Педагогическое изучение состояния развития лексики школьника с задержкой психического развития — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Педагогическое изучение состояния развития лексики школьника с задержкой психического развития

2020-10-20 155
Педагогическое изучение состояния развития лексики школьника с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Опытно-практическая работа проводилась на базе ГБОУ Специальная коррекционная образовательная школа-интернат VII вида №73 ЮЗАО города Москвы во вторых классах.

Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На первом этапе нами был проведен констатирующий эксперимент с целью изучения состояния лексики младших школьников с задержкой психического развития. Были использованы следующие методы:

)   изучение медицинской, логопедической, психолого-педагогической документации на каждого учащегося.

)   педагогическое изучение лексического строя речи учащихся.

В результате изучения специальной документации на каждого учащегося нами было установлено, что из 25 испытуемых все дети имеют те или иные нарушения речевого развития. Из них 17 детей имеют общее недоразвитие речи, что отражается в трудностях освоения навыков письма и чтения. По данным медицинской документации у 9 детей имеется дизартрия, 2 ребенка со сложной дислалией, ни одного ребенка с ринолалией.

Педагогическое изучение лексического строя речи учащихся проводилось в двух параллельных классах 2 «а» и 2 «б». Детям предлагались диагностические задания для выявления уровня развития словарного запаса младшего школьника (представлено в приложении 1). Для интерпретации полученных результатов констатирующего эксперимента нами использовалась модифицированная методика диагностики и оценки уровня устной речи младших школьников Фотековой Т.А. Состояние словарного запаса младшего школьника оценивается по бальной система и учитывает каждый его ответ при выполнении упражнений.

Один правильный ответ - 1 бал

Самокоррекция при ответе или правильный ответ после стимулирующей помощи - 0,5 бала

Неверно образованная форма - 0,25

Отсутствие ответа - 0 балов

Данная оценочная методика помогает с высокой доле точности определить уровень сформированности словарного запаса младшего школьника, помогает выявить те типы заданий, которые вызывают наибольшее трудности и напротив демонстрирует сильные стороны устной реши школьников, когда они успешно справляются с заданиями. Такой подход к оценке результатов требует точных подсчётов и вычислений, однако только таким образом мы можем подробно рассмотреть специфику развития словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития.

Успешное самостоятельное выполнение всех заданий соответствует 80 балам, что означает, что при выполнении всех заданий со стороны учеников должны поступать только правильные ответы. Нами разработана классификация испытуемых школьников, основанная на полученных ими балах в ходе проведённой диагностики:

От 80 до 60 балов - ученики с высоким уровнем сформированности словарного запаса

От 60 до 40 балов - ученики со средним уровнем сформированности словарного запаса

Ниже 40 балов - ученики с низким уровнем сформированности словарного запаса

В представленной ниже таблице отображен уровень развития словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития, учащихся во 2 «а» классе. Очевидно, что уровень развития лексики неодинаков и существенно различается между учениками, однако ни один из них не справился полной мере с заданиями, у всех учащихся возникают трудности в процессе выполнения предложенных заданий.

Проведя соответствующие подсчёты, мы видим, что во 2 «а» классе нет ни одного ученика, который обладал бы высоким уровнем сформированности словарного запаса, лишь пять из них соответствуют среднему уровню и семеро учеников продемонстрировали низкий уровень развития лексики, при чём из третий группы детей следует отметить двух учеников Андрея М и Дениса Р, набравших чуть больше 20 балов, что свидетельствует о ярко выраженной бедности словарного запаса.

 

Таблица 1. Исследование словарного запаса учащихся 2 «А» класса

Имя ученика пол Логопедическое заключение

Исследование словаря

Итог (балы)
      Предметный словарь Словарь признаков Глагольный словарь  
Владислав А. М ОНР IV ур. 20 16,5 17,25 53,75
Елена Д. Ж ОНР IV ур. 18 13,5 15,75 47,25
Никита Е. М ОНР IV ур. 15 12,25 11,25 38,5
Елена К. Ж ОНР III ур. 12,5 9,25 10,5 32,25
Андрей М. М ОНР II ур. 7 5,5 10,25 22,75
Даниил О. М ОНР IV ур. 19 12,25 15,5 46,75
Илья О. М ОНР III ур. 17 11,5 10,75 39,25
Денис Р. М ОНР II ур. 9,5 5,75 8,25 23,5
Кирилл С. М ОНР IV ур. 21 6,5 15 42,5
Виктор С. М ОНР III ур. 14 10,75 13,75 38,25
Никита Т. М ОНР IV ур. 18 11,25 14,5 43,75
Роман Ш. М ОНР III ур. 12,5 14,5 11,75 38,75

 

На констатирующем этапе лексика учеников 2 «а» класса рассматривалась нами как бы разделённая на три блока: предметный словарь, словарь признаков предмета и глагольный словарь. Представленная выше таблица демонстрирует те стороны устной речи, которые испытывают наибольшие трудности. За исключение троих испытуемых, у всех остальных наибольшие трудности вызывают упражнения, связанные с признаками предметов, чуть лучше, но тоже слабо проявляется глагольный словарь, увереннее и успешнее дети работают с заданиями, относящимися к предметному словарю.

В таблице 2 представлен анализ проведённой диагностики в параллельном 2 «б» классе. Мы видим здесь, пусть с несущественными отличиями, схожую картину, которая свидетельствует о том, что у детей с задержанным психическим развитием имеются значительные особенности развития словаря.

 

Таблица 2. Исследование словарного запаса учащихся 2 «Б» класса

ФИ ученика пол Логопедическое заключение

Исследование словаря

Итог
      Предметный словарь Словарь признаков Глагольный словарь  
Алексей А. М ОНР IV ур. 18,5 14, 25 13 45,75
Андрей А. М ОНР IV ур. 18 16,25 15 49,25
Иван В. М ОНР II ур. 9 7,5 10,25 26,75
Юлия Г. Ж ОНР III ур. 16,25 11 10,5 37,75
Максим З. М ОНР IV ур. 17,25 15 12,25 44,5
Олег З. М ОНР IV ур. 20 16,25 14,75 51
Евгений К. М ОНР IV ур. 19 16,5 15 50,5
Илья К. М ОНР III ур. 14,25 12 13,5 39,75
Илья Л. М ОНР II ур. 9,25 8 7,25 24,5
Сергей Н. М ОНР III ур. 17,5 15 14,75 47,25
Ксения П. Ж ОНР IV ур. 15,5 14 16, 5 46
Марина Т. Ж ОНР III ур. 17 15,5 14 46,5
Николай Т. М ОНР III ур. 16,5 13,25 14,75 42,5

 

По итогам проведения диагностики 2 «Б» класса мы так же не можем выделить учеников, уровень развития словарного запаса которых был бы высок и которые соответствовали бы первой группе в нашей классификации. Девять учеников демонстрируют показатели, позволяющие отнести их ко второй группе, у пяти учеников очевиден низкий уровень развития словарного запаса и так же как и во 2 «А» классе двое учеников существенно отстают от своих товарищей и при выполнении заданий набрали менее тридцати балов.

Как уже было отмечено, наибольшие трудности возникали у детей при работе со словами, обозначающими признаки предметов. Так например при просьбе описать лимон, один из учеников называл признак «жёлтый» и многие повторяли его, не указывая других признаков по форме, вкусу, месту произрастания, степени полезности и т.д. С трудом выполнялось задание, в котором нужно было подобрать слова с противоположным значением (антонимы), например напротив слова «больной» ученики называли тоже самое слово с приставкой «не» - «небольной», некоторые ученики называли слово «плохой» как противоположное по смыслу к слову «весёлый», так же возникали ошибки при образовании относительных прилагательных: «стакан из стекла - стекольный стакан» и т.д.

Таким образом в результате проведения и анализа диагностики в двух классах, нами были выявлены различные проявления лексической стороны речи младших школьников с задержкой психического развития. Проделанная работа позволяет нам утверждать, что словарный запас детей данной категории развит слабо, проявляется бедность словаря. Разработанная нами система оценивания результатов детей выявляет уровень развития словарного запаса каждого ученика в балах, сравнивая их результаты, успехи и ошибки, мы распределяем их на три условных группы, что будет иметь большое значение на следующих этапах нашего исследования.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.