Виды методической литературы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Виды методической литературы

2020-11-19 76
Виды методической литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(предназначенной в помощь педагогам)

Методическое пособие - издание, включающее обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, методику обучения по учебному курсу/разделу(ам), либо по учебно-воспитательной работе. Содержит, наряду с практическими рекомендациями и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке.

Методические рекомендации – издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта учителей, школ или проведенного исследования. Теория вопроса дается минимально.

Методические указания –издание, содержащее пояснения по определенной теме, разделу или вопросу дисциплины. В них отражается методика выполнения заданий или поясняется характер действий при выполнении отдельной работы.

Методическая разработка - издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации (Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: "МИРОС", 1995).

Разработка, как любое педагогическое исследование, имеет те же понятия, но с небольшими особенностями, в научно-категориальном аппарате и структуре написания текста работы.

Структура исследовательской работы - разработки

 

I часть

Методологи-

ческая

Введение научно- категориальный аппарат Проблема/Актуальность, обоснованность создания (разработки)… Объект*[2]   Предмет* Контингент Цель Задачи/исследовательские задачи Методологическая и теоретическая основа* Методы База исследования Этапы Новизна исследования* Практическая значимость Где представлялись результаты исследования
I глава Характеристика разработанного…. (во многом повторяет пояснительную записку разработки), сама разработка идет в приложении

 

II часть

Процедурная, практическая, опытно-эксперимен-

тальная

II глава Описание и результаты процесса апробации
Заключение Cодержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе работы. Перспективы работы.
Список литературы Должен быть пронумерован (в алфавитном порядке) с обязательным соответствием библиографическому ГОСТу
Приложения Разработка. Вспомогательные и дополнительные материалы, если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

Пример первой - методологической части

Автор - Казанцева О.Ю., учитель начальных классов высшей категории МАДОУ «ЦРР – детский сад № 371» (г. Пермь)[3]

 

.

Введение

Актуальность, обоснованность создания (разработки). Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью начального и в целом всего школьного образования. В современных теоретических подходах, как и в практике методики обучения грамоте обнаруживаются явные кризисные явления.

Первое из них связано с тем, что сегодня в первый класс часто приходят дети, в той или иной мере уже владеющие навыком чтения. Все чаще можно обнаружить хорошо читающих детей – тех, которые уверенно пользуются навыком чтения: самостоятельно читают книги, ориентируются с помощью навыка чтения в окружающей действительности. Обозначенные выше факторы, а также уровень развития научного знания должны были, видимо, вызвать в теории и практике обучения детей грамоте соответствующие изменения: сокращение времени, отводимого для формирования первоначальных навыков грамоты; уменьшение объема учебников для обучения первоначальному чтению – букварей и азбук. Однако в практике обучения детей грамоте мы видим сегодня прямо противоположные явления. По времени процесс обучения грамоте не только не сокращается, но, напротив, увеличился вдвое. Не изменяется он и с точки зрения затраченных учащимися и учителем усилий. Не учитывается уровень готовности детей к обучению чтению. Обозначенные выше кризисные явления теории и практики обучения русской грамоте и обусловили актуальность данной работы.

 Учителя, работающие в школе не первый год, обучая «сильных» детей, часто сталкиваются с тем, что в период обучения грамоте у учащихся падает интерес к чтению, снижается школьная мотивация, так как хорошо подготовленные дети (в 90% случаях пройдя воскресные школы) приходят в школу уже хорошо читающими. Отсюда задачей педагога становится не только работа над формированием навыка чтения. А перед ним открываются широкие возможности для углубленного погружения учащихся в пропедевтический курс русского языка, обеспечение каждому современному первокласснику максимальных возможностей для общего и литературного развития.

Эти обстоятельства заставляют по-новому взглянуть на требования к учебникам для младших школьников как со стороны содержания (качество и структурирование учебного материала), так и с формальной стороны (полиграфическое исполнение, художественное оформление, объем и т.д.). Выявлено, что при всем многообразии учебников по обучению грамоте, отсутствуют тетради на печатной основе, являющиеся приложением к букварю, и так необходимые в практике работы учителя.

 Педагоги постоянно сталкиваются с проблемой: как, с одной стороны, научить детей работать на уроке и приучить к элементарным навыкам учебной деятельности в первый месяц учебы, и с другой стороны, не отбить желание изучать знакомый до школы материал и обеспечить творческое усвоение знаний и высокую мотивацию детей к учебной деятельности в период обучения грамоте, учитывая разный уровень готовности к обучению?

Выход в данной ситуации видим в создании рабочей тетради на печатной основе по обучению грамоте.

Цель работы - разработка, апробация, совершенствование и внедрение в практику начальной школы рабочей тетради по обучению грамоте для детей, обучающихся по программе «Школа 2100».

Отсюда вытекает ряд задач:

-проанализировать и обобщить все доступные материалы по проблеме обучения младших школьников грамоте;

-разработать рабочую тетрадь по обучению грамоте;

-апробировать и внедрить в практику начальной школы данную рабочую тетрадь.

Этапы работы:

1 (подготовительный) этап (даты): Изучение научно – методической литературы по теме. Определение основных направлений деятельности. Выбор образовательных технологий и программ.

2 (формирующий) этап (даты): Разработка, адаптация рабочей тетради к выбранной Образовательной программе. Совершенствование и коррекция содержания материалов в рабочей тетради.

 3 (аналитический) этап (даты): Анализ итогов работы. Оформление продуктов деятельности. Трансляция результатов работы.

Практическая значимость работы заключается в разработке и успешной апробации рабочей тетради по обучению грамоте для Образовательной системы «Школа 2100»; в возможности варьирования содержания материалов и адаптации их для любой программы по обучению грамоте учащихся 1-х классов.

Созданные дидактические материалы были продемонстрированы общественности в рамках Городского Форума «Педагогический Олимп» в 2010 году; получены положительные отклики от педагогической и родительской общественности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.