Факторы ораторского воздействия на публику — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Факторы ораторского воздействия на публику

2020-12-06 100
Факторы ораторского воздействия на публику 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важные детали

 

Факторы ораторского воздействия на публику

60% информации мы воспринимаем глазами. Поэтому важно использование визуальных средств оратором: слайды, рисунки, схемы, жесты, движение, глаголы визуализации («Давайте посмотрим на этот факт с другой стороны», «Представьте себе…» и пр.)

30% информации мы воспринимаем на слух. Важно, как мы говорим (тембр, интонации, темп речи, артикуляция и пр.)

10% информации мы воспринимаем на уровне содержания.


Привлечение и удержание оратором внимания аудитории

Зрительный контакт. Говорите с каждым, обводя аудиторию взглядом. Помните про «Сектор обзора» — угол примерно 45 градусов от нашего сердечного центра. Важно поворачиваться всем корпусом к разным частям аудитории.

Контрастные раздражители: резкая смена темпа речи или движения, неожиданная остановка в речи или движении.

Вовлечение аудитории. Техника «Попросите о помощи». Техника задавания правильных вопросов.

Аудитория — это единое целое. Вовлекая одного — вовлекаешь всех. Помните, что разговаривая с одним, смотреть нужно на всех.


Структура ораторского выступления

Структуры выступления «дерево», «канат» и «ступени».

«Дерево» — ассоциативное мышление, сумбурное, аудитории сложно уследить за Вашей мыслью и запомнить главное.

«Канат» — просто, линейно, логично, примитивно. Подходит для коротких выступлений. Аудитория хорошо запоминает и воспринимает, но долго это скучно, предсказуемо.

«Ступени» — поэтапное, поблочное деление информации. Рассказал одно — закрепил. Следующее.

Правило велосипедиста (имидж факта)

Подскажите аудитории, как реагировать.


Мелкие важности

Правило равностороннего треугольника: расстояние между Вами и слушателями должно быть равным стороне треугольника.

Правило позитива. Всегда сохраняйте доброжелательное отношение. Чувство юмора приветствуется.

Правило второго лица. В присутствии человека обращайтесь к нему во втором лице, а не в третьем (Вы, а не он, она).

Правило «Не знаете – так и скажите». Не нужно увиливать от вопроса, если не можете ответить.

Правило «Помнят последнее». Самая важная нота выступления — концовка.

Правило «Подтолкните». Если хотите, чтобы Вам задавали вопросы, простимулируйте к этому аудиторию.

Правило «Вы нам мешаете». Если нужно кого-то приструнить, следует объединить себя и аудиторию, чтобы мешающий остался отдельно, без поддержки.

Правило главного лица. Когда Вы выступаете — Вы главный. Другая субординация не уместна.

Выступление начинается с выхода. Когда Вы выходите, Ваше отношение к аудитории транслируется походкой, осанкой и выражением лица.

Используйте пиктограммы в качестве шпаргалок. Картинки видно дальше, чем текст. Их можно поставить в незаметное для аудитории место. Они лучше запоминаются.

Правило «Не объяснять понятное». Не тратьте время и терпение аудитории.

Развивайте то, что у Вас хорошо получается.

Цикл внимания взрослого человека — 20 минут. После этого должен быть либо перерыв, либо переключение на другую тему, деятельность и пр.

 

Техника речи

Голос, дыхание, артикуляция, произношение.

Тренинги дикции, риторики, красноречия

Как уберечь свой голос

Речевой аппарат весьма хрупкий и нежный. Данный тонкий инструмент необходимо оберегать, а делать это можно разнообразными методами.

Избегайте непомерной усталости и напряжения, удерживая мышцы шеи расслабленными. Глубокомысленный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводить в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Длительное форсированное применение голоса требует продолжительного отдыха — молчания.

Если вы ощущаете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела. Глубоко вздохните, сделайте короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно. Певцы обязательно носят теплый шарф, чтобы уберечь горло от колебаний температуры.

Избегайте инфекций, а при необходимости немедленно обращайтесь к врачу. Если на голосовых связках появляются узелки или полипы, их необходимо удалить хирургическим путем как можно скорее, воспользовавшись квалифицированной медицинской помощью.

Профессионалы, страдающие от заложенного носа, часто полощут синусы теплой соленой водой. Короче говоря, забота о своем голосе — это часть вашего бытия.

Дыхание

Дыхание — самая непосредственная и нужная вещь. При обыкновенном разговоре вам вполне достаточно поверхностного дыхания, которое наполняет только верхушки легких. Но если вы стоите на трибуне, то вам нужно хорошо заполнять легкие воздухом и контролировать свое дыхание.

Когда вы дышите верно, вы сохраняете и баланс тела, и спокойствие. Вы машинально настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму, которая создает хороший резонанс.

Помните, что дыхание доставляет кислород в кровь, который питает центральную нервную систему, в т.ч. и мозг.

Не забывайте, что тело человека не накапливает кислород; оно должно насыщаться им постоянно. Для того чтобы хорошо наполнить легкие, высоко поднимайте грудь и расправляйте плечи.

Наполняйте легкие снизу вверх — вбирайте воздух так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, затем до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что заполнились им до самых ключиц. Наполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть чувство, что вы наполнились воздухом от брюшной полости до самого горла.

Прежде чем сказать первое слово, сделайте глубокий вдох. Если вы ощущаете, что дыхания не хватает, сделайте паузу в конце предложения для следующего вдоха.

Одежда у горла и в талии должна быть подходящей и свободной и тем самым вы сможете легко и без ограничений дышать.

Как уже было сказано раньше, кислород должен поступать все время. Он необходим для поддержания физической формы от начала и до завершающего слова вашего выступления, а также для постоянного питания вашей центральной нервной системы и мозга.

Слышимое дыхание

При нынешних чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Начинающие ведущие телерадиопрограмм, да и отдельные ораторы часто не подозревают об этом, пока не услышат свою запись. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей от речи и ее смысла.

Слышимое дыхание — неглубокое, поверхностное, которое касается только верхушек легких и рта. Если вы дышите нижними отделами легких и горлом, то дыхание малозаметно. Значит, для того, чтобы дыхание было тихим, углубите свое дыхание, передвиньте его вниз, в живот. Поработайте с магнитофоном для контроля слышимости дыхания, и вы получите превосходный результат.

Не сжимайте зубы и губы

Вы не сможете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы и губы. Для того, чтобы внятно выговаривать звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами и губами. Артикуляция нуждается в пространства. Если зубы и губы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса невозможно. Постоянная привычка держать зубы и губы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции.

Есть достаточное количество способов создать пространство между зубами и губами. Попробуйте сделать так, чтобы ваша нижняя челюсть "отвисла", и вы заметите, насколько проще и непринужденнее выговариваются слова. Не стоит тревожиться из-за того, как выглядит ваш раскрытый рот — зазор между губами должен быть небольшим.

Артикуляция и произношение

Правильная и разборчивая артикуляция — обязательное требование, предъявляемое к вам, как к общественному деятелю. Ваше произношение всех букв алфавита должно хорошо восприниматься аудиторией.

Неправильное произношение не обязательно является следствием местного диалекта. Может быть, у вас просто "ленивые губы", то есть вы не заботитесь о четкости своей артикуляции в будничной жизни. Возможно, вы проглатываете отдельные буквы или звуки, а то и целые фразы.

В конце концов, вы можете элементарно ошибочно говорить некоторые слова исключительно потому, что большинство людей вокруг вас тоже говорят их неверно. Таких слов довольно много.

Если у вас проблемы с произношением и артикуляцией (которая как раз и обеспечивает правильное произношение), то, быть может, вашу речь будет трудно постигнуть, и слушатели потратят сверх меры внимания и сил на то, чтобы выслушать ее. Если вы проглатываете звуки, то слушателям доведется, самим того не сознавая, восполнять пробелы, что постепенно приведет к утомлению и потере интереса к вам, как оратору.

При обычном разговоре вас легко понимают. Но если вам приходится преодолевать шум в помещении (покашливание, наводки аппаратуры, искажение и потрескивание микрофонов), то ваша артикуляция обязана быть безукоризненной.

К тому же, если вы говорите излишне живо, то вы проглатываете часть гласных и согласных звуков. Ухо слушателя не схватывает того, что вы говорите, и смысл произнесенного запутывается и теряется. Затормозить речь весьма несложно — надо отчетливо артикулировать, выговаривать все звуки и слоги.

Сторонитесь манерной артикуляции. Излишне верное произношение нервирует, так как звуки получаются помпезными, бесчувственными и унылыми. Такое произношение годится разве что вымуштрованной прислуге, но не нынешнему человеку, контактирующему с современными людьми.

Не надо рисковать и употреблять неизвестные слова — может статься, что вы произнесете их ошибочно. Если вам попадаются трудные длинные слова, пользуйтесь орфографическим словарем, чтобы точно знать, на каком слоге делать ударение.

Начитывайте на диктофон предложения, слова или звуки, которые вы чувствуете, что надо усовершенствовать как в произношении, так и в интонации. Читайте больше вслух, одновременно оценивая свое произношение. Со временем ваша речь наладится.

Разминка.

Громко, отчетливо, отделяя каждый звук, проговорите несколько раз следующие звуки:

И, А, О, У, Ы, Э, Ю, Е

Скороговорки.

Попробуйте произнести нижеследующие скороговорки просто так, а затем с орехами во рту за щеками. Из орехов лучше всего подходит фундук.

 

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

 

Мама мыла Милу мылом.

 

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

 

У быка была губа, была тупа

 

Купи кипу пик (5 раз)

 

Однажды галок поп, пугая

В саду увидел попугая

И говорит тот попугай:

Пугай та галок, поп, пугай.

Но, галок поп, в саду пугая,

Не напугай ты попугая.

 

Петр — повар, Павел — повар (5 раз)

 

Во дворе трава, на траве дрова

Раз дрова, два дрова, три дрова.

 

Пришел Прокоп — кипит укроп

Ушел Прокоп — кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

 

Сшит колпак не по-колпаковски.

Вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,

Надо колокол переколоковать — перевыколоколовать.

 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Одел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

 

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры
в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду —
ядра в вёдра, выдру в тундру.

 

Формирование дыхания.

Это упражнение на формирование дыхания. Начинайте тянуть один звук, например: -а, -и, -е, -о и т.д. В этом упражнении важно расчетливо тратить дыхание. Звук должен быть гладким, равным по громкости, не гаснущим.

Чтение текстов.

Читайте произвольные тексты вслух. Подумайте, где лучше сделать паузу, а где интонационное ударение на слове.

Слово запомниться лучше, если на нем сделать интонационное ударение и незначительную паузу после. Хуже запоминаются слова, которые следуют после паузы.

Художественное чтение.

Берем любой текст и читаем так, чтобы передать: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать, печаль, скорбь, сострадание, злость, ненависть, лукавство, уныние, разочарование, страх: голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. При всем при этом читать надо так, чтобы все было четко слышно.

Читаем любой текст на огромной скорости, но четко. Если чувствуете некую нечеткость, то требуется сбавить скорость, до той, когда начнется четкое произношение слов.

Правила чтения.

При чтении нижеследующего белого стиха необходимо исполнять по ходу чтения все, что в нем написано:

Твердо запомни, что прежде, чем слово читать в упражнении,
Следует клетку грудную расширить слегка.

При этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.

Плечи во время дыхания должны быть недвижны, в покое.

Каждую строчку стиха говорить на одном выдыханье.

И проследи, чтобы грудь не сжималась в процессе речи,

При выдохе движется лишь только одна диафрагма.

Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух замедли на миг, затем уже чтенье продолжи.

Держи под надзором, чтобы всякое слово услышано было.

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.

Уста не ленись открывать, чтоб для голоса путь был незанят.

Голоса звук не глуши придыхательным бледным оттенком.

Голос и в тихом звучании обязан сберечь металличность.

Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Тщательно слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не болтался.

Выдох веди бережливо, с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность —

Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

 

Тренировка губ

Упражнение 10. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 11. Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение — рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 13. Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение — рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение 15. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 16. Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторить 5-6 раз.

Тренировка языка

Упражнение 17. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Упражнение 18. Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 19. Рот полураскрыт. Кончиком высунутого языка напишите в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращайте язык в исходное положение.

Упражнение 20. “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.

Тренировка гортани

Упражнение 21. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.

 

Основные свойства голоса

Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

 

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.

Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

 

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

 

Развитие силы голоса

Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

 

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
— С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
— Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
— Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Гром грохочет — бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — ах! —
Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) —
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от — (тирлим-бом-бом),
Скажите, от — чего так зябнут ноги?

Упражнение 23. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Работа над тоном речи

Упражнение 38. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

 

Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)
Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением)

Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь..."

Авторские слова

— с сожалением протянула она.

— сказала она тихо, но решительно.

— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

— сказала она веселым голосом.

— сказала она кающимся голосом.

Упражнение 41. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

 

 

Дикция

Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.

В разделе «Техника речи» отработка каждого гласного и согласного звука происходит в такой последовательности:

— определить особенности артикуляции звука (можно обратиться к любому учебнику современного русского языка, к книгам по логопедии);

— проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука;

— отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко;

— отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем - текстов;

— при возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.

Важные детали

 

Факторы ораторского воздействия на публику

60% информации мы воспринимаем глазами. Поэтому важно использование визуальных средств оратором: слайды, рисунки, схемы, жесты, движение, глаголы визуализации («Давайте посмотрим на этот факт с другой стороны», «Представьте себе…» и пр.)

30% информации мы воспринимаем на слух. Важно, как мы говорим (тембр, интонации, темп речи, артикуляция и пр.)

10% информации мы воспринимаем на уровне содержания.


Привлечение и удержание оратором внимания аудитории

Зрительный контакт. Говорите с каждым, обводя аудиторию взглядом. Помните про «Сектор обзора» — угол примерно 45 градусов от нашего сердечного центра. Важно поворачиваться всем корпусом к разным частям аудитории.

Контрастные раздражители: резкая смена темпа речи или движения, неожиданная остановка в речи или движении.

Вовлечение аудитории. Техника «Попросите о помощи». Техника задавания правильных вопросов.

Аудитория — это единое целое. Вовлекая одного — вовлекаешь всех. Помните, что разговаривая с одним, смотреть нужно на всех.


Структура ораторского выступления

Структуры выступления «дерево», «канат» и «ступени».

«Дерево» — ассоциативное мышление, сумбурное, аудитории сложно уследить за Вашей мыслью и запомнить главное.

«Канат» — просто, линейно, логично, примитивно. Подходит для коротких выступлений. Аудитория хорошо запоминает и воспринимает, но долго это скучно, предсказуемо.

«Ступени» — поэтапное, поблочное деление информации. Рассказал одно — закрепил. Следующее.

Правило велосипедиста (имидж факта)

Подскажите аудитории, как реагировать.


Мелкие важности

Правило равностороннего треугольника: расстояние между Вами и слушателями должно быть равным стороне треугольника.

Правило позитива. Всегда сохраняйте доброжелательное отношение. Чувство юмора приветствуется.

Правило второго лица. В присутствии человека обращайтесь к нему во втором лице, а не в третьем (Вы, а не он, она).

Правило «Не знаете – так и скажите». Не нужно увиливать от вопроса, если не можете ответить.

Правило «Помнят последнее». Самая важная нота выступления — концовка.

Правило «Подтолкните». Если хотите, чтобы Вам задавали вопросы, простимулируйте к этому аудиторию.

Правило «Вы нам мешаете». Если нужно кого-то приструнить, следует объединить себя и аудиторию, чтобы мешающий остался отдельно, без поддержки.

Правило главного лица. Когда Вы выступаете — Вы главный. Другая субординация не уместна.

Выступление начинается с выхода. Когда Вы выходите, Ваше отношение к аудитории транслируется походкой, осанкой и выражением лица.

Используйте пиктограммы в качестве шпаргалок. Картинки видно дальше, чем текст. Их можно поставить в незаметное для аудитории место. Они лучше запоминаются.

Правило «Не объяснять понятное». Не тратьте время и терпение аудитории.

Развивайте то, что у Вас хорошо получается.

Цикл внимания взрослого человека — 20 минут. После этого должен быть либо перерыв, либо переключение на другую тему, деятельность и пр.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.