Голос, дыхание, артикуляция, произношение. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Голос, дыхание, артикуляция, произношение.

2020-12-06 98
Голос, дыхание, артикуляция, произношение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренинги дикции, риторики, красноречия

Как уберечь свой голос

Речевой аппарат весьма хрупкий и нежный. Данный тонкий инструмент необходимо оберегать, а делать это можно разнообразными методами.

Избегайте непомерной усталости и напряжения, удерживая мышцы шеи расслабленными. Глубокомысленный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводить в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Длительное форсированное применение голоса требует продолжительного отдыха — молчания.

Если вы ощущаете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела. Глубоко вздохните, сделайте короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно. Певцы обязательно носят теплый шарф, чтобы уберечь горло от колебаний температуры.

Избегайте инфекций, а при необходимости немедленно обращайтесь к врачу. Если на голосовых связках появляются узелки или полипы, их необходимо удалить хирургическим путем как можно скорее, воспользовавшись квалифицированной медицинской помощью.

Профессионалы, страдающие от заложенного носа, часто полощут синусы теплой соленой водой. Короче говоря, забота о своем голосе — это часть вашего бытия.

Дыхание

Дыхание — самая непосредственная и нужная вещь. При обыкновенном разговоре вам вполне достаточно поверхностного дыхания, которое наполняет только верхушки легких. Но если вы стоите на трибуне, то вам нужно хорошо заполнять легкие воздухом и контролировать свое дыхание.

Когда вы дышите верно, вы сохраняете и баланс тела, и спокойствие. Вы машинально настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму, которая создает хороший резонанс.

Помните, что дыхание доставляет кислород в кровь, который питает центральную нервную систему, в т.ч. и мозг.

Не забывайте, что тело человека не накапливает кислород; оно должно насыщаться им постоянно. Для того чтобы хорошо наполнить легкие, высоко поднимайте грудь и расправляйте плечи.

Наполняйте легкие снизу вверх — вбирайте воздух так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, затем до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что заполнились им до самых ключиц. Наполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть чувство, что вы наполнились воздухом от брюшной полости до самого горла.

Прежде чем сказать первое слово, сделайте глубокий вдох. Если вы ощущаете, что дыхания не хватает, сделайте паузу в конце предложения для следующего вдоха.

Одежда у горла и в талии должна быть подходящей и свободной и тем самым вы сможете легко и без ограничений дышать.

Как уже было сказано раньше, кислород должен поступать все время. Он необходим для поддержания физической формы от начала и до завершающего слова вашего выступления, а также для постоянного питания вашей центральной нервной системы и мозга.

Слышимое дыхание

При нынешних чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Начинающие ведущие телерадиопрограмм, да и отдельные ораторы часто не подозревают об этом, пока не услышат свою запись. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей от речи и ее смысла.

Слышимое дыхание — неглубокое, поверхностное, которое касается только верхушек легких и рта. Если вы дышите нижними отделами легких и горлом, то дыхание малозаметно. Значит, для того, чтобы дыхание было тихим, углубите свое дыхание, передвиньте его вниз, в живот. Поработайте с магнитофоном для контроля слышимости дыхания, и вы получите превосходный результат.

Не сжимайте зубы и губы

Вы не сможете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы и губы. Для того, чтобы внятно выговаривать звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами и губами. Артикуляция нуждается в пространства. Если зубы и губы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса невозможно. Постоянная привычка держать зубы и губы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции.

Есть достаточное количество способов создать пространство между зубами и губами. Попробуйте сделать так, чтобы ваша нижняя челюсть "отвисла", и вы заметите, насколько проще и непринужденнее выговариваются слова. Не стоит тревожиться из-за того, как выглядит ваш раскрытый рот — зазор между губами должен быть небольшим.

Артикуляция и произношение

Правильная и разборчивая артикуляция — обязательное требование, предъявляемое к вам, как к общественному деятелю. Ваше произношение всех букв алфавита должно хорошо восприниматься аудиторией.

Неправильное произношение не обязательно является следствием местного диалекта. Может быть, у вас просто "ленивые губы", то есть вы не заботитесь о четкости своей артикуляции в будничной жизни. Возможно, вы проглатываете отдельные буквы или звуки, а то и целые фразы.

В конце концов, вы можете элементарно ошибочно говорить некоторые слова исключительно потому, что большинство людей вокруг вас тоже говорят их неверно. Таких слов довольно много.

Если у вас проблемы с произношением и артикуляцией (которая как раз и обеспечивает правильное произношение), то, быть может, вашу речь будет трудно постигнуть, и слушатели потратят сверх меры внимания и сил на то, чтобы выслушать ее. Если вы проглатываете звуки, то слушателям доведется, самим того не сознавая, восполнять пробелы, что постепенно приведет к утомлению и потере интереса к вам, как оратору.

При обычном разговоре вас легко понимают. Но если вам приходится преодолевать шум в помещении (покашливание, наводки аппаратуры, искажение и потрескивание микрофонов), то ваша артикуляция обязана быть безукоризненной.

К тому же, если вы говорите излишне живо, то вы проглатываете часть гласных и согласных звуков. Ухо слушателя не схватывает того, что вы говорите, и смысл произнесенного запутывается и теряется. Затормозить речь весьма несложно — надо отчетливо артикулировать, выговаривать все звуки и слоги.

Сторонитесь манерной артикуляции. Излишне верное произношение нервирует, так как звуки получаются помпезными, бесчувственными и унылыми. Такое произношение годится разве что вымуштрованной прислуге, но не нынешнему человеку, контактирующему с современными людьми.

Не надо рисковать и употреблять неизвестные слова — может статься, что вы произнесете их ошибочно. Если вам попадаются трудные длинные слова, пользуйтесь орфографическим словарем, чтобы точно знать, на каком слоге делать ударение.

Начитывайте на диктофон предложения, слова или звуки, которые вы чувствуете, что надо усовершенствовать как в произношении, так и в интонации. Читайте больше вслух, одновременно оценивая свое произношение. Со временем ваша речь наладится.

Разминка.

Громко, отчетливо, отделяя каждый звук, проговорите несколько раз следующие звуки:

И, А, О, У, Ы, Э, Ю, Е

Скороговорки.

Попробуйте произнести нижеследующие скороговорки просто так, а затем с орехами во рту за щеками. Из орехов лучше всего подходит фундук.

 

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

 

Мама мыла Милу мылом.

 

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

 

У быка была губа, была тупа

 

Купи кипу пик (5 раз)

 

Однажды галок поп, пугая

В саду увидел попугая

И говорит тот попугай:

Пугай та галок, поп, пугай.

Но, галок поп, в саду пугая,

Не напугай ты попугая.

 

Петр — повар, Павел — повар (5 раз)

 

Во дворе трава, на траве дрова

Раз дрова, два дрова, три дрова.

 

Пришел Прокоп — кипит укроп

Ушел Прокоп — кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

 

Сшит колпак не по-колпаковски.

Вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,

Надо колокол переколоковать — перевыколоколовать.

 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Одел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

 

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры
в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду —
ядра в вёдра, выдру в тундру.

 

Формирование дыхания.

Это упражнение на формирование дыхания. Начинайте тянуть один звук, например: -а, -и, -е, -о и т.д. В этом упражнении важно расчетливо тратить дыхание. Звук должен быть гладким, равным по громкости, не гаснущим.

Чтение текстов.

Читайте произвольные тексты вслух. Подумайте, где лучше сделать паузу, а где интонационное ударение на слове.

Слово запомниться лучше, если на нем сделать интонационное ударение и незначительную паузу после. Хуже запоминаются слова, которые следуют после паузы.

Художественное чтение.

Берем любой текст и читаем так, чтобы передать: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать, печаль, скорбь, сострадание, злость, ненависть, лукавство, уныние, разочарование, страх: голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. При всем при этом читать надо так, чтобы все было четко слышно.

Читаем любой текст на огромной скорости, но четко. Если чувствуете некую нечеткость, то требуется сбавить скорость, до той, когда начнется четкое произношение слов.

Правила чтения.

При чтении нижеследующего белого стиха необходимо исполнять по ходу чтения все, что в нем написано:

Твердо запомни, что прежде, чем слово читать в упражнении,
Следует клетку грудную расширить слегка.

При этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.

Плечи во время дыхания должны быть недвижны, в покое.

Каждую строчку стиха говорить на одном выдыханье.

И проследи, чтобы грудь не сжималась в процессе речи,

При выдохе движется лишь только одна диафрагма.

Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух замедли на миг, затем уже чтенье продолжи.

Держи под надзором, чтобы всякое слово услышано было.

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.

Уста не ленись открывать, чтоб для голоса путь был незанят.

Голоса звук не глуши придыхательным бледным оттенком.

Голос и в тихом звучании обязан сберечь металличность.

Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Тщательно слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не болтался.

Выдох веди бережливо, с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность —

Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.