Ресурсный подход в психологии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ресурсный подход в психологии

2020-08-21 812
Ресурсный подход в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «ресурс» пришло в научную психологию примерно в середине 90-х годов прошлого века из сферы экономики и теории управления и является междисциплинарным.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое определение: «Ресурс – 1. Запасы, источники чего-нибудь. 2. Средство, к которому обращаются в необходимом случае» [57, с. 528]. Таким образом, ресурс – это не только сам по себе источник и запас чего-либо, но и то, что может быть использовано, то есть некий резерв, потенциал. Если же обратиться к этимологии значения слова (франц. ressource, resourdre; лат. resurgere), то ресурс - это еще и то, что позволяет подниматься, распрямляться, а значит восстанавливаться, сохранять себя [88].

В психологии в целом ресурсный подход опирается на принципы гуманистической психологии, подчеркивающей ценность и целостность личности; обращающейся к позитивной природе человека; подразумевающей активную позицию человека как субъекта по отношению к любому действию или ситуации, в которой он участвует. Таким образом, под понятием ресурс в широком смысле можно понимать все то, что может помочь личности действовать, сохраняя собственную целостность, в разных жизненных обстоятельствах.

Впервые понятие о ресурсе начал развивать Д. Канеман, сформулировав концепцию внимания как специфического ресурса, основные моменты его концепции связаны с признанием ограниченности внимания и возможности его распределения [11]. Так же одной из первых мы можем считать теорию о копинг-стратегиях Р.С. Лазаруса, в которой он рассматривает копинг-ресурсы как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на управление определенными требованиями, оцениваемыми как превышающие или напрягающие ресурсы личности [52]. Рассматривая направленность копинга, Р.С. Лазарус определил два направления: проблемно-ориентированный (изменение ситуации, ликвидация проблемы) и эмоционально-ориентированный (управление эмоциональным состоянием личности). К. Муздыбаев расширил классификацию на еще одно направление – совладание (анализ ситуации и оценка возможных последствий) [52].

П. Вонг определяет крайне важными проактивные компоненты совладающего поведения: человек сможет уменьшить вероятность возникновения стресса непрерывно развивая личностные ресурсы. П. Вонг выделяет два процесса для преодоления стресса - проактивное и реактивное реагирование. Проактивное - накопление ресурсов и подготовка, реактивное реагирование запускается в момент наступления непосредственной кризисной ситуации [9]. Механизм психологического преодоления исследуется по двум схемам: каузальная включает в себя выявление факторов, влияющих на достижение положительных ситуативных результатов (непосредственное решение проблемной ситуации) и отсроченных эффектов преодоления (достижение или восстановление психологического благополучия); процессуально-ориентированная схема отвечает за выделение стратегий и механизмов преодоления [32].

С.Е. Хофболл предложил теорию накопления ресурсов или их «консервации», обнаружив, что психологический стресс возникает в результате нарушения баланса между приобретением и потерей ресурсов [15].

Исходя из данной теории, потеря ресурсов является первопричиной стрессовых реакций, а они в свою очередь влияют на психологическое благополучие. Стоит отметить, что влияние оказывает не только потеря ресурсов, но и угроза их потери, а также невозможность их восполнения [15, 24]. Стратегию накопления можно рассмотреть как предвосхищающий копинг, именно такая способность позволяет человеку выживать в экстремальной ситуации. В этом случае понятие ресурс созвучно понятию резерв. Из данной теории следует, что правильное обращение с ресурсами - накопление, распределение, восстановление, трансформация и перераспределение, помогает человеку успешно адаптироваться практически к любым изменяющимся условиям окружающей среды [27].

Многие ресурсы являются взаимозаменяемыми, что позволяет компенсировать утрату одних, наличием других. Приумножая свои ресурсы, человек качественно влияет на свой уровень жизни, уровень психологического благополучия и возможности развития и самореализации [24].

Таким образом, мы видим, что особое внимание ресурсному подходу уделяется при работе со стрессом при изучении ресурсов сопротивляемости. И.А. Баева определяет сопротивляемость как нормальное развитие в трудных обстоятельствах, способность к успеху, к жизни и к позитивному саморазвитию, успешную адаптацию индивида и избежание неадаптивного исхода в контексте неблагоприятных условий. И обозначает, что для идентификации этого феномена необходимы три его составляющих: факторы риска (значительная угроза развитию или адаптации индивида), позитивный исход (понимается как удовлетворительная степень адаптированности или уровень развития, на смотря на наличие угрозы), ресурсы (факторы, определяющие достижение позитивной адаптации) [5]. Изучение ресурсов личности, в данном случае, связывается с ее способностью к преодолению сложных жизненных ситуаций. В большинстве случаев исследователей интересует то, каким образом человек может справиться с негативными последствиями, адаптироваться в той или иной ситуации, сохранить или даже повысить свою эффективность, сохраняя собственную целостность и способность к действию. При этом значимо отметить, что понятие трудная жизненная ситуация в случае с разными людьми предполагает разную степень их восприимчивости к стрессу или, если смотреть более широко, к тем конкретным требованиям, которые ситуация предъявляет к личности [7; 21; 73]. Так И.А. Баева, говоря ресурсах защищенности, отмечает: «Сегодня фокус в исследованиях переходит от исследования сопротивляемости в экстремальных ситуациях и при травме к изучению сопротивляемости в условиях, которые можно назвать нормальными» [4, с. 4], что позволяет рассматривать любую ситуацию повседневности как требующую актуализации определенного спектра ресурсов, в частности в рамках данного исследования мы будем говорить о ситуации онлайн-самопрезентации.

С.А. Хазова наряду с транзактным подходом, акцентирующим внимание на изучении свойств личности как ресурсов совладающего поведения, выделяет интегрированный подход, который в свою очередь ориентирован на управление ресурсами, эффективное их использование. В частности, он основывается на понятии актуализация (осознавание человеком) имеющихся ресурсов и подчеркивает, что при взаимодействии человека с окружающим миром происходит расширение арсенала ресурсов, что означает изменяемость состава ресурсов в процессе онтогенеза на разных этапах развития [41]. На сегодняшний день интегрированный подход реализуется в трудах многих исследователей. И.А. Баева отмечает: «Одной из современных тенденций является также рассмотрение процессов преодоления в социальном и возрастном контексте, что связано с вариативностью доступных социальных ресурсов, уровнем сформированности личностных качеств, характером жизненных трудностей в различных условиях» [4, с. 4]. В частности, изучены личностные ресурсы защищенности студентов [4], структура личностных ресурсов в период юношества [26], психологические ресурсы преодоления кризиса середины профессиональной карьеры [69], ментальные ресурсы в разные возрастные периоды [90] и др.

Есть несколько понятий, схожих по значению с понятием ресурсы, но имеющих значительное отличие:

А.Г. Маклаков вводит понятие об адаптационном личностном потенциале, при котором обозначается, что человек может адаптироваться к любой ситуации, но границы адаптации для каждого будут индивидуальными. Резюмируя выводы большинства исследователей, И.В. Кондакова формулирует понятие адаптационный потенциал как «интегрирующая характеристика психического здоровья, характеризующаяся способностью противостоять внешним и внутренним воздействиям, помогающая личности адаптироваться в различных ситуациях» [34, с. 25]. Применительно к задачам данного исследования мы можем предполагать, что самопрезентация как одна из форм онлайн-взаимодействия требует актуализации определенного спектра ресурсов и одновременно с этим способствует онлайн-адаптации, интернет-социализации личности. Фактически, виртуальная самопрезентация является своего рода «границей» между личностью с ее свойствами и особенностями и интернет-средой (более узко ситуацией самопрезентации), предъявляющей к личности определенные требования. Можно даже предположить, что самопрезентация способствует включению определенного спектра личностных свойств в качестве ресурсов для освоения онлайн-среды в целом, способствуя состоянию психологической безопасности и благополучия пользователей.

Д.А. Леонтьев вводит понятие личностный потенциал в качестве базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности. Понятие, предложенное Д.А. Леонтьевым, отражает не только меру преодоления личностью неких обстоятельств, но и преодоление самой себя и меру прилагаемых усилий по работе над собой и ситуациями жизни [42]. Эффекты личностного потенциала обозначаются такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др. [40].

В зарубежной психологии аналогом понятию личностного потенциала является понятие «hardiness» или «жизнестойкость», из теории С. Мадди [28; 82]. Жизнестойкость отражает уровень психического здоровья и проявляется в установках человека преобразовывать стрессогенные ситуации [47]. «Hardiness» делится на три компонента: вовлеченность в процесс жизни, интернальный локус контроля и, способность принять вызов судьбы [28; 82].

Следует отметить, что копинг-стратегии по преодолению стрессогенного события отличаются от понятия «hardiness» тем, что второе - это некая установка человека на выживание и личностный рост, и именно этот заданный вектор позволяет человеку преодолевать сложные жизненные ситуации [28; 82]. Развивая теорию о личностном потенциале логично предположить, что речь в данном случае уже может идти не только о совладании с трудной жизненной ситуацией, преодолении стресса, сохранении собственной целостности и способности к действию и развитию, но о свойствах личности, способной преобразовывать себя и собственную реальность. В этом смысле виртуальная самопрезентация может быть рассмотрена не только как потребность личности в самопредъявлении, но и как возможность преобразования собственных личностных качеств и оказание влияния на формирование онлайн-среды.

Наиболее частой классификацией личностных ресурсов является их разделение на индивидуальные и средовые (внутренние и внешние). Анализируя разные варианты данной классификации [33; 40; 41], можно отметить, что понятие личностные ресурсы находится на стыке между понятиями личность человека и внешняя (социальная) среда, в более узком смысле понимаемая в контексте конкретной реальности отдельного человека как ситуация с различными характеристиками (от экстремальной до условно нормальной). И в этом смысле мы можем говорить о том, что понятие личностный ресурс является одним из значимых в сфере психологии развития, вбирая в себя и характеристики защищенности, и потребности личности в самодетерминации.

Средовые ресурсы имеют широкий спектр, их условно делят на социальные условия, оказывающие поддержку личности (психологический климат коллектива, стиль управления, особенности отношений в семье), социально-экономические и физические условия [41, с. 53].

  Внутренние (индивидуальные, личностные) ресурсы могут быть рассмотрены на трех уровнях психики человека: на уровне индивида «рассматривается роль нервной системы, темперамента, характера, акцентуаций, эмоциональной регуляции», на личностном уровне - особенности межличностного взаимодействия, а значит «жизненные ценности, установки, смыслы, отношения, жизненные стратегии», на экзистенциальном (философском, мировоззренческом) уровне – «внутренне значимое и внутренне незначимое; иерархия ценностей; мораль; совесть; иррациональность и рациональность выбора; внутренний экзистенциальный конфликт; внутренний вакуум» [34, с. 59].

Чаще исследователи сосредоточены на ресурсах личностного уровня, например, это социальные навыки, позитивные ценности, позитивная идентичность, высокий уровень чувства собственного достоинства, внутренний локус контроля, оптимизм и четкие устремления, достижения и ориентация на цели, рефлексия и способность решать проблемы, здоровые коммуникационные установки, самосовершенствование, положительные эмоции и смех и пр. [34].

К наиболее изученным Л.В. Куликов относит следующие: активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к нему как к ценности) [37].

В рамках данной работы мы обратим внимание на выявление личностных ресурсов виртуальной самопрезентации, основанных на психических свойствах и особенностях человека, дополнительно выделив онлайн-активность и оценку состояния психологической защищенности у пользователей в среде интернет.

Мы не ставим целью в рамках данного исследования выявить весь возможный спектр ресурсов виртуальной самопрезентации, предполагая, что данная задача является более объемной и перспективной для продолжения исследовательской работы.

Так личностными ресурсами виртуальной самопрезентации на наш взгляд могут выступать: свойства темперамента, в частности склонность к экстраверсии и эмоциональная устойчивость; самомониторинг как склонность к самонаблюдению и самоконтролю во время самопредъявления; особенности самораскрытия (объем, глубина, избирательность и пр.); онлайн-активность (вариативность форм онлайн-общения, разнообразие видов активности, стремление познавать онлайн-среду и пр.) и оценка состояния психологической защищенности в онлайн-среде (разнообразие видов рисков, знакомых пользователю, степень осведомленности о способах совладания с ними и пр.).

В рамках ресурсного подхода в данном исследовании мы будем опираться на парадигму сопротивляемости личности и можем определить понятие личностные ресурсы следующим образом: это интегральная характеристика личности, включающая все внутренние и внешние возможности, которые способствуют ее активной деятельности в ситуации, обладающей определенными требованиями, позволяют удовлетворить основные потребности развития, сохранять и восстанавливать собственную целостность, при этом сохраняя или повышая уровень психологического благополучия и защищенности. Рассматривая личностные ресурсы виртуальной самопрезентации, мы можем отметить, что это такой набор психических свойств, при котором участники онлайн-общения могут давать самопрезентацию, используя возможности онлайн-среды и сохраняя собственную целостность.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.