Указания по применению уточнения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Указания по применению уточнения

2020-12-06 84
Указания по применению уточнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неопытные пасторы склонны слишком часто и не всегда к месту прибегать к уточнениям. Это происходит тогда, когда пастор не способен выполнить главную цель отклика — помочь прихожанину исследовать его проблему. Вместо этого пастор пытается понять все детали ситуации со своей точки зрения. Ниже приведены пять указаний, которые могут помочь в применении уточнений.

Сосредоточьтесь на конкретном высказывании. Уточнения можно применять для того, чтобы помочь прихожанину высказаться конкретнее. Прихожанину можно помочь, если подробно поговорить о его чувствах и причинах, вызвавших эти чувства (переживания, действия, мысли). Это поможет ему разобраться в своих взглядах и в том, какую роль они играют в данной ситуации.

Если прихожанка говорит: «Я весь день пытаюсь сообразить, какое платье мне надеть сегодня вечером», то пастор может"прибегнуть к следующему уточнению: «Расскажите мне, почему этот вопрос так труден для вас».

Старайтесь выяснить взгляды прихожанина. Уточнения можно применять для того, чтобы понять взгляды прихожанина. Поскольку опытные пасторы должны в 1 -и стадии достичь именно этой цели, они уделяют главное внимание чувствам прихожанина и причинам, вызвавшим эти чувства. Неопытные пасторы, наоборот, думают, что их задача — разрешить проблему за прихожанина, и поэтому в первую очередь стараются как можно подробнее узнать об этой проблеме.

Например, прихожанин доверительно говорит пастору: «Я не знаю, кто тот человек, кому я призван помочь, — служащий, который переживает тяжелое время и нуждается в помощи, вкладчик, который заслуживает достойных дивидендов, или потребитель, который должен покупать качественный продукт по самым дешевым ценам». Уточнение с целью выяснения взглядов прихожанина — «Какие чувства возникают у вас при этой мысли?». Уточнение с целью выяснения информации — «А по каким достоинствам служащие, вкладчики и потребители считают вас христианином?».

Пусть уточнения будут открытыми. Такие уточнения побуждают прихожанина проверять свои чувства, переживания, действия и мысли, помогая ему лучше понять его проблемы или радости. Закрытые вопросы заставляют прихожанина думать по меркам пастора. Если прихожанин утверждает: «Я с нетерпением ожидаю своей женитьбы», то при этом минимальная реакция «С нетерпением?» служит хорошим примером открытого ответа Вопрос «Вы ждете с нетерпением свадьбы или медового месяца?» — пример закрытого уточнения.

Избегайте обилия вопросов. Не следует задавать много вопросов подряд. Вопросы можно чередовать с пересказом, помогая прихожанам вникнуть в свои ответы и не чувствовать себя, как на допросе. Например, прихожанин может сказать пастору: «Я надеюсь, что в вашей воскресной школе вы научите моего сына всему, что нужно знать о Библии». Пастор отвечает: «Не понимаю, что вы имеете в виду». Прихожанин поясняет: «Ну... научите его, что это Слово Божье, что он должен уважать его...». После этого пастор может применить пересказ, например: «Вы хотите, чтобы он уважал Писание». Прихожанин отвечает: «Да, я беспокоюсь о Джони, мне кажется, что с тех пор, как он стал изучать теорию эволюции и все, связанное с ней, он утратил интерес к Библии».

Допускайте молчание. При уточнениях не задавайте вопросов лишь для того, чтобы заполнить паузы. Молчание — важная часть разговора, потому что во время молчания прихожанин и пастор выполняют важную работу, а именно — размышляют. Иногда после такой паузы вполне уместно спросить прихожанина, о чем он думал, пока молчал.

Уточнение — важный навык, помогающий и пастору, и прихожанину лучше понять взгляды прихожанина. Наиболее эффективные уточнения — это уточнения ненавязчивые и открытые, часто использующие минимальную реакцию и акцент. Уточнения могут стать бесполезными, если внимание уделять информации, а не взглядам собеседника или если применять их одно за другим и заполнять ими паузы. Хотя уточнение — основной параметр отклика, опытный пастор обычно использует его раза в два реже, чем пересказ, чтобы прихожанин во время беседы был уверен, что пастор стремится помочь ему исследовать его собственную проблему, а не взглянуть на нее со своей точки зрения.

КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ

Отклик — это вербальный способ донести до собеседника наше участие. Пересказ сообщает прихожанину, что мы его слушаем, — прихожанин не одинок, поскольку его понимают. Уточнение показывает наше стремление понять проблему. Отклик представляет собой главный способ выражения эмпатии — понимания взглядов прихожанина.

Неопытные пасторы, прибегая к отклику, совершают две характерные ошибки. Во-первых, стремясь передать содержание, но не чувства, они теряют ключ к пониманию взглядов прихожан. Во-вторых, они слишком многое уточняют, из-за чего разговор начинает идти не в контексте взглядов прихожанина, а с позиций пастора.

Цель отклика — сосредоточить основное внимание на самих прихожанах, на их чувствах, переживаниях, действиях и мыслях, а не на наших интересах или проблемах. Таким образом направленное внимание показывает прихожанам нашу заботу и дает возможность установить взаимопонимание с ними, что помогает им понять, исследовать и разрешить свои проблемы.

Процесс

Процесс обучения этим навыкам тоже очень похож на процесс обучения языку. Нужно практиковаться и практиковаться до тех пор, пока новый способ общения не станет естественным и привычным.

Начиная осваивать навыки, необходимые пастору, люди обычно чувствуют себя скованно и неловко. В начале обучения всегда чувствуешь себя еще беспомощнее, чем раньше. Это вполне естественно, поскольку до близкого знакомства с предметом, как правило, не осознаешь своей ограниченности в знаниях и умениях. Это происходит в начале обучения, и именно тогда возникает чувство некомпетентности. Чтобы добиться третьей фазы — сознательной компетентности, нужно иметь большую практику. И хотя пасторы в этой фазе в большей степени способны помочь прихожанам, чем до овладения необходимыми навыками, и эта третья фаза — не самый высокий уровень компетентности. В конце концов, при достаточно большой практике, пасторы могут достичь четвертой фазы — подсознательной компетентности. Эта фаза — самая высокая в плане подготовки пастора и самая эффективная в плане помощи прихожанам.

Прекрасной иллюстрацией такого процесса может послужить путь израильтян из Египта в обетованную землю. Они вырвались из египетского рабства (подсознательная некомпетентность) и, преодолев Красное море, попали в пустыню (сознательная некомпетентность). Вскоре они захотели вернуться в Египет, потому что свобода породила неудобства — они утратили былое чувство безопасности. Пробыв какое-то время в пустыне, они продолжили свой путь в землю обетованную (сознательная компетентность). Они меньше стали жаловаться и были более организованны. В конце концов, спустя сорок лет, они смогли пересечь Иордан и войти в обетованную землю (подсознательная компетентность). Так же как и исход израильтян, процесс обучения необходимым умениям — это движение от старых уз к новой свободе через пустыню испытаний.

Упражнения

1. Упражнения на пересказ.

А. Перескажите главные чувства и основное содержание следующих высказываний.

а) Мне больше незачем ходить в церковь, раз там проводят служение с новым молитвенником, проповедуют коммунистические идеи, а в служителях нет любви к людям. Это просто ужасно — я больше не буду ходить в эту церковь. Я так любила эту церковь. Я так трудилась у алтаря, чтобы каждую неделю помогать пастору Смиту. Он, без сомнения, любил Бога — это был его великий труд.

б) Я не понимаю, почему мы должны молиться по одному и тому же молитвеннику... все время произносить одни и те же молитвы. Даже в римско-католической церкви так уже не делают. Мой друг Джон показал мне книги, которые они используют, — они все время молятся разными молитвами. Мы же, я думаю, поступаем не правильно — у нас нет духа. Я вовсе не хочу сказать, что мне не нравится наша конфессия, я просто обеспокоен) сложившейся ситуацией.

в) Я знаю, что не должен давать волю таким чувствам, но во время богослужения я очень сержусь на своих детей. Они постоянно суетятся, разговаривают и мешают друг другу. Мне приходится прекращать молитву и заставлять их вести себя прилично. И все богослужение для меня идет насмарку. (Пауза) Вероятно, мне нужно сидеть дома. (Пауза) Я не знаю, что мне делать. Я не знаю, почему я испытываю такие чувства. Я не думал, что буду таким родителем.

г) Вы можете проповедовать свое учение так, как считаете нужным. Я же стараюсь делать все, что от меня зависит. Я пытаюсь обращаться с людьми так, как они того заслуживают, и помогать там и тогда, где и когда это возможно. Я не святой, но я делаю свою работу. Я уже помог нескольким людям на работе, состою в нескольких обществах, члены которых помогают друг другу, а раньше служил в церкви.

Проверьте эти пересказы, посмотрев, включают ли они чувства и содержание (если высказывание содержит оба этих элемента), перескажите, но не повторяйте, как попугай, воздержитесь от суждений, исключите подозрения и будьте кратки.

Б. Критика пересказа. Прослушайте пятиминутную запись одного из ваших разговоров с прихожанами. Затем оцените ваши пересказы, исходя из того, насколько часто вы их применяли, включали ли они чувства и содержание, произносили ли вы их своими словами, удалось ли вам воздержаться от суждений, избежать подозрений, были ли они краткими. Подведите итог, отметив все ненужные детали, которые вы смогли обнаружить.

В. Развитие альтернативных путей пересказа. Прочитайте следующий перечень и запомните по крайней мере три альтернативные формы вступления. Потом добавьте любую из ваших собственных форм, которой нет в этом перечне.

Чувство..., манера речи... Как я понимаю, вы чувствовали... Если я вас правильно понял... Как я понимаю, вы говорите... Вас заставляет так чувствовать себя... Я не уверен, правильно ли я вас понял, но... Я понимаю, вы говорите... Звучит так, будто вы... Очевидно, что вы... Кажется, что вы... Как я понял... (Hammond, Hepworth, Smith, 1977, p. 114-115).

2. Расширение запаса слов, относящихся к чувствам.

Прочитайте приведенный ниже перечень (см. Carkhuff, 1983, р. 255-258; Hammond, Hepworth, Smith, 1977, p. 86-87) и оцените каждое слово как сильное (А), среднее (В) или слабое (С), поставив эти оценки рядом со словом. Затем к каждой категории добавьте по крайней мере два слова. В заключение обсудите ваши результаты с другими.

Эти слова, говорящие о чувствах, объединены в шесть основных категорий, которые формируют три пары противоположных по значению слов: Вина и Принятие, Беспокойство и Надежда, Гнев и Любовь. О смысле этих категорий рассказано в 5-й главе.

ВИНА. Виновный, обидевший, ответственный, обвиненный, неправый.

Стыд. Пристыженный, обесчещенный, опозоренный, униженный. Неадекватный. Недостающий, неспособный, неподходящий. Смущение. Неловкий, немой, глупый, скрытный, молчаливый. Отчаяние. Незначительный, нехороший, глупый, злопамятный, недостойный.

ПРИНЯТИЕ. Восхищенный, любимый, награжденный, уважаемый.

Прощенный. Утешенный, освобожденный, благодарный, неотягощенный. Уверенный. Общепринятый, необеспокоенный, знающий, сильный.

БЕСПОКОЙСТВО. Возбужденный, раздраженный, нервный, напряженный, обеспокоенный.

Испуганный. Боящийся, опасающийся, находящийся в страхе, перепуганный, находящийся под угрозой. Растерянный. Загнанный в тупик, бессмысленный, туманный, потерянный, неопределенный. Страх. Деморализованный, потерявший надежду, запуганный, сокрушенный, подавленный, усталый.

НАДЕЖДА. Живой, целеустремленный, энергичный, восторженный, обладающий стимулом.

Спокойный. Уравновешенный, мягкий, мирный, расслабленный Компетентный. Способный, умелый, ответственный, авторитетный, квалифицированный.

ГНЕВ. Раздраженный, сердитый, расстроенный, возмущенный, заработавшийся.

Горе. Огорченный, взволнованный, обиженный, растревоженный. Грустный. Ужасный, опустошенный, убитый горем, страдающий, несчастный. Отчуждение. Озлобленный, скучный, враждебный, обиженный, уставший.

ЛЮБОВЬ. Привлекательный, близкий, влюбленный, нежный, теплый.

Заботливый. Восхищение, забота, уважение, нежность. Счастливый. Бодрый, радостный, духовный, удивительный.

3. Сочетание пересказа и уточнения.

Сочетание уточнения и пересказа — важный метод общения по двум причинам. Во-первых, в этом случае уточнения становятся менее откровенными для прихожанина. Во-вторых, такое сочетание заставляет пастора, соотнося уточнения и пересказ, сосредоточиться на высказывании прихожанина. Например, бывший тридцатипятилетний служитель говорит пастору: «Я подумываю о продлении моего срока службы в армии, но не знаю, смогу ли я сочетать эту службу с моими христианскими убеждениями. Я в самом деле растерян и не знаю, что мне делать». Пастор говорит:

«Вы растеряны из-за противоречий между службой в армии и вашими убеждениями и не знаете, продлевать вам срок службы или нет. Какие соображения у вас есть по этому поводу?».

А. Для каждого из нижеследующих отрывков перескажите главное чувство и основное содержание, затем добавьте уточнение.

1) Девятнадцатилетняя студентка колледжа: «Я думаю, что мне следует сдаться полиции на демонстрации протеста против загрязнения природы. Ведь если загрязнение природы будет продолжаться и дальше, то учиться в колледже станет бессмысленно. Мои родители хотят, чтобы я не обращала внимания на происходящее в мире и уткнула нос в книги. Они считают, что имеют право распоряжаться моей жизнью... только потому, что платят за мою учебу. Но, по-моему, гораздо важнее быть честным перед самим собой. Как вы считаете?».

2) Двадцатичетырехлетний молодой человек, женат два года: «Между нами нет того, что было раньше. Когда мы поженились, все у нас было прекрасно, сейчас нет ничего, кроме склок. Я хочу уйти от нее. Я понимаю, что на служении во время бракосочетания обещал вовсе не это, но все равно в нашем браке чего-то не хватает».

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах

Сначала распределите роли прихожанина, пастора и наблюдателя (посредника). Затем пастор слушает прихожанина и отвечает ему в течение пяти минут (посредник следит за временем). Затем посредник (наблюдатель) оценивает прихожанина, а потом и пастора, говоря о том, в какой степени тот использовал свои навыки. И в конце посредник (наблюдатель) дает возможность высказаться пастору.

 

Глава 3

Оценка — третий и последний компонент присутствия — применяется для того, чтобы выявить убеждения, ставшие основой чувств и действий, которые привели прихожанина к его проблемам или радостям. В свою очередь процесс оценки состоит из трех элементов — обобщение, предположение и выявление. При обобщении пастор соединяет необходимые данные, полученные от наблюдения, слушания, пересказа и уточнения, в сжатую картину взглядов прихожанина на ситуацию. Предположение — это интуитивное понимание того, что лежит в основе проблемы прихожанина. При выявлении пастор, применяя уточнение, стремится уяснить мысли, лежащие в основе чувств и действий прихожанина.

Поскольку в оценке главное внимание уделяется убеждениям, обусловливающим проблемы прихожанина, такой процесс помогает прихожанину исследовать возникающие у него трудности на более глубоком уровне, чем уровень отклика. Кроме того, оценка дает пастору возможность достичь более глубокой формы эмпатии — понять те ценности, которые формируют основу взглядов и переживаний прихожанина. Поскольку оценка строится на внимательности и отклике, то, прежде чем перейти к ней, пастор должен обстоятельно подготовить по крайней мере несколько пересказов (с которыми согласны прихожане).

Оценка применяется после того, как исследования прихожанина заставят его обратить внимание на первостепенные чувства и действия После этого пастор проясняет эти чувства путем обобщения. Если прихожанин обнаружил мысли, подкрепленные его чувствами и действиями, они включаются в обобщение. Если нет, пастор помогает прихожанину уяснить эти убеждения путем предположения и выявления. Таким образом, оценка — это переходный момент в разговоре. Она помогает прихожанину перейти от исследования (1-я стадия) к пониманию (2-я стадия).

Последующий разговор служит иллюстрацией к применению оценки в 1-й стадии.

ПРОБЛЕМА С МОЛИТВОЙ

Патрик Вуд, активный член церкви, чьи жена и сын лишь год назад погибли в автомобильной катастрофе, пришел к пастору Сандре Шервуд во время чаепития после богослужения.

Разговор

Патрик: Пастор Шервуд, у вас есть время поговорить?

Сандра: Да, конечно.

Патрик: Я даже не знаю, с чего начать, но... я думаю, что мне все-таки надо сказать об этом... Я ничего не получаю от молитвы.

Сандра: Ничего не получаете?

Патрик: Обычно каждый раз, когда я молился, мои чувства становились теплее. Было ощущение, что Бог здесь, со мной, что Его руки обнимают меня. Это было прекрасно... Я чувствовал огромное утешение. А теперь, когда я молюсь... ничего не чувствую. Никаких теплых чувств, нет ощущения, что Бог со мной. Это ужасно.

Сандра: Вы себя плохо чувствуете, потому что не ощущаете присутствия Бога так, как раньше?

Патрик: Плохо — это не то слово. Последний год был для меня сущим адом. Пожалуйста, простите меня, пастор, но это действительно так. Я перепробовал все известные мне средства. Я читал брошюры о молитве, те, что на стенде в нашей церкви. Я познакомился с некоторыми членами молитвенной группы, которые сказали, что, раз я встретил их, они помогут мне....Я бываю в их группе уже три месяца и, когда ухожу с их собраний, чувствую себя хуже (последнее слово сказано с особым акцентом).

Сандра: Хуже?

Патрик: Да, хуже! Вы знаете, в конце этих встреч, после того как мы заканчиваем молиться о нуждах прихожан, проводятся дискуссии, во время которых члены этой группы говорят о молитве. Присутствуя на этих дискуссиях, я надеялся что-то узнать для себя, но они говорят лишь о том, какую ощущают близость с Богом. Каждый раз после этих собраний я чувствую себя все хуже, осознавая, что во мне такой близости нет.

Сандра: Значит, на этих встречах вам становится хуже. Вместо того чтобы помочь вам решить ваши проблемы, они только усугубляют их.

Патрик: Да, вы правы... Пастор, скажите, как мне вернуть это чувство?

Сандра: Знаете, я очень хочу поговорить с вами об этом. Но сначала дайте мне подумать, правильно ли я поняла все то, что вы мне сказали. Весь последний год вы постоянно терзаетесь из-за того, что уже не испытываете тех добрых чувств, какие были у вас раньше во время молитвы. Для того чтобы вернуть их, вы перепробовали все известные вам способы, но ничего не помогло. Общение же с некоторыми членами молитвенной группы лишь усугубило боль. Я вас правильно поняла?

Патрик: Пожалуй, да, кроме того, что молитва — это то, что поддерживает меня с тех пор, как Пег и Джон (его жена и сын) погибли из-за этого проклятого... простите... ужасного пьяного водителя тринадцать месяцев назад, в тот злополучный вторник. Сандра: Вы расстроены, ибо то, что желанно для вас после их гибели, — молитва — ушло от вас.

Патрик: Да, да... вы знаете, я как-то не задумывался об этом. Может быть, их смерть и мои чувства как раз и стали причиной моих проблем с молитвой. Сандра: Каким образом?

Патрик: Я не знаю... (Пауза) Может быть, это было... Я был так зол на то, что Бог допустил эту трагедию с Пег и Джоном, Пег была прекрасной женщиной, вы знаете, пастор, она была одной из самых активных прихожанок церкви. А Джон был... был... был совсем еще ребенком. (Он начинает плакать.) Почему Бог допустил это? (Говорит с горечью и более надрывно.) Это так несправедливо! Как бы я хотел знать, на кого мне злиться, потому что... нельзя злиться на Бога... Он... Он не хотел этого. Может быть, в этом вся причина.

Сандра: Значит, вы думаете, что ваши трудности с молитвой связаны с горечью из-за того, что Бог допустил незаслуженную смерть ваших жены и ребенка? Патрик: Да. (Спокойно.)

Сандра: И эти чувства особенно трудны, поскольку вы верите, что Бог не хочет, чтобы вы злились на Него.

Патрик: Бог не хочет этого, конечно.

Сандра: Я постараюсь ответить на этот вопрос немного позже, но сначала я хочу уяснить, что правильно поняла вас. Вам стало трудно с молитвой с тех пор, как ваши жена и сын погибли в автокатастрофе. Вы считаете, что эта проблема с молитвой связана с вашей неспособностью выражать свою злобу, поскольку Бог не любит этого. И вы хотите знать больше о том, как Бог относится к вашей злобе.

Патрик: Да, абсолютно верно.

(Разговор переходит во 2-ю стадию.)

Анализ

Поскольку у Патрика возникли трудности при изложении его истории, Сандра помогла ему акцентировать важные моменты. После того как Патрик ответил на уточнение Сандры, она пересказала его ответ. В ответ на этот пересказ Патрик рассказал о себе больше. Поскольку слово «хуже» Патрик произнес с особым чувством, Сандра, повторив это слово, сделала на нем акцент. Она была права: Патрик испытывал разноречивые чувства относительно этой молитвенной группы. Сделав толь- " ко что уточнение, на этот раз Сандра использовала пересказ. Патрик, чувствуя, что Сандра понимает его ситуацию, просит ее высказать свое мнение, приглашая таким образом перейти во 2-ю стадию разговора. Пастор принимает это приглашение, сделав обобщение, которое заканчивается вопросом о том, правильно ли она представляет себе ситуацию. Прихожанин говорит, что правильно, и дает важную дополнительную информацию. (Обратите внимание, что прихожане охотно сообщают дополнительные сведения после того, как собеседник сделает обобщение.) После этого Сандра включает эту информацию в обобщение, пересказав ее. Патрик соглашается с ее пересказом и с его помощью рассматривает свои чувства, соотнося их с мучающей его проблемой. Пастор задает короткий открытый вопрос, приглашая собеседника полнее понять эту связь. В ответ Патрик говорит о тех своих убеждениях, которые мешают ему дать волю злобе. Сандра с помощью пересказа выявляет эти убеждения, и Патрик с ней соглашается. В ответ на просьбу Патрика объяснить, как Бог смотрит на его злобу, еще одно приглашение перейти во 2-ю стадию разговора, Сандра делает последнее заключение, с которым он тоже согласен. Таким образом, Патрик рассказал свою историю, согласился с тем, как ее понял пастор, и определил те свои убеждения, которые не давали ему молиться по-настоящему. В итоге пастор и прихожанин смогли перейти от 1 -и стадии разговора ко 2-й.

ОБОБЩЕНИЕ

При обобщении пастор собирает воедино все необходимые данные, полученные от наблюдения, слушания, пересказа и уточнения, обобщая взгляд прихожанина на ситуацию. Только что приведенный разговор содержит примеры двух видов обобщения, в одном из которых нет данных оценки, присутствующих во втором. Поскольку сначала Патрик умолчал об убеждениях, которые вызвали в нем горькие чувства, Сандра не могла включить оценку в первое обобщение. Эти убеждения оказались уже в ее втором обобщении, которое помогло им перейти ко 2-й стадии разговора.

Главная функция

Обобщение применяется прежде всего для того, чтобы сделать логический переход в разговоре и, завершив 1-ю стадию, создать основу для 2-й стадии. Когда пастор считает, что достаточно понимает ситуацию для того, чтобы перейти ко 2-й стадии беседы, он проверяет, верно ли он все понял, используя обобщение. Это дает возможность прихожанину подтвердить, что его поняли правильно, или поправить пастора. Во 2-й стадии возможность пастора дополнить восприятие прихожанина Благой Вестью базируется главным образом на взаимном согласии, достигнутом в ходе таких обобщений.

Другие функции

Обобщение выполняет еще три важные функции: помогает сосредоточиться на разговоре, продолжить разговор и вовлечь в разговор других собеседников.

Внимание к разговору. Обобщение может помочь сосредоточить внимание на бессвязном разговоре или сделать такой разговор более осмысленным. Когда прихожанин перескакивает от темы к теме или вновь и вновь повторяет одну и ту же информацию, обобщение помогает сосредоточиться на сути разговора и выявить его главную тему. Кроме того, обобщение помогает сделать разговор динамичнее, если прихожанин излишне подробно углубляется в тему. Представьте себе разговор, в котором прихожанин уже долгое время бессвязно говорит об очень многом. Пастор может сказать: «Подождите, пожалуйста, я хочу уяснить, правильно ли я вас понял». Затем пастор делает обобщение. Или же в затянувшемся разговоре прихожанин может сказать: «Я просто не понимаю, что происходит. Я в полной растерянности». Пастор может ответить: «Давайте еще раз повторим, что вы мне сказали; может быть, после этого мы все поймем». И пастор делает обобщение.

Продолжение разговора. Обобщение — хороший способ продолжить разговор. Во время разговора с прихожанами пастора могут позвать к телефону, или разговор может начаться перед богослужением, и пастор с прихожанином договариваются продолжить его уже после собрания. В таких случаях, обобщив то, что было сказано прежде, чем разговор прервался, пастор сможет легко продолжить его. Например, пастор может продолжить беседу, сказав: «Насколько я помню, вы хотели поговорить со мной о трудностях, возникших в вашей семье. Вы в полной растерянности по поводу отношений между женой и сыном».

Вовлечение в разговор новых собеседников. Часто обобщение помогает новым собеседникам включиться в уже начатый разговор. Пастор может начать говорить с новым участником разговора словами: «Мистер Джоунс, я встретил недавно вашу жену. Она поделилась со мной тем, что происходит между вами. Я сказал ей, что смогу понять ситуацию, лишь поговорив с вами. Она обещала, что попросит вас прийти ко мне, и вот вы здесь».

Обобщение — это тот элемент участия, при котором пастор собирает информацию, внимательно выслушивая прихожанина и откликаясь на его проблемы, чтобы и пастор, и прихожанин лучше поняли чувства, поступки и мысли, связанные с переживаниями прихожанина. При обобщении прихожанин исследует свою проблему, а пастор проверяет, насколько он понял прихожанина. И хотя обобщение подразумевает несколько функций, главная из них — переход от 1-й стадии разговора ко 2-й.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

Предположение — это интуитивное понимание того, что имеет в виду прихожанин. Это более глубокая форма эмпатии, которая стоит выше пересказа и содержит догадку о том, что чувствует и думает прихожанин. Высказывая предположения, пастор призывает прихожанина полнее выразить свои чувства и убеждения, которые подразумеваются или присутствуют в вербальном или невербальном поведении прихожанина. Это в свою очередь помогает прихожанину глубже исследовать свою проблему.

Джим чувствует себя дураком

Прихожанин Джим, студент семинарии, беседует о своей проблеме со студенткой семинарии Джесси. После того как разговор прошел 1-ю стадию и они уже обменялись несколькими фразами, Джесси делает обобщение. Она говорит: «Если я правильно поняла, ты расстроен из-за своей несобранности. Особенно трудно тебе держать в порядке записи лекций, похудеть и правильно распоряжаться своим бюджетом».

Джим отвечает: «Да. Именно так». Поскольку Джим согласился с этим обобщением, Джесси решила поделиться с ним своим предположением по поводу его чувств, чтобы побудить его выразить их полнее. И она высказывает предположение: «Интересно, а в этой ситуации ты винишь самого себя?».

Джим отвечает: «Да, конечно! Ты разве не винила бы себя за то, что не можешь сделать таких простых вещей?.. Если бы люди постоянно подтрунивали и смеялись над тобой потому, что ты этого не можешь?.. Если бы тебе пришлось идти к кому-то и говорить с этим человеком о своих неудачах?». Джим говорит громче, доверительнее и быстрее, чем раньше. В этом ответе он выразил злость на самого себя за свою слабость и на других за то, что они напоминают ему о его слабости.

Отвечая Джиму, Джесси применила пересказ, чтобы помочь ему понять те чувства, которые, как ей показалось, он испытывал: «Ты злишься на самого себя за то, что не можешь решить эти проблемы». Джим сокрушается: «Я чувствую себя таким дураком из-за того, что не могу справиться с этими недостатками». Джесси переспрашивает: «Дураком?». Джим отвечает: «Да, дураком. Неудачником! Дураком, который не может справиться с собственными проблемами и еще хочет быть пастором, чтобы потом учить других, как решать такие проблемы». Вот теперь Джим полностью раскрывает свои чувства, а Джесси высказывает предположение по поводу тех его убеждений, которые привели к таким настроениям: «Кажется, ты стыдишься этих проблем, потому что считаешь, что должен справиться с ними без посторонней помощи». Джим согласен с ее предположением: «Верно. Я как-то не задумывался, но, видимо, это и не дает мне покоя».

Анализ

Предположение основывается на данных, почерпнутых из внимательного восприятия и отклика. Пастор выстраивает свои предположения, основываясь на двух источниках. Во-первых, он исходит из высказываний прихожанина и его невербального поведения, обращая внимание на особенности его чувств, переживаний, действий и мыслей, а потом делясь своими предположениями с прихожанином. В только что приведенном примере предположение Джесси о злости Джима основывалось на том, что она внимательно его слушала. Второй источник предположения — осведомленность о том, какие убеждения приводят к тем или иным чувствам. В том же примере предположение Джесси о нежелании Джима принимать постороннюю помощь отчасти основано на его собственном высказывании и отчасти — на осведомленности Джесси о том, какие убеждения порождают чувство злости.

Предположения — это догадки, и поэтому они высказываются в виде вопросов. Например, в том же разговоре между Джесси и Джимом оба предположения высказаны как бы в вопросительной форме. В первом случае вопрос заключался в слове «Интересно...», а во втором — в слове «Кажется...».

После того как пастор высказывает свои предположения, он помогает прихожанину исследовать свой ответ. Прихожанин может поправить пастора, если не согласен с его предположением, или согласиться с ним. В данном разговоре пересказ и акцентирование, которые применила Джесси, помогли Джиму исследовать свой ответ на ее предположение.

Предположение необходимо использовать в разговоре, потому что оно помогает прихожанам полнее выразить свои чувства и относящиеся к ним убеждения. А это в свою очередь помогает им увидеть и понять те взгляды, которые послужили причиной их проблем или радостей. Таким образом, предположение — это своеобразный мостик, по которому прихожанин переходит от 1-й стадии разговора, то есть исследования своих проблем или радостей, ко 2-й — пониманию того, что к этим проблемам или радостям его приводят собственные убеждения.

ВЫЯВЛЕНИЕ

Выявление — это способ' с помощью которого пастор, применяя уточнения, начинает понимать мысли, лежащие в основе чувств и действий прихожанина. Выявление не равнозначно уточнению, потому что только выявление применяется в процессе оценки и потому что некоторые методы выявления кардинально отличаются от методов уточнения. При выявлении пастор задает вопросы, иногда один за другим, используя их, скорее, как метод уточнения, а не как метод навязывания своих взглядов.

Подобно обобщению и предположению, выявление предполагает знание и применение таких качеств, как внимательность и отклик. Но оно отличается от других методов оценки тем, что вопросы уместно задавать только после того, как пастор и прихожанин придут к согласию по поводу чувств и действий, ставших главной причиной проблем прихожанина. И когда это условие выполнено, выявление становится хорошим подспорьем и пастору, и прихожанину в раскрытии убеждений, определивших чувства и действия прихожанина. Приведенный ниже разговор иллюстрирует, как применяется выявление в процессе оценки.

Проблема супружеской жизни

Пастор Честер Накамура и прихожанин Джон Ли пришли к согласию о том, что трудности Джона вызваны его беспокойством по поводу Джейн, его жены. Они только что закончили разговор о конкретных обстоятельствах, обусловивших проблему Джона.

Честер: Джон, по своему опыту я знаю, что, перед тем как что-то предпринять, люди, как правило, обдумывают сложившуюся ситуацию. О чем вы думали, когда решили скрыть от Джейн свое беспокойство по поводу машины? Джон: Я не знаю. Честер: Подумайте об этом. Джон: (Длинная пауза.) Я не помню, о чем тогда думал, разве что о моих проблемах с желудком.

Честер: В вашей семье было принято не делиться друг с другом отрицательными эмоциями?

Джон: О, да. Мой отец всегда любил повторять: «Если не можешь сказать что-то хорошее, лучше вообще ничего не говори».

Честер: Похоже, что это правило и привело к тому, что вам трудно высказать Джейн ваше неодобрение по поводу машины, которую она выбрала.

Джон: Я знаю, она не хотела слышать упреков, и потому промолчал. Я как-то не думал о нашей семейной традиции, но у нас в семье все — особенно мой отец и братья — соблюдают ее. Мы никогда никого не критиковали открыто.

Честер: Поэтому ваша семейная традиция — «Если не можешь сказать что-то хорошее, лучше вообще ничего не говори» — возможно, и мешает критиковать Джейн.

Джон: Да, я уверен, что так оно и есть.

Анализ

После того как выяснилось, что главной проблемой было то, что Джон не мог высказать своего неодобрения по поводу выбора Джейн, Честер поинтересовался мыслями Джона, которые послужили причиной этой проблемы. Когда Джон не смог ответить, Честер спросил об этом еще раз. Поскольку эта форма выявления не сработала, Честер попробовал применить иной путь, поняв, что убеждения Джона были неосознанными, ибо он не мог ничего вспомнить о своих мыслях, зато помнил о проблеме с желудком. Исходя из этого, Честер предположил, что причиной могла послужить какая-нибудь семейная традиция, поскольку такие традиции и правила входят в нас так глубоко, что зачастую мы руководствуемся ими на подсознательном уровне. Честера удовлетворил ответ Джона — он убедился, что именно традиция и послужила причиной нежелания высказывать негативную оценку. Продолжая беседу, Честер вновь заговорил об этой традиции с целью подтвердить правильность своего предположения, а Джон согласился с ним.

Выявление — это обнаружение тех убеждений прихожан, которые либо приводят их к трудностям, либо делают их счастливыми. Правильные вопросы могут помочь прихожанам осознать мотивы и побуждения, которые сыграли определенную негативную роль. Вы можете спросить: «Какое переживание не дает вам покоя? Что вас расстраивает? Что вы говорили себе, когда переживали это? Что мешает вам отвечать так, как вы хотите? Что мешает вам действовать так, как вы хотите?». Первый вопрос Честера в данном разговоре подразумевает: «Что вы говорили себе, когда переживали это?».


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.