Товар, его свойства и противоречия. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Товар, его свойства и противоречия.

2020-11-19 221
Товар, его свойства и противоречия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Товарное производство, как нам известно, производит продукты не ради удовлетворения собственных потребностей производителя, а с целью продажи, для обмена на другие продукты. Именно при этих условий продукты труда становятся товаром.

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Товару присущи определенные свойства. Во-первых, все товары имеют потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять потребности людей. Он является или предметом личного потребления, или средством производством. Неполезная для человека вещь товаром быть не может. Источником потребительской стоимости являются сырье, силы природы и труд человека.

Один и тот же продукт может быть полезным для человека с разных сторон. В ходе исторического развития общества, прогресса науки и техники люди открывают в предметах труда новые полезные свойства и способы их применения.

Если рассмотреть товары со стороны их потребительной стоимости, то в первую очередь выявляется их большое разнообразие. В наше время. По данным ООН, в мире производится свыше 25 млн. видов товаров, т.е. потребительских стоимостей. Потребительские стоимости составляют вещественное богатство любого общества независимо от его общественной формы.

Экономическая теория не занимается анализом потребительных стоимостей с точки зрения их физико-химических свойств (цвет, вкус, запах, строение, твердость и т.д.). Это дело других наук – товароведения, технологи и др. экономическая теория изучает потребительную стоимость товара как экономическую категорию, отражающую определенную систему общественных отношений, которые формируются в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Поскольку товар удовлетворяет потребности не самого производителя, а другого лица, то он имеет не только потребительную стоимость, общественную потребительную стоимость, т.е. обладает потребительной стоимостью для других. Однако не каждая потребительная стоимость является товаром. Так, если продукт труда, имеющий общественную потребительную стоимость, подходит для потребления другим лицом не путем обмена, а через бесплатное отчуждение, то он не является товаром. Такими могут быть оброк крепостного, налоги, подарки и др. Только те предметы труда являются товаром, которые имеют потребительную стоимость и поступают в потребление другому лицу путем купли-продажи, обмена на другую вещь.

Из этого вытекает, что кроме общественной потребительной стоимости товар должен иметь способность обмениваться на другие товары, т.е. иметь меновую стоимость.

Меновая стоимость выступает в виде определенного количественного соотношения (пропорции), в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Например, 100 кг зерна обменивается на 1 пару обуви, или 3 стула, или 5 книг. При этом меновые соотношения товаров постоянно изменяются в зависимости от времени, места и других факторов.

Что лежит в основе меновых соотношений разных товаров? Определенная единая, общественное свойство всех товаров, разрешает их приравнивать один к одному в определенных количественных пропорциях.

Общественным свойством или общественным «знаменателем» для всех обмениваемых товаров, является то, что они все являются продуктами человеческого труда. Овеществленный в разнообразных товарах человеческий труд делает их качественно однородным и именно поэтому количественно сравниваемыми. Если в нашем примере, 100 кг зерна обмениваются на 2 пару обуви или 3 стула, или 5 книг то это означает, что на производство каждого из н их затрачено одинаковое количество общественного труда.

Овеществленный или материализованный в товаре человеческий труд становится стоимостью этого товара. Стоимость является другим свойством товара, что отличает его от обычного продукта

Стоимость является исторической категорией, она связана с с товарным производством. Труд создает стоимость только тогда, когда он овеществлен в товаре и находит свое общественное воплощение через обмен товаров. Стоимость не природное, а полностью общественное свойство товара. Оно проявляет общественный характер только через обмен продуктов труда. Поэтому стоимость – это не просто воплощенный в товар труда, а это общественные отношения вещей, т.е. отношения между людьми, прикрытые вещественной оболочкой. Стоимость потенциально скрыта до той поры, пока данный товар реально не вступит в отношения с другими. Вне менового соотношения стоимость не существует.

Стоимость имеет качественную и количественную стороны. В первом случае стоимость отражает отношения между товаропроизводителями, а в другом – количество воплощенного в товаре общественного труда одновременного является категорией непосредственного производства и категорией обмена. Категорией производства она становится потому, что тут расходуется труд, который составляет основу, «субстанцию» стоимости. Категорией обмена стоимость является потому, что, она проявляется через сравнение данного товара с другим в сфере обмена. Осуществляется это с помощью внешней формы ее существования – меновой стоимости.

Таким образом, товар выступает как неразрывное единство двух сторон – потребительной стоимости и стоимости. Однако это единство противоречиво, поскольку это единство противоположностей. Единство сторон товара, т.е. потребительной стоимости и стоимости, означает, что ни одна из них не может существовать без другой. Так, если произведенная вещь не удовлетворяет какой-либо потребности, т.е. не имеет потребительной стоимости, то она не имеет и стоимости. С другой стороны, в продукте труда, который произведен для продажи, потребительная стоимость не существует без стоимости, поскольку она может удовлетворить потребность покупателя только после реализации его стоимости в процессе обмена.

Вместе с тем товар воплощает в себе единство противоположностей, потому что потребительная стоимость и стоимость взаимовключают одна другую. Эта противоположность реализуется в том, что, во-первых, все товары как потребительные стоимости разнообразны, качественно отличны один от другого. И наоборот, как стоимости все товары качественно однородны между собой и поэтому количественно сравнимы. Во-вторых, противоречия между стоимостью и потребительной стоимостью товара, в том что товаропроизводители в товаре интересует не потребительная стоимость, а стоимость, иначе он бы его не продал.

Потребительная стоимость интересует производителя только как носитель стоимости, как средство обмена. В то же время покупателя в товаре интересует в первую потребительная стоимость, иначе он бы его не покупал. В процессе реализации происходит решение этого противоречия товара, т.к. товаропроизводитель получает стоимость товара в виде определенной суммы денег или другого товара, а покупатель – потребительную стоимость, т.е. сам товар.

Двойственная природа товара обусловлена двойственным характером труда, который создает товар. Труд товаропроизводителя как целесообразная деятельность одновременно выступает в конкретной и абстрактной формах.

Конкретный труд – это полезный труд, определенной специальности. Например, труд хлебороба, слесаря, металлурга, врача и т.д.

Конкретные виды труда качественно различны и отличаются друг от друга целью, предметами и средствами труда, приемами и навыками, а также конечными результатами. Результат затрат разнообразных видов конкретного труда в разнообразии потребительных стоимостей. Труд определенного вида создает в товаре определенную стоимость.

С другой стороны, если абстрагироваться от качественных отличий разных видов труда, то можно выявить у них общие свойства, присущие всем без исключения видам труда. Общим для всех видов человеческого труда является то, что все они представляют собой затраты физического (физиологического) труда, т.е. затрат мозга, мышц, нервов, органов чувств и др. Труд товаропроизводителей, выступающий как затраты рабочей силы вообще, т.е. безотносительно к их конкретной форме, есть абстрактный труд. Абстрактный труд создает в товаре стоимость.

В отличие от конкретного труда, абстрактный труд является категорией исторической, присущей только товарному производству. Абстрактный труд отражает реальный объективный процесс сравнения через товарный обмен разных видов труда товаропроизводителей,безотносительно к их конкретной форме.

Двойственный характер труда создающий товар, был открыт К. Марксом. Это имело важное значение для раскрытия им многих экономических категорий и законов капиталистического производства, противоречий его развития.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.