Физическая нагрузка и плотность учебно-тренировочного занятия — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Физическая нагрузка и плотность учебно-тренировочного занятия

2020-10-20 211
Физическая нагрузка и плотность учебно-тренировочного занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важными показателями качества учебно-тренировочных занятий являются физическая нагрузка, испытываемая обучаемыми, и их плотность.

Под физической нагрузкой понимается степень острого и суммарного воздействия выполняемых приемов, дей­ствий и упражнений на организм занимающихся. На учеб­но-тренировочных занятиях по подготовке военнослужащих к рукопашному бою она зависит от выполняемых приемов (с оружием или без оружия), внешней среды (на площадке, в зале, на тактическом поле или другой местности), соот­ношения интенсивности и объема упражнений с продол­жительностью и формой отдыха между ними.

Многочисленными исследованиями доказано, что в тре­нировочных занятиях под нагрузкой понимается также нервное напряжение, связанное с двигательной активно­стью обучаемого и определяемое величиной воздействия на организм.

Интенсивность упражнений в приемах и действиях рукопашного боя характеризуется степенью напряженности движений, входящих в их содержание, и обусловливается следующими показателями:

  • исходным положением;
  • координационной сложностью приемов и действий;
  • массой, ростом и силой «противника»;
  • степенью мышечного напряжения занимающихся, необ­ходимого для достижения наибольшего двигательного эф­фекта.

Объем упражнений определяется количественной ме­рой выполняемых приемов и действий, т. е. зависит от количества повторений одного и того же приема или коли­чества выполняемых приемов, действий и упражнений.

Интенсивность нагрузки характеризуется количеством работы (объемом), выполняемой в единицу времени. Раз­личают два вида интенсивности: относительную (интенсив­ность тренировочных упражнений) и абсолютную (интен­сивность соревновательных упражнений). Относительная интенсивность измеряется в процентах к абсолютной. На­пример, при выполнении комплексного контрольного уп­ражнения в приемах боя с автоматом на единой полосе препятствий (см. гл. 9), проводимом в виде соревнований во время государственных экзаменов в Военном институте физической культуры частота сердечных сокращений (ЧСС) у выпускников достигала 170 уд/мин, а в соревнованиях на первенство института по рукопашному бою в групповых схватках —160 уд/мин. Эти показатели и будут характери­зовать абсолютную интенсивность в выполнении соревно­вательных упражнений рукопашного боя. Тренировочные же показатели в этих упражнениях, проводимых накануне госэкзаменов и соревнований, достигали 88% (150 уд/мин) и 82 /о (140 уд/мин) соответственно. Эти процентные вели­чины будут показателями относительной интенсивности.

Для удобства определения интенсивности нагрузки в за­нятии по рукопашному бою разработана примерная оце­ночная шкала интенсивности тренировочных упражнений (табл. 3).

В. С. Келлером и Л. В. Сайчуком для оценки критерия интенсивности нагрузки учебно-тренировочного занятия" предложена следующая формула:

где I — критерий интенсивности нагрузки в занятии; li - интенсивность группы упражнений; ti - время выполнения упражнения.

Таблица 3

Примерная оценочная шкала интенсивности нагрузок тренировочных упражнений, применяемых в учебно-тренировочных занятиях по рукопашному бою

Группа упражне­ний Упражнения Относи­тельная интенсив­ность, %
1-я Соревновательные единоборства и схватки, соревнования в выполнении комплексного контрольного упражнения в приемах боя ав­томатом на единой полосе препятствий, дей­ствия в составе отделения (взвода) при ата­ках опорных пунктов «противника» и др. 90—100
2-я Тренировочные единоборства и схватки в средствах защиты, тренировочные ком­плексные упражнения, действия в засадах, выполнение комплекса приемов и действий с автоматом на 16 счетов и др. 80—90
3-я Парные боевые упражнения на необусловленные действия, поточное выполнение при­емов и действий, комплексы приемов и дей­ствий на 16 счетов и др. 70—80
4-я Парные боевые упражнения на обусловленные и полуобусловленные действия, тре­нировка в выполнении отдельных приемов и действий, комплексы приемов и действий на 8 счетов и др. 55—70
5-я Разучивание приемов и действий, упражнения на мишенях, чучелах, упражнения в приемах самостраховки, во взаимном пе­редвижении, специальные подготавливающие упражнения 45-55

Для определения интенсивности нагрузки учебно-трени­ровочного занятия по приведенной формуле необходимо:

  • провести хронометраж выполняемых упражнений, и по таблице 3 определить относительную их интенсив­ность в %;
  • подставить в формулу значения относительной интен­сивности, упражнения и время его выполнения.

Например, если: в подготовительной части учебно-тре­нировочного занятия военнослужащие в течение 6 мин вы­полняли специальные упражнения и приемы самостраховки, то необходимо 45% (см. табл. 3 — 5-я группа упражнений) умножить на 6; в основной в течение 18 мин обучались бо­левым приемам (55%Х18), в течение 6 мин проводилась тренировка в них (65%Х6) и 3 раза по 1 мин — тренировка в приемах потоком (70% ХЗ), то:

Таким образом, интенсивность нагрузки в занятии рав­на 56,4%.

Проведенные в институте исследования выявили, что показатель более 70% определяет высокую интенсивность занятия, 55—70%—среднюю и менее 55%—низкую.

Другим качественным показателем учебно-тренировоч­ного занятия по рукопашному бою является его плот­ность, т. е. фактический объем упражнений. В педагоги­ческой практике физической подготовки различают мотор­ную и общую плотность занятий.

Моторная плотность представляет собой отношение вре­мени, затраченного только на выполнение приемов, дей­ствий и упражнений ко всему времени занятия (в целом или его отдельных частей).

Общая плотность — это отношение времени, использо­ванного педагогически целесообразно (а именно: на показ и объяснение руководителя занятий, его указания, коман­ды для перестроений, выполнение приемов, действий и на отдых между ними) ко всему времени занятия.

Плотность занятия должна быть оптимальной, и руко­водителю необходимо сочетать физическую нагрузку с от­дыхом, а тренировочный эффект — с решением образова­тельных и воспитательных задач. Плотность определяется путем хронометрирования и выражается в процентах. На­пример: в вышеприведенных примерах на занятии продол­жительностью 50 мин военнослужащий выполнял упраж­нения 33 мин. Следовательно, моторная плотность занятия будет:

(33: 50) • 100% = 66%

Высокую моторную плотность при проведении занятий определяет показатель — более 70%, среднюю — 50—70%, низкую — менее 50%.

На величину физической нагрузки также влияют про­должительность и форма организации отдыха занимающихся. Их изменение обеспечивают, с одной стороны, раз­витие военнослужащих, т. е. совершенствование их физи­ческих и специальных качеств, укрепление, здоровья и улучшение антропометрических показателей, а с другой — успешность овладения техникой приемов.

По продолжительности отдых бывает сокращенный, не­полный и полный: сокращенный — когда последующие уп­ражнения проводятся на фоне утомления, сохранившегося от предыдущих упражнений, действий; неполный — когда проходит утомление от предыдущих упражнений, но сохра­няются следы их положительного влияния; полный — ког­да ликвидируются последствия выполнения предыдущих упражнений.

По форме организации отдых может быть пассивным (сидя, стоя, лежа), активным (для ускорения восстановле­ния работоспособности применяются специальные упражне­ния и движения) и смешанным.

В заключение следует отметить, что физическая на­грузка, интенсивность и плотность занятия должны соот­ветствовать задачам и этапу обучения, уровню подготов­ленности и возрасту военнослужащих. Повышение физиче­ской нагрузки, интенсивности и плотности достигаются:

  • сокращением времени на перестроения;
  • краткостью и ясностью объяснений;
  • увеличением количества повторений и быстроты выпол­нения приемов и действий;
  • регулированием отдыха;
  • выполнением упражнений всеми занимающимися одно­временно или потоком;
  • преимущественным включением в занятия упражнений из более высоких групп по интенсивности нагрузок;
  • применением круговой тренировки и соревновательного метода;
  • целесообразным использованием чучел, мишеней, тре­нажеров, оборудования и инвентаря.

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.