Возрастные особенности периода ранней взрослости (молодых) и периода поздней зрелости (пожилых) онлайн-пользователей, дающих самопрезентацию в интернет — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Возрастные особенности периода ранней взрослости (молодых) и периода поздней зрелости (пожилых) онлайн-пользователей, дающих самопрезентацию в интернет

2020-08-21 131
Возрастные особенности периода ранней взрослости (молодых) и периода поздней зрелости (пожилых) онлайн-пользователей, дающих самопрезентацию в интернет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметом анализа в данной работе нами обозначены личностные ресурсы самопрезентации в виртуальной среде взрослых и пожилых людей, более точно границы возраста мы обозначили как ранняя взрослость (20-35 лет) – молодые и поздняя зрелость (от 60 лет) – пожилые (далее в работе понятия «молодые» и «пожилые» используются в данном контексте).

Рассматривая личностные ресурсы онлайн-самопрезентации, мы посчитали целесообразным сравнить характеристики самопрезентаций представителей данных возрастных групп, так как предполагаем наличие между ними различий в связи с особенностями возраста и разным уровнем владения интернет-технологиями.

В анализе возрастных особенностей мы будем опираться на положения социологической теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса (адаптирована Е.М. Шамис для социокультурных и исторических условий России в 2003—2004 гг.), возрастные теории взрослости, изложенные Г. Крайг и Д. Бокум, основные положения андрагогики, изложенные в ряде работ современных исследователей [38; 49; 83; 84; 85].

В основу теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса положен тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Авторы определили поколение как группу людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. Данные факторы большинство людей не замечают, но они определяют во многом их поведение: способы общения, решения конфликтов, поставленные цели, мотивацию.

Теория описывает повторяющиеся поколенческие циклы. Каждые четыре поколения составляют цикл. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, около 20 лет, длительность одного цикла – 80-90 лет. По завершении цикла начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой.

Мы рассмотрим поколение беби-бумеров (1943—1963), так как в данный момент это те люди, кому около 60-ти лет или больше, и поколение Y («Игрек») (1984—2000), состоящее из людей, которым на данный момент около 20-ти, но не больше 36-ти лет [94].

Характеристики поколения, родившихся с 1943 по 1963 гг.

Название поколение получило в честь всплеска рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в страшной войне и покорила космос. Для этих людей нет непреодолимых барьеров. Это – оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей, трудоголики, предпочитающие работать в команде. Предпочитают командные виды спорта, туризм. В других людях уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения достаточно активны. Им свойственен культ молодости. Они хотят оставаться «активными и любознательными», что так ценилось в годы их детства. [94]. Активно осваивают среду Интернет, которая для данного поколения является новой, ее нужно изучать, понимая особенности и требования.

Существуют возрастные трудности при освоении нового опыта в более старшем возрасте, которые связаны с:

- особенностями когнитивных процессов: «для поздней зрелости характерно снижение скорости как умственной, так и физической деятельности. Многочисленные исследования показали, что в пожилом возрасте ослабевают интеллектуальные функции, во многом зависящие от скорости выполнения действия. У пожилых людей увеличивается время реакции и обработки перцептивной информации, замедляются когнитивные процессы в целом» [35, с.746];

- мышление становится менее гибким, что связано с большим количеством сложившихся установок;

- изменяются свойства памяти: пожилые люди хуже осуществляют действия, связанные с работой кратковременной памяти, мышление менее пластично, хуже работает долговременная память, при этом более актуальной становится третичная память как воспоминания об особенно отдаленных событиях, в целом память пожилых людей работает избирательно;

- в связи с изменением статуса (выход на пенсию) пожилым людям может быть свойственна социальная изоляция, состояние депрессии, потеря интереса к жизни [35, с.747-749].

Качества, которые могут помочь в преодолении возрастных трудностей, исходя из особенностей поколения: оптимистичность, готовность преодолевать трудности; высокая активность; культ молодости – готовность быть в активной позиции; любознательность; предпочтение работать в команде.

Андрагогика формулирует особенности обучения взрослых, которые мы также можем рассмотреть (говоря о пожилых людях) в качестве способствующих в освоении навыков самопрезентации в виртуальном пространстве:

· субъектность в подходе к обучению (обусловленная активной позицией, личностной заинтересованностью);

· стремление ставить перед собой конкретные цели в освоении нового (так как взрослые обучающиеся стремятся к самостоятельности и самоуправлению);

· обладание жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые могут использовать в процессе освоения нового;

· стремление к новым знаниям для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;

· поиск скорейшего применения полученным знаниям и умениям (так как любое научение для взрослых обучающихся носит практический характер);

· высокий уровень саморефлексии [13; 49].

В связи с тем, что период, начиная с 55-60 лет, для многих пожилых связан с выходом на пенсию, исследователи его характеризуют как кризис нравственного смысла жизни. У большинства людей на этом этапе возникает выбор между целостностью и безнадежностью. Ощущение целостности и осмысленности жизни возникает в том случае, если, оглядываясь в прошлое, человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни. В этом случае интересы, которые были у человека раньше, могут превратиться в жизненное увлечение, стать источником сил и жизненных смыслов. В том случае, если прошлая жизнь представляется чередой упущенных возможностей, у человека может возникнуть ощущение, что начинать все сначала уже поздно, а упущенного не вернуть.

В связи с этими особенностями возникает особая значимость общения, что может быть восполнено, в частности, и за счет освоения среды Интернет. Как показывают исследования, расширение сферы социальной (общение, освоение нового, познавательная активность) деятельности способствует появлению новых способностей и интересов, сохранению умственной и физической активности у пожилых людей [14]. 

Характеристики поколения, родившихся в 1984 – 2000 гг.

Социологи называют данное поколение «поколением большого пальца» в связи с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда и они умеют очень быстро писать SMS. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими. Представители данного поколения наивны и склонны работать в команде. Ориентированы вовне, в общество. Великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие им легче общаться с единомышленником на другом краю планеты, чем с соседом. С легкостью воспринимают публичность и глобализацию, для них естественно стирание границ и нивелирование национальных различий и традиций.

Основные особенности поколения: почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, выросли уверенными в собственной ценности; благодаря тому, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им свойственны: желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, неверие в отдаленную перспективу; для них имеют большую значимость понятия «мода» и «бренд»; они в большинстве оттягивают переход во взрослую жизнь, долго живут с родителями; поколение, у которого «нет героев, но есть кумиры»; самовыражение является для них крайне важным [94].

Для них Интернет является привычной средой, в которой чувствуют себя иной раз более комфортно, чем в реальном общении. Можно предположить, что самопрезентация в пространстве всеобщей Сети для них не должна быть чем-то новым или трудным. Воспринимают общение в Интернет как естественную форму общения, не разграничивают реальную и виртуальную действительности.

Г. Крайг выделяет основные особенности возраста ранней взрослости: 1) развитие в контекстах личного Я, Я как члена семьи, Я как работающего человека; 2) стремление к самоактуализации как потребности реализовать свой потенциал; 3) ситуация перехода к большей эмоциональной, сознательной, функциональной и конфликтной независимости; 4) внешняя либо внутренняя мотивация трудовой деятельности.

Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи. Главными проблемами в эмоциональной сфере, требующими обязательного разрешения, являются достижение идентичности и близости.

Большинство молодых людей так или иначе находятся в процессе активного самоопределения и продолжения формирования Я-идентичности и Я-концепции. На самосознание, самооценку, Я-концепцию оказывают влияние: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, которые отражают зрелость личности [35, с. 643-646].

Качества, которые могут помочь при самопрезентации пользователям возраста ранней взрослости исходя из возрастных особенностей и особенностей поколения: знание компьютерных технологий и интернет; ориентированность вовне, на общение, экстраверсия; открытость, наивность, уверенность в собственной ценности; готовность к публичности, спокойное восприятие трансграничности и изменчивости информационного пространства; стремление к самоактуализации и реализации личностного потенциала; потребность в доверительности, интимности общения, дружеском отношении.

Качества, затрудняющие процесс виртуальной самопрезентации: несформированность Я-концепции и личностной идентичности; подвижная система ценностей (в силу того, что она находится в процессе формирования); потребность в интимности как провокация строить близкие отношения в виртуальном общении, избегая реальных отношений; недостаточность самостоятельности, неумение работать на отдаленную перспективу, неадекватность самоотношения (завышенная собственная ценность).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.