Национальная и религиозная культура русских в Татарстане. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Национальная и религиозная культура русских в Татарстане.

2020-12-06 74
Национальная и религиозная культура русских в Татарстане. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отсутствие должного финансирования национально-религиозной

культуры русских на фоне значительных бюджетных затрат на ту же

сферу для татар порождает возмущение. К этому стоит добавить

откровенно пассивную позицию местной митрополии Русской

православной церкви, предпочитающей не поднимать вопросы

финансирования и поддержки религиозной жизни православной общины

перед местным руководством, чтобы лишний раз не раздражать его этим.

Татарстан остается одним из немногих российских регионов, где по-

прежнему православные храмы используются под музеи, как это можно

наблюдать в Казани, где в Дворцовой церкви Казанского Кремля

располагается… «Музей истории государственности татарского народа».

Бурное строительство мечетей (в Татарстане их численность

составляет 1300) и на этом фоне заметная малочисленность церквей

(около 220) при наличии огромного числа находящихся в заброшенном

состоянии православных храмов дают повод для обвинений и в адрес

региональных властей, и в адрес местного митрополита Анастасия.

Отсутствие действенного религиозного просвещения в духе православия

среди русского населения, особенно молодежи, приводит к заполнению

этого духовного вакуума уходом в неоязычество либо принятием ислама,

зачастую радикального толка.

Организация массовых мероприятий для татарской молодежи и полное

отсутствие чего-то подобного для русской молодежи порождает

справедливые обвинения в адрес региональных властей. При этом

попытки самоорганизации русской городской молодежи для

оздоровительно-спортивных или культурных мероприятий национальной

общины («Русские пробежки», деятельность клуба «Русское кино» в

местном Доме дружбы народов и др.) нередко наказываются. Подобные

же национально-ориентированные мероприятия, но устраиваемые

татарскими организациями (Союз татарской молодежи «Азатлык» и др.),

поддерживаются.

Региональные власти под «русской культурой» нередко понимают

лишь организацию фольклорных мероприятий. Однако поддержка

24

высокой русской культуры (финансирование изданий книг местных

русских писателей, развитие русского театрального движения, открытие

музеев, посвященных русским деятелям, связанных с регионом и др.)

стабильно отсутствует.

Вся совокупность национально-религиозных проблем русских в

Татарстане порождает у них ощущение неполноправия и второсортности

в своей стране. Это, в свою очередь, ведет как к радикализации

мировоззрения части русского населения, особенно молодежи, так и к

эмиграции из республики. Побуждающим фактором последней является

рост исламского фундаментализма в Татарстане, делающий проживание

здесь для русских небезопасным. Опыт Северного Кавказа показывает,

что отъезд русских из национальных регионов неизбежно ведет

оставшееся в них местное нерусское население к архаизации,

исламизации и сепаратизму.

2.4. Выводы и рекомендации

Разыгрывание национальной и исламской «карты» в Поволжье может

иметь место в равной степени как со стороны региональных властей (что

более выражено сегодня в Татарстане), так и со стороны оппозиции (о

чем можно судить по текущей ситуации в Башкирии). Не стоит

сбрасывать со счетов заинтересованность зарубежных стран в появлении

новой «горячей точки» в Поволжье. Примечательно в этой связи

учащение визитов в Казань и Уфу иностранных журналистов,

политологов, дипломатов, проявляющих повышенный интерес к

этнорелигиозному радикализму в республиках Поволжья. На фоне

появления террористического подполья, действующего по сетевому

принципу в Татарстане и имеющего связь на уровне координации и

обучения с северокавказскими единомышленниками из «Имарата

Кавказ», не исключено повторение ингушско-дагестанского сценария в

Поволжье при наличии локальных особенностей20.

Показательным примером того, что в сфере религиозной политики

роль федерального центра малозначительна, стала отставка с поста

муфтия Татарстана Ильдуса Файзова, убежденного сторонника

традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба (недавно

ставшего жертвой покушения со стороны террористов) и выборы нового

главы мусульман этого региона. Практически незамеченной со стороны

Москвы осталась состоявшаяся 17 апреля 2013 года замена Файзова на

Камиля Самигуллина, в религиозном плане ориентирующегося на

Турцию.

20 Татарстан ждет ингушско-дагестанский сценарий исламизации? // ИА REGNUM. 2010.

18 ноября. http://www.regnum.ru/news/1347605.html

25

Полная _________неспособность федеральных чиновников, отвечающих за

религиозную сферу, хоть как-то повлиять на процесс и предотвратить

уход пророссийски ориентированного религиозного деятеля

продемонстрировала отсутствие реальной вертикали власти между

Москвой и регионами в религиозной политике. Казанскому Кремлю

удалось настолько успешно преподнести добровольность и

неожиданность ухода Файзова, что федеральному центру ничего не

осталось, как только подстраиваться под решение региональных властей

Татарстана.

Одним из симптомов исламизации Поволжья является поведение

региональной элиты как на уровне руководства республик, так и на

уровне руководителей муниципальных образований. Нередко главы

районов выступают в роли покровителей местных фундаменталистов.

Исследователи назвали подобный феномен «ваххабитским холдингом»,

имея в виду сращивание бюрократии, бизнеса и радикального

духовенства.

Национал-сепаратизм в республиках Поволжья идет по пути

окончательного объединения с исламскими фундаменталистами, что

ведет к доминированию последних в идеологическом плане21. Вполне

вероятны также тактические сближения сепаратистов и исламистов с

«белоленточной» оппозицией на почве общего неприятия политической

системы России.

Стоит добавить, что в ближайшие 5-10 лет произойдет окончательный

выход на общественно-политическую арену России мигрантов (особенно

второго поколения, уже родившегося в стране, но не интегрированного в

культурном плане), причем как внешних, так и внутренних (с Северного

Кавказа). Тенденция к участию мигрантов в рядах исламских

фундаменталистов в Поволжье стала ощутимо заметной в последнее

время.

На фоне исламизации и латентной дискриминации нетитульного

населения в национальных республиках Поволжья высок уровень

миграционных настроений в среде русского населения, что особенно

заметно в молодежной среде, не видящей перспективы для карьерного

роста и испытывающей угрозы личной безопасности. За последние 20 лет

федеральный центр даже не стремился использовать русское население

для усиления своего влияния в регионах, предпочитая иметь дело с

местной этнократической элитой, демонстрирующей свою лояльность в

обмен на гарантии экономического благополучия. Исход русского

населения, конечно, менее стремительный, чем на Северном Кавказе, но в

перспективе реальный и заметный, приведет к уходу российской

государственности из этих регионов.

21 Амелина Я. А. Религиозно-политические искания радикальной части участников

татарского национального движения и внешний фактор // Проблемы национальной

стратегии. 2011. № 3. - С. 61-79

26

Некоторые из рекомендаций по противодействию радикальному

исламизму уже сделаны в первой главе доклада. Помимо этого,

представляется необходимым:

1) усилить ротацию региональных руководителей и мэров городов в

национальных регионах: их длительное пребывание на посту

фактического «хозяина» республики приводит к укреплению клановой

системы управления; наиболее удачным способом ротации может

служить повышение республиканского начальника путем назначения на

руководящий пост в федеральных органах власти;

2) противодействовать практикам этнической дискриминации

представителей «нетитульных» этносов на государственной службе в

национальных республиках;

3) ограничить возможность для получения зарубежного религиозного

образования путем укрепления отечественных мусульманских учебных

заведений;

4) разрешить этнолингвистический конфликт в Татарстане и

Башкортостане путем обеспечения права родителей выбирать для своих

детей, в соответствии с федеральным законом, такой стандарт

образования, который позволяет изучать русский язык не только как

государственный, но и как родной язык (разница между

«государственным» и «родным» языком заключается в наличии у

последнего серьезной культурологической нагрузки и увеличении

количества часов на его преподавание); в идеале – настоять на

добровольном изучении татарского и башкирского языков;

5) усилить _________поддержку татарских и башкирских молодежных

организаций, настроенных на участие в совместных мероприятиях и

культурно-просветительских проектов с русской молодежью с

максимальным освещением подобной деятельности, при этом подобные

акции должны перейти на постоянную основу;

6) прекратить практику ограничения и преследования деятельности

русских национальных организаций в регионе, поощрять

самоорганизацию русских на этнической основе для культурно-

просветительской и правозащитной деятельности, способствовать

организации русских национальных молодежных культурных

мероприятий (их отсутствие при проведении аналогичных татарских и

башкирских акций для молодежи создает ощущение дискомфортности

для русской молодежи и способствует ее уходу в радикальные

националистические группировки, иногда порой откровенно нацистского

характера);

7) прекратить практику заигрывания с местными радикал-

исламистами, потворствуя последним уступками и нерешительностью;

это должно сочетаться с принципиальной поддержкой традиционного для

России ислама, лояльного российской государственности;

27

8) последовательно применять к ваххабистской среде самый широкий

диапазон средств борьбы с организованной преступностью, включая

оперативную, разведывательную деятельность, корректировку

законодательства, развитие профильных оргструктур и т.д.;

9) активизировать контрпрорпаганду против террористического и

криптотеррористического сектантства;

10) ограничить миграционные потоки (в особенности из Центральной

Азии), которые уже сегодня являются ощутимым фактором нарастания

этнорелигиозной напряженности в регионах Повольжья и России в целом.

28


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.