Реакция русских на этноконфессиональные процессы в — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Реакция русских на этноконфессиональные процессы в

2020-12-06 71
Реакция русских на этноконфессиональные процессы в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Регионе

Русские в Республике Татарстан являются вторым по численности

этносом после татар. При этом численность русских за постсоветский

период в Татарстане сократилась: если по данным еще советской

переписи 1989 года они составляли 43,3% (1 575 361; татар

насчитывалось тогда 1 765 404, или 48,5 %), то в 2002 году русских было

39,5% населения (1 492 602; татар – 2 000 116, или 52,9%). Сокращение

численности русских за этот двадцатилетний период на 74 тысячи

человек вызвано не только низкой рождаемостью (татарские семьи

сегодня также в основном малодетные), но и миграцией русского

населения из региона, хотя по экономическим показателям Татарстан

является одним из относительно успешных субъектов РФ. Отток русского

населения вызван прежде всего национальными и религиозными

проблемами русских в этой республике, совокупность которых и

составляет «русский вопрос» в Татарстане.

«Русский вопрос» в Татарстане состоит из трех главных проблем

этноконфессиональной напряженности в регионе18:

Отсутствие должного этнического представительства русских в

органах государственной и муниципальной власти.

На сегодняшний момент из 17 министров правительства Татарстана

только 1 – русский, из 43 глав муниципальных районов республики

только 8 – русские, из 120 депутатов местного парламента – 29 русских

(24%). На уровне высших эшелонов региональной власти (президент

Татарстана, государственный советник, премьер-министр, глава местного

парламента, глава республиканского Верховного суда) русских нет

вообще. Подобный явный этнический перекос позволяет говорить об

этнократическом характере политического режима в Татарстане. Более

того, со стороны правящей элиты региона не скрывается подобная

дискриминация, ей находятся даже «оправдания» в виде утверждений

официальных лиц о… неполноценности русских как народа. Так, в 2010

году глава Государственного Совета Республики Татарстан Фарид

Мухаметшин объяснил на встрече с журналистами отсутствие русских на

18 Ордынский В. Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей

их решения. // Сайт Агентства политических новостей. 1 декабря 2011.

http://www.apn.ru/publications/article25467.htm

22

руководящих постах тем, что «нам нужны профессиональные кадры, а

среди русских таких не всегда встретишь».

Этнолингвистический конфликт: проблема русского языка в

Школах Татарстана.

Придание государственного статуса татарскому языку в начале 1990-х

годов привело к его обязательному изучению в школах Татарстана, при

этом законодательно на региональном уровне было введено равное с

русским языком и русской литературой по количеству часов его

преподавание. За 10 лет обучения в средней школе дети получают 700

часов русского языка, в то время как в других регионах России – 1200

часов.

В отличие от русского, являющегося языком межнационального

общения, татарский язык – это язык внутринациональной коммуникации,

что, естественным образом, резко снижает его прикладное значение.

Некачественно составленная учебная литература по татарскому языку,

где значительно больше отдается предпочтение изучению грамматики в

ущерб разговорной речи, также затрудняет его усвоение. За 20 лет не

было создано ни одного учебника или пособия, которое бы позволяло

облегчить усвоение татарского языка, несмотря на наличие в Татарстане

практически в каждом государственном вузе кафедры татарского языка, в

федеральном университете – отделения татарской филологии, и целого

специализированного Института языка, литературы и искусств – в

составе Академии наук Татарстана.

Этнолингвистический конфликт в Татарстане – это не конфликт между

русскими и татарами, это конфликт между русскоговорящим населением

и региональной этнократией19, которую публично поддерживают

татарские национал-сепаратисты. Нежелание властей преодолеть эту

ситуацию путем разрешения выбора родителями детей одного из трех

стандартов образования, закрепленных в федеральном законодательстве,

приводит к росту возмущения, вылившегося в массовые уличные

протесты в 2011-2012 годах в Казани и Набережных u1063 Челнах. В ответ при

негласной поддержке региональных властей в роли «защитников

татарского языка» выступили местные сепаратисты, которые

организовали митинги и пикеты с русофобскими лозунгами («Чемодан,

вокзал, Россия!», «Татарстан – это не Россия!», «Рязань вас ждет!» и др.),

на которые, несмотря на возмущение общественности по всей России,

федеральная и республиканская власти никак не отреагировали.

При этом республиканские власти периодически обрушивают

наказание на тех родителей, которые критически высказываются по

19 Салагаев А. Л., Лучшева Л. В. Этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан

как следствие противоречий языковой и образовательных политик. // Новые проблемы

социокультурной эволюции регионов. Сб. мат. VII Всерос. науч.-практ. конф.

«Социокультурная эволюцию России и ее регионов». 12-15 октября 2011 г. – Казань:

КНИТУ, 2011. – С.162

23

поводу сложившейся практики языкового образования или даже

отказываются от татарского языка как дисциплины обучения. Так, в

настоящий момент, в отношении русских родителей Павла Хотулева из

Казани и Виктории Можаровой из Нижнекамска ведутся судебные

тяжбы, что воспринимается русской общественностью как расправа.

Принудительное двуязычие региональные власти воспринимают как

«дело принципа», что и озвучил в своем недавнем послании президент

Татарстана Рустам Минниханов, не приведя никаких убедительных

аргументов в необходимости его сохранения в той форме, в какой оно

сейчас существует. Русским населением Татарстана это воспринимается

как дискриминация.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.