Три составные части внимательности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Три составные части внимательности

2020-12-06 86
Три составные части внимательности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Три составные части внимательности — поза, наблюдение и слушание — являются первым аспектом присутствия. Поза — расположение тела пастора таким образом, чтобы показать, что он внимательно слушает. Наблюдение — внимание к тому, что прихожанин сообщает на невербальном уровне. Слушание — проявление внимания как к словам, так и к манере речи.

Подобно тому как участие является самым важным в стремлении пастора помочь прихожанину, внимательность является основой присутствия. Данные невербального и вербального общения, полученные с помощью наблюдения и слушания, являются материалом, на который пастор реагирует посредством ответа и оценки. Невербальное общение, как правило, раскрывает больше информации о чувствах и мыслях прихожанина, чем вербальное, потому что свои слова людям, как правило, контролировать легче.

ПАСТОР ПРИВЕТСТВУЕТ ВДОВЦА

Два приведенных разговора иллюстрируют важность внимательности. Эти разговоры происходят после утреннего воскресного служения. Прихожанин, м-р Браун, недавно овдовевший 62-летний мужчина, активный член церкви. Те, кто его приветствуют (м-р Джоунс и м-р Гомес), в этих разговорах являются пасторами.

М-р Джоунс приветствует м-ра Брауна

М-р Джоунс: Мы рады снова видеть вас в церкви, м-р Браун. Как вы поживаете? (Говорит бодро.)

М-р Браун: Хорошо, спасибо. (Говорит медленно, затихающим в конце фразы голосом, опускает голову.)

М-р Джоунс: Приятно слышать, думаю, что иначе и быть не может... Верно? (Продолжает говорить бодро.)

М-р Браун: Да, наверное. (Говорит по-прежнему медленно, затихающим в конце фразы голосом, но уже поднимает голову и, не глядя на собеседника, отворачивается от него.)

М-р Гомес приветствует м-ра Брауна

М-р Гомес: Мы рады снова видеть вас в церкви, м-р Браун. Как вы поживаете? (Говорит бодро.)

М-р Браун: Хорошо, спасибо. (Говорит медленно, затихающим в конце фразы голосом, опускает голову.)

М-р Гомес: Чувствую по вашему голосу, что не так уж и хорошо. (Говорит спокойно, без бодрости, внимательно смотря на прихожанина.)

М-р Браун: Да... вы правы... (Поднимает голову и смотрит на пастора.) Но ничего, переживу как-нибудь. (Говорит несколько громче и быстрее.) Спасибо вам. (На лице появляется едва заметная улыбка.)

М-р Гомес: Да, вам тяжело, но я верю, что вы сможете все это пережить. (Продолжает говорить спокойным, но уверенным голосом.)

М-р Браун: Да... но я... я бы очень хотел поговорить с кем-нибудь об этом. (Говорит спокойно, опускает голову, смотрит в сторону.)

М-р Гомес: Если хотите, пойдемте сейчас пообедаем и обо всем поговорим. (Продолжает говорить в той же манере и с тем же вниманием.)

М-р Браун: Было бы здорово. (Говорит с большим чувством, поднимает и опускает голову.) Если я вам не сильно помешаю. (Добавляет нарочито небрежно.)

Анализ

В первом разговоре м-р Джоунс не проявил должного внимания ни к невербальной стороне ответов м-ра Брауна (голова опущена вниз), ни к его манере говорить (медленно, затихающим в конце фраз голосом), а ведь такое поведение м-ра Брауна никак не соответствовало его словам «Хорошо, спасибо». М-р Джоунс говорил все время бодро и отвечал только на вербальную сторону общения. М-р Браун ответил на отсутствие заинтересованности со стороны пастора согласием на вербальном уровне, но отсутствием интереса к собеседнику на невербальном уровне — смотрел в сторону и отвернулся.

Во втором разговоре м-р Гомес сконцентрировал внимание не на вербальном ответе «Хорошо, спасибо», а на невербальной стороне общения с м-ром Брауном и его манере говорить. Пастор перестает говорить бодрым голосом и уделяет внимание боли м-ра Брауна, которую он видит и слышит. Прихожанин отвечает тем, что подтверждает наблюдения пастора и благодарит его за сочувствие. М-р Гомес продолжает разговор, повторив ответ м-ра Брауна, чтобы помочь ему сказать что-то необходимое. Прихожанин, погрузившись в свои чувства и мысли (смотрит вниз и в сторону), открыто говорит, что ему надо с кем-то поделиться своим горем. Пастор отвечает соответствующим предложением (пойти пообедать), и м-р Браун принимает его вербальным согласием, которое уже полностью соответствовало его невербальным действиям и манере говорить.

М-р Джоунс, возможно, не обратил внимания на невербальную сторону общения с м-ром Брауном и его манеру речи или же, пытаясь подбодрить прихожанина, просто не придал этому значения. В любом случае м-р Джоунс не достиг эмпатии, так как не был внимателен. В результате м-р Браун отвернулся от него. В отличие от первого разговора, м-р Гомес оказался внимательным и достиг эмпатии через вербальное общение и невербальные действия. И таким образом прихожанин включился в разговор настолько, что решил поговорить о своем горе и о своих нуждах. Эти примеры показывают, как важно быть внимательным даже в коротких разговорах.

ПОЗА

Поза — это физическая обращенность к прихожанину. Это внешний и видимый признак внутреннего и духовного уважения. Поза, как и другие стороны служения пастора, выражает и подкрепляет его внутреннее состояние. Как и во всем, что относится к символам, форма и значение позы определяются как культурой, так и отношением пастора к прихожанину. Представленные ниже пять позиций особенно эффективны среди представителей среднего класса Северной Америки и всех тех, кому такая культура близка.

Иган (1982, стр. 60-61) выделил следующие пять аспектов:

1. смотрите прямо на прихожанина;

2. примите открытую позу (не скрещивайте руки на груди, не кладите ногу на ногу);

3. иногда можно наклониться в сторону прихожанина;

4. установите контакт глазами;

5. старайтесь выполнять эти требования естественнее.

Эти указания не следует воспринимать как догму. В зависимости от своей индивидуальности и культурных корней люди по-разному смотрят на проблемы окружающих. Например, некоторые представители верхушки среднего класса утверждают, что хорошо воспитанная женщина, если она в платье или юбке, садясь, обязательно скрестит лодыжки. Женщины, которые, садясь, скрещивают лодыжки, вызывают уважение и доверие со стороны тех, кому импонирует такая привычка, те же, кто не придерживается этого правила, своим поведением могут оттолкнуть от себя окружающих.

Мнения расходятся и по поводу того, как следует наклоняться к собеседнику. Иган полагает, что все зависит от конкретной ситуации, а Кэркхафф (1979, стр. 41) предлагает стандартные варианты поз: «Когда помощник сидит, он может наклониться вперед примерно на 30 градусов, так, чтобы можно было удобно расположить локти на коленях. Если помощник стоит, он может наклонить верхнюю часть туловища примерно на 10 градусов вперед — стоять так не слишком удобно, но зато этого достаточно для того, чтобы всем видом показать — "Я рад помочь вам". Иган (1982, стр. 61) считает, что «слишком глубокий или слишком резкий наклон вперед способен напугать собеседника, так как может быть воспринят как назойливое стремление к близости». И Иган, и Кэркхафф единодушны в том, что наклон назад, как правило, показывает отсутствие интереса к собеседнику. Что касается остальных четырех позиций, то здесь пастор должен выработать тот стиль, который удобен для него самого и в то же время не мешает прихожанину общаться с ним.

Эти пять позиций могут служить критерием оценки активности как пастора, так и прихожанина на различных стадиях разговора. Когда прихожанин, который в начале разговора сидел откинувшись, наклоняется вперед, то это, скорее всего, говорит о том, что он заинтересовался разговором. Подобным же образом, если пастор, беседуя с прихожанином, складывает руки на груди и откидывается назад, то, судя по всему, он потерял интерес к разговору.

Помимо вовлечения прихожанина в разговор и критерия оценки вовлечения в разговор, эти пять аспектов несут еще одну функцию — помощь в наблюдении. Если пастор смотрит прямо на прихожанина, устанавливает контакт глазами и старается при этом не напрягаться, у него появляется прекрасная возможность видеть невербальное поведение прихожанина.

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение – это получение информации, которую прихожанин сообщает невербальным путем. Такая информация передается через позу, выражение лица, телодвижения, реакцию, взгляд и т.д.

Важность языка телодвижений показана в исследовании Мерабьяна (Egan, 1982, р. 63-64), посвященном невербальному поведению. Он вывел формулу передачи информации от одного человека к другому: «Вся информация на 1% передается вербально, на 38% — вокально и на 55% — через выражение лица». Из этого он делает вывод: «Таким образом, первостепенное значение имеет выражение лица, вторым по важности идет тон голоса (или вокальное выражение), и на последнем по важности месте стоят слова. Если выражение лица не соответствует словам, то информация, которую сообщит выражение лица, будет главной и определит важность всей информации в целом».

Выражение лица, вне сомнения, в наибольшей степени воздействует на другого человека, но опытный пастор должен быть также внимателен к позе, телодвижениям, реакции, взгляду собеседника. На выражение лица влияют прежде всего хмурый взгляд, улыбка, широко раскрытые или сощуренные глаза, движения губ и бровей. Поза — это то, как он наклоняется вперед или откидывается назад, выпрямляется, кладет ногу на ногу. Взгляд собеседника показывает, смотрит ли он на пастора, уткнулся ли в пол, смотрит ли в сторону. Телодвижения — это жесты (их скорость и направленность), походка, движения головы, движения всего тела. Реакция подразумевает непроизвольный ответ: как человек дышит (как глубоко и часто), как он краснеет, плачет, вздыхает.

Язык телодвижений дает ключ к разгадке того, что на самом деле говорит прихожанин, потому что тело информирует нас о чувствах человека. Невербальные данные особенно ценны, потому что обычно они более самопроизвольны и в меньшей степени поддаются контролю, чем вербальные. Таким образом, они могут помочь нам истолковать слова прихожанина, когда согласуются или не согласуются с ними, или когда показывают интенсивность вербального ответа. Когда человек одновременно улыбается и сердится, это показывает, что невербальные и вербальные данные, исходящие от него, не соответствуют друг другу. И наоборот, слова «Я обеспокоен одной проблемой», сказанные хмурым голосом, — пример того, что невербальные данные подтверждают истинность слов.

Хотя такие невербальные данные, как улыбка или хмурый взгляд, имеют универсальное значение, в целом, чтобы понять специфическое значение отдельного разговора, язык телодвижений надо рассматривать в контексте социологической информации, индивидуального стиля и самого разговора. Под социологической информацией подразумеваются пол, возраст, раса, класс, культура, место жительства. Эти факторы должны рассматриваться в сочетании с индивидуальными особенностями прихожанина, поскольку люди не похожи друг на друга. Если еще раз рассмотреть только что упомянутые примеры, важность этих факторов станет более очевидной. Первый пример — человек улыбается и в то же время сердится — распространенное явление в США. Во втором случае прихожанин постоянно хмурится из-за головной боли или какой-то другой проблемы и выражает словами свое недовольство.

В беседе с прихожанином пастору важно иметь предварительное представление о том, как относится его собеседник к теме разговора, о духовном росте прихожанина и о его личном отношении к пастору. Все это пастор может увидеть в первые минуты разговора, наблюдая за позой прихожанина, выражением его лица, взглядом, телодвижениями и реакцией. Например, безвольная поза, опущенные уголки губ, устремленный в пол взгляд, медленные движения рук, вздохи могут дать предварительное представление о том, что у прихожанина возникли какие-то трудности относительно материала, служения, отношений с пастором или всех этих проблем вместе. Это чисто предварительное представление, потому что каждый из таких невербальных элементов в действительности может означать что-то другое в зависимости от темы разговора, а также от индивидуальных и социологических факторов. Таким образом, в течение беседы и в последующем общении с прихожанином пастор должен постоянно проверять свои представления о нем и его проблемах.

Важный критерий для проверки важности и значения данных наблюдения — изменения в ходе беседы. Например, если собеседник, о котором мы говорили в предыдущем параграфе, вдруг сел прямо, посмотрел пастору в глаза, заулыбался, начал делать более быстрые жесты, задышал естественно, это, возможно, говорит о том, что случилось что-то важное. Пастор должен восстановить контекст такой перемены. Как все произошло? Предположим, что перемена наступила сразу после того, как пастор сказал: «Я вижу, вы смотрите в пол. Может быть, вам неудобно разговаривать со мной?». Тогда, вероятно, значение такого невербального поведения могло бы объясняться трудностями, которые прихожанин испытывает в общении с пастором.

Таким образом, наблюдение — важный фактор, поскольку невербальное общение играет главную роль в процессе разговора, а понимание — это ключ к эмпатии. Язык телодвижений воздействует на нас независимо от того, замечаем мы это или нет; когда мы бессознательно на него реагируем, мы делаем это на основе наших личных или культурных предубеждений. Поскольку невербальные данные не имеют универсальных значений, их надо рассматривать в контексте беседы, а также исходить из социологического фактора и индивидуального стиля. Поэтому пасторы уделяют внимание языку телодвижений прихожанина и пытаются истолковать их значение, а не основываются на смысле одних только слов. Обладая наблюдательностью, пасторы могут составить предварительное представление о чувствах прихожанина относительно темы разговора, о духовном росте прихожанина и о его отношении к пастору.

СЛУШАНИЕ

Слушание — это внимание к словам прихожанина и его манере речи. Информация, заключенная в словах, — это сочетание вербального содержания и невербальной манеры речи. Слушание — это процесс восприятия речи и предварительного толкования, учитывающего оба типа получаемой информации.

Манера речи

Мерабьян в своем исследовании (Egan 1982, р. 63-64) также останавливается на относительной важности манеры речи: «Вся информация на 7% передается вербально, на 38% — вокально и на 55% — через выражение лица». Таким образом, манера речи почти так же важна, как и невербальное общение, и намного важнее слов как таковых.

В манере речи прихожанина можно уловить много тонкостей. В качестве самых важных среди них Иган (1982, р. 64) выделяет тон голоса, высоту, громкость голоса, силу голоса, изменения голоса, растянутость слов, ударения, паузы, молчание и быстроту речи. Поскольку таких характеристик голоса очень много, Кэркхафф (1979, р. 49) предлагает главное внимание уделять двум из них — громкости и скорости речи — и их изменениям.

Подобно визуальному невербальному уровню, звуковой невербальный уровень помогает нам понять, что говорит прихожанин, сообщая нам информацию о своих чувствах. Звуковой невербальный уровень может соответствовать или, наоборот, не соответствовать интенсивности вербальных ответов, быть показателем такой интенсивности и, таким образом, тоже давать нам информацию о чувствах прихожанина. Например, если женщина говорит очень громко (или очень тихо) и при этом утверждает, что сердится, наблюдается соответствие между словами и манерой речи. И наоборот, если мужчина кричит на ребенка, но говорит, что не сердится на него, это пример несоответствия между вербальной и невербальной сторонами информации.

Манера речи, наряду с другими аспектами невербального общения, отражает эмоциональный настрой прихожанина. Эмоциональный аспект — важнейший для того, чтобы понять взгляды прихожанина (цель 1-й стадии). Характеристики голоса, как и визуальные невербальные данные, надо понимать в контексте социологической информации, индивидуального стиля и темы разговора. Например, медленная, рассудительная речь человека может говорить о его географическом происхождении (социологическая характеристика), привычке (индивидуальный стиль) или же стать показателем того, что ему трудно говорить на данную тему (содержание разговора).

Содержание разговора

Слушание включает и способность понять смысл того, о чем говорит прихожанин, — понимание значения слов, которые он употребляет, и того, как он строит фразы. Таким образом, слушая, пастор обращает внимание на умолчания, необычные обороты и то, что было сказано в качестве обобщения.

Содержание того, что говорит прихожанин, можно разделить на ЧЕТЫРЕ категории — чувства, переживания, действия и мысли.

1. Чувства – это те эмоции, которые прихожанин выражает в связи с переживаниями, действиями и мыслями. Чувства – это внутренние переживания. Если студентка говорит: «Я чувствую себя ужасно из-за этого курса», она выражает свои эмоции по поводу этого курса. Хотя чувства неразрывно связаны с остальными тремя категориями, я поставил их на первое место, чтобы напомнить, что к этой категории надо прислушиваться в первую очередь. Как я уже сказал раньше, чувство понимания – ключ к эмпатии.

2. Переживания – это то, что прихожанин воспринимает как происшедшее с ним. Если студентка говорит: «Я провалилась на экзамене у профессора Смита», она обсуждает эту проблему как переживание. Переживания могут быть внешними и внутренними. Например, когда человека сбивает машина это внешнее переживание, а если человек преодолевает в себе страх это внутреннее переживание. Отличительной чертой любого переживания является то, что оно воспринимается как нечто случившееся с человеком. Многие прихожане рассказывают свои истории так, как будто это происходит с ними в момент рассказа, потому что они видят себя жертвами тех сил, которые они не в состоянии контролировать.

3. Действия – это то, что прихожанин делает или не делает. Если студентка говорит: «Я не сдала экзамен за этот курс, потому что недостаточно подготовилась», мы будем расценивать это как действие. Когда прихожанин говорит о своих действиях, он берет на себя определенную ответственность за них в данной ситуации.

4. Мысли – это внутренние действия или поведение, которые прихожанин исполняет или не исполняет. Сюда включаются: фантазии, мечты, размышления, решения, молитвы, планы, идеи, оценки, вера и другие подобные действия. Например, если студентка сказала: «По-моему, несправедливо, что я не сдала экзамен», то здесь идет речь о ее мыслях. Поскольку мысли это поведение, то их изучают, и многое в них остается еще неизученным.

Эти ЧЕТЫРЕ категории очень важны, потому что помогают пастору увидеть, что ска­зал и чего не сказал прихожанин. Они поднимают многие существеннейшие вопросы. Говорит ли прихожанин о своих переживаниях, действиях и мыслях сразу? Выражает ли прихожанин свои чувства по поводу переживания, действий и мыслей? Выразил ли прихожанин свои специфические переживания, действия, мысли? И самый главный в этой связи вопрос: какие мысли (убеждения, правила, утверждения) лежат в основе чувств или действий прихожанина?

Слова нужно понимать в контексте, как и невербальные данные. Значение слов всегда зависит от социологической информации, индивидуального стиля и содержания разговора, как и невербальные данные. Например, слово «плохой» означает «злой» или «бедный» в культуре белых людей среднего класса, в то время как на жаргоне черных американцев это означает «очень хороший» (это второе значение сейчас распространяется в более широких культурных кругах). Значение слова часто определяет индивидуальный стиль; один человек может использовать слово «сердитый» в значении «маленький, но сварливый», а другой человек назовет так того, кто на самом деле сердится. Значение слова часто отражает контекст беседы. Во фразе «Я люблю всех людей на земле» слово «люблю» отличается по значению от того же слова во фразе «Я люблю мою жену больше, чем кого бы то ни было на свете». Очевидно, что в этих двух фразах одно и то же слово – «люблю» – имеет разные значения.

Если обобщить все вышесказанное, слушание – это умение воспринимать то, что прихожанин выражает словами и манерой речи. Манера речи дает ключ к пониманию значения слов прихожанина; невербальный уровень – громкость голоса, скорость речи – особенно полезен в выявлении тех утверждений прихожанина, которые соответствуют его эмоциональному настрою. Информацию, которую пастор получает от прихожанина, можно отнести к четырем категориям: чувства, переживания, действия и мысли. Как вербальную, так и невербальную информацию надо понимать в контексте социологической информации, индивидуального стиля и темы разговора.

ЧТО МЕШАЕТ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

Три главных фактора вызывают проблемы с внимательностью: отвлечение внимания, предвзятость и различия.

1. Отвлечение внимания – это ситуация, при которой какие-то обстоятельства вмешиваются в процесс внимания пастора к прихожанину. Несколько наиболее распространенных видов отвлечения внимания приведены ниже.

· Физическое состояние. Мы слишком устали или больны, поэтому не можем в должной мере наблюдать за собеседником или слушать его. Часто мы или не замечаем своей усталости, или ошибочно думаем, что, несмотря на такое физическое состояние, способны нормально работать.

· Обеспокоенность. Мы настолько стремимся отозваться на просьбу о помощи, разрешить проблему прихожанина или помочь еще кому-то, что не можем выслушать прихожанина до конца.

· Вина. Мы настолько расстроены тем, что сделали или чего не смогли сделать, что нам трудно сосредоточиться на прихожанине. Проблема прихожанина может касаться таких областей, как интимные отношения или развод, в которых когда-то мы сами оказались виновны.

· Неприязнь-Любовь. Мы испытываем такое сильное чувство симпатии или анти­па­тии к прихожанину, что не можем внимательно слушать его.

Подобных чувств избежать невозможно. Однако важно помнить о них и о том, как они отвлекают внимание пастора. Пастор должен определить, что его отвлекает, избавиться от этого и вновь внимательно слушать прихожанина. С таким подходом к делу пастор способен быть более внимательным.

2. Предвзятость – это суждение о том, что утверждает прихожанин, типа хорошо –плохо, правильно – ошибочно, заслуживает симпатии – заслуживает упрека. Как негативные суждения, которые побуждают нас к спору с прихожанином, так и позитивные, позволяющие нам согласиться с ним, мешают нам понять точку зрения прихожанина – выполнить задачу пастора в 1-й стадии. Пастор должен уметь слушать беспристрастно, воспринимая утверждения прихожанина, описание его переживания. Когда пастор начинает оценивать слова прихожанина, важно, чтобы он осознал, что воспринимает их со своей позиции, а не с позиции прихожанина, и постарался рассуждать непредвзято.

3. Различия – это социологические и индивидуальные особенности, которые являются частью всего процесса наблюдения и слушания, барьеры, мешающие нам понять других людей, их точку зрения. С одной стороны, эти особенности важны для нашего умственного развития, потому что избавляют нас от необходимости обращать внимание на все подряд в захлестывающем потоке данных, который обрушивается на наше сознание. С другой стороны, из-за этих особенностей трудно понять тех, кто в этом огромном потоке больше внимания уделяет другим данным.

История про перхоть у посла (Kondon, Yousef 1975,1) показывает значимость социологических особенностей. В разговоре этих авторов с группой японских студентов, когда речь зашла об одном бывшем американском дипломате, одна женщина заметила: «Да, это был прекрасный человек, но мне кажется, что его жена оказалась не очень хорошей хозяйкой. Вы знаете, что я имею в виду?». Авторы не знали, что она имела в виду; не поняли они и смысла ее объяснений о том, что несколько раз она видела его по телевидению и «заметила, что на его плечах была перхоть». В то же время другие студенты поняли, что она имела в виду. Они объяснили Кондону и Юсефу, что в Японии хорошая жена должна следить за внешним видом своего мужа, поэтому в неопрятности посла, конечно же, была виновата его жена. В связи с этой социологической особенностью перхоть оказалась настолько сильным фактором для этой женщины, что она в первую очередь обратила внимание именно на нее и не могла вспомнить, о чем говорил посол.

Индивидуальные особенности – это особенности, которые придают человеку индивидуальность. Например, Уолтер Чанг очень интересуется музыкой. Хотя он работает продавцом в обувном магазине, о людях он судит по тому, насколько они компетентны в музыке. Это и есть индивидуальная особенность, поскольку интерес Уолтера к музыке вовсе не характеризует его как американца азиатского происхождения, мужчину, представителя среднего класса и продавца обувного магазина, то есть не является его социологической особенностью.

Пастор, несмотря на различия, может развить в себе способность к эмпатии, если будет выполнять два условия: во-первых, если он признается, что не понимает собеседника; и во-вторых, если он серьезно отнесется к точке зрения собеседника и обратится к нему за разъяснениями. Хотя из-за социологических различий, индивидуальных особенностей, предвзятости, чувств вины, обеспокоенности, неприязни-любви пастор никогда не сможет быть внимателен абсолютно во всем, он должен работать над проблемами внимательности в своем служении, будь то молитва, наставничество или попечительство. Если, заботясь о прихожанине, пастор не способен справиться со всеми этими проблемами, он должен либо отослать этого человека к другому пастору, либо заняться этими проблемами, прибегнув к помощи наставника.

КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ

Составные части внимательности – поза, наблюдение и слушание – в помощи являются наиболее важными, поскольку от них зависят все остальные умения. Именно через наше чисто физическое поведение, наше внимание к визуальному невербальному уровню, к манере речи и к произносимым словам мы получаем те данные, которые помогают нам понять точку зрения собеседника. Без такой информации мы вряд ли сможем помочь прихожанину.

Невербальные данные, которые мы видим и слышим, и слова, которые мы слышим, сами по себе ничего не объясняют. Чтобы постичь их истинный смысл, надо понимать их в контексте социологической информации, индивидуального стиля и содержания разговора. Главный путь к определению важных невербальных данных лежит через внимание к переменам в ходе разговора. Такой контекст определяет значение невербальных данных.

К невербальным данным следует относиться внимательнее, чем к словам, поскольку они в большей степени раскрывают истинные чувства. Поэтому пастор может толковать слова прихожанина, отмечая при этом, согласуются ли они с невербальными данными или нет, влияют ли они на интенсивность разговора.

Отвлечение, предвзятость и различия – три фактора, затрудняющие внимательность. Усталость или болезнь, обеспокоенность, чувство вины, неприязнь или любовь отвлекают нас, вмешиваясь в процесс общения. Подобным образом действуют и негативная или позитивная оценки. Но самые большие трудности в этом плане возникают из-за таких различий, как пол, возраст, раса, культура. На внимательность сильно влияет эмоциональное и духовное состояние пастора.

Но даже если пастор усердно трудится над тем, чтобы не отвлекаться, подавить в себе предвзятое суждение и понять различия, он все равно может не понять некоторых прихожан. Вот почему важно уметь отвечать – такое умение дает прихожанину удобную возможность поправить пастора, если пастор что-то неправильно понял.

Процесс

Недостаточно лишь читать о навыках, необходимых пастору в работе с людьми Для того, чтобы научиться эффективно их применять, надо понимать их в процессе чтения и обсуждений. Кроме того, надо различать, когда и где уместно или неуместно применять эти навыки, испробовав их на практике или наблюдая за тем, как это делают другие, чтобы потом повторить их. Когда человек учится помогать другим, этот процесс напоминает изучение языка: нужно практиковаться и практиковаться, пока общение на новом языке не станет естественным. Вот почему процесс изучения навыков, которыми должен обладать пастор, я называю «изучение языка пасторской заботы».

Поскольку наиболее эффективный путь научиться различать и эффективно применять такие умения лежит через учебные группы, я остановлюсь на этом подробнее. Учебные группы состоят из трех или более человек, которые встречаются для того, чтобы практиковаться в этих навыках. Кто-то один из группы выступает в роли прихожанина, другой – в роли пастора, а все остальные наблюдают. На таком занятии должен быть посредник; эту роль может взять на себя либо преподаватель, либо кто-нибудь из наблюдателей.

Участники такой учебной группы могут придумать и разыграть в лицах какую-нибудь сценку или поделиться своими реальными проблемами. При исполнении ролей в сценке участники игры разыгрывают ситуацию, которая на самом деле в тот момент с ними не происходит, но при этом вступают в диалог, используют эмоции и жесты, исходя из собственного опыта или воображения. Преимущество такой игры состоит в том, что ее участникам гораздо легче, чем в реальной жизни, рассматривать данную проблему и при помощи определенных умений пытаться ее решить, так как на самом деле это не настоящая проблема. С другой стороны, пастор, участвующий в занятии, учится оценивать спонтанные реакции прихожан, а прихожане получают и опыт, и помощь пастора. Лично я предпочитаю практическую работу с реальными проблемами, поскольку считаю, что незапланированный разговор и эмпатия, возникающие в общении с реальным прихожанином, лучше помогают вырабатывать необходимые навыки.

Роли. Задача пастора состоит в том, чтобы определить цель такого занятия, говорить с прихожанином и участвовать в последующем обсуждении. Задача прихожанина – представить проблему, которую надо обсудить, участвовать в разговоре и во время дискуссии дать оценку работе пастора. Задача наблюдателей – отметить особенности невербального поведения пастора и прихожанина, содержание разговора и чувства, выраженные вербальным путем, и во время дискуссии дать оценку работе пастора, указав на его (или ее) сильные и слабые стороны в применении необходимых навыков. Задача посредника – до разговора выяснить цель пастора, определить специфические задачи наблюдателям, следить за временем, если уместно, осуществлять аудиозапись и руководить последующей дискуссией.

Обсуждение. В процессе обсуждения первым выступает прихожанин, потом пастор и после этого – наблюдатель (наблюдатели). Сначала посредник спрашивает, что думает о разговоре прихожанин, чтобы определить и обсудить те чувства или проблемы, которые остались без внимания в процессе самого разговора. Затем посредник просит прихожанина прокомментировать, в чем пастор смог ему помочь, а в чем нет. Потом посредник спрашивает пастора о том, что он (или она) думает, после чего предлагает ему (ей) попросить наблюдателей и прихожанина дать свою специфическую оценку. После того как наблюдатели и прихожанин ответят на вопросы пастора, наблюдатели дают оценку тем аспектам, на которые посредник попросил их обратить внимание. Когда такой практикой занимаются два человека, они могут общаться, используя в качестве наблюдателя видео- или аудиозапись. В такой ситуации пастор может взять на себя роль посредника. При этом после того, как посредник узнает о чувствах прихожанина, прихожанин также должен спросить о чувствах пастора. Затем они могут просмотреть (прослушать) запись и обсудить свой разговор.

Упражнения

1. Поза.

A. Принятие одной из тех пяти позиций, о которых мы говорили в разделе «Поза». Попробуйте сесть, используя выбранную вами позицию, старайтесь чувствовать себя удобнее. Попробуйте применить эту позицию в разговоре. Не огорчайтесь, если почувствуете физический дискомфорт, естественный при попытке принять непривычную позу, отметьте все различия, которые эта поза привносит в ваш разговор и в ответы собеседников. Запишите ваши наблюдения.

Б. Наблюдение за действенностью поз в группе. Сядьте в круг с другими участниками группы и обсудите в течение трех-пяти минут какую-нибудь проблему, представляющую интерес для всех. Пусть во время этой дискуссии несколько участников примут позу, не типичную для упомянутых пяти позиций. После дискуссии поделитесь вашим впечатлением с теми, кто принял одну из пяти позиций, и с теми, кто ее не принял.

B. Наблюдение за позой. Понаблюдайте за тремя беседами (в группе, по телевизору или в кино) со стороны. Запишите ваши наблюдения и толкования, отвечая при этом на следующие вопросы: 1) как позы участников беседы показывали интерес участников? 2) как позы участников воздействовали на остальных людей? 3) как в позе отразились такие социологические факторы, как пол, социальное происхождение, взаимоотношения с людьми, или культура?

2. Наблюдение (это упражнение надо повторять до тех пор, пока вы не почувствуете, что в совершенстве овладели этим умением).

Нарисуйте таблицу, подобную той, что представлена ниже. Понаблюдайте в течение пяти минут за беседой, делая в таблице записи о том, как первоначально выглядел прихожанин, какие перемены произошли в нем входе беседы, каков был контекст этих перемен. Затем постарайтесь определить, соответствовали или нет невербальные данные словам прихожанина либо служили эмоциональным добавлением к ним.

Например, составим таблицу к очередной беседе. Пастор говорит прихожанину: «Я вижу, что вы смотрите в пол. Может быть, вам неудобно разговаривать со мной?». Прихожанин отвечает: «В каком-то смысле да».

Невербальные данные Первоначально Перемены Контекст

Поза: понурился выпрямился поза

Выражение: сжал губы улыбнулся выражение

Взгляд: смотрит в пол контакт глазами взгляд

Движения: медленные жесты быстрые жесты движения

Реакции: тихое дыхание глубокое дыхание реакции

ВЫВОД: Эти невербальные данные эмоционально дополняют слова прихожанина.

3. Слушание (эти упражнения надо повторять до тех пор, пока вы не почувствуете, что в совершенстве овладели этими навыками).

А. Наблюдение за громкостью голоса и скоростью речи. Послушайте в течение пяти минут какую-нибудь беседу (в группе, по телевизору или в записи). Отметьте в таблице перемены в громкости голоса и в скорости речи (см. пример ниже). Объясните эти перемены, отмечая, какую информацию они несли в себе (соответствовали или нет словам участника беседы либо подчеркнули значение слов) и в чем была причина этих перемен (содержание разговора, индивидуальный стиль, социологический фактор). Если вы проводите это упражнение с другими наблюдателями, обсудите с ними различные толкования.

Пример

Слова Перемены Информация Причина

Я очень зол голос спокойнее ударение социологическая

Б. Распределение сказанного по следующим категориям: чувства, переживания, действия и мысли. Послушайте в течение пяти минут разговор прихожанина с пастором, отметив ключевые слова, выражающие проблемы или радости прихожанина. Проанализируйте каждое высказывание и определите, к какой из следующих категорий – чувства, переживания, действия и мысли – относится его главная тема. Затем проанализируйте второстепенную тему. Если вы делаете это упражнение с другими наблюдателями, обсудите с ними свои выводы.

Например, проанализируйте следующее высказывание: «Это была самая ужасная неделя за всю мою жизнь – все беды свалились сразу. Во-первых, моего ребенка исключают из школы; во-вторых, мой начальник постоянно ругается со мной; да еще и мой муж совсем мне не помогает. Это просто кошмар какой-то<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.