Обогащение и уточнение лексического запаса школьников с задержанным психическим развитием на коррекционно-развивающем занятии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Обогащение и уточнение лексического запаса школьников с задержанным психическим развитием на коррекционно-развивающем занятии

2020-10-20 185
Обогащение и уточнение лексического запаса школьников с задержанным психическим развитием на коррекционно-развивающем занятии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На формирующем этапе опытно-практической работы нами были разработаны и апробированы занятия по развитию лексического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержанным психическим развитием.

Занятия проводились дважды в неделю по 30 минут и содержали в себе коррекционно-развивающие упражнения, дидактические игры, обучающие задания, направленные на развитие словарного запаса. Занятия строились с учетом индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития с чередованием различных видов деятельности и с использованием здоровьесберегающих технологий.

Занятия велись в четкой последовательности и некими небольшими блоками: два занятия на изучение слов, обозначающих предметы, после два занятия, посвящённых словам - признакам предмета и далее два занятия, посвящённые изучению и развитию глагольного словаря, после чего цикл возвращается к началу и повторялся. Такой подход помогает систематически, целенаправленно и организованно осуществлять развитие словарного запаса учащихся с задержкой психического развития, проведение занятий как бы попарно позволяет эффективно изучать и закреплять речевой материал, рассматриваемый на уроке. В такой последовательности нами было проведено 12 занятий, по 4 занятия было отведено на каждый раздел лексики: слова-предметы, слова - признаки предметов и слова-действия (приложение 2).

Система проведённых нами занятий составлялась на основе методических разработок Рашель Давыдовны Тригр, Раисы Ивановны Лалаевой и Людмилы Николаевны Ефименковой.

На занятиях использовались задания, связанные с такими понятиями, как антонимы и синонимы (без введения терминов), обобщающее значение слова, синонимические близкие слова, так же использовалась наглядность. Практически все упражнения выполнялись учениками в устной форме, поэтому помимо основной цели - расширение и уточнение словарного запаса учащихся, - нами решались задачи, направленные на развитие связной речи, умение формулировать свои мысли и излагать их полным и грамотным ответом.

С наибольшей охотой и заинтересованностью дети подходили к заданиям, в которых использовались слова из жизни животных. В силу того, что им интересно называть известных животных, изучать новых, описывать их, упражнения, для выполнения которых требуются эти операции, выполняются более успешно. Так же при работе со словами данной тематики создаётся положительная атмосфера, так как дети чувствуют свою способность справиться с заданиями и мотивируются на дальнейшее развитие.

Так же одним из самых интересных было задание с масками - рисунками лиц в разных эмоциональных состояниях. На одном занятии нужно было описать выражение лица - грустное, весёлое, сердитое и т.д., на другом нужно было охарактеризовать рисунки с использованием слов, обозначающих действия - лицо сердится, лицо смеётся, плачет и т.д. Такое задание очень полезно проводить с детьми, имеющими задержку психического развития, так как уже упоминалась ранее в нашем исследовании, узкий словарный запас не позволяет детям точно и подробно описывать настроения и эмоциональные состояния. Чаще всего на вопрос о том, какое настроение у человека, изображённого на картинки или персонажа сказки, дети отвечают «плохое» или «хорошее», диапазон слов, выражающих чувства и эмоции крайне мал.

После того как были проведены запланированные и подготовленные нами занятия по развития словарного запаса учеников с задержкой психического развития, на контрольном этапе нашего практического исследования нами была проведена диагностика, целью которой являлось установление уровня развития лексической стороны речи учащихся.

На контрольном эксперименте нашего исследования использовались те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе исследования, что позволило сделать сравнительные выводы и оценить результативность использованных занятий.

Так же как и в начале, работа проводилась в параллельных классах с целью установить уровень развития лексической речи учащихся и сравнить динамику во 2 «А» классе, где проводились развивающие занятия с уровнем развития словарного запаса учащихся 2 «Б» класса, где коррекционная работа не осуществлялась.

Результат проделанной работы мы так же можем представить в виде таблиц. Все ученики в той или иной степени повысили показатели, определяющие уровень развития словарного запаса. Уровень каждого из выделенных нами разделов (предметный словарь, словарь признаков и глагольный словарь) увеличивается в среднем на 1-2 бала, у некоторых на 3 бала, эти на первый взгляд несущественные изменения, в сумме влияют на итог и демонстрируют значительное продвижение в развитии лексической стороны речи учеников.

 

Таблица 3. Исследование словарного запаса учащихся 2 «А» класса

ФИ ученика пол Логопедическое заключение

Исследование словаря

Итог (балы)
      Предметный словарь Словарь признаков Глагольный словарь  
Владислав А. М ОНР IV ур. 23 19,5 18,25 60,75
Елена Д. Ж ОНР IV ур. 20,5 16,25 17 53,5
Никита Е. М ОНР IV ур. 17 14,25 13,25 44,5
Елена К. Ж ОНР III ур. 15 11,5 12 38,5
Андрей М. М ОНР II ур. 8,5 7 11,75 26,25
Даниил О. М ОНР IV ур. 21,25 14 17,5 52,75
Илья О. М ОНР III ур. 19,25 13 12,5 44,75
Денис Р. М ОНР II ур. 10,25 6,5 9,75 26,5
Кирилл С. М ОНР IV ур. 23 8,25 16 47,25
Виктор С. М ОНР III ур. 16,75 11,75 14,5 42
Никита Т. М ОНР IV ур. 20,5 13,75 15 49,25
Роман Ш. М ОНР III ур. 14,5 15,25 14 43,75

 

На констатирующем этапе исследования, нами было разработана классификация, условно разделяющая испытуемых учеников на три группы: дети с высоким уровнем сформированности словарного запаса, со средним уровнем и с низким уровнем.

По итогам контрольного этапа один ученик 2 «А» класса достиг 60,7 балов, что позволяет отнести его к первой группе, результаты восьми учеников сосуществуют среднему уровню сформированности словарного запаса, и у троих учеников выявлен низкий уровень сформированности словарного запаса.

Мы наблюдаем существенное продвижении в развитии лексической стороны речи у всех учеников данного класса. Не смотря на то, что только Владислав А. достиг 60 балов, следует учесть, что он так же лидировал и в начале нашего исследования, справляясь с заданиями лучше своих одноклассников, которые в свою очередь хоть и по-прежнему отстают от него, но каждый из них сделал шаг вперёд и достиг лучших результатов, нежели на первом этапе.

В параллельном 2 «Б» классе нами не было выявлено существенных изменений состояния лексического запаса школьников с задержкой психического развития. Индивидуальные показатели незначительно меняются у некоторых учащихся в положительною сторону или напротив в отрицательную, но в целом уровень развития лексической стороны речи остался таким же, каким был на момент констатирующего эксперимента.

 

Таблица 4. Исследование словарного запаса учащихся 2 «Б» класса

ФИ ученика пол Логопедическое заключение

Исследование словаря

Итог
      Предметный словарь Словарь признаков Глагольный словарь  
Алексей А. М ОНР (IV) 18,5 14, 25 13 45,75
Андрей А. М ОНР (IV) 18 16,25 15 49,25
Иван В. М ОНР (II) 9 7,5 10,25 26,75
Юлия Г. Ж ОНР (III) 16,25 11 10,5 37,75
Максим З. М ОНР (IV) 17,25 15 12,25 44,5
Олег З. М ОНР (IV) 20 16,25 14,75 51
Евгений К. М ОНР (IV) 19 16,5 15 50,5
Илья К. М ОНР (III) 14,25 12 13,5 39,75
Илья Л. М ОНР (II) 9,25 8 7,25 24,5
Сергей Н. М ОНР (III) 17,5 15 14,75 47,25
Ксения П. Ж ОНР (IV) 15,5 14 16, 5 46
Марина Т. Ж ОНР (III) 17 15,5 14 46,5
Николай Т. М ОНР (III) 16,5 13,25 14,75 42,5

 

Продиагностировав учеников 2 «Б» класса, мы не можем выделить учеников, которые бы проявляли высокий уровень сформированности словарного запаса, так же как и по итогам констатирующего этапа. Большая часть класса, одиннадцать человек, достигла результатов, соответствующих среднему уровню, что на шесть человек больше, нежели было выявлено при прошлой диагностике, и двое учеников как и прежде набрали менее 30 балов, показывая тем самым весьма низкий уровень развития словарного запаса.

Выполняя на контрольном этапе те же задания, что и на констатирующем, каждый испытуемой незначительно изменил результат, увеличив его или уменьшим на 1-2 бала, следует отметить, что наиболее отстающие ученики, Иван В. и Илья Л. улучшили свои результаты, по сравнению с итогами первой диагностики, а Марина Т. напротив демонстрирует существенный регресс в речевом развитии, что однако может быть обусловлено моментом проведения диагностики, индивидуальными особенностями ученицы и другими факторами.

Анализ и сравнение всех полученные по итогам контрольного этапа данные, данных, позволяет нам убедиться в том, что результат контрольного этапа на прямую связан деятельностью в рамках формирующего эксперемента. Ученики класса, в котором нами систематически проводились коррекционные занятия, демонстрирует существенный прогресс в своём речевом развитии, с другой стороны при диагностики учеников класса, не принимавших участие в формирующем эксперименте, подобной ярко выраженной положительной динамики выявлено не было. Это наблюдение позволяет нам с уверенностью утверждать действенность и эффективность проведённых нами занятия с целью расширения и уточнения словарного запаса учащихся.

Таким образом, завершив опытно-практическое исследование, мы видим изменения в развитии словарного запаса у учащихся 2 «А» класса, основанные на систематическом проведении специальных занятий, направленных на расширение словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития. В ходе занятий с детьми изучались новые слова, расширялось у уточнялось представление о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов, слова со схожим и противоположным значением, словах с обобщающим значение. Мы, анализируя результаты нашей деятельности, можем наблюдать положительную динамику в развитии лексической стороны реши младших школьников с задержкой психического развития.

Безусловно, наше практическое исследование весьма ограничено по времени и проделанная нами работа лишь в малой степени затрагивает изучаемую нами проблему развития словарного запаса младшего школьника с задержкой психического развития. Проблема развития словарного запаса нуждается в дальнейшем изучении и в поиске практических эффективных средств, помогающих преодолевать трудности в речевом развитии младших школьников с задержкой психического развития.

 


Заключение

 

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при задержке психического развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Нарушения речи у детей сданной группы вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории людей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации диалогическая и монологическая речь, особенности поведения незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Л.С. Выготский, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А, А, Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие учёные, чьи труды использовались в нашем исследовании, изучали специфику развития речи детей с задержкой психического развития и работали над поиском путей преодоления трудностей, возникающих в процессе речевого развития младших школьников с задержкой психического развития.

Цель данного исследования реализована в ходе опытно-практической работы: нами была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих занятий, содержащий в себе задания, упражнения, методы и приёмы их проведения, направленная на расширение и уточнение словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития.

В ходе проведения исследования, нами были рассмотрены теоретические аспекты становления развития лексики ребёнка с сохранным психофизическим развитием, изучены особенности развития лексики младшего школьника с задержкой психического развития и разработать коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие лексической стороны речи младшего школьника с задержкой психического развития.

Рассмотрев теоретические аспекты проблемы развития лексической стороны речи и проведя опытно-практическое исследование, направленное на совершенствование словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития, мы пришли к выводу: развитие лексической стороны речи тесно связано с развитием основных психических процессов и потому дети, имеющие задержку психического развития, так же характеризуются трудностями в речевом развитии, страдают обеднённостью словарного запаса и слабым пониманием семантической стороны речи, а значит из всего этого вытекает необходимость в поиске со стороны воспитателей и педагогов эффективным средств, способствующих преодолению трудностей в речевом развитии младших школьников с задержкой психического развития.

Проблема развития речи младших школьников с задержкой психического развития лишь частично затронута в данном исследовании и нуждается в дальнейшем изучении.

 


Список литературы

 

1. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. Избранные труды, - Т.II, - М.: Школа, 1995 - 245 с.

.   Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей пси-хологии. - М.: Педагогика, 1982. - 361 с.

.   Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.

.   Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной классов - М: Просвещение, 1991. - 223 с.

.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

.   Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

.   Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Г. Зикеев. - М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. -176 с.

. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М: Владос, 1999. - 221 с.

.   Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. -214 с.

. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2007. - 180 с.

. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. 1680 с.

.   Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 1974. - 240 с.

.   Мельчук И.А. Курс общей морфологии - М.: Вена, 1997. - 242 с.

. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя - Мн., 1989. - 64 с.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. -712 с.

. Тригер Р.Д. Ориентировка детей с задержкой психического развития в грамматическом материале, // Дефектология. - 1981. - №2.

. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова - названия предметов, действий, признаков предметов. - М: Первое сентября, 2004. - 108 с.

.   Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. -136 с.

. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. - 240 с.

.   Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М.: Педагогика, 1966. - 128 с.

. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. - М., 2000. -240 с.

.   Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. -131 с.

.   Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. // http://dou908.hotbox.ru/borabout.htm


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.