VI. Суфийский орден Накшбанди — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

VI. Суфийский орден Накшбанди

2021-01-29 709
VI. Суфийский орден Накшбанди 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Накшбанди— один из двенадцати суфийских орденов (тарикатов), названный в честь одного из своих знаменитых шейхов — Бахауддина Накшбанда (Шейха Накшбанда), мавзолей которого находится в Бухаре


(расположенном на территории современного Узбекистана) и является местом активного паломничества. Духовная генеалогия шейхов ордена Накшбанди восходит не к четвертому (праведному) халифу «хызрату» Али, как у большинства тарикатов, а к (праведному) халифу Абу Бакру. По учению накшбандийцев, существует несколько макам (остановок, сто- янок) — ступеней суфийского пути, на которых человек сначала просто читает молитву, потом начинает контролировать свое дыхание, поведе- ние, учится рационально распределять время. Высшая ступень — откры- тие сердца Всевышнему, допущение туда Его ради состояния фана.

Одиннадцать основ тариката Накшбанди от Гиждувани:

Абдулхалик Гиждувани, будучи заочным (увейси) муршидом (мюрши- дом) Шейха Накшбанда, занимает в Накшибандийском тарикате особое место. «Одиннадцать основ», которые он выдвинул как основные прин- ципы тариката, внесены во все первоисточники тасаввуфа. И эти основы следующие:

1. «Вукуф замани» («остановка времени») это давать себе отчет о ка- ждом проведенном мгновении и о каждом состоянии («халь»). Благода- рить Аллаха за время и состояние, проведенное в поминании Аллаха, раскаиваться за время, растраченное в небрежении об Аллахе. Другими словами, в состоянии «кабз» продолжать просить прощения у Аллаха, в состоянии «баст» продолжать благодарить Аллаха. Салик должен по- нимать ценность времени, должен обращать внимание на каждый вдох и выдох, сохранять чувство муракаба. Понятия часа и времени сходны с верстовыми столбами на пути духовного развития.

2. «Вукуф адади» («ведение исчисления») во время зикра нужно уде- лять внимание счету, избегать рассеянности сознания и добиваться кон- центрации его на одной точке, концентрировать внимание. Наряду с тем, что контроль количества зикра имеет большое значение, главное — не количество, а качество зикра. Даже если количество зикра мало, сердце должно быть в присутствии Того, Кого оно поминает. Осознание ценно- сти контроля количества зикра, считающееся первой ступенью тайного знания, препятствует проникновению в сердце бренного и преходящего.

3. «Вукуф кальби» — бывает двух типов: а) совершающий зикр каждую секунду думает об Аллахе, не дает возможности проникнуть в сердце че- му-либо, кроме Аллаха; б) направленность совершающего зикр к своему сердцу. То есть, обращаясь во время зикра к участку своего сердца, рас- положенному под левым соском и напоминающему стеклянный эллипсоид (шишку), обеспечить присутствие в этом кусочке сердца поминания об Аллахе. Так же, как мы, направляясь к Каабе, обращаемся к Вездесущему Аллаху и открываем свои руки перед Ним с мольбой, так и, обращаясь во время зикра к своему сердцу, мы способствуем наполнению его проявле- ниями Господа.


4. «Хуш дар-дам» (перс.: «ум в сердце, дыхании»; «хуш»: ум, «дам»: дыхание) сохранять присутствие Аллаха в каждом вдохе-выдохе, не по- зволять себе даже ни одного вздоха в небрежении к Аллаху. Потому что дыхание без небрежности наполняет сердце присутствием Аллаха. В ор- дене Накшибандийа основой развития является дыхание. Остерегаться небрежности в отношении Аллаха во время вдоха-выдоха и промежутка между ними означает оживить в себе имя Аллаха аль-Хаййи. Тот, кто за- щитит свое дыхание подобным образом, избавляется от беспокойства по поводу земного и приобретает уверенность в будущем, став своего рода

«Ибн аль-Вакт» или «Человеком времени».

5. «Назар бер-кадам» (перс.: «взгляд на шаг») подразумевает направле- ние взгляда на кончики пальцев ног. Если ходить, глядя по сторонам влево и вправо, внимание рассеивается, сердце наполняется мирским. Тот, кто концентрирует свой взгляд на кончиках пальцев своих ног, сохраняет себя и от взглядов на запретное, и от занятости преходящим, потому что завеса в сердце возникает от внимания к окружающему без необходимости. Глаз является соглядатаем (шпионом) сердца. То, что видит глаз, занимает сердце. Те кадры, которые снимает камера глаза, откладываются в сер- дце. Хранящиеся в сердце, они занимают у сердца большую часть времени без необходимости. Направленность взгляда на кончики пальцев ног есть проявление скромности, адаба, норм шариата. Это соответствует сунне Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

6. «Сафар дер-ватан» (перс.: «путешествие по Родине») движение от сотворенного мира к Творцу. Избавление салика от дурного характера, человеческих свойств и обретение прекрасной нравственности, свойств ангелов есть путешествие к своей истинной родине. Сюда же относится и странствие человека, ищущего наставника, с целью найти себе шейха. Досточтимый Ибрагим (праотец Авраам) сказал: «Я иду к моему Госпо- ду, который наставит меня на прямой путь» (ас-Саффат, 37/99) именно о внутреннем духовном путешествии такого рода. В тасаввуфе к такому духовному путешествию относятся все действия, направляющие человека от сотворенного мира к Творцу.

7. «Халвет дер-анджуман» (персидск.: «находясь среди людей, быть в уе- динении») состояние одиночества, несмотря на общение с людьми. Одино- чество среди толпы, пребывание с Господом, находясь в обществе людей. Этот принцип можно описать как: «Руки направляются за прибылью, душа направляется к Любимому». Занятость души и сердца Истинно Сущим, в то время как тело и внешние действия обращены к сотворенному миру. Для осуществления этого состояния салик должен посвятить себя полностью зикру в истинном значении этого слова, чтобы даже среди большого ско- пления людей он не слышал ничего, кроме поминания Всевышнего Господа, чтобы ничто не могло отстранить его от зикруллах. Таким образом, перед


саликом (духовным путником) открывается истина аята: «Поминай имя Го- спода твоего и всецело посвяти себя Ему» (аль-Музаммиль, 73/8).

8. «Йад-кард» — зикр языка вместе с сердцем. Означает совершение зикра языком салика, достигшего степени муракаба. Так как сердце свя- зано с материальными объектами, от нечистоты этих вещей загрязняется сердце. При совершении зикра языком сначала очищается от грязи язык, затем — сердце. Таким образом, салик поднимается от степени муракаба к степени мушахада. Во время зикра, называемого «нафи-исбат», а также во время урока муракаба закрываются глаза, язык прижимается к нёбу, и на задержке дыхания произносится формула таухида.

9. «Баз-гешт» (перс.: «возвращение») этот принцип означает прогонять все посторонние мысли, негативные или позитивные, которые непроиз- вольно приходят на ум во время зикра. Особенно, при зикре «нафи- исбат» после возобновления дыхания, при произнесении словестной формулы:

«Илахи анта максуди ва ридака матлуби» («О Аллах! Только Ты — моя желанная цель, и только Твоего довольства взыскую и ничего другого»).

10. «Нигаш-дашт» (перс.: «сохранение»). Этот принцип осуществляет- ся через препятствование проникновению всего бренного и воспоминаний о прошлом в дом сердца, являющийся местом божественных проявлений. Другими словами, это отключение воображения. Нет необходимости го- ворить, насколько это трудная задача.

11. «Йад–дашт» (перс.: «вспоминовение») это понятие, которое можно еще описать как удержание взора, глубокое понимание, означает пребы- вание с Аллахом, не говоря это вслух, и удержание этого состояния. До- стижение высшего предела в зикре, пребывание в состоянии хузур и сте- пени «шухуд».

Наш путь — через сохбет.

В уединении есть слава. В славе таится погибель.

Добро и успех — в джамаате (братстве — В.А.), и то, и другое кроется в людях

Постоянное присутствие на сохбетах сохраняет истинный иман.

В нашем тарикате малыми поступками можно достичь великих побед Так как следовать сунне не легко, а наш путь — это путь сунны.

(Шейх Бахауддин Накшибанд)

Знаменитый узбекский поэт и адепт ордена Накшбанди Алишер Навои (Мелодичный) назвал основы Накшбандия «путём довольствия малым».

 

Известные адепты ордена Накшбанди:

Тарикат Накшбанди получил широчайшее распространение в Средней Азии, на территории бывшего Османского халифата (турецкой Оттоман- ской империи), и в Индии (главным образом, на территории нынешнего Пакистана).


• Алишер Навои — знаменитый поэт.

• Джами — знаменитый поэт.

• Имам Шамиль — основатель кавказского мюридизма, создатель госу- дарства-имамата кавказских горцев, боровшихся с местной родоплеменной знатью и войсками царской России, при поддержке султанской Турции.

• Имам Раббани — Обновитель Второго Тысячелетия.

• Ибни Абидин — великий муфтий Османского халифата.

• Султан турок-османов Мехмед II Завоеватель (Фатих), захвативший в 1453 г. Константинополь-Царьград (по-турецки: Стамбул, точнее — Истанбул) и тем самым положивший конец существованию Восточной Римской (Ромейской, Греческой, «Византийской») империи. Адепты ордена Накшбанди считают, что именно о Мехмеде (получившем также прозвище Гази, что означает «Воитель за веру») пророк Мухаммед изрек в свое время знаменитое пророчество: «Константинополь обязательно будет завоеван, и как прекрасен тот амир, и как прекрасно то войско, что завоюет его».

• Шейх Акшамсуддин — духовный наставник султана Мехмеда II Фатиха.

• Султаны Оттоманской империи (почти все из них являлись халифа- ми Османского халифата, то есть не только светскими, но и духовными владыками всех правоверных мусульман), были «представителями Нак- шбандийского пути», то есть адептами ордена Накшбанди.

 

Современные шейхи ордена Накшбанди:

• Махмуд Устаосманоглу аль-Уфи

• Саид-Афанди аль-Чиркави

• Абдужалил Афанди

• Осман Нури Топбаш

• Мулла Исхак

 

Известные башкиры-адепты Накшбанди:

• Зайнулла Расулев

 

Известные татары-адепты Накшбанди:

• Утыз Имяни

• Шигабутдин Марджани

• Габденнасыр Курсави

• Галимжан Баруди

• Шейх Баязит

• Багаутдин Ваисов

 

Известные дагестанцы-адепты Накшбанди:

• Махмуд-афанди Алмало

• Джабраил-афанди Лакити


• Хасан Хилми Афанди

• Хумайд Афанди

• Хусенил Мухаммад Афанди

• Мухаммад-Ариф Афанди

• Абдулхамид Афанди

• Хамзат Афанди

• Мухамад Афанди Хучади

• Саид Афанди аль-Чиркави

• Абдужалил Афанди

 

«Золотая цепь преемственности» Накшбандийского тариката до Махмуда Устаосманоглу аль-Уфи:

1) Пророк Мухаммед

2) Халиф Абу Бакр Ас-Садик (Сыддик, то есть «Праведный)

3) Салман Аль-Фариси бин Муса

4) Касим бин Мухаммад бин Абу Бакр

5) Джафар Ас-Садик

6) Абу Язид Аль-Бастами

7) Абульхасан Аль-Харкани

8) Саййид Абу Али Аль-Фармади

9) Юсуф Хамдани

10) Абдулхалик Гиждувани

11) Ходжа Ариф Ревгари

12) Махмуд Инджир Фагнави

13) Али Рамитани

14) Мухаммад Баба Ас-Симаси

15) Сайид Амир Кулаль

16) Бахауддин Мухаммад Накшбанди Аль-Бухари

17) Аляуддин ибн Мухаммад Атари Мухаммад ибн Мухаммад Аль-Бухари

18) Сайид Якуб Аль-Чарахи

19) Ходжа Ахрар

20) Мухаммад Захид Ас-Самарканди

21) Дервиш Мухаммад

22) Хаваджа Мухаммад Аль-Амканаки

23) Мухаммад Аль-Бакий

24) Ахмад Ас-Серхинди Аль-Фаруки

25) Мухаммад Масум

26) Сайфуддин Абубаракат Ахмад

27) Мухаммад Бадавини Сайид Нур

28) Хабибуллах Джан Джанан аль-Мазхар

29) Абдуллах Дахляви

30) Мухаммад Халид Зияуддин Багдади


31) Абдуллах Муджавиру фи балядилЛях (аль-Макки)

32) Мухаммад Мустафа Исмет ГарибулЛах

33) Халиль НурулЛах Заграви

34) Али Риза аль-Баззаз

35) Али Хайдар Ахисхави

36) Махмуд Устаосманоглу аль-Уфи

 

«Золотая цепь преемственности» Накшбандийского тариката до Абдужалила Афанди:

1) Пророк Мухаммад

2) Халиф Абу Бакр (Абу-Бекр) Ас-Садик (Сыддик, то есть «Праведный»)

3) Салман Аль-Фариси бин Муса

4) Касим бин Мухаммад бин Абу Бакр

5) Джафар Ас-Садик

6) Абу Язид Аль-Бастами

7) Абульхасан Аль-Харкани

8) Саййид Абу Али Аль-Фармади

9) Юсуф Хамдани

10) Абдулхалик Гиджувани

11) Ходжа Ариф Ревгари

12) Махмуд Инджир Фагнави

13) Али Рамитани

14) Мухаммад Баба Ас-Симаси

15) Сайид Амир Кулаль

16) Бахауддин Мухаммад Накшбанди Аль-Бухари

17) Аляуддин ибн Мухаммад Атари Мухаммад ибн Мухаммад Аль-Бухари

18) Сайид Якуб Аль-Чарахи

19) Ходжа Ахрар

20) Мухаммад Захид Ас-Самарканди

21) Дервиш Мухаммад

22) Хаваджа Мухаммад Аль-Амканаки

23) Мухаммад Аль-Бакий

24) Ахмад Ас-Серхинди Аль-Фаруки

25) Мухаммад Масум

26) Сайфуддин Абубаракат Ахмад

27) Мухаммад Бадавини Сайид Нур

28) Хабибуллах Джан Джанан аль-Мазхар

29) Абдуллах Дахляви

30) Мухаммад Халид Зияуддин Багдади

31) Исмаил аль-Курдумири

32) Мухаммад Салих Ширвани

33) Ибрагим Кудкашани


34) Хаджи Юнус Афанди Лалали

35) Махмуд Афанди

36) Жабраиль (Джебраил) Афанди

37) Абдуррахман Хаджи

38) Хасан Хилми Афанди

39) Мухаммад Ягсуб

40) Хумайд Афанди

41) Хусенил Мухаммад Афанди

42) Мухаммад-Ариф Афанди

43) Саадухажиясул Мухаммад Афанди

44) Абдулхамид Афанди

45) Хамзат Афанди

46) Мухамад Афанди Хучади

47) Саид Афанди аль-Чиркави

48) Абдужалил Афанди

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.