Ведущий архетип как доминирующий инстинкт — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Ведущий архетип как доминирующий инстинкт

2021-01-29 112
Ведущий архетип как доминирующий инстинкт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Архетипическая структура отражает в образах инстинктивную природу человека, его преобладающие внутренние силы. Основными биологическими инстинктами человека являются инстинкт самосохранения, продолжения рода, любви, доминирования самосовершенствования. Набор социальных инстинктов тоже известен: альтруистический, свободы и независимости, исследовательский, сохранения достоинства. Все инстинкты, или рефлексы, одинаково необходимы человеку для выживания. Преобладающий рефлекс выражает наиболее сильную врожденную психическую энергию человека, в русле которой осуществляется его самореализация.

Мак‑Дугалл (1908–1932) утверждал, что инстинкты (влечения и потребности) врожденны; обладают побудительной силой (энергетический аспект) и управляющей функцией, содержат в упорядоченной последовательности процесс переработки информации (познавательный аспект), эмоционального возбуждения (эмоциональный аспект) и готовности к моторным действиям (двигательный аспект).

Квазипотребности(актуальные), по К. Левину (1980), иерархически связаны с инстинктами.

 

Имиджевые раскопки

 

Мифология, как поэтическая образность, порождаемая «супернормальными» знаковыми стимуляторами, высвобождает и направляет врожденную энергию человека на достижение соответствующих целей. Потому «археологические раскопки» личностных запечатлеваний и проекций, а через них и наиболее ярких личностных качеств составляют фундамент имиджеформирующей деятельности человека.

Для нахождения и активизации базового образа личности расположите базовые архетипы перед собой в ряд. Последовательно входя в поле каждого архетипа, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям и ответьте на вопрос, что есть у вас от этого архетипа. Аудитория или окружающие вас люди могут дополнить суждения о том, что в вас проявляется от того или иного архетипа вовне.

Наверх выводится самый близкий вашему внутреннему состоянию архетип. Все остальные располагаются под ведущим архетипом по убыванию степени чувственного отклика на него.

Далее необходимо встать на выстроенный «фундамент» и отразить свое состояние. Чаще всего эта игра дает ощущение самоструктурированности, ясности, прилива сил. Таким образом выстраивается архетипический фундамент личности.

 

Все перпендикулярно

 

Идеальное «Я» и стремление себя изменить – движение сознания по вертикали (осознанный личный идеал; неудовлетворенность собой и желание себя изменить). Это развитие в условиях конфликта между социальным и духовным и т. д.

На завершающем этапе окончательно меняются не только внешние манеры, но и эмоциональные отношения. Личность начинает формироваться во внешнем пространстве общественных отношений.

Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию (уподобление себя другому, психоанализ, механизм познания и понимания другого) и рефлексию (удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, эмпатия – аффективное понимание). Оба механизма требуют умения поставить себя на место другого.

По окончании первого этапа, проработки имиджевой опоры человека выстраивается архетипическая вертикаль, стержень личности. Вспоминаются запечатленные в сознании сказки, мифологические боги или герои, любимые образы национальной, а затем и мировой литературы, изобразительного и музыкального искусства, экранные персонажи.

Последовательно входя в обозначенные образы или произведения искусства, отвечаем на вопрос, что в нас есть от того или иного образа или истории. Образы и истории, имеющие большее отношение к стержневой сущности индивида, выводятся наверх, под ними, по убывающей, располагаются все другие. На каждом этапе запечатлевания вспоминаются и анализируются не более 2–3 образов и всегда отыскивается «самый близкий».

Поиски прообразов необходимы нам как модели для соответствующих реализаций, объективизаций себя в жизни. Так выстраивается лестница успеха или восхождения. Визуальный образ есть генерирующий контекст деятельности, усиливающий взаимодействие с миром.

 

Что почему

 

Внутренних образов и, соответственно, имиджей у человека несколько.

Причем у каждого из нас имеются базовые образы, относящиеся к ядру личности, образы решения различных задач взросления и социализации, модели своеобразия и качества самоисполнения в социальном и жизненном пространстве, образы актуальной цели и очередного момента самореализации. Наконец, образы настроения, как мимолетные неустойчивые состояния. Отсчитывать следует снизу.

Итак, образные подсказки внутри нас, неясное становится очевидным, и тайна почти раскрыта.

 

Три шага личностной истории

 

Только три первых шага по вертикали от архетипического фундамента составляют индивидуальную историю человека, ориентированную, главным образом, на себя, свои чувства и интересы. Это образы Эго. У некоторых они чрезвычайно сильны и продолжают доминировать и в дальнейшем, в форме социального эгоизма или, что хуже, эгоцентризма. Базовый образ личности при этом имеет следующую структуру (отсчитывать снизу):

4) психологические особенности личности;

3) социальные и профессиональные функции;

2) базовые установки;

1) тип психической энергии.

У Николая Баскова, например, согласно стороннему наблюдению, базовый образ выглядит следующим образом:

4) Онегин;

3) Орфей;

2) Принц;

1) Ангел.

Первые три шага: образы национальных сказок, мифов и национальной литературы – предопределяют, в совокупности с ведущим архетипом, неповторимую личностную идентичность, уникальность, своеобразие и область наибольшей конкурентоспособности человека. Их важно для себя сформулировать поточнее. Например, «фантастическая мать с тонкой душевной организацией». Это некие базовые установки, выступающие как форма выражения в деятельности человека того или иного содержания, личностного смысла или значения.

Здесь и ведущий базовый образ смысла, сверхзадачи, миссии (любимая сказка), и образ призвания, профессиональной и социальной функции (любимые мифологические персонажи и истории), и образ характера, наиболее ярких личностных черт, и даже механизмов личностного роста (любимое произведение национальной классики).

Это базисный имидж, который отражает сущностные основы личности. Он не меняется, а лишь претерпевает различные этапные трансформации, когда внутренняя сущность человека преломляется через потребности времени.

 

Выход в свет

С половым созреванием начинается жизнь человека в социуме, пробуждается интерес к другим людям, другому миру, другим жизненным ценностям и измерениям.

В дальнейшей разработке собственной имиджевой вертикали вспоминаются запечатленные образы мировой литературы (это образ, он же модель, романтических отношений), образы любимого национального кинематографа (образ и модель социальной адаптации), мирового кино (образ и модель реадаптации и модели поведения в экстремальной ситуации), герой нашего времени (модель/образ социального признания, выхода за пределы «Я»), любимая киноактриса/актер (образ/модель счастья в гендерном аспекте).

Все они – вспомогательные образы социализации, их запечатлевание происходит в чувствительные периоды поиска ответа на вопрос, как решать те или иные возрастные задачи.

Интерес к кино, например, как к увлекательно рассказанным жизненным историям, возникает тогда, когда человек ищет ответа на вопрос «Как жить?», образ героя нашего времени складывается у того, кто мечтает о славе и популярности.

Любимое музыкальное произведение отражает эмоциональный строй личности, наиболее яркие чувства, оно поможет найти неповторимую интонацию своей речи. Любимое произведение изобразительного искусства – это образ повышения собственной значимости (роста самооценки, уверенности в себе, ценности и даже роста материального благосостояния). Любимая актриса (актер) – образ женского успеха или личного счастья.

Когда имиджевые модели заложены в решение соответствующих им жизненных задач, все происходит автоматически и исключительно по‑вашему, причем наиболее эффективно. Если модели базовых этапов становления не заложены – мы действуем не сообразно себе, а методом проб и ошибок и, следовательно, дальнейших разочарований и поправок.

 

Имиджевый рентген

 

Итак, имиджевая структура человека приобретает следующий вид (снизу вверх):

6) образы счастья (Катрин Денев);

5) образы социального успеха (Константин Хабенский);

4) образы реадаптации (фильм «Девять с половиной недель»);

3) образы адаптации (Фрося Бурлакова из к/ф «Приходите завтра»);

2) образы партнерских отношений (например, пьесы У. Шекспира);

1) базовые образы (например, Маг, Золотая рыбка, принцесса Диана, «Преступление и наказание» Достоевского).

Отдельно можно определить образы самооценки (Мона Лиза, например), образы речевой выразительности (музыка Г. Свиридова) и др.

Когда имиджевый рентген проведен, можно делать обоснованные выводы и смело действовать в направлении желаемой цели.

 

Закладка «фундамента»

 

Закладка «фундамента» и «несущих конструкций здания» вашего публичного образа происходит на различных этапах взросления в связи с решением актуальных задач жизни в обществе.

8. Герои телеэкрана меняются с возрастом.

7. Образы мирового кинематографа – в 21–30 лет.

6. Образы отечественного кинематографа – в 18–21 лет.

5. Образы мировой литературы – в 15–17 лет.

4. Образы национальной литературы – в 11–14 лет.

3. Мифологические образы – в 7–10 лет.

2. Образы национального фольклора – до 5–6 лет.

1. Универсальные базовые архетипы – отражают инстинктивную доминанту.

На вопросы о других образах ответить сложнее, и лучше это сделать в конце, если остались эмоциональные ресурсы.

Образы музыкального искусства – в 20–30 лет.

Образы изобразительного искусства – в 20–30 лет.

Образы пластического искусства – в 20–30 лет.

Для людей, не обладающих образным мышлением, это занятие представляется необычно трудным, оно требует от них некоторых усилий и может пробудить отрицательные эмоции. Полного неприятия, однако, оно не вызывает, скорее интерес и любопытство. Искусство и его заглавный элемент – образ – важнейший механизм достижения успеха в соответствующей сфере деятельности.

 

Энергетический коктейль

 

После того как имиджевый «фундамент» и «имиджевая» вертикаль выстроены, переходим к основанию своеобразного перпендикуляра и оценке своего состояния как результата проделанной работы.

Как вы себя чувствуете в конце? Какие новые ощущения у вас появились? Посетили ли какие‑то инсайты озарения? Опишите свое состояние. Что хочется сделать, доделать, переделать в этой структуре? Сделайте это. Есть ли что‑нибудь лишнее? Уберите. Есть ли противоречия? Рационализируйте их.

В чем ваша неповторимая личная идентичность, уникальность, своеобразие? Сформулируйте сами.

Работа дает ощущение силы и осознания внутреннего стержня, обеспечивает активизацию скрытых ресурсов и усиливает мотивацию к деятельности.

Когда вы не знаете, что делать, а главное – как, поработайте с образами, на чувства они действуют безотказно, и не только на ваши собственные. Чувства, как известно, заразительны, а найденные образы способны принести неоценимую пользу.

 

Как быть с комплексами?

 

Каждый заложенный в нас образ есть комплекс личностных качеств, его выражающих. Образы‑комплексы, имеющие негативную окраску, прорабатываются на уровне их запечатлевания. Для этого следует выйти из поля образа и посмотреть на себя со стороны. Затем провести рационализацию комплекса – выведение его на более высокий уровень проявления.

Допустим, любимое произведение мировой классики у клиента – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Модель романтических отношений. Введя испытуемого в поле данного произведения, мы спрашиваем, что лично у него есть от самой истории, от ее образов. Если это глубина чувств, полная самоотдача любимому и трагизм, следует спросить, какое качество из этих трех, на более высоком уровне, может развиться в нем. Романтизм, например. С этим качеством человек вновь вступает в поле любимой истории и идет дальше по вертикали. Так комплексы мы превращаем в ресурсы неповторимой личностной идентичности.

Имейте в виду, что осознанность и контроль над ситуацией жестко увязаны. Для контроля своего собственного поведения достаточно просто взглянуть на себя со стороны.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.