Специфика психологических рисков онлайн-среды — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Специфика психологических рисков онлайн-среды

2020-08-21 128
Специфика психологических рисков онлайн-среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На основании исследований «Фонда Развития Интернет» мы можем выделить потребности пользователей, в поле которых лежат основные психологические риски: 1) поиск необходимой информации; 2) поиск новых знакомых, построение связей с целью увеличения количества личных и деловых контактов; 3) поиск программного обеспечения, технической информации, с целью оснащения персонального компьютера, смартфона, планшета; 4) поиск необходимых товаров и услуг; 5) самореализация, саморазвитие, поиск единомышленников; 6) поиск развлечений, уход от проблем, существующих в реальном общении [20].

Основываясь на выделенных потребностях исследователи обозначают основные виды рисков: контентные (материалы негативного характера), коммуникационные (включают в себя незаконные контакты, киберпреследование, киберунижение, стремление подавить, вовлечь в незаконную деятельность, спровоцировать разрушение и пр.), потребительские (мошенничество и хищение личных данных), технические (риск вирусного заражения, возникновения технических трудностей) [20].

Для того, чтобы обозначить психологическую составляющую, мы предлагаем следующую классификацию: 

· риск психологического насилия – непосредственная травля, оскорбления, обвинения, киберприследования и т.д. – агрессивное поведение в сети, унижающее достоинство личности;

· риск нарушения личных границ – взлом аккаунта, хищение личных данных, мошенничество, вирусное заражение и пр. – несут с собой ощущение уязвимости, актуализацию чувства выученной беспомощности, неуверенность, отсутствие чувства личной неприкосновенности;

· возможность искаженного представления о своей личности и реальности, потери, размытости, утраты идентичности – расщепление представления о себе, искажения в межличностном общении, связанные и отсутствием невербального компонента;

· когнитивная перегрузка – ограничения базовых психических способностей человека при необходимости перерабатывать большое количество информации одновременно, воспринимать несколько параллельных процессов, быстро принимать решения, опираясь, в большинстве случаев, на вербальную информацию при отсутствии невербальной, многозадачностью и проблемой «информационного шума»;

· психологическая зависимость - состояние потери смысла, скуки, стремление разнообразить собственную жизнь, замещая ее виртуальным общением[1; 6; 17; 20; 80].

Говоря о психологических рисках, мы придерживаемся концепции И.А. Баевой, которая определяет психологическую безопасность в двух аспектах: психологическая безопасность среды как «состояние свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников» [55, с. 6]; и психологическая безопасность личности, которая проявляется в способности человека «сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям, отражающейся в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации» [55, с. 6-7].

На основании теоретического анализа исследования Г.У. Солдатовой и Е.И. Рассказовой [79; 81] мы можем предположить, что показателями психологической безопасности среды интернет для пользователей, дающих самопрезентацию, может выступить степень онлайн-активности пользователей. Исследователи отмечают в этом случае более активное разрешение стрессовых ситуаций в плоскости коммуникационных рисков (Г.У, Солдатова пишет, в частности, о кибербуллинге), и возникновение эффекта «привыкания» в ситуации контентных рисков (при поступлении негативной информации) [79; 81].

Говоря о пользователях, дающих самопрезентацию в Интернет, мы можем отметить, что степень открытости и взаимодействие с виртуальной аудиторией как характеристики самопрезентации, разнообразие онлайн-активности и оценка пользователем своей психологической безопасности могут быть показателями психологической защищенности пользователя в виртуальном пространстве. 

Таким образом, в процессе сбора эмпирического материала при организации виртуальных самопрезентаций и при анализе полученных данных мы можем опираться на следующие положения:

· Процесс представления своей личности в условиях взаимодействия в пространстве Интернет значительно отличается от самопрезентации в реальном мире и во многом определяет специфику онлайн-самопрезентации.

· Самопрезентация в виртуальном общении в целом является одной из основных форм интернет-социализации, связана с направленностью пользователей на самовыражение и взаимодействие с аудиторией.

· Основные особенности онлайн-самопрезентации связаны с анонимностью и стремлением к достоверности информации, непрерывностью и большей степенью открытости, большей степенью контроля самопредъявления, отсутствием невербального компонента, гибкостью реагирования на требования среды.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.285 с.