Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

К главе XVII. Кульминация: Декларация Бальфура и Британский мандат в Палестине

2021-01-29 161
К главе XVII. Кульминация: Декларация Бальфура и Британский мандат в Палестине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

ANTONIUS, GEORGE, The Arab Awakening, New York, 1939.

ASQUITH, Ir. lc, Memories and Reflections, 2 vols., London, 1928.

BAKER, RAY STANNARD, Woodrow Wilson and World Settlement, 3 vols., New York, 1923.

BALFOUR, ARTHUR JAMES, Opinions and Arguments, New York, 1928. Preface to Sokolow's Zionism, 1919. Retrospect, An Unfinished Autobiography, 1930. Speeches on Zionism, ed. Israel Cohen, London, 1928.

BATTERSEA, LADY CONSTANCE, Reminiscences, London, 1922.

CHURCHILL, WINSTON, Great Contemporaries, New York, 1937.

DUGDALE, BLANCHE E. c., Arthur James Balfour, first Earl Balfour, vols., New York, 1937.

GRAVES, PHILIP, Palestine: the Land of Three Faiths, London, 1922.

GREY OF FALLODON, Twenty‑five Years, 2 vols., London, 1926.

HANSARD, Parliamentary Debates.

HUNTER‑MILLER, DAVID, My Diary at the Peace Conference, printed for the author, New York, 1924.

LAWRENCE, T.E., Seven Pillars of Wisdom, New York, 1935.

LEAGUE OF NATIONS, Minutes of the Permanent Mandates Commission.

LESLIE, SHANE, Mark Sykes: His Life and Letters, New York, 1923.

LLOYD GEORGE, DAVID, War Memoirs, 3 vols., New York, 1933. Memoirs of the Peace Confelence, x vols., Yale University, 1939 (Published in England under the tide, The Truth About the Peace Treaties).

MACMAHON CORRESPONDENCE, Part. Papers, Great Britain, 1938–39, Command 5957, London, 1939. Также Command 5964 и 5974, охватывающие британскую политику в отношении арабов в 1915–1918 гг.

MANDATE, THE PALESTINE, Text, Part. Papers, Great Britain, Command 1785, London, 1922.

MONTEFIORE, CLAUDE, Liberal Judaism and Jewish Nationalism, London, 1917. (Одна из множества работ, представляющих точку зрения антисионистов.)

PEEL, EARL, Report of the Palestine Royal Commission, Command 5479, July 1937.

RONALDSHAY, EARL OF, Life of Lord Curzon, 3 vols., London, 1928.

SAMUEL, HERBERT, VISCOUNT, Grooves of Change, New York, 1946.

SIDEBOTHAM, HERBERT, Great Britain and Palestine, London, 1937.

SOKOLOW, NAHUM. Приводится в «К главе XI».

STORRS, SIR RONALD, Memoirs, New York, 1937.

SYKES, CHRISTOPHER, Two Studies in Virtue, New York, 1953.

SYKES, SIR MARK, Dar ui‑Islam, Record of a Journey through the Asiatic Provinces of Turkey, London, 1904.

SYKES‑PICOT TREATY, The Secret Treaty of London, Command 671, 1920.

WEIZMANN, CHAIM. Приводится в «К главе XVI».

 

 


[1] В оригинале: “Palestine … had too much history to be conquered in that fit of absence of mind in which Britain, according to a celebrated epigram, had managed her other conquests.” Изречение историка Сили (John Robert Seeley, 1834–1895): “We seem, as it were, to have conquered and peopled half the world in a fit of absence of mind”.

 

[2] Керзон в речи на открытии Палестинской выставки в Бейзинстоке, 1908 г., перепечатано в Subjects of the Day, Earl Curzon of Kedleston, London.

 

[3] Томас Хаксли, цитируется по Cambridge History of English Litera‑IV, chap. II 49.

 

[4] «Неопровержимой логикой развития военной ситуации», см: Герберт Сайдеботем в «Манчестер Гардиан», за 22 ноября 1915.

 

[5] Профессор Тернер в предисловии к Great Cultural Traditions, Ralph Turner, New York, 1941.

 

[6] Сэр Горацио Планкетт, цитируется по книге D.C. Somervell, British Empire and Commonwealth, London. 1954, p. 204.

 

[7] Высказывание доктора Томаса, архиепископа Йоркского, цитируется по «Ежеквартальное издание Фонда исследования Палестин» за 1875 г., стр. 115.

 

[8] Бытие, 10:12. – Здесь и далее примечания с номерами в [квадратных скобках], если не оговорено иное, принадлежат переводчику.

 

[9] Sir John Morris‑Jones.‑Taliesin, Y Cyrrimrodor, London, 1918, p. 23.

 

[10] Перевод Библии на латынь, сделанный в конце IV – начале V в.

 

[11] Основное произведение Гильды Премудрого (?–569/570) называется «De excidio et conquestu Britanniae» – «О погибели Британии». Сохранились также отрывки из посланий Гильды, содержащиеся в корпусе ирландского канонического права и посвященные вопросам монашеской дисциплины.

 

[12] Беда Достопочтенный о кимврах: в Ecciesiastical History, Book 1, chap, XV.

 

[13] «История бриттов» (лат.).

 

[14] Гомер, Бытия, 10:1–5. Хронист и современник Гальфрида Монмуского Рафль де Дисето возводил генеалогию правящего тогда короля Генриха II к сыну Ноя, но не к Яфету, как это делалось обычно, а к Шему. См.: предисловие Stubbs, Diceto in his Chronicles and Memorials.

 

[15] Финикийцы как кормчие кораблей царя Соломона. См.: 1‑я Царств, 26.

 

[16] В греческом варианте – Фарсис, как он и упоминается в русском синодальном переводе Библии; Тарешиш – еврейское название; ученые предполагают, что это может быть финикийский торговый город‑порт Тартесс на юге Испании. Что качается основанного финикийцами Кадиса на юго‑западе Испании, то сами финикийцы называли его Гадир или Гадер, римляне – Гадес.

 

[17] Иезекииля, 26:12.

 

[18] Геродот и другие географы поздней античности, Страбон, Посидоний и Диодор. См.: Cornwall‑Lewis and T. Rice Holmes.

 

[19] О раковинах. Аристотель и Плиний сообщают, что финикийцы добывали раковины при помощи плетеных корзин, а также излагают, каким способом извлекалась пурпурная краска. Сведения об обнаружении в свалках раковин в Корнуолле и Сомерсете окаменелых раковин моллюсков вида Murex trunculus и Purpura tapillus см. Jackson и Massingham.

 

[20] Об открытии финикийцами Британии прибл. в 1400 до н.э., см.: George Smith.

 

[21] О датировке Стоунхенджа, см.: Massingbarn.

 

[22] Идея, однако, не умирает. В 1924 г. Лоренс Уэделл опубликовал книгу с претензией на научность под названием «Финикийское происхождение бриттов, шотландцев и англосаксов». Опираясь на свидетельства каменных артефактов, автор выстраивает неплохую теорию; но его тревожит, что финикийцы были семитским народом, и он сам подрывает возможность быть воспринятым всерьез, утверждая, что они были арийцами и что существующие их изображения следует «чуточку подправить в области носа, чтобы они укладывались в арийский тип». – Прим. автора.

 

[23] Речь Тита на падение Иерусалима пересказывает Иосиф Флавий, см.: Josephus, Wars of the Jews, Book VI, chap. VI.

 

[24] Список легионов, высланных на осаду Иерусалима, приводится у Тацита, см.: Tacitus, History, Book V, chap. I и у Иосифа Флавия, см.: Josephus, Wars of the Jews, Book III, chap. IV. Все легионы, воевавшие на Востоке в период Иудейских войн, перечислены Моммсеном. Также он приводит перечень легионов, расквартированных в Британии в 66 г. н.э. Факты о задействовании британских вспомогательных сил в легионах взяты у Cheesroan.

 

[25] Римская империя на протяжении двух столетий вела войны с Персией, конец которым положило завоевание Персии арабами; ряд областей переходили в ходе этих войн из рук в руки, но Персия не была разбита римлянами и никогда не входила в состав Римской империи.

 

[26] Об изгнании евреев после восстания см.: Theodor Reinach, статья о Диаспоре в «Еврейской энциклопедии», также Max Rabin.

 

[27] О кирпиче, выкопанном на Марк‑лейн, см.: Margoliouth. О монете периода восстания Бар‑Кохбы, найденной в Лондоне, см.: Cecil Roth.

 

[28] Иосиф в Новом Завете. См.: Луки, 22:50–51,53, Матфея 27: 57, 59–60, Марка 14:65, 15:43–46, Иоанна II, 19:38–42.

 

[29] А. Теннисон, «Королевские идиллии», «Святой Грааль», пер. В. Лунина.

 

[30] Этими писателями III века н.э. были Тертулиан и Ориген. О них и об Арльском соборе, см.: Oman.

 

[31] Цитируется по A.W. Haddam and W. Stubbs, Councils and Ecclesiastical Documents Relating to Great Britain and Ireland, Oxford, 1869.

 

[32] О Базельском соборе, см.: Capes, Thomas Fuller и Catholic Encyclopedia, article, «Basle Council». Исходный латинский текст памятной записки епископов, с которого делался перевод на английский, см.: A. Zelfelder, England and dos Bazler Konzil, Ebering's Historische Studien, Berlin, 1913.

 

[33] John Hardyng's Chronicle, 1464, ed. Sir H, Ellis. London, 1812.

 

[34] Иосиф Аримафейский как предок короля Артура в латинской версии Иоанна Гластонберийского, напечатанной Пинсоном в 1516 г… Текст гласит: «Per quod patel, quod rex Arthurus de stirpe Josephus descendit». См. также: Alfred Nutt.

 

[35] О мече и корабле Соломона, см.: Lonelich, также Wynkyn de Worde.

 

[36] О символах Грааля, камне и рыбе, см.: Caster и Weston,

 

[37] Левиафан, см.: Псалмов, 74: 14.

 

[38] Доведение до абсурда (лат.).

 

[39] «Английское монашество» (лат.).

 

[40] Броутон, цитируется по Skeat. Среди прочих историков церкви, рассматривающих Иосифа Аримафейского в качестве первого апостола к бриттам: епископ Стиллингфлит в «Origines Britannicae», 1685, и архиепископ Ашер в «Britannicarum Ecclesiarum Antiquitates», 1639.

 

[41] Описание Гластонбери каменного века, см.: Jacquetta Hawks, Prehistoric Britain, Harvard University Press, 1953,

 

[42] Цитата профессора Фримена по «Glastonbury British and English» в «Записках Соммерсетского археологического общества», XXVI (1880), перепечатка в «English Towns and Districts by E. A, Freeman, London, 1883.

 

[43] Псалтырь, 121:2.

 

[44] Процитированные в этой главе письма святого Иеронима и матроны Павлы см.: Migne, Vol. XXII, Epistle XLVI, col. 489 и Epistle LXVIII, col. 581.

 

[45] Палладий Галата см. Browne, p. 78. Цитируется по «Historia Lausiaca», Migne, Vol. LXXIII, chap. CXVIII, col. 1200.

 

[46] О видении Магомета, см.: Washington Irving's Life of Mahomet, Everyman ed., chap. XII.

 

[47] Мечеть Омара, очищение святого места от грязи см.: R.A.S. MacAlister, статья «Palestine» в Encyclopaedia Britannica, 11th ed.

 

[48] Эль‑Хаким, см.: Cambridge Medieval. Vol. V, chap. VI, 254.

 

[49] О Пелагии, см.: Fuller, Church History, Vol. I, 76. Также: Browne, Hartwell Jones, DNB, Catholic Encyclopedia.

 

[50] «О святых местах» (лат.).

 

[51] Dicuil, De Mensura Orbis Terrae.‑Wright, Introduction, p. xiv.

 

[52] О Марджери Кемп, см.: «The Book of…», ed. S.B. March, Early English Text Society, London, 1940.

 

[53] Флорентий Ворчестерский, см.: Chronicle of….ed. T. Forester, Bohn's Library, London, 1854.

 

[54] Элдред, см.: Anglo‑Saxon Chronicle, цитируется по Бизли.

 

[55] О Свене см.: From Anglo‑Saxon Chronicle. См. также Hodg‑kin, Oman, DNB.

 

[56] О средневековых картах, см.: Beazley.

 

[57] «Гудерик, пират из королевства Английского» (лат.).

 

[58] О Годрике, см.: Coulton, Social Life, p. 415. См. также Baring‑Gould, Lives of the Saints, ed. 1872, V, 322–31. См. также DNB.

 

[59] Часовня в Ладлоу, см.: Hartwell Jones.

 

[60] О «Видение о Петре Пахаре», см. Wright, London, 1856, I, 109.

 

[61] «Четыре П» Хейвуда, см.: J.M. Manly, Specimens, 1, 484.

 

[62] О Дугласе, см.: Froissares Chronicles, Everyman ed., 1906. chap. 1, p. 16.

 

[63] Об аббате из Рэмси, см.: T. Wright, Biographica Britannica Literaria, London, 1892.

 

[64] О гильдиях, см.: Jusserand, p. 380.

 

[65] Корабли «набиты людьми», см.: Informacion.

 

[66] О Генрихе Болингброке, см.: Stubbs, p. 198.

 

[67] Об архиепископе Сигерике, см.: Beazley.

 

[68] В 1532 г.

 

[69] Эразм Роттердамский, см.: Jusserand, p. 353.

 

[70] Уиклиф, см.: там же, р. 351.

 

[71] О Бернарде Клервосском, см.: Gibbon, VI, chap. LIX, 109.

 

[72] О надгробиях, см.: Richard Gough, Sepulchral Monuments of Great Britain, London, 1876.

 

[73] О «Голове сарацина», см.: C.W. Bardsley, English Surnames, Their Source and Significations, London, 1889.

 

[74] Нелепые рыцарские романы в стихах, см.: Appendix to Scott's Talisman.

 

[75] О росте Ричарда Львиное Сердце: Согласно Рэмси, Ричард был ростом 6 футов 2 дюйма.

 

[76] Король Англии Иоанн Безземельный.

 

[77] Тут у автора налицо путаница: Симон де Монфор, 6‑й граф Лестер, выступивший против Генриха III, никогда не бывал в Палестине. В Святой земле в 1190–1200 гг. сражался его отец и полный тезка Симон де Монфор, 5‑й граф Лестер, наиболее известный тем, что возглавил Крестовый поход против альбигойцев.

 

[78] 30 кораблей в Первом крестовом походе, см.: David, Robert Curthose.

 

[79] Уильям Мальмсберийсий, цитируется по Gibbon, VI, chap. LVIII, note 77.

 

[80] Налицо некая путаница: хорезмшах Кызил Арслан Атсиз родился в 1127 и погиб в 1156 г., тогда как Роберт Куртгез умер в феврале 1134 г. Другое историческое лицо со сходным именем – третий атабек Азербайджана – никак не связано с Крестовыми походами, к тому же он был свергнут и убит в 1191 г.

 

[81] Крестовый поход Роберта Картгеза, там же. См. также Dansey.

 

[82] О слезах Роберта, см.: DNB.

 

[83] Об Эдгаре Этелинге, см.: DNB, David, Dansey.

 

[84] О «Четырех подмастерьях» Хейвуда, см.: Ancient British Drama, 3 vols., London, 1810.

 

[85] «Иерусалим потерян!» (лат.). Теория о том, что это был клич крестоносцев Первого крестового похода, возникла в начале XIX в., в том же 1819 г., когда имели место массовые еврейские погромы в Германии, однако в исторических хрониках времен Крестовых походов он ни разу не упоминается.

 

[86] В речи папы Урбана II, см.: William of Malmesbury, Book IV, chap. II, также в Michaud, History, Book I, p. 49.

 

[87] Об отношении к евреям, см.: Gibbon, VI, chap. LVIII, также Cambridge Medieval, Vol. II, chap. VII.

 

[88] О ростовщицестве, см.: W.E.H. Lecky, History of Rationalism, New York, 1883, II, 266, также H.W.C. Davis.

 

[89] Об обвинении в ритуальных убийствах, см.: Michaud, History, Book VI, также H.W.C. Davis.

 

[90] В том, что касается гонений и нападок на евреев в Англии в период Третьего крестового похода, авторитетными свидетельствами очевидцев считаются Ральф Дисето и Уильям Ньюбергский, см.: Stubbs, Introductions, также Jacobs and Ramsay.

 

[91] Персонификация идеалов рыцарства и воинской доблести в средневековой христианской традиции.

 

[92] О «Девяти достойных», см. в предисловии Кэкстона к «Morte d'Arthur».

 

[93] «Населить небеса мученниками» – эта фраза Годфрида Клервосского, относящаяся ко Второму крестовому походу, цитируется по Dansey.

 

[94] Налицо некоторая путаница или натяжка у автора: данная гражданская война завершилась в 1147 г., годы Второго крестового похода – 1147–1149.

 

[95] О ящиках для сбора пожертвований, см.: Austin Lane‑Poole.

 

[96] Обет Генриха II после убийства Бекета, см.: Roger of Hoveden, Stubbs, Introductions.

 

[97] Папа Урбан II скончался от горя, см.: Roger of Hoveden, quoted Mills II, 10.

 

[98] «Описание правления Ричарда» (лат.).

 

[99] Баха ад‑Дин (1145–1243) – арабский историк, биограф Саладина.

 

[100] Английский поэт и грамматист Жоффруа Винсауф, несомненно, существовал; более того, сохранилось множество комментариев XIII в. к его пространной поэме гекзаметром «Poetia nova» («Новая поэзия»), написанной в Риме в 1213–1218 гг.

 

[101] О десятине Саладина, см.: Austin Lane‑Poole.

 

[102] «При нем всё было на продажу….», см. там же, p. 350, цитируется по Richard of Devizes.

 

[103] «Я бы Лондон продал», см.: там же, также Norgate, Richard, Book II, chap. I.

 

[104] Группа портовых городов на берегу Ла‑Манша, которые пользовались особыми привилегиями в сборе пошлин.

 

[105] Генрих де Корнхилл. – Pipe Roll 2 Richard I in Archer.

 

[106] «По две верховых лошади…», см. там же.

 

[107] В том, что касается сведений о флоте Ричарда, авторитетными источниками выступают Роджер из Ховдена, Ральф Дисето и Ричард Девиз. См. Stubbs, Introductions, см. также Norgate, Richard, Book II, chap. II.

 

[108] Население Англии ок. 1200, на момент составления «Книги Судного дня» см.: S.R. Maitland, Domesday Book and Beyond, Cambridge, 1897, p. 437. На момент взимания подушного налога в 1377 г. см.: See David MacPherson, Annals of Commerce, 1805, I, 548, см. также M. Postan, «Population in the Later Middle Ages», Economic History Review”, ad series, II, No. 3, London, 1950. Josiah Cox Russell, British Medieval Population, University of New Mexico Press, 1948.

 

[109] Баха ад‑Дин см.: Michaud, Bibliothèque, Vol. IV, passim. Также выдержки в Archer.

 

[110] Об осаде Акры и убийстве пленных см.: IRR, Bohadin, Roger of Hoveden in Archer. PAGE 68. Мелек Рик, см.: Stanley Lane‑Poole, p. 357.

 

[111] Рыцарь без страха и упрека (фр.).

 

[112] О помехах, чинимых Ричарду королем Франции, см.: Richard of Devizes, quoted Historians' History of the World, VIII, 389, note 1.

 

[113] О битве при Арсуфе, см.: IRR in Archer.

 

[114] Известная еще с античности, баллиста использовалась для метания камней и окованных железом бревен. Дротиками стреляли из катапульты, причем из баллисты можно было выпустить камень весом 26 кг, тогда как вес дротика не превышал 2. Кроме того, стрельба из катапульты велась горизонтально, а баллиста была предназначена для стрельбы под большим углом возвышения и применялась для разрушения стен.

 

[115] О предложении брака Джоанны с братом Саладина см.: Bohadin, ERR, etc., in Archer.

 

[116] Дары Саладина, см.: Bohn, Chronicles, Book I, chap. III.

 

[117] Фраза Ричарда о Иерусалиме, см.: Joinville, chap. CVIII.

 

[118] Дух Мелек Рика. Эти истории почерпнуты из произведения Жуанвиля, который побывал в Палестине через 50 лет после Ричарда, см.: Gibbon, VI, chap. LIX; Michaud, Bibliothèque, IV, 304; Norgate, Richard, p. 262.

 

[119] Джон де Камуа и Эндрю Астли, см.: Dansey.

 

[120] Осборн Джиффорд, Роджер де Моубрей, Гуго де Хаттон, Фульк Фиц‑Варен, см.: Dansey.

 

[121] Уильям де Прателлес, см.: IRR in Archer, etc.

 

[122] Иоанн принял крест, см.: Stubbs, Constitutional History, chap. XII, цитуется Уолтер Ковентрийский.

 

[123] Ричард, граф Корнуолльский, см.: Joinville, Matthew Paris, Continuers of William of Tyre, Mills, Vol. II, chap. V. См. также DNB.

 

[124] Симон де Монфор, прозванный Иисусом Навином, см.: «Song of Lewes», in Political Songs of England from the Reign of John to that of Edward II, ed. Thomas Wright, Camden Society, London, 1839.

 

[125] Этим мусульманским поэтом был Эссахиб Гиернал‑Эдден бен‑Матруб, сочинивший стихи на отбытие французского короля, см.: Bohn, Chronicles, Appendix, p. 554.

 

[126] О крестовом походе принца Эдуарда см.: Archer and Kingsford, chap. XXV; Mills, Vol. II, chap. VI; Fuller, Holy Warre, Book 4, chap. 29.

 

[127] Письмо сэра Жозефа де Канси, см.: A Crusader's Letter from the Holy Land, PPTS, 1890.

 

[128] Просьба о помощи великого магистра ордена тамплиеров, см.: Historians' History of the World, published by Encyclopaedia Britannica, 26 vols. and index, Vol. VIII, chap. VI.

 

[129] 

[130] Указ Генриха VIII, см.: Foxe, V, 167.

 

[131] Мэттью Арнольд в «Иудаизм и эллинизм», chap. IV о культуре и анархии, 1869.

 

[132] Хаксли, цитируется в Cambridge Lit., IV, 48–49.

 

[133] Поуис, см.: Enjoyment of Literature, New York, 1938.

 

[134] Сформировавшееся на основе постулата, сформулированного в 1794 г. Ричардом Бразерсом, Англо‑израильское движение, собравшее за последующие сто лет почти два миллиона последователей в Англии и США, отстаивало теорию, согласно которой англосаксы на самом деле десять потерянных колен Израилевых (в отличие от евреев, которые представляют собой оставшееся колено Иуды). Отправной точкой для нее теории послужило предположение, что, говоря о «дальних островах», Исайя имел в виду Британию, эта теория была затем подкреплена обрывочными фразами из Библии, вырванными из контекста, подправленными псевдомифологией, основанной на сходстве слов и звуков. Слово «британский» (British) в ней производится от «берл», что значит «завет», и «иш», что означает «человек», – следовательно, «человек завета». Саксов по тому же принципу приравнивали к «сыновьям Исаака». Бразерс, объявивший себя прямым потомком Давида и заявивший, что должен свергнуть короля Георга III и сам занять трон, был арестован за государственную измену, но признан душевнобольным. Теория развивается и пропагандируется в Richard Brothers, A Correct Account of the Invasion of England by the Saxons, Showing the English Nation to be the Ten Lost Tribes, London, 1822; J. Wilson, Our Israelitish Origin, 1845; Edward Hine, Identification of the British Nation with Lost Israel, 1871. А также в следущих периодических изданиях: The Nation's Glory Leader, weekly (irregular), 1875–80; Our Race, quarterly, 1890–1900; The Watchman of Israel, monthly, 1918.

 

[135] Гладстон в Introduction to Sheppard's Pictorial Bible.

 

[136] Ллойд Джордж, см.: Weizmann, Trial and Error, New York, 1949, p. 152.

 

[137] Рескин в Praeterita, London, 1885, p. X.

 

[138] О Библии Уиклифа, 170 mss. Penniman.

 

[139] «Наши епископы проклинают и жгут Закон божий…», см.: Trevelyan, Age of Wycliffe.

 

[140] Архиепископ Арунделский, см. там же.

 

[141] «О сожжении еретиков» (лат.).

 

[142] «De Heretico Comburendo», см. там же.

 

[143] О Джоне де Тревиза, см.: Fuller, II, 381.

 

[144] О стоимости Библии Уиклифа, см.: Coulton. p. 99.

 

[145] Воз сена, см.: Foxe, IV, 218.

 

[146] О переводах в англосаксонский период, см.: Penniman.

 

[147] Беда Достопочтенный о Кэдмоне, см.: Cambridge Lit., vol. 1, chap. VII, см. также Penniman.

 

[148] Об интерпретации историй Авраама и Исхода в англосаксонский период, см.: Stopford Brooke.

 

[149] Об Эльфрике, см.: Caroline White, S.J. Crawford, см. также Cambridge Lit., I, chap. VII, 136 ff.

 

[150] О переводе Книг Эсфирь и Маккавеев в англосаксонский период, см.: Skeat.

 

[151] О поэме «Юдифь», см.: Brooke, см. также Cambridge Lit., I, chap. VII.

 

[152] «Мальчик, что идет у тебя за плугом…», см.: Foxe, V, 117.

 

[153] Роджер Бэкон о евреях см.: Daiches.

 

[154] Название древнееврейского оригинала текста Ветхого Завета, который в неискаженном виде передавали из поколения в поколение еврейские ученые‑книжники.

 

[155] Диалог Константина с Томасом Мором, см.: Hall, Chronicle, pp. 762–63.

 

[156] О Энтони Марлере, см.: Westcott, p. 78.

 

[157] О сожжении перевода Тиндейла, см.: Fore, V, 114–34.

 

[158] О петиции духовенства в 1534 г., см.: Penniman.

 

[159] Да здравствует король!» (лат.).

 

[160] История Уильяма Молдона приводится в Pollard.

 

[161] Генрих VIII отправил на костер… трех лютеран и трех папистов, см.: Gairdner, Lollardy, II, 289.

 

[162] Лютер о «сквайре Гарри», см.: Letters and Papers of the Reign of Henry VIII, XV, 737.

 

[163] «Не рассуждать о ней прилюдно в кабаках…», см.: Pollard.

 

[164] Проповеди и смерть Портера, см.: Foxe, V, 451.

 

[165] О парламентском акте о запрете на чтение вслух Библии, см.: Gairdner, Lollardy.

 

[166] О смерти доктора Тейлора на костре, см.: Foxe, VI, 677.

 

[167] Последние слова епископа Латимера, см.: Foхe, VII, 550.

 

[168] Предписание редакторам Епископской Библии, см.: Pollard.

 

[169] О переводчиках и редакторах Библии короля Иакова, см.: Westcott, Pollard, Henson.

 

[170] «Эти смутьяны морей…», см.: Epistle Dedicatorie, Hakluyt, I, xviii.

 

[171] Перчаз о паломничествах, см.: Purchas, IX, 478.

 

[172] «Приписывать святость какому‑то месту – еврейство», см.: Purchas, VIII, 19.

 

[173] Хаклюйт о вояжах в Сирию, см.: Hakluyt, «The Antiquitie of the trade with English ships into the Levant», from Voyages and Travels, ed. C.R. Beazley, 2 vols., II, 181.

 

[174] Ноллес о Лепанто, см.: Generall Historie of the Turkey, 1604, ed. Sir Paul Rycaut, 1700.

 

[175] Лафуэнте, цитируется в Historians, History of the World, IX, 475.

 

[176] О празднествах в честь победы при Лепанто, см.: Holinshed, IV, 262.

 

[177] Леки о поражении Армады, см.: History of Rationalism, 320.

 

[178] «Псы инквизиции…», см.: Tennyson, 'The Revenge.»

 

[179] О надгробии Стейпера, см.: Rosedale.

 

[180] Уолсингем, см.: State Papers Domestic, Elizabeth, vol. CXLIV, No. 7.

 

[181] Хартия от 1581, см.: Hakluyt, V, 192.

 

[182] О трех мастифах и прочих дарах для султана, см. там же, 243.

 

[183] Нэш о Харборне, см.: Wood.

 

[184] О выручке Левантской компании, см.: Hakluyt, V, 167–328, passim.

 

[185] Об открытии консульства в Алеппо, см. там же.

 

[186] Груз «шелка‑сырца…», см.: Rosedale.

 

[187] О производстве хлопковых тканей в Ланкашире, см.: Rowse, p. 147.

 

[188] Последние четыре растения – эндемики Средиземноморского региона, которые были известны в Древнем Риме и в Англию попали еще в Средние века.

 

[189] Об обычае пить кофе у турок, см.: Sandys in Purchas, VIII, 89–248.

 

[190] Венецианский посол о королеве Елизавете, см.: Calendar State Papers, vol. VIII, No. 994.

 

[191] О конфликте из‑за снежка, попавшего во французского посла, см.: Rowland.

 

[192] «Стипендиат на содержании у купцов», см.: Wood.

 

[193] О шлюхах Бартона, см.: Sanderson.

 

[194] «Эта благословенная Порта», цитируется в Rowland.

 

[195] «Весьма грешный народ», см.: Letter from Staper, State Papers Domestic, James I, Vol. XV, No. 4.

 

[196] Административная единица Османской империи.

 

[197] Об «Оповещении касательно священной войны» Бэкона, см.: Works, III, 477, eds, Spedding, Ellis, and Heath, 7 vols., London, 1857–18574.

 

[198] Управляющего делами (фр.).

 

[199] Биддульф. – Purchas, VIII, 248,

 

[200] Файнс Морисон, см.: Itinerary, II, 1.

 

[201] Хаклюйт о евреях, см.: Hakluyt, V, 271.

 

[202] Текст петиции Картрайтов «Петиция евреев за отмену акта Парламента об изгнании их из Англии», Лондон, 1649 – см.: Patenkin, from a facsimile of the original in the Sutra Branch of the California State Library, San Francisco.

 

[203] Генри Джесси, см.: A Narrative of the late proceedings at Whitehall concerning the Jews, 1655, цитируется в Osterman.

 

[204] Карлайл об «ужасном благочеством пуританстве», см.: Cromwell's Letters and Speeches, I, 32.

 

[205] Кромвель с «Библией и мечом» – из стихотворения Маколея «Битва при Нэзби».

 

[206] Обвинительный акт против епископа Сэндиса, см.: Marsden.

 

[207] Маколей о пуританах, см.: History of England, 1, chap. 1, 71.

 

[208] 1‑я Царств, 15:4–6, 33

 

[209] 3‑я Царств, 12:14,16

 

[210] Угроза в адрес Карла II «По шатрам своим, Израиль!», см.: Gardiner, History of England, X, 142. Инцидент имел место 5 января 1642, после неудавшейся попытки короля арестовать пятерых членов парламента. 4 января король во главе отряда гвардейцев явился в парламент, но обнаружил, что «птички улетели». 5 января он отправился в Сити, чтобы добиться распоряжения о выдачи беглецов от членов Совета общин, улицы в тот день полнились слухами. После неудачи в Сити на обратном пути в Уайтхолл его карету окружила толпа, кричавшая: «Привилегии парламента!», и один режеволосый храбрец впихнул в карету с памфлет с подстрекательским названием «По шатрам своим, Израиль!». Как пишет Гардинер, «отсылка на свержение Ровоама была столь очевидна, что Карл не мог ее не заметить». Согласно некоторым рассказам, рыжеволосым смельчаком был журналист Генри Уолкер, который всю ночь просидел у печатного станка за написанием памфлета, отдавая в печать каждую страницу, как только ее заканчивал. Однако ни одного экземпляра этого текста до нас не дошло. См.: J.G. Muddiman, Trial of King Charles the First, Edinburgh and London, n.d., pp. 13–16.

 

[211] 3‑я Царств, 12:14,16

 

[212] Псалом в честь победы при Нэзби, см.: Firth, Cromwell's Army.

 

[213] Иеремия, 48:10, 50:35–36, 51:37.

 

[214] Каннигхем, приводится в «К главе VI».

 

[215] Милленаристская петиция Иакову I, см.: Marsden, p. 232.

 

[216] Карлайл о «последнем проблеске всего нашего героизма», см.: Cromwell's Letters and Speeches, I, chap. I 130. Экстремистские секты практиковали иудаизм, см.: – Wolf, Introduction, p,xix.

 

[217] Созванный в 1640 г. и названный «долгим» потому, что закрепил за собой право быть распущенным исключительно своими депутатами, а они отказывались расходиться до окончания гражданской войны; был разогнан Оливером Кромвелем в 1653 г.

 

[218] Об уплате суммы в 500 фунтов за библиотеку раввина, см.: Osterman.

 

[219] Леонард Башер, см.: Masson, III, 102.

 

[220] Епископ Холл о сектах фанатиков, см.: Marsden.

 

[221] Событие времен английской буржуазной революции, в ходе которого войска под командованием полковника Томаса Прайда выдворили из парламента пресвитериан; по сути, это был государственный переворот, в результате которого власть в Англии перешла к индепендентам.

 

[222] О «Совете мастеровых», см.: Wolf, Introduction, p. xix.

 

[223] Кромвель: «Я скроее допущу среди нас магометантство…», см.: Morley, 367.

 

[224] Радикальная пуританская секта, члены которой проповедовали наступление «пятой монархии», тысячелетнего царствия Христова, а потому выступали против протектората и самого Кромвеля.

 

[225] Сэр Генри Финч, см.: Wolf, Introduction, p. xxi, также DNB.

 

[226] Фулер о Финче см.: A Pisgah‑sight of Palestine, Book V, p. 194.

 

[227] Имена из Ветхого Завета, см.: Bardsley.

 

[228] Английская транскрипция вавилонских имён «трёх отроков в пещи огненной» (Даниил, 1–3).

 

[229] Пьеса Коули «Забойщик с Коулмен‑стрит», цитируется по Bardsley.

 

[230] Постановление от 1644 г. об иврите и греческом языках, см.: Watson in Cambridge Lit.

 

[231] «Вязать на халдейском и штопать на иврите», см.: The City Match, Mayne, 1639.

 

[232] Джон Обри о Милтоне, см.: Masson.

 

[233] Синопсис библейской критики» (лат.).

 

[234] «Священная критика» (лат.).

 

[235] Пулс, Ашер, Селдон, Ли, см.: Watson in Cambridge Lit.

 

[236] Маймонид – врач и теолог Средних веков (1135–1204), упорядочил труднопонимаемые до того предания Талмуда. Мишна – первый письменный текст, содержащий основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма.

 

[237] О Пококе, см.: Watson in Cambridge Lit., см. также DNB.

 

[238] Кличка, которой в период английской буржуазной революции приверженцы короля презрительно называли сторонников парламента; связана с характерной стрижкой (в скобку), получившей распространение в буржуазной среде.

 

[239] Раздел Мишны, посвященный описанию орудий и «инструментов».

 

[240] Отчет Бретта в Relation of the Great Council of the Jews in the Plains of Hungaria in 1650 to examine the Scriptures Concerning Christ, by S.B., an Englishman there present. In Crouch.

 

[241] Первое слово стиха и главы, содержащей исповедание еврейской веры.

 

[242] Оперетта Гилберта и Салливана.

 

[243] Нерегулярно взимаемый налог на строительство военных кораблей; его сборы послужили причиной серьезных возмущений накануне английской буржуазной революции.

 

[244] О мотивах Кромвеля, см.: Wolf, Introduction, p. xxx, Patenkin, Roth. В своей «A History of His Own Times» (1724) епископ Бернет писал, что, когда Кромвелю стало понятно положение евреев в международной торговле, он «более по этой причине, нежели в соответствии с принципами терпимости, привез несколько их в Англию и дал им разрешение построить синагогу».

 

[245] Основные сведения о миссии Манассе и поселении евреев в Англии были собраны Люсьеном Вольфом. См. также две книги Рота и статьи и Пейтнкина и Остермена.

 

[246] Обращение Кромвеля к Бербонскому парламенту, см.: Carlyle, II, 322.

 

[247] «Смиренное обращение» Манассе, см.: Wolf.

 

[248] О реакции на петицию, см.: Prynne. Также Edward Nicholas, An Apology for the Honorable Nation of the Jews and All the Sons of Israel, 1648. Israel's Condition and Cause Pleaded; or some Arguments for the Jews Admission into England, by D.L., 1656., цитируется в Osterman. См. также Wolf, pp. XII–XLVI.

 

[249] Об Уайтхоллской комиссии, см.: Henry Jessey, «A Narrative of the late Proceedings at Whitehall Concerning the Jews», Harleian Miscellany, VII, 623. См. также «The Proceedings about the Jews in England in the year 1655» in Crouch. Прочие источники относительно членства и дебатов в комиссии: Thurloe State Papers, IV 321 ff., и State Papers Domestic, 1, 76 (1655), passim, см.: Wolf, pp. См. также Gardiner, History of the Commonwealth and Protectorate, HI, pp. 216–24.

 

[250] Этим очевидцем был сэр Пол Рико, бывший дипломатический агент Левантской компании и издатель «Истории турок» Ноллиса, см.: Wolf, p. liii, note 2.

 

[251] «По молчаливому согласию» – выражение принадлежит некоему Робинсону и содержится в письме, находящемся в составе State Paper's Domestic. Письмо процитировано в Gardiner, History of the Commonwealth and Protectorate, III, 221, note 3. Готовя свою «Историю Английской Республики», увидевшую свет в 1828 г., Уильям Годвин провел поиски в синагоге Бевис Маркс и нашел жалованную грамоту на обустройство кладбища, датированную 1656–57 гг., что указывает, что право жительства не как марранам, а как практикующим иудаизм евреям было дано уже через год после дебатов в Уайтхолле. См. также Graetz, V, 49.

 

[252] Карл II и евреи, см.: Roth, Wolf.

 

[253] Ист. термин, обозначающий несогласных с официальными культурой и вероучением Англии.

 

[254] «Век аристократии и свободы…», см.: Trevelyan, Social History, II I, chap. II, 47.

 

[255] Обезлюдевшие городки или округа, где депутатов в парламент фактически назначали местные землевладельцы.

 

[256] «Жирная дрема…», см.: Gibbon.

 

[257] Маколей о Буньяне, см.: Macaulay's article, «Bunyan», in Encyclopaedia Britannica, 11th ed., p. 806, b.

 

[258] В более распространенной транскрипции имя этого кабалиста и самого известного еврейского лжемессии – Шабтай Цви.

 

[259] Следует помнить, что данная книга была опубликована в 1956 г., а писалась несколько раньше.

 

[260] Трудно определить, каким атласом пользовался автор, поскольку Очаков находится в Николаевской области и никакого отношения к Одессе не имеет.

 

[261] Питт, Екатерина Великая и Турция, см.: Rose, Pitt, chap. XXVI, pp. 585–606; Marriott, pp. 153–58; Temperley, рр. 43–46. См. также Cambridge BFP, Vol. I, chap. I, «Pitt's First Decade.»

 

[262] Выражение Берка «отвратительная империя», см.: Part. Hist. XXIX, March 1791,75–79. Quoted in Temperley, р. 44.

 

[263] Фраза графа Чэтема «…я истинный русак…» цитируется по Lecky.

 

[264] Вскоре им станет. В 1799 г. Бонапарт был еще генералом Директории.

 

[265] Текст воззвания к евреям цитируется по Kobler. См. также Guedalla, Napoleon and Palestine.

 

[266] Оригинал этого «Воззвания» так и не был найден. Его текст и формулировки оставались неизвестны, пока в 1940 г. не всплыла копия рукописи в переводе на немецкий язык, найденная в архивах одной венской семьи, чьи широкие связи в среде раввинов восходили к свите Наполеона на Востоке. До тех пор факт существования «Воззвания» был известен из двух депеш, касающихся его публикации в 1799 г. в «Ле Монитер», официальной газете французской Директории. – Прим. автора.

 

[267] О походе Наполеона на Восток, см.: Allison; Rose, Napoleon, chap. IX, «Egypt» and chap. X, «Syria»; Bourienne, vol. II; Marriott, pp. 164–92.

 

[268] Речь шла о прекращении поддержки Францией немецких протестантов; приняв участие в Тридцатилетней войне на их стороне, Франция старалась помешать Габсбургам консолидировать свои владения (Испанию, Австрию, Германию, значительную часть Италии, нынешние Голландию и Бельгию) и тем самым подчинить себе Европу.

 

[269] Лейбниц, см.: A.L. Thiers, Histoire de la Revolution Francaise, so vols., Paris, 1828, IX, 63.

 

[270] «за что да будет благословен Господь» (фр.).

 

[271] Наполеон о славе на Востоке, см.: Bourienne. II, 82.

 

[272] Невзирая на победу, свою миссию, а именно помешать Наполеону высадиться в Египте, эскадра Нельсона всё‑таки не выполнила, так как Египет на несколько лет был завоеван французами.

 

[273] Историческое французское название Акры.

 

[274] Наполеон об Акре, см. там же, II, 243.

 

[275] «Бонапарт издал публичное обращение, в котором пригласил всех евреев Азии и Африки встать под его знамена, чтобы восстановить древний Иерусалим» (фр.).

 

[276] Наполеон о Сидни Смите, см.: Allison, III, 486.

 

[277] Французский король Филипп IV (1266–1314) никогда не участвовал в крестовых походах, под Акрой стояла армия короля Филиппа II Августа.

 

[278] «Я изменил моей судьбе при Сен‑Жан д’Акре» (фр.).

 

[279] «Я изменил моей судьбе…», см.: Lucien Bonaparte, Memoires, II, chap. XIV.

 

[280] «По пути из Парижа в Иерусалим» (фр.).

 

[281] Кое‑какие сведения о леди Эстер можно найти во всех путевых заметках тех, кто совершал путешествие на Восток в тот период, поскольку осмотр Сирии считался неполным без посещения знаменитой затворницы. Самый полный отчет оставил Ламартин.

 

[282] Имеется в виду швейцарский путешественник, географ и ориенталист Иоганн Людвиг Буркхардт.

 

[283] Об Уильяме Бэнксе, см.: DNB.

 

[284] «Держать дорогу в Индию», см.: Letter to Sir William Temple, Bulwer, II, 145.

 

[285] О карьере Мухаммеда Али‑паши и Сирийском кризисе, см: Temperley, pp. 87–156; Marriott, pp. 225–49; Cambridge BFP, Vol. II, chap. IV, «The Near East and France» (covers the period 1829–1847).

 

[286] «Активный арабский суверенный правитель», см.: Letter to Sir William Temple, Bulwer, II, 145.

 

[287] На самом деле в битве за крепость Сент‑Жан‑д’Акр участвовал не Мухаммед Али‑паша, а его приемный сын Ибрагим, и Акра была благополучно взята. Войска Ибрагима были отозваны из Турции только почти два года спустя, в 1831 г. после вмешательства в войну России на стороне Турции. Умерить свои притязания Мухаммеда Али‑пашу действительно заставил подступивший к Александрии флот, – впрочем, принадлежал флот не исключительно Англии, а был объединенным австро‑английским, к тому же, даже потерпев поражение, Мухаммед Али‑паша по условиям мирного соглашения получил в наследственное владение с правом передачи потомкам Египет и Сирию.

 

[288] «Порта находится в вассальной зависимости…», см.: Foreign Office, Turkey, July 12, 1833, quoted Cambridge BFP, II, 166.

 

[289] О том, как Понсонби встал в шесть утра, см.: Bulwer, II, 257. Будучи в то время секретарем посольства в Константинополе, Бульвер писал как очевидец событий.

 

[290] Понсонби: «совершенно ошибочно…», см.: F.0, 78/274, No. 52 Of April 24, 1836, quoted Temperley, p. 75.

 

[291] Мещанина во дворянстве (фр.).

 

[292] Совр. Сайда.

 

[293] «Очень веселым…» см.: Greville, дневниковая запись за 7 октября, 1840, IV, 308.

 

[294] Письмо Палмерстона от августа 1840 (к Понсонби), см.: F.O. 78/390, Na. 134, in Rodkey. См. также Temperley, p. 186 and note 275.

 

[295] Эшли в дневниковой записи от 29 августа. Эта и все последующие цитаты из Эшли взяты из его дневниковых записей, писем и речей, приведенных в Hodder, Life, viz. Vol. I, chap. VI, 1838–1839, VIII, 1840, IX, 1841, X, 1842 and Vol. III, chap. XXIII, «The Inner Life».

 

[296] Об Эшли: «наделен самой чис<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.436 с.