией экономического сотрудничества и развития, «Группой восьми» и другими международными организациями и форумами,
согласились о нижеследующем:

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и цель Конвенции
Предметом регулирования настоящей Конвенции является деятельность государств по обеспечению международной информационной безопасности.
Целью настоящей Конвенции является противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий для нарушения международного мира и безопасности, а также установление мер, способствующих тому, чтобы деятельность государств в информационном пространстве:

1) способствовала общему социальному и экономическому развитию;
2) осуществлялась таким образом, чтобы быть совместимой с задачами поддержания международного мира и безопасности;
3) соответствовала общепризнанным принципам и нормам международного права, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и основных свобод человека;
4) была совместимой с правом каждого искать, получать и распространять информацию и идеи, как это зафиксировано в документах ООН, с учетом того, что такое право может быть ограничено законодательством для защиты интересов национальной и общественной безопасности каждого государства, а также для предотвращения неправомерного использования и несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы;
5) гарантировала свободу технологического обмена и свободу обмена информацией с учетом уважения суверенитета государств и их существующих политических, исторических и культурных особенностей.

Статья 2. Термины и определения
Для целей настоящей Конвенции используются следующие термины и определения:
«доступ к информации» - возможность получения информации и ее использования;
«информационная безопасность» - состояние защищенности интересов личности, общества и государства от угроз деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве;
«информационная война» - противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны;
«информационная инфраструктура» - совокупность технических средств и систем формирования, преобразования, передачи, использования и хранения информации;
«информационная система» - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
«информационное оружие» - информационные технологии, средства и методы, предназначенные для ведения информационной войны;
«информационное пространство» - сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие, в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию;
«информационно-коммуникационные технологии» - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью формирования, преобразования, передачи, использования и хранения информации;
«информационные ресурсы» - информационная инфраструктура, а также собственно информация и ее потоки;
«конфиденциальность информации» - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
«критически важный объект информационной инфраструктуры» - часть (элемент) информационной инфраструктуры, воздействие на которую может иметь последствия, непосредственно затрагивающие национальную безопасность, включая безопасность личности, общества и государства;
«международная информационная безопасность» - состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве;
«неправомерное использование информационных ресурсов» - использование информационных ресурсов без соответствующих прав или с нарушением установленных правил, законодательства государств либо норм международного права;
«несанкционированное вмешательство в информационные ресурсы» - неправомерное воздействие на процессы формирования, обработки, преобразования, передачи, использования и хранения информации;
«оператор информационной системы» - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
«правонарушение в информационном пространстве» - использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в противоправных целях;
«предоставление информации» - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
«распространение информации» - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
«терроризм в информационном пространстве» - использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в террористических целях;
«угроза в информационном пространстве (угроза информационной безопасности)» - факторы, создающие опасность для личности, общества, государства и их интересов в информационном пространстве.

Статья 3. Исключения в применении Конвенции
Настоящая Конвенция не применяется в случаях, когда действия осуществлены в рамках информационной инфраструктуры одного государства, гражданином или юридическим лицом, находящимся под юрисдикцией этого государства, и последствия этих действий имели место только в отношении граждан и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией этого же государства, и никакое другое государство не имеет оснований для осуществления своей юрисдикции.

Статья 4. Основные угрозы международному миру и безопасности в информационном пространстве
В качестве основных угроз в информационном пространстве, приводящих к нарушению международного мира и безопасности, рассматриваются следующие:

1) использование информационных технологий и средств для осуществления враждебных действий и актов агрессии;
2) целенаправленное деструктивное воздействие в информационном пространстве на критически важные структуры другого государства;
3) неправомерное использование информационных ресурсов другого государства без согласования с государством, в информационном пространстве которого располагаются эти ресурсы;
4) действия в информационном пространстве с целью подрыва политической, экономической и социальной систем другого государства, психологическая обработка населения, дестабилизирующая общество;
5) использование международного информационного пространства государственными и негосударственными структурами, организациями, группами и отдельными лицами в террористических, экстремистских и иных преступных целях;
6) трансграничное распространение информации, противоречащей принципам и нормам международного права, а также национальным законодательствам государств;
7) использование информационной инфраструктуры для распространения информации, разжигающей межнациональную, межрасовую и межконфессиональную вражду, расистских и ксенофобских письменных материалов, изображений или любого другого представления идей или теорий, которые пропагандируют, способствуют или подстрекают к ненависти, дискриминации или насилию против любой личности или группы лиц, если в качестве предлога к этому используются факторы, основанные на расе, цвете кожи, национальном или этническом происхождении, а также религии;
8) манипулирование информационными потоками в информационном пространстве других государств, дезинформация и сокрытие информации с целью искажения психологической и духовной среды общества, эрозия традиционных культурных, нравственных, этических и эстетических ценностей;
9) использование информационно-коммуникационных технологий и средств в ущерб основным правам и свободам человека, реализуемым в информационном пространстве;
10) противодействие доступу к новейшим информационно-коммуникационным технологиям, создание условий технологической зависимости в сфере информатизации в ущерб другим государствам;
11) информационная экспансия, приобретения контроля над национальными информационными ресурсами другого государства.

Дополнительными факторами, усиливающими опасность перечисленных угроз, являются:

1) неопределенность в идентификации источника враждебных действий, особенно с учетом возрастающей активности отдельных лиц, групп и организаций, включая преступные организации, которые выполняют посреднические функции в осуществлении деятельности от имени других;
2) потенциальная опасность включения в информационно-коммуникационные технологии недекларируемых деструктивных возможностей;
3) различия в степени оснащенности информационно-коммуникационными технологиями и их безопасности в разных государствах («цифровое неравенство»);
4) различия в национальных законодательствах и практике формирования безопасной и быстро восстанавливающейся информационной инфраструктуры.

Статья 5. Основные принципы обеспечения международной информационной безопасности
Информационное пространство является общечеловеческим достоянием. Его безопасность является основой обеспечения устойчивого развития мировой цивилизации.
В целях создания и поддержания атмосферы доверия в информационном пространстве необходимо соблюдение государствами-участниками следующих принципов:

1) деятельность каждого государства-участника в информационном пространстве должна способствовать социальному и экономическому развитию и осуществляться таким образом, чтобы быть совместимой с задачами поддержания международного мира и безопасности, соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы в международных отношениях, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения суверенитета государств, основных прав и свобод человека;
2) государства-участники в ходе формирования системы международной информационной безопасности будут руководствоваться принципом неделимости безопасности, означающим, что безопасность каждого из них неразрывно связана с безопасностью всех других государств и мирового сообщества в целом, а также не будут укреплять свою безопасность в ущерб безопасности других государств;
3) каждое государство-участник должно стремиться к преодолению различий в степени оснащенности национальных информационных систем современными информационно-коммуникационными технологиями, сокращению «цифрового разрыва» в целях снижения общего уровня угроз в информационном пространстве;
4) все государства-участники в информационном пространстве пользуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными субъектами информационного пространства независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера;
5) каждое государство-участник вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информационным пространством. Суверенитет и законы распространяются на информационную инфраструктуру, расположенную на территории государства-участника или иным образом находящуюся под его юрисдикцией. Государства-участники должны стремиться к гармонизации национальных законодательств, различия в них не должны создавать барьеры на пути формирования надежной и безопасной информационной среды;
6) каждое государство-участник должно придерживаться принципа ответственности за собственное информационное пространство, в том числе за его безопасность и за содержание размещаемой в нем информации;
7) каждое государство-участник имеет право свободно осуществлять без вмешательства извне развитие своего информационного пространства, и каждое другое государство обязано уважать это право в соответствии с принципом равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций;
8) каждое государство-участник, учитывая законные интересы безопасности других государств, может свободно и самостоятельно определять свои интересы обеспечения информационной безопасности на основе суверенного равенства, а также свободно выбирать способы обеспечения собственной информационной безопасности в соответствии с международным правом;
9) государства-участники признают, что агрессивная «информационная война» составляет преступление против международного мира и безопасности;
10) информационное пространство государства-участника не должно быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения;
11) каждое государство-участник имеет неотъемлемое право на самооборону перед лицом агрессивных действий в информационном пространстве в отношении его при условии достоверного установления источника агрессии и адекватности ответных мер;
12) каждое государство-участник будет определять свой военный потенциал в информационном пространстве на основе национальных процедур с учетом законных интересов безопасности других государств, а также необходимости содействовать укреплению международного мира и безопасности. Ни одно из государств-участников не будет предпринимать попыток добиться господства в информационном пространстве над другими государствами;
13) государство-участник может размещать свои силы и средства обеспечения информационной безопасности на территории другого государства в соответствии с соглашением, выработанным ими на добровольной основе в ходе переговоров, а также в соответствии с международным правом;
14) каждое государство-участник принимает необходимые меры для обеспечения невмешательства в деятельность международных информационных систем управления транспортными, финансовыми потоками, средствами связи, средствами международного информационного, в том числе научного и образовательного обмена, исходя из понимания того, что подобное вмешательство может негативно повлиять на информационное пространство в целом;
15) государства-участники должны поддерживать и стимулировать научно-технические разработки в области освоения информационного пространства, а также образовательно-просветительскую деятельность, направленную на формирование глобальной культуры кибербезопасности;
16) каждое государство-участник в рамках имеющихся средств обеспечивает в своем информационном пространстве соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, соблюдение прав на интеллектуальную собственность, включая патенты, технологии, коммерческую тайну, торговые марки и авторские права;
17) каждое государство-участник гарантирует свободу слова, выражение мнений в информационном пространстве, защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь граждан;
18) каждое государство-участник стремится к соблюдению баланса между основными свободами и эффективным противодействием террористическому использованию информационного пространства;
19) государства-участники не вправе ограничивать или нарушать доступ граждан к информационному пространству, кроме как в целях защиты национальной и общественной безопасности, а также предотвращения неправомерного использования и несанкционированного вмешательства в национальную информационную инфраструктуру;
20) государства-участники стимулируют партнерство бизнеса и гражданского общества в информационном пространстве;
21) государства-участники признают свои обязанности по обеспечению осведомленности своих граждан, общественных и государственных органов, других государств и мирового сообщества о новых угрозах в информационном пространстве и об известных путях повышения уровня их безопасности.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.