Условия и порядок приема на службу в органы внутренних дел — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Условия и порядок приема на службу в органы внутренних дел

2020-12-06 66
Условия и порядок приема на службу в органы внутренних дел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Опираясь на ранее определенную нами последовательность этапов прохождения службы в органах внутренних дел, обратимся к административно-правовым процедурам, свойственным для этапа «поступления на службу». В целях единообразного понимания и применения данного термина А.М. Бобровым были предприняты значительные научно-исследовательские усилия в которых автор доказывает что: «такие понятия, как: прием, зачисление, комплектование, отбор, подбор, рекрутирование (recruitment), селекция (selection), скрининг (screening) являются конкретизированными составляющими общей собирательной категории «поступление»»1. А когда речь идет о поступлении граждан в образовательные учреждения системы МВД России, то используют понятие «набор».

Хотя в федеральных законах, принятых по результатам осуществления важнейших векторов административной реформы, уже применяется понятие «право поступления на службу»3, мы совершенно согласны с автором в том, что поступление на службу в органы внутренних дел - это непрерывная административная процедура, результатом которой выступает принятое решение, закрепляющее прием гражданина на службу в органы внутренних дел или его отказ. Данная административная процедура не обладает свойствами одномоментной стадии и в свою очередь, состоит из нескольких относительно самостоятельных стадий в число которых, по мнению А.М. Боброва входят: «Анализ текущей и перспективной потребности в кадрах, планирование комплектования кадров, поиск и выявление кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации и учебу в образовательных учреждениях МВД России, их изучение и проверка, прохождение испытания в целях проверки соответствия замещаемой должности, заключение служебного контракта, замещение должности (зачисление на учебу) и присвоения специального звания».

Нам импонирует детальность первых, выше указанных автором стадий, однако обращение к мнению Н.И. Разуваевой, позволяет заметить, что присвоение специального звания не охвачено рамками исследуемой административно-правовой процедуры. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики Н. И. Разуваева посчитывала что: «условно, возможно выделить в рассматриваемой административной процедуре: поиск кандидатов; изучение кандидатов, оценка их личных, деловых и профессиональных качеств; рассмотрение вопроса о назначении кандидата или о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел по итогам проведенных мероприятий; проведение конкурсной процедуры для выявления наиболее достойных кандидатов для назначения на должности в органах внутренних дел».

Автор, в свою очередь видит доводы, позволяющие рассуждать об определении в самостоятельную процедуру действий по присвоению специального звания сотруднику органов внутренних дел. Во-первых, присвоение специального звания свойственно не только для периода поступления на службу, но и для других периодов карьерного роста, во-вторых, это юридический акт, который завершается не промежуточным, а резолютивным решением компетентного руководителя, в-третьих, напомним, что присвоение специального звания обладает статус-образующим эффектом. Так, например, статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»1 в подп. «з» п. 1 гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, при условии наличии у них высшего образования и присвоения специального звания.

Нормативным основанием, для начала данной административной процедуры выступает Приказ МВД России от 18.07.2014 № 595, которым утверждена Инструкция о порядке отбора граждан России и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел. Соответственно, анализ текущей и перспективной потребности в кадрах, планирование комплектования кадров, поиск и выявление кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел (информационно-организационные мероприятия), указанные выше как самостоятельные элементы в этапе поступления на службу, охватываются такой общей категорией как «подбор кадров».

Именно на данном этапе, с учетом того, что основными источниками комплектования кадровым составом являются: высшие и средние учебные заведения системы МВД России, выпускники которых направляются в территориальные подразделения МВД по распределению; высшие и средние специальные, средние учебные заведения общего профиля, колледжи, гимназии, по нашему мнению, потребность в подготовке сотрудников органов внутренних дел может быть удовлетворена с использованием административно-правовой процедуры государственного заказа. То есть, учитывая цели и задач службы, предполагаемых изменений в организационной структуре и штатном расписании подразделения органов внутренних дел, ДГСК МВД России на основании заявок территориальных (региональных) органов внутренних дел формируется государственный заказ на подготовку специалистов.

В силу того, что действия по подбору кадров не обусловлены процессуальными особенностями и, по нашему мнению, во многом предполагают творческий подход, административно-правовая процедура поступления на службу начинается с действий по отбору кадров. Основной целью отбора граждан России на службу в органы внутренних дел является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Отбор кандидатов заключается в первую очередь в сборе информации о качествах, необходимых для лиц, вновь поступающих на службу в органы внутренних дел. Первичные действия в административно-правовой процедуре, предполагают предварительное изучение данных о кандидате на поступление и осуществляется как путем проведения собеседования, так и путем изучения документов, представленных кандидатом для поступления на службу.

Правовую опору службы в структурах внутренних дел в связи со статьей 3 Положения о службе в ОВД содержат Конституция РФ, законы и иные правовые акты РФ, конституции, правовые акты и законы субъектов РФ, нормативные правовые акты МВД РФ, акты структур местного самоуправления, которые утверждены в границах их полномочий, данное Положение и индивидуальный контракт о службе в ОВД. В частности, в статье 37 Конституции РФ оформлено: Труд свободен. Каждый вправе распоряжаться свободно своими способностями

к труду, выбирать профессию и род деятельности. В статье 3 ТК РФ записано: Каждый имеет одинаковые возможности для осуществления своих трудовых прав. Никто ограничен не может быть в трудовых свободах и правах либо получать какие-либо преимущества вне зависимости от цвета кожи, расы, пола, языка, национальности, происхождения, должностного, социального и имущественного положения, места жительства, возраста, политических убеждений, религии, непринадлежности или принадлежности к общественным объединениям, а также от иных обстоятельств, которые не связаны с деловыми качествами человека. В связи с этим порядок приема на службу в структуры внутренних дел в своих главных нормах идентично общему порядку приема на работу.

При этом специальный характер службы в данных структурах предопределяет повышенные по сравнению с иными отраслями социально полезной практики требованиям к личным требованиям кандидата.

Устанавливая право поступления на службу в структуры внутренних дел, законодательство утверждает ряд осуществления данного права:

На службу в структуры внутренних дел могут быть утверждены в добровольном порядке граждане РФ, возраст которых отвечает минимальному и максимальному требованиям - граждане не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в полицию не старше 35 лет).

Владение государственным языком - необходимое условие для поступления на службу в ОВД.

Общеобразовательная и особая подготовка лиц, поступающих на службу в структуры внутренних дел, обязана соответствовать той должности, на которую их назначают.

4. Особенность службы в структурах внутренних дел требует от работников высокой физической выносливости, вследствие чего должности начальствующего и рядового состава обязаны комплектоваться лицами, способными по состоянию здоровья переносить нагрузки, обусловленные сущностью службы.

Причиной для отказа в приеме считается присутствие у кандидата многочисленных заболеваний, затрудняющих осуществление службы в структурах внутренних дел. Годность к службе по состоянию здоровья устанавливается военно-врачебными комиссиями согласно Положению о Военно-врачебной экспертизе, закреплённой постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, в том числе Инструкцией о механизме осуществления военно-врачебной экспертизы в структурах внутренних дел и внутренних войсках МВД РФ.

Помимо этого, принимаются во внимание интеллектуальные, личностные и иные качества кандидатов, обнаруживаемые психофизическими диагностическими подразделениями медицинской службы структур внутренних дел.

Одним из условий, по которому гражданин не может быть принят на службу в ОВД, является вступившее в силу решение суда о признании его ограничено дееспособным или недееспособным.

Иное основание для отказа в приеме на работу в структуры внутренних дел - судимость гражданина, причем здесь принимаются во внимание как вступившие в официальное действие решения суда, так и ранее имеющаяся судимость гражданина, которая по окончании определенного периода была снята или погашена.

При приеме граждан на службу в структуры внутренних дел учитывается правило, запрещающие лицам, находящимся в близком родстве или свойстве, осуществлять службу в одном и том же органе, если она обусловлена прямой подчиненностью, хотя в специальных случаях по согласию с руководителями соответствующих главных управлений, управлений МВД разрешается утверждать близких родственников на должность начальствующего и рядового состава (помимо должностей, обусловленной материальной и финансовой деятельностью) в структурах внутренних дел, пребывающих в отдаленных районах, где отсутствуют иные структуры внутренних дел».

Затруднением для приема на службу в структуры внутренних дел могут быть такие причины:

а) отказ гражданина осуществить процедуру регистрации допуска к
данным, содержащим государственную или другую охраняемым законом
тайну, если выполнение его должностных обязанностей будет обусловлено
применением таких данных

б) присутствие гражданства иностранного государства, помимо, если
двойное гражданство объявлено официально, право поступать на
государственную службу лиц, обладающим двойное гражданство,
непосредственно не урегулировано на взаимной основе
межгосударственным договором;

в) отказ кандидата от предоставления в структуры государственной
налоговой службы данных о доходах и собственности, принадлежащих
ему на праве собственности, и признанных объектом налогообложения.

В случае отсутствия оснований, затрудняющих прием кандидата на службу, и объявление его военно-врачебной комиссией годным к службе руководитель структуры внутренних дел утверждает решение в виде письменного приказа о приеме кандидата на службу в структуры внутренних дел, который объявляется сотруднику под расписку.

Должности начальствующего и рядового состава учреждений внутренних дел замещаются: посредством оформления на добровольной основе индивидуальных контрактов; по конкурсу; путём утверждения на должность.

Контракт о службе является новой формой в процессе комплектования должностей начальствующего и рядового состава структур внутренних дел. Контракт, с одной стороны, «способствует демократизации процесса приема на службу в правоохранительные структуры и таким образом образует некоторые гарантии правовой защищенности работников», а другой - увеличивает взаимную ответственность сторон за реализацию взятых на себя договоренностей и обязательств. Гражданин, который поступает на службу, оформляя контракт, принимает обязательство прослужить определенный срок, осуществляя возложенные на него обязательства. МВД РФ в лице руководителя ОВД гарантирует назначить гражданина на должность, соблюдать его права, обеспечить ему социальные гарантии.

Осуществление конкурса на замещение должностей в правоохранительных структурах обязано способствовать осуществлению права каждого гражданина на одинаковый доступ к службе в структурах внутренних дел, в том числе подбору на службу таких граждан, которые способны по своим нравственным, профессиональным, деловым качествам осуществлять возложенные на них обязательства. «Перечень должностей, замещаемых на конкурсной основе, порядок и условия назначения на должность по конкурсу определяет министр внутренних дел РФ в соответствии с законодательством».

Назначение - наиболее распространенный способ занятия должностей в правоохранительных органах. Оно реализуется посредством публикации письменного приказа руководителя внутренних дел. «Приказ о назначении на должность служит официальным закреплением правоотношений между сотрудником и ОВД и объявляется сотруднику под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение соответствующим начальником согласно требованиям российского законодательства».

До получения особого звания и зачисления в кадры МВД РФ лица, утверждённые на должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава, реализуют служебные обязанности в статусе гражданского персонала правоохранительных органов. Льготы, определённые для сотрудников, предоставляются им после присвоения особого звания.

Для лиц, поступающих впервые на службу в правоохранительные органы, может назначаться испытательный срок длительностью от трех месяцев до одного года. Решение о назначении испытательного срока и его длительность утверждает начальник, который имеет право утверждать на должность.

Во время испытания стажер, вместе с осуществлением основных обязанностей и поручений по должности, осуществляет индивидуальное обучение по месту службы под управлением непосредственного начальника и наставника, утверждаемого приказом среди опытных сотрудников. При осуществлении испытательного периода стажеру не разрешается ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и особых средств. Запрещено эксплуатировать стажера в оперативных мероприятиях, когда может образоваться угроза его жизни или его самостоятельные действия по причине профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению законности, ограничению законных интересов, свобод и прав граждан.

По завершении испытательного периода руководитель правоохранительного органа предоставляет заключение, которое является основанием для опубликования приказа об утверждении стажера на должность или увольнении как не выдержавшего испытательного срока.

 

Собеседование, как правило, проводится руководителем структурного

Результаты обследования, отбора и тестирования, сотрудником подразделения по работе с личным составом должны быть отражены вовтором разделе решения по рассмотрению документов, представленных гражданином, с указанием номера и даты заключения ВВК и заключения о профессиональной психологической пригодности.

По результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом на службу, возможно заключение, на период испытательного срока, договора обусловленного трудовым законодательством Российской Федерации. Также возможны решения, определяющие допуск к конкурсу по замещению должности, либо по заключению контракта с лицом, претендующим на должность. Аналогично заключению контракта, возможно направление лица в определенное образовательное учреждение Министерства внутренних дел, на очную форму обучения. Не исключено решение, содержащее отказ, как в приеме на службу, так и на обучение.

Представленные выше виды решений, позволяют сделать некоторые промежуточные выводы, согласно которым автор исследования считает возможным утверждать, что решение о направлении кандидата для поступления в образовательную организацию системы МВД России и решение об отказе кандидату в приеме на службу в органы внутренних дел, по своей сути являются резолютивными и указывают на фактическое завершение, исследуемой административно-правовой процедуры. По-нашему убеждению, решение о заключении с кандидатом на службу трудового договора на срок прохождения испытаний является промежуточным, а заключение трудового договора основывается на трудовом законодательстве, соответственно данные действия компетентных должностных лиц органов внутренних дел остаются за рамками административно-правовой процедуры.

Что же касается решений о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел и о заключении с кандидатом контракта, то, по нашему мнению, есть все предпосылки для более детального и последовательно изучения, содержащихся в них признаков административно-правовой процедуры.

Конкурс по замещению должностей в органах внутренних дел, по обоснованному мнению Ю.А. Зенцовой: «продиктован необходимостью строгого отбора достойных кандидатов на замещение должностей в органах внутренних дел при предъявлении повышенных требований как к уровню их профессиональной и физической подготовки, так и к морально-нравственному состоянию, которая позволяет обеспечить состязательность при замещении должностей и их комплектование объективно лучшими кандидатами»1. Конкурс имеет своей целью оценку профессиональных качеств каждого претендента на должность в органе внутренних дел, их соответствие определенным квалификационным требованиям на комплектуемую должность. Последовательность и требования по проведению конкурсной процедуры на вакантную должность установлены в

Приказе МВД России от 29.03.2013 № 174, в этом же приказе определены должности замещаемые по конкурсу.

Конкурс при замещении государственных должностей, тем более в системе органов внутренних дел, процедура для российского общества принципиально свидетельствующая об изменении порядка формирования службы органов внутренних дел. Однако, как отмечает в своем диссертационном исследовании Н. И. Разуваева: «в нашей стране конкурсный порядок замещения должностей государственной службы, в том числе должностей в органах внутренних дел, приживается достаточно медленно и сложно», в то время как отметил А.М. Бобров: «в США, Великобритания, Германия, Франция, конкурсный порядок формирования персонала полиции в настоящее время является преобладающим при комплектовании кадров».

В результате последовательного реформирования государственной службы и реформы системы МВД России последних лет возникли правовые, организационные и, что немаловажно, экономические условия для замещения должностей в органах внутренних дел по конкурсу.

Конкурс возможен открытый, либо закрытый. При соответствии квалификационным требованиям, любое лицо может участвовать в открытом конкурсе. Второй, как правило, ограничен рамками ведомства. В своем научном исследовании Н. И. Разуваева утверждает, что: «для органов внутренних дел, предпочтительно использовать закрытые, т. е. внутренние конкурсы, которые позволят обеспечивать должностной рост перспективным сотрудникам». Но, на следующем этапе своего исследования, указанный специалист, начинает сомневаться и предлагает, более пространную «смешанную» форму конкурса, с чем, по нашему мнению, нет оснований согласиться, так как статья 25 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет только общие правовые позиции конкурса.

В целях проведения конкурса, согласно структуре административно-правовой процедуры, должна быть образована конкурсная комиссия, что сопровождается решением руководителя органа внутренних дел. Состав и порядок работы конкурсной комиссии определяются приказом руководителя органа внутренних дел и действуют комиссия на постоянной основе.

Процессуальное наполнение, данная процедура получает уже из того, что решение об объявлении конкурса принимает руководитель органавнутренних дел на основе мотивированного доклада руководителя кадрового подразделения, который готовится кадровым подразделением в инициативном порядке или на основании обращения руководителя структурного подразделения органа внутренних дел, в котором имеется соответствующая должность. Детальное содержание доклада, также подчеркивает наличие признаков процедуры.

В итоге проведения административно-правовой процедуры с лицом, признанным победителем конкурса заключается контракт, и принимается итоговое решение (приказ) о его назначении на должность, за исключением случаев отказа победителя конкурса от заключения контракта.

Гарантией состоятельности, данного вида административно-правовой процедуры выступают условия, предусмотренные в п.п. 38 и 39 Приказа МВД России № 174, согласно которым: «при обнаружении обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина, признанного победителем конкурса, на службу в органы внутренних дел результаты конкурса решением конкурсной комиссии подлежат аннулированию», а лицо, претендовавшее на участие в конкурсе, имеет право обжаловать решение конкурсной комиссии.

Более пристальное изучение правоотношений, возникающих на службе в органах внутренних дел на основании контракта, позволило констатировать, что: «контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и замещении должности в органах внутренних дел». Принятие Министерством внутренних дел России приказа, определяющего примерную форму контракта о прохождении службы в органах внутренних дел позволило в первом приближении заметить определенную процессуальную составляющую, что характерно для административно-правовой процедуры. Однако, более пристальное обращение к содержанию контракта, предусмотренного в статье 23 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяет убедиться в том, что это один из видов административных договоров (соглашение), порождающий государственно-служебные отношения для конкретного гражданина. Так как служебный контракт не содержит норм права соответственно не обладает признаками административно-правовой процедуры.

Очередной раз, учитывая ранее принятую нами последовательность этапов прохождения службы в органах внутренних дел перейдем к исследованию административно-правовой процедуры, характерной для этапа присвоение специального звания.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.