Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-01-29 | 75 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Там мотылёк один порхал,
и там гуляла мэдхен ‑
и шла беседа по верхам,
на малых скоростях:
на языке таком родном,
таком смешном и ветхом,
как этот город за окном,
протёртый на локтях.
А мотылёк – он был пострел,
сперва, конечно, юный,
но он стремительно старел,
пока беседа шла,
и мы старели вместе с ним
и вместе с этой руной,
и плыл над нами горький дым
минувшего числа.
Ах, не добился ничего
пострел от строгой мэдхен,
а жизнь закончил кочево ‑
исчезнув в облаках,
и завершился б их роман
словцом, понятно, метким ‑
да вот… надолго задремал
крючок в ночных руках.
СОРОКАВОСЬМИЛЕТНЯЯ ЖИЗНЬ
1
На дешёвой такой, на бездарной такой оперетте
побывав и сочтя это всё бесконечно чужим,
потянулась к чему‑нибудь – к яду, к петле, к сигарете,
к чашке кофе, к перу – сорокавосьмилетняя жизнь.
Не желает, не хочет, не может и не долженствует,
а тем паче не сеет, не пашет и даже не жнёт,
и её не заставишь – тяжёлую, полуживую ‑
натянуть на себя ничего из того, что ей жмёт.
Только кутает голову в тёплое, рифмы бормочет ‑
ни к чему не ведущие рифмы (но как хороши!) ‑
и на это хотя бы уж не отдаёт полномочий,
устремив в неприятелей все свои карандаши.
Телефон отключила и, тем распростившись со всеми,
загнала себя в угол и не покидает угла ‑
и не видит системы в своей кровеносной системе,
и порядка – в порядке вещей, и немножечко зла.
Как дела – да никак не дела, огрызается тихо,
и потом огрызается громко, а как – умолчу…
И, готовая вспыхнуть, хохочет большая шутиха,
не влияя практически на небольшую свечу.
2
Сорокавосьмилетняя жизнь – это время такое…
|
это место такое – почти уже взорванный дзот.
Не звоните и не навещайте, оставьте в покое:
мы потом ещё встретимся… если уж не повезёт!
Потому как в преддверии боя, в преддверии дыма
тела нет, а душа так и так ничего не должна:
все долги прощены и забыты, Земля нелюдима ‑
и уж если нехватка чего, то короткого сна.
Это время такое… и место, и дело такое ‑
сорокавосьмилетняя жизнь: перепутье и проч.
Впрочем, всё перепутано раньше твоей же рукою ‑
и помочь бы распутать… да ты ведь не просишь помочь.
Это дело такое, такое уж гиблое дело ‑
бой с собой под условным названием «бой за себя».
И толпа твоих недругов вдруг до того поредела,
что труба уморилась скликать их, скрипя и сипя.
Это дело такое и место, и время, и бремя,
а плечом поведёшь – будто нет на плече ничего:
лишь осенняя бабочка, астры лохматые брея,
на плечо опускается вдруг – или нет, на чело.
3
Сорокавосьмилетняя жизнь – мастерица скрываться
под зонтом, под плащом, под навесом, под сенью дерев,
под крылом, псевдонимом, смеющейся маской паяца
или вот – темноты под покровом, вконец озверев.
Потому что она опасается пуще напасти
всяких обществ и сборищ – особенно по вечерам,
и одна только мысль у неё: на глаза не попасться,
пробираясь тайком по проулкам и задним дворам ‑
никого не приветствуя, будто ни с кем не знакома,
просочиться тонюсенькой струйкой прозрачной воды
через толщу эпохи – невидимо и насекомо,
не оставив следов… даже так: заметая следы.
Нас тут, дескать, не числилось в списках, нас тут не имелось ‑
не встречалось на улицах, не находилось в домах,
вообще не рождалось: такая вот, значит, немилость
плодородной природы – при полных‑то при закромах!
И – бочком да бочком, в направленьи к пространству,
в котором
три‑четыре стены, да замок, да глухой шпингалет ‑
и где, если огня не зажечь, то по спущенным шторам
ни за что не понять, есть хозяин внутри или нет.
|
4
Сорокавосьмилетняя жизнь пишет, но не читает,
хоть обложена грудами книг – куда только ни глянь.
Сорокавосьмилетняя жизнь – просвещённый китаец,
разобравший и снова собравший весь мир – в инь и янь.
А опять разобрать – не по возрасту и не по силам…
да и, вроде, эпоха не та и порядки не те!
Сорокавосьмилетняя жизнь – переливчатый символ,
в белизне заблудившийся собственной и в черноте.
Ей из знаков, пожалуй, милее всего запятая ‑
как бы и остановка, а всё же пока не конец,
хоть и некуда двигаться дальше, в сомненьях плутая,
хоть и послан гонец… да едва ли вернётся гонец!
Кто ж теперь возвращается, экие все вы смешные ‑
на любом повороте грохочет обвал за спиной,
да и в маленьком прошлом одни лишь обвалы сплошные,
и пустые просторы, и ветер гуляет шальной.
Но ведёт запятая – пути за собой заметая, ‑
а куда уж ведёт, разберёмся, когда добредём ‑
под бумажным зонтом, ненадёжным зонтом из Китая,
под бумажным дождём, ненадёжным бумажным дождём…
5
Сорокавосьмилетняя жизнь обожает тот берег,
ту неделю, тот мир – вообще просто… то‑что‑вдали.
Сорокавосьмилетняя жизнь не выносит истерик,
развлечений, товаров со скидкой, ботинок в пыли.
В ней достаточно стиля и даже немножечко шика,
бездна вкуса – где гибнут стихи, не добравшись до дна,
и такая музыка… такая большая музыка,
будто и не музыка уже, а уже тишина ‑
укрываемая от случайных вопросов и взглядов
по каким‑то своим тайникам… тайникам‑чердакам ‑
посреди отслуживших вещей и таких же нарядов,
достающихся здешним мышам и грядущим векам…
Сорокавосьмилетняя жизнь выйдет в ночь городскую ‑
посмотреть, мол, какая иная звезда не видна ль.
И вздохнёт, что звезда не видна, – ни о чем не тоскуя,
кроме красного шара, давно унесённого вдаль ‑
кроме красного шара…
Дай Бог ему мягкой посадки
там, где… там‑где‑садятся‑шары и дороги сошлись,
а тебе… да чего же тебе – у тебя всё в порядке,
сорокавосьмилетняя жизнь, мимолётная жизнь!
* * *
Значит, вот… такая небольшая наука ‑
физика такого пожилого предмета:
звук передвигается со скоростью звука,
свет передвигается со скоростью света.
Физика и музыка единого маха ‑
медленно торопится почтенная кляча:
|
смех передвигается со скоростью смеха,
плач передвигается со скоростью плача.
И повадка толстого хитрющего лиса
не смущает бездны равнодушного глаза:
лес передвигается со скоростью леса,
лаз передвигается со скоростью лаза.
Скоро мне домой, где ничто не знакомо,
на колёсах едет семилетнее лето ‑
дом передвигается со скоростью дома…
Жизнь передвигается со скоростью света.
БАБОЧКА
1 Небольшая весьма, но весьма глубокая амбразура ‑
непременная бездна у древних… да, древних греков
(содержавшаяся, как в амфорах, в узкогорлых
долгих строчках гекзаметра) – вдруг на пути возникла
и застигла врасплох, как всегда меня застигала:
не могу предугадывать бездн… да оно и трудно.
Это область числа (притом что все мои числа ‑
только цены на ярлыках никому не нужных товаров!),
область счёта – слогов или стоп, набегавших валом,
валом медленных волн, под собой хоронивших время,
если только не сделать короткую передышку
в середине третьей стопы… Краткосрочный отпуск
13 для солдата, случайно не павшего смертью храбрых.
14 Значит, как‑нибудь так: по дороге с земли на небо,
утомившись от свиста снаряда у самого сердца,
полагалось вздохнуть облегчённым глубоким вздохом,
и забыть обо всём – на целое на мгновенье.
А за целое за мгновенье случались вещи
совершенно невероятные… так, к примеру,
возникала вдруг бабочка, пересекавшая трассу
смертоносного и почти разорвавшего сердце снаряда,
прилетала – с иголочки новая – походная песня,
доносился рожок из соседней оливковой рощи,
и по следу рожка вездесущий божок из местных
прилетал с нехорошим, но долгожданным известьем,
26 что война давно завершилась и все свободны.
27 …я тут, в общем, о бабочке, о вечном её надзоре
за любою паузой в мире – любым свободным пространством,
куда можно вместить – меж одной войной и другою ‑
что захочешь… и, стало быть, перевести дыханье.
Там считают убитых и раненых, а живых не считают:
слишком много осталось в живых – война неудачна:
остаётся надеяться только, что в новых войнах
все мы ляжем рядком – и тогда будет всё как надо.
|
Составляются списки – безымянных, понятно, героев:
в этих списках героев содержат под номерами ‑
например, герой Сто Пятнадцать… чем же не имя? ‑
и красиво звучит, и запомнить совсем нетрудно:
39 рассчитайсь по порядку в нестройной шеренге смерти!
40 В суете передышки успеть бы с захороненьем…
Братство братской могилы надёжней любого братства:
брат на брате – и братом же погоняет
в суете передышки и в вечной горячей спешке!
Остаются две пешки живые, но мы и их похороним,
пока писари пишут письма с тяжёлым нажимом,
пока сохнут чернила… чернила недолго сохнут,
хоть и дольше, чем кровь, – и гораздо дольше, чем слёзы.
Впрочем, паузы хватит с лихвой – и просохнуть чернилам,
и дойти похоронкам, сухим и шершавым, как вереск,
разносимым миролюбивыми голубями
вроде веточек мира… такого непрочного мира,
53 что нажмёшь посильней – и нет его как не бывало.
54 Только я ведь о бабочке… неторопливой летунье,
распластавшей короткие крылья на пути у снаряда:
между ними – ущелье, и в нём на минуту застряла
золотая минута молчанья, но… канула в пропасть.
Ни о ком ничего не сказали: уже позабыто
и самой‑то войны развесёлое грозное имя!
Впору спрашивать старцев: на то ведь они и деревья,
чтоб всегда выживать и являться на переклички, ‑
дескать, ради чего разгорелся сыр‑бор, и чего добивались,
и за что умирали так празднично и так охотно,
и где все командиры, когда тут одни рядовые…
Старцы многое помнят: на то ведь они и деревья,
67 чтоб шумели их кроны, когда прочие все затихают.
68 А потом возникает цензура: стыдливый редактор,
переписывающий старинные длинные свитки
языком современным – конечно же, больше понятным,
чем какой‑нибудь мёртвый, давно опочивший в Бозе!
У него, у редактора, обычно плохо с глазами:
близорукость, как правило… вечная близорукость:
он умеет увидеть снаряд, но вблизи от снаряда
никогда не заметит бабочки – не говоря уж о смерти.
У него ненадёжная память, он путает цифры:
например, для него герой под номером Сто Пятнадцать ‑
то же самое, что под номером Два Миллиона Тридцать.
И к тому ж, он считает, что будет гораздо лучше
81 замолчать номера – а то как бы чего не вышло!
82 Вот и всё… но затишья, как правило, не хватает
ни на наш с вами век, ни на чей‑нибудь век подольше:
и опять пролетают снаряды у самого сердца ‑
и опять далеко до ближней оливковой рощи.
Вездесущий божок из местных торгует водкой,
продавая её тайком боязливым солдатам,
чтобы те распевали – с иголочки новые – песни,
и бросались в бой, и в бою, как львы, умирали.
Налетает ветер, хороший северный ветер
|
и выветривает из памяти жизнь шальную,
а цена ей какая… монетка, минутка, слава,
рюмка водки – за здравие… вот хоть божка из местных!
95 Лишь потом вспоминается: бабочку звали Цезура.
КАРАВАЙ‑КАРАВАЙ
1
Ну, здравствуй же, полный резни и возни,
мой город, Великий Не Мой!
такой каравай‑каравай, чёрт возьми,
как будто и вправду домой
вернулся – и снова идут колесом,
часы, подминая судьбу…
хотя ведь, казалось, забыл обо всём
и видел всё это в гробу!
Но схватит за горло, но бросит на плац,
на красный булыжный помост ‑
где всё‑как‑и‑прежде, где смейся‑паяц,
где жалок‑твой‑жребий, где прост
расчёт – на себя, на свою маету
по городу, полному лиц,
держащих забытые фразы во рту ‑
весь ворох былых небылиц.
Где – за руки взявшись – покружишь ещё,
поводишь ещё хоровод ‑
пустое пространство обняв горячо,
хватая кого повезёт
за локоть, за горло ли… руки дрожат:
тут высоковольтная связь!
А твой каравай всё растёт на дрожжах ‑
ворча, клокоча, пузырясь.
2
Так что ж было общего? Да ничего
не вспомнишь, хотя бис трудом.
Сограждане, связанные бечевой ‑
пучок сельдерея, пардон:
мол, все были братья – и каждый трамвай
роднил, как и Бог не роднит…
Так что ж было общего? Да каравай ‑
огромный округлый магнит.
Тогда раздавали ещё по куску,
на выбор, на честный делёж,
долины да реки, печаль да тоску,
соблазны да страхи, да ложь ‑
и, помню, тянуло, как муху на мёд,
как бабочку на огонёк,
вокруг каравая водить хоровод
со всех своих, стало быть, ног ‑
до юности, зрелости… до сорока
каких‑нибудь – с гаком и без, ‑
но не досчитались потом едока:
был, дескать, да как‑то исчез
среди облаков, где никто не живёт ‑
помимо каких‑нибудь птах!
Понятное дело… кружил хоровод ‑
кого‑нибудь да растоптав!
3
Идут да поют: каравай‑каравай ‑
пуста и легка голова!
Из бездны взывая, молю: не взывай
из бездны, Москва ты, Москва ‑
со всеми своими то этим, то тем!..
Не помню имён и домов ‑
ни этот вот памятник, древний тотем,
который так грешен, так нов!
А всё возникают и гибнут в толпе
воронки объятий – давно
и крепко замкнувшихся сами в себе,
такие знакомые, но
такие остывшие… холодно тут
у вас, при такой‑то жаре:
термометры врут, и хронометры врут,
и хмурится Павел Буре.
И может быть, я здесь не жил никогда,
раз вместо врагов и друзей
средь этого снега, средь этого льда ‑
сей мемориальный музей.
Давай‑ка ты, милый, отсюда, давай ‑
исчезни, покуда живой,
а то ведь такой каравай‑каравай,
такой хоровод роковой!
* * *
Вот у этого камня и остановитесь,
ибо нет утешения на стороне,
зачарованный странник, заносчивый витязь
на своём деревянном коне.
Так пристало стоять полевому растенью ‑
в рукаве укрывая бокал:
тут, по этой дорожке, коротенькой тенью
страх уже не однажды мелькал.
А по этой – гуляла гроза с облаками
в незапамятные времена,
а по этой – отчаянье шло со полками,
и запятнанные знамена.
Но мелькнуло сомнения кроткое жало ‑
впрочем, не причинивши вреда, ‑
и своею дорожкой слеза пробежала,
не оставив следа.
* * *
Вот вам города древний срез:
тут сияние до небес
из автобуса нумер нуль,
чей водитель прилёг на руль, ‑
при свечении сих Стожар
я единственный пассажир
в этом городе неживом
на автобусе нулевом.
Это счастья такой оскал,
то, что я так давно искал
между этих земель и тех ‑
на беспутных моих путях:
сесть в автобус, какой ни тот,
и, поехав себе вперёд,
словно нимбом, нулём блеснуть
в направленьи куда‑забудь…
Дескать, взбалмошен и бедов,
снялся – и никаких следов,
и пропал, махнув рукавом,
на автобусе нулевом:
и поди теперь догони
те блуждающие огни ‑
тот автобус, что пренебрёг
смыслом всех на земле дорог.
* * *
Так жизнь рисовала – на ощупь, впотьмах ‑
круги и квадраты,
был беличьей кисточки жалок размах,
но слёзы – крылаты,
и было легко воспарять на слезах
в пространство кривое ‑
и там спотыкаться на самых азах
любви и неволи.
Из рабства взываю, весёлый Господь:
по горним ступеням
веди мою праздную глупую плоть
куда не успеем,
серебряный шелест сухой мишуры
метя по сусекам, ‑
в иные миры, на иные пиры,
к иным человекам!
Но ночи воскресной пустынная гладь,
наездник ты бранный,
тебе для того, чтобы перевязать
свежайшие раны,
а завтра – над тою же над мостовой
нестись, как над бездной…
И – весь растерявшийся, полуживой ‑
вослед будет снова качать головой
твой ангел железный.
* * *
Ни опоры ни единой
в этой книге лебединой ‑
книга, улетай!
Он держал тебя при доме,
он кормил тебя с ладони
пылью золотой.
Он был весел и отчаян,
он души в тебе не чаял ‑
да недоглядел:
ты теперь уже большая
и, на волю поспешая,
ищешь свой предел.
А ему сидеть на ветке,
а ему глотать таблетки,
прогоняя стресс ‑
то цикадой, то цитатой,
то ещё какой крылатой
живностью с небес.
Он теперь тяжёл и мрачен,
раздражён и одурачен ‑
чем? Да пустяком:
что все дети подрастают
и все книги улетают
в небо прямиком.
* * *
…а ещё был такой темноглазый предмет
с очень длинным названьем:
он стоял и мерцал, он умел говорить
языком человечьим,
у него на груди было много цепей ‑
и все цепи звенели,
у него было два небольших колеса,
но они не крутились.
И потом вспоминается розовый тон
одной штуки – довольно
специальной, имевшей два птичьих крыла
в изумительных перьях:
эта штука должна была, вроде, летать,
но летать не летала,
а пылилась, как дурочка, на чердаке ‑
напевая и плача.
Много всяких таких непонятных вещей
прибивало волнами:
типа – вот ещё – двух золотых полусфер,
находившихся рядом, ‑
и при этом одна полусфера была
с ликом Девы Предвечной,
а другая – пуста, но горела огнём
и почти ослепляла.
Вообще, что касается цвета и форм ‑
они были прекрасны,
их слова понимались совсем без труда
и умели утешить:
дескать, что ж теперь делать‑то, милый ты наш…
не грусти понапрасну,
потому как дано тебе много всего ‑
выбирать и смеяться.
И опять выбирались какие ни то
кружева или кольца,
или просто вот обруч весёлый один ‑
чтоб катить по дорожке,
или даже пружина: в ней сила была ‑
и она, эта сила,
распрямляясь, обычно толкала вперёд
задремавшее время.
И тогда вдруг казалось, что жизнь хороша
среди всех этих как‑то
худо‑бедно собравшихся вместе картин,
именуемых миром, ‑
непонятным осталось, пожалуй, одно:
в чём их предназначенье,
но об этом судить и не вам, и не мне,
и не нам с вами вместе.
* * *
Мир картонный, мир пустой,
мир без окон, без дверей,
без легенд, без новостей ‑
мир от слова «умирай»:
рай от слова «умирай»…
Наиграйтесь наконец
бесконечною игрой
из монеток и колец.
Много ль стоит, господа,
бумеранг через строку,
если пишущий всегда
остаётся начеку ‑
вместо вот чего: летя
и теряя башмачки,
как небесное дитя,
выпорхнуть из‑под строки!
Наиграйтесь наконец
возле красного словца ‑
красного словца,
золотого тельца.
ЗАКРЫТОЕ ПИСЬМО С ЗАПАДНОГО ФРОНТА СТУДЕНТАМ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ
Как на западном фронте – понятно. Что у вас на восточном ‑
на восточном, где сосредоточены пушки и звёзды?
В ваших письмах стремительных, судя по многоточьям ‑
многоточьям, в точности напоминающим гвозди, ‑
всё неправда…
Ибо на самом деле вы дети,
расшумевшиеся не ко времени да не к месту!
И какие доспехи вы на себя ни наденьте,
и кого ни приговорите к казни или аресту ‑
всё равно вы потом расплачетесь и отпустите пленных,
испугавшись себя и жестокой своей свободы…
И мне жалко ваших разбитых локтей и коленок,
и мне хочется дать вам дюшеса или крем‑соды.
Но, когда я слышу с востока залпы орудий
и когда понимаю, что это уже не шутки
и что мне не догнать вас на старом моём ундервуде,
потому что вы впереди на целые сутки ‑
я пытаюсь вспомнить, когда же вы повзрослели?
Да на памяти – только утренники и пелёнки,
и высокие горки, и лёгкие карусели
и рожок Гесиода – пастуший такой, далёкий…
И я должен бы запретить вам всё это вроде,
но какое там!.. Отпишетесь многоточьем,
рассмеётесь: это у Вас там, на западном фронте,
никаких перемен… да мы‑то тут – на восточном.
* * *
Никакого сердца не хватит на беловик,
где цветы навытяжку – вот уж который век,
где сказали смирно, забывши добавить вольн… ‑
никакого мира не хватит на столько войн.
Ты гори, гори, моя жизнь, на чужих кострах,
ты лети, лети, моя тихая птица страх:
небосвод бескраен, да жалко, что неглубок, ‑
нету Бога там, где начертано слово «Бог».
Паутинный кокон, спаси нас и сохрани,
защити нас слабою силой своей брони,
не пускай к нам больше ни быль, ни иную боль,
паутинный кокон, дырявая колыбель!
Колыбель качается, как на воде челнок, ‑
баю‑баю‑баюшки, новой войны сынок,
там коса по свету гуляет себе и жнёт,
а топор – за нею: он на косе женат.
Не ходи по улице, глупая голова:
слишком быстро крутятся улицы жернова,
слишком быстро молятся, спрятав в рукав лицо,
мельники на мельнице, трогая колесо.
* * *
…и, завернувшись в хитон до пят
и усмиривши прыть,
в будущей жизни я стану петь ‑
петь и совсем не жить:
петь, достигая таких высот,
где только вечный сад,
петь, достигая таких низов,
где только вечный зов.
Бог, ничего ты мне не давай ‑
не во что завернуть! ‑
дай только голоса каравай,
как я отправлюсь в путь ‑
вниз, по ступенькам, по облакам
в самую, значит, тьму:
петь пастухам или рыбакам ‑
или ещё кому.
Пусть угощается люд простой,
милый усталый люд,
сытый тяжёлою немотой
в мире, где не поют.
Я‑то ведь знаю, куда идти,
Доброе Божество,
и просто так не раздам ломти
голоса моего.
* * *
Перепрыгнувши через верёвочку
раз, два раза и несколько раз,
наша вечность садится на лавочку,
сожалеючи, что увлеклась.
И опять – размышлять о возвышенном,
и опять – порицать произвол,
обращаючись к миру: мол, ваше нам…
то есть наше вам – с кисточкой, мол!
Это шутки святого Антония,
достающего из рукава
нашей прежней среды обитания
золотые, пустые слова.
Он всегда тут как тут – со шкатулочкой,
полной всякого хлама и слёз, ‑
разочтешься с ним детской считалочкои:
дескать, энеке‑бэнеке‑клёц!
Ты куда со своими потерями,
дорогой престарелый пострел?
Я сошью из дырявой материи
новый век – чтобы старый пестрел
золотыми своими прорехами,
золотою своей пустотой!
Улыбнулись – качнулись – проехали:
Сохрани нас, Антоний святой!
* * *
Ладно… тот или не тот,
дух или не дух ‑
голос тихий прилетит
на крылах, на двух,
и присядет на кровать:
я тебе спою ‑
только глаз не открывать ‑
колыбельную.
Спи‑дитя‑мо ё‑усни,
все устали от резни,
все легли на поле боя ‑
кого ни возьми:
и холопы, и цари,
спи‑дитя‑моё‑умри ‑
чёрт с тобою, Бог с тобою,
тари‑рари‑ри.
Нет у голоса ни слёз,
ни улыбок, ни…
ничего – и в этом плюс
всех его усни,
он ни мертвый, ни живой,
а какой – да вот…
врач он, фельдшер полевой,
у него обход.
Баю‑баюшки‑баю,
скоро встретимся в раю,
видишь, там такая дверца
неба на краю?
Ибо здесь, в кромешной тьме,
на тонюсенькой тесьме
что нас держит? Только сердце,
повреждённое в уме.
* * *
День не занимается – и звёзды не у дел:
месяц из тумана прогуляться выходил ‑
и летели головы по воздуху долой,
а тебе всё песенки, кузнечик пожилой!
А тебе всё праздники, тяжёлый мотылёк:
весел‑то ты весел, да уж больно недалёк,
ничего не видишь, а сигаешь в небеса,
где косила головы высокая коса.
Тесно было на небе серебряной косе ‑
и лежат на облачке порубанные все.
Грустно было на море – снаружи и на дне, ‑
и плывут на лодочке убитые одне.
Не найдёшь ли где‑нибудь в чулане, при свечах,
похоронной песенки, печальный весельчак?
Сердце твоё ветхое живет не на земле ‑
оно нарисовано на ангельском крыле.
ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА
Этот старый фильм на тёмной плёнке
светится снаружи и с изнанки,
и плетёт серебряный паук
жизнь, уже прошедшую раз двести,
но опять стоящую на месте
и не размыкающую круг.
Этот старый фильм на тёмной плёнке…
бедный светлячок в стеклянной банке,
мотылёк, согнутый пополам,
муха танцевала на уздечке ‑
Боже, как мы были бессердечны ‑
и как бессердечны были к нам!
Этот старый фильм на тёмной плёнке…
дорогие, глупые пылинки,
тычущиеся во все углы.
И от той золотоносной пыли
мы с тобой сидим совсем слепые
и боимся лучезарной мглы ‑
прошлого: мы дети, мы былинки,
мы стоим с тобою на полянке
между морем, небом и землёй, ‑
где счастливый царствует порядок, ‑
и смеётся из тяжёлых складок
Мёбиус с пеньковою петлёй.
* * *
Оттого все слова нам тесны,
что ясны, что туманная область
недалёкой отсюда весны
не вмещается в них как подробность.
Помнишь, ночь вытесняла цветы
за решётку дощатой ограды
и летело за край темноты
безутешное соло из сада?
Помнишь, как вытеснял абажур
тень из комнаты светом вечерним,
а слова «это Вы чересчур»
сами были преувеличеньем,
но от них становилось легко
меж невидимыми берегами?
И потом, как с плиты молоко,
наши лучшие дни убегали…
* * *
Не пора ли, взвесивши серебро,
на Восток отправиться, в Остербро,
и – воздав сторицею старине ‑
погулять по солнечной стороне?
Потому что, помнится, теневой
по другой гуляли мы мостовой ‑
и от той, неправильной, стороны
стали мысли путаны и темны.
А кто ходит правильной стороной ‑
у того ни тучки нет за спиной,
он идёт по городу не таясь ‑
словно царь какой‑нибудь или князь.
Он идёт по городу налегке ‑
день сжимая завтрашний в кулаке,
и ему вся будущность нипочём:
у него есть солнышко над плечом,
у него есть ласточка в синеве,
у него есть лестничка в голове ‑
и по этой лестничке он уйдёт
в никому не ведомый небосвод.
* * *
Не расспрашивай, красавица,
шутника и лицедея!
Всё метелица, бессонница
да семь пятниц на неделе…
Не расспрашивай, разумница,
чудака да мизантропа:
всё невнятица, сумятица
да опять закат Европы!
Не расспрашивай, забавница,
дурака и чародея:
его мучают любовница
и бесплодная идея.
Не приходит Богородица,
но проходит стороною,
а приходит неурядица
и смеётся за спиною:
дескать, нет тебе ни правила,
ни закона, ни пути нет ‑
то латиница кириллила,
то кириллица латинит!
* * *
По небу проплыл белый катер,
в катере летел вольный ветер:
и вздохнул во мне город Питер
сиротливо и белокрыло ‑
и заговорила Ольховка,
и заговорила Канавка,
а за ними Малая Невка
осторожно заговорила.
Что они сказали – неважно:
пусть и хорошо, пусть и нежно,
только совершенно ненужно,
и, на самом деле, напрасно, ‑
потому как всё уже поздно,
и давно закончена тризна,
и на дне души моей грузно
ныне и – наверное – присно.
Лучше я забуду навеки
нежные да прежние звуки,
все намёки, все экивоки
я забуду, честное слово!
Но сидеть булавке Ольховке,
и сидеть булавке Канавке,
и ещё одной, Малой Невке, ‑
всё равно в груди моей, слева.
* * *
Вам, молодые господа
(вы только‑только из гнезда,
на вас смешное оперенье), ‑
я завещаю эмпиреи:
вы в них бывайте иногда.
Там множество дымков печных,
и звёзд, и ангелов ручных,
и прочих, всеми позабытых
небесной жизни атрибутов ‑
как прописных, так и строчных.
И я там был, мёд‑пиво пил ‑
и подо мной качался пол
того заоблачного мира,
да вот… давно настал черёд
для новых молодых господ:
там, в эмпиреях, Бог их ждёт ‑
и им готовит сувениры.
НОЧЬ
Всё никак не сдавалась Великая Явь,
Великая Власть дня:
у неё на одежде была кровь
и звенела её броня.
Но я знал: ей не победить меня,
как её ни грозна рать, ‑
даже если я упаду с коня
и улечу умирать!
Впрочем, крошка‑брешь шириной с грош
говорила уже: брось! ‑
и вспорхнули птицы со всех крыш,
распевая и серебрясь,
и по яви, рыб чешуёй рябя,
за волной побежала волна ‑
и я видел тебя, я видел тебя
в подзорной трубе сна!
БУКВАРЬ
Вот и причалили, значит, на праздной фелюге:
дел стало хоть отбавляй, застревающих в горле, ‑
все ордена перекрасили, все перевесили флаги,
все имена поменяли, а отчества стёрли;
дни переставивши, перекроили недели;
храмы разрушив, построили новые храмы,
стали молиться, о чём отродясь не умели, ‑
мама же мыла и мыла несметные рамы.
Переписали скрижали – исправив ошибки,
переиначив слова до последнего слова,
прежних врагов изловили и дали по шапке,
перемотали клубки и запутали снова,
и повторяли опять, по складам, спотыкаясь,
жизнь свою слева направо и далее прямо:
через всю эту сумятицу весь этот хаос ‑
мама же мыла и мыла несметные рамы.
Мама же мыла и мыла несметные рамы,
и проступал небосвод на стекле постепенно,
были такие высокие руки у мамы,
и на руках её пенилась белая пена…
* * *
Обещала – мучительница, беспощадница ‑
развесёлое пряча лицо в колесо,
карусель обещала, что всё возвращается, ‑
и оно возвращалось, любезное Всё!
Выступали из памяти тропы заветные,
а по ним – из одной запылённой страны ‑
шли и шли драгоценные наши животные:
наши львы, наши волки и наши слоны.
И вокруг деревянной колонны с акантами
начинала кружиться, глазами блестя,
молчаливая девочка с белыми бантами
на понятливом пони с попоной в кистях.
И, держа на весу свою кружку пузатую,
где старательно пенился бронзовый эль,
засьшал карусельщик, накрывшись газетою,
забываючи остановить карусель,
а она повторяла, пророчица, умница:
догоняйте же, что ж вы… осталось чуть‑чуть ‑
и грядущее с прошлым однажды обнимутся,
и их больше тогда уже не разлучить.
* * *
А когда нас засыпет снегами
тот же самый минующий век,
чьи события мы отвергали,
потому что смотрели наверх,
мы забудем смиренные лица
наших близких и наших чужих,
мы разучимся дуться и злиться
и по улицам тёмным кружить,
мы помиримся с веком навеки
и, в объятья его заключив,
вместе вспомним случайные вехи
на дорогах ночных и ничьих:
тут стояла зима, там – утрата,
там – надежда, продрогшая вся…
Мы их не разглядели когда‑то,
ни за что полюбив небеса.
* * *
Вы не смотрите на меня – вы посмотрите на себя,
как вы прекрасны и умны, братья и сестры,
как много в вас ещё огня – вы не смотрите на меня ‑
и как крепка ваша броня, и танки быстры.
Вы посмотрите на себя: какая дружная семья,
какие яркие цветы у вас в петлице,
какая славная родня – вы не смотрите на меня, ‑
какие лица и какие небылицы,
какой у вас тяжёлый стяг, порядок в танковых частях,
и каждый миг, и каждый шаг овеян славой,
и как, спокойствие храня – вы не смотрите на меня, ‑
вы всё правее, всё сильней и всё счастливей.
Жаль, что мне эту благодать отсюда просто не видать,
а то бы я бы, разумеется, проникся
или пленился, без вранья – вы не смотрите на меня, ‑
благополучием и игрека, и икса.
Но вам должно быть всё равно, вы не печальтесь, вам должно
быть безразлично, где и как я, и зачем я:
седлая резвого коня, вы не смотрите на меня,
а просто следуйте‑ка к пункту назначенья:
к своим высотам и богам, к своим далёким берегам,
меня оставив – верить в дао или в Будду
и в милость завтрашнего дня… вы не смотрите на меня:
я, в общем, выбыл – и теперь уже не вбуду
* * *
Со стихами в голове ‑
ну а больше‑то им… где же?
Не годятся для продажи
ни рисунки, ни стихи:
за них денег не дают,
за стихи и за рисунки ‑
помрачённые в рассудке,
они пляшут и поют.
Они пляшут и поют:
тари‑рари, тари‑рури,
я скачу верхом на буре ‑
во все стороны гляжу,
отойдите‑ка на метр,
отойдите на два метра ‑
отойдите на два ветра,
на два облака назад!
В небесах они живут,
все стихи и все рисунки,
у них гордые осанки
и весёлые глаза,
и счастливая судьба
дурачка и ясновидца ‑
никогда не продаваться,
никогда и ни за что.
* * *
Л. Б.
Воспоминанья были ветхи,
но с ними мы и не дружили:
мы рисовали на салфетке
грядущего черты чужие ‑
каким‑то невозможно синим,
как водится у несчастливых,
и пахнул кофе керосином,
и явно не хватало сливок.
Вблизи – и всё‑таки с изнанки
действительности – всё мелькали
три ютские официантки
цианистые, словно калий,
и, изучая эту живность
(ведь надо же так расплодиться!),
мы то смеялись, то страшились,
что нечем будет расплатиться.
Считали эре на ладони,
и перекрестья циферблата,
и слёзы на твоём подоле,
и были дерзки и крылаты:
не помню – птицы ль, тени ль, дети ль,
и кто бы знал, что был так близок
один невидимый свидетель,
желанья заносивший в список…
* * *
Вот почти уже и не видна,
вот почти уже и не близка
занесённая снегом страна,
занесённая снегом строка.
И теперь ни за что не понять,
как там жизнь, как там наши дела
и куда путеводная красная нить
нас вела – и куда привела.
Не спеши у
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!