Закон стоимости, его функции и механизм действия. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Закон стоимости, его функции и механизм действия.

2020-11-19 98
Закон стоимости, его функции и механизм действия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Закон стоимости является законом функционирования и развития товарного производства. Это закон регулирует связи между товаропроизводителями, а также распределяет и стимулирует общественный труд в условиях товарного производства.

В соответствии с законом стоимости производство и обмен должны осуществляться с их стоимостью, т.е. как обмен эквивалентов. В тоже время действие закона стоимости еще не означает, что обмен товаров в реальной жизни всегда проходит в полном согласии со стоимостью обмениваемых товаров. В действительности пропорции обмена могут больше или меньше отличаться от точных стоимостных соотношений. Закон стоимости проявляет свое действие как закон цен, в основе которых лежит стоимость. Его функции осуществляются как при отождествлении цены и стоимости, так и при ее разбросе. Отклонение цен товаров от их стоимости происходит под влиянием соотношения между спросом и предложением товара, которое постоянно изменяется. Цена совпадает со стоимостью товара только при условии равенства спроса и предложения, т.е. когда предложение данного товара соответствует платежеспособному спросу на него. Если такого равенства нет, то цена товара будет отклоняться от его стоимости. Напротив отклонение цен товаров от их стоимости. Напротив отклонение товаров от их цены не нарушает закона стоимости. Наоборот, определенные свои функции закон стоимости осуществляет именно через механизм отклонения цен от стоимости под влиянием спроса и предложения.

Следует отметить также, что в условиях конкуренции и эластичности производства эти отклонения не могут быть значительными по своей величине и длительными по времени. В конечном счете стоимость всегда является центром тяжести цены.

В развитой рыночной экономике стоимость выполняет определенные функции: регулирует распределительные функции по сферам общественного производства, стимулирует развитие производительных сил общества, обуславливает дифференциацию товаропроизводителей.

Регулирующая роль закона стоимости проявляется в том, что через механизм колебания цен вокруг стоимости происходит распределение рабочей силы и средств производства между различными отраслями производства, вследствие чего стихийно достигается определенная пропорциональность, сбалансированность между сферами производства.

Отклонение цены от стоимости как бы сигнализирует товаропроизводителю о том, что производство некоторых товаров недостаточно, а других чрезмерно. Если того или иного товара производится недостаточно. То спроса на него превышает предложение. Цена на такой товар возрастает. Это увеличивает в данной отрасли ресурсы и рабочую силу из других отраслей, где прибыль ниже. Производство данного товара возрастает. Наоборот, когда производство товара превышает спрос на него, то цена, а вместе с ней и доходы падают. Вследствие этого производственные ресурсы переливаются в другие отрасли, где прибыли выше. Таким образом, закон стоимости через рыночный механизм цен обеспечивает определение границ, которые отделяют экономически целесообразное производство от нецелесообразного и этим регулирует пропорций общественного производства.

Закон стоимости влияет и на развитие производительных сил. Каждый товаропроизводитель в условиях конкуренции и угрозы расширения стремиться получить максимальную прибыль. Этого можно достичь, если индивидуальная стоимость данного товара ниже, чем общественная, рыночная стоимость. А это можно достичь путем сокращения индивидуальных затрат труда на производство товара на основе внедрения новой, более производительной техники, улучшения организации производства и т.д. но через то, что этого стремятся все товаропроизводители и постоянно это приводит к общему техническому прогрессу, росту производительных сил общества. Таким образом, закон стоимости выступает движущей силой развития производительных сил.

Изложенное выше приводит нас к рассмотрению еще одной функции закона стоимости – дифференциации, расслоения товаропроизводителей. Идет речь о том, что в условиях конкуренции закон стоимости стимулирует тех товаропроизводителей, которые достигли снижения индивидуальной стоимости своих товаров по сравнению с общественной. И наоборот. «наказывает» тех товаропроизводителей, у которых индивидуальная стоимость товар выше общественно необходимой. Первые получают дополнительную прибыль, обогащаются, процветают, укрепляют свое экономическое положение. Другие – не могут покрыть свои издержки, терпят убытки и со временем доходят до банкротства. Таким образом, на принципах закона стоимости общество освобождается от экономически неэффективных предприятий.

 

Товарный фетишизм

 

В условиях товарного производства, как известно, экономические связи между товаропроизводителями осуществляются через обмен продуктами их труда, через обмен товарами. Вследствие этого экономические отношения между товаропроизводителями принимают формы отношений между вещами. Иначе говоря, производственные отношения в условиях товарного производства овеществляются. В этом овеществлении производственных отношений и содержится сущность фетишизма. Почему? Поскольку производственные (экономические) связи между людьми осуществляются не непосредственно, а через обмен товаров, то доля товаропроизводителей, их экономическое положение определяется движением и судьбой произведенных ими товаров. Если произведенные товары пользуются спросом на рынке и хорошо реализуются, то это создает экономическое благосостояние для товаропроизводителей и условия для дальнейшей их успешной производственной деятельности. Наоборот, в случае падения спроса на товары или их не реализации это негативно отражается на экономическому положении товаропроизводителя и может привести к их разорению и банкротству.

Поэтому в товарном фетишизме следует различать объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона товарного фетишизма проявляется в том, что в условиях товарного производства экономические отношения между людьми выступают в форме отношений вещей, т.е. овеществляются.

Субъективная сторона товарного фетишизма проявляется в том, что через движение и доля товара определяют действия и судьбу людей, в их сознании создается мифическое представление о чрезвычайной важности вещей. Продуктам своего труда люди предоставляют чрезвычайные свойства и делают из товаров культ, фетиш, который планируют как вершителя своей судьбы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.