Анализ факторов макросреды предприятия — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Анализ факторов макросреды предприятия

2020-08-20 106
Анализ факторов макросреды предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совершенно очевидно, что благополучие компании «Bounty Volga» зависит не только от деятельности самой компании и ее сотрудников, но и от противоборства комплексов маркетинга, применяемых различными фирмами, от тенденций и событий, происходящих в маркетинговой среде. Как уже отмечалось в теоретической части данной работы, маркетинговая среда представляет собой совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых компания должна разрабатывать собственный комплекс маркетинга. Или, согласно Ф. Котлеру, маркетинговая среда – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами компании и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Будучи изменчивой, налагающей ограничения и неопределенность на деятельность компании, маркетинговая среда глубоко затрагивает деятельность предприятия. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреда. Рассмотрим последовательно оба этих явления.

Начнем с макросреды предприятия. Макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на само предприятие и на его микросреду. К таким силам, по мнению автора, следует относить факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.

При анализе макросреды предприятия автором была применена методика составления и анализа экспертных оценок. Для каждого отдельного фактора макросреды выделялись наиболее существенные критерии, которые были внесены в опросные листы. В опросных листах группа экспертов должна была проставить не только степень влияния того или иного критерия на деятельность компании, но и тенденцию (вектор) влияния данного критерия как благотворного (вектор со знаком «+») или отрицательного (вектор со знаком «-»). В качестве группы экспертов выступали сотрудники компании (менеджмент и рядовой персонал), клиенты компании, сотрудники ведущих операторов рынка.

Результаты экспертного опроса были сведены в таблицы по каждому отдельному фактору. Первая колонка любой из ниже приведенных таблиц носит наименование фактора, вторая – важность данного фактора для рынка рекламных услуг, третья – влияние на деятельность компании, четвертая – направление и модуль влияния данного фактора, и пятая колонка – степень важности данного фактора для деятельности компании. Данные пятой колонки таблиц получены как произведение второй третьей и четвертой.

Демографические факторы оказывают на деятельность предприятия самое глобальное и существенное влияние, т.к. они определяют портрет потребителя его товаров и услуг, сотрудников, партнеров, конкурентов и т.п. В производственной сфере обязательно необходимо иметь в виду результаты исследования демографических факторов и социальной среды, особенно в области структурных изменений. Именно социальная среда оказывает наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений, от которых зависит направленность и размер потребительского спроса, а значит и возможности компании реализовать свою продукцию и услуги. В анализе демографических факторов и социальной среды необходимо выявить влияние следующих факторов:

· количество потенциальных потребителей (структура населения, изменения в отдельных группах);

· наличие и потенциальное количество рабочей силы;

· квалификационные характеристики рабочей силы.

Важнейшей составной частью социальной среды является социально-культурная среда, в состав которой входят жизненные ценности и традиции населения. Исследование этих факторов достаточно важно для стратегического управления, т.к. они влияют на мотивацию потребителей и сотрудников. К социально-культурной среде можно отнести следующие аспекты:

· традиции и культурные ценности, уровень образования;

· отношения членов общества друг к другу;

· приятие или неприятие частного предпринимательства;

· отношения предприятие – общественные организации;

· отношения к иностранцам;

· профсоюзная деятельность и влияние профсоюзов на формирование общественного мнения.

Данные о влиянии демографических факторов приведены в таблицах 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2

Влияние социальной среды на деятельность компании

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на компанию Направление влияния Степень важности для компании
Количество потенциальных потребителей 3 3 +1 9
Потенциальное количество рабочей силы 2 2 +1 4
Квалификационные характеристики рабочей силы 2 3 +1 6

Данные таблицы 2.2 позволяют сделать следующий вывод: наибольшее положительное влияние на деятельность компании оказывает количество потенциальных потребителей и квалификационные характеристики рабочей силы.

Факторы социально-культурного характера сведены в таблицу 2.3.

Таблица 2.3

Влияние социально-культурной среды на деятельность компании

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на компанию Направление влияния Степень важности для компании
Традиции и культурные ценности, уровень образования 2 3 +1 6
Взаимоотношения внутри общества (индивидуум–индивидуум, индивидуум–общество) 1 1 +1 1
Приятие–неприятие частного предпринимательства 1 1 +1 1
Отношения компания–общественные организации 1 1 +1 1
Отношения к иностранцам 3 3 +1 9
Профсоюзная активность и влияние профсоюзов на формирование общественного мнения 1 1 1 1

 

Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о существенном влиянии традиций, культурного уровня и уровня образования, а также отношения к иностранцам.

Рассмотрим теперь экономические факторы.

Изучение экономической среды позволяет понять, каким образом формируются и распределяются ресурсы общества. Совершенно очевидно, что эти знания являются жизненно необходимыми для компании, поскольку она (компания) как раз и строит свою деятельность на использовании ресурсов. При рассмотрении экономической среды предприятия следуют обратить внимание на следующие факторы:

· характер экономики и экономических процессов (в том числе влияние инфляции и дефляции);

· система налогообложения и качество экономического законодательства;

· масштабы правительственной поддержки отдельных отраслей;

· общая коньюктура национального рынка;

· размеры и темпы изменения размеров рынка;

· размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;

· состояние фондового рынка;

· инвестиционные процессы;

· ставка банковского процента;

· система ценообразования и уровень централизованного регулирования цен;

· стоимость земли.

В настоящий момент складывается в общем позитивная макроэкономическая ситуация в экономике России. По результатам экономического развития в 2005 г. достигнут общий рост ВВП. Национальная валюта демонстрирует высокую стабильность. Уровень инфляции по данным 2005 года составил 10,7%.

К основным дестабилизирующим факторам следует отнести противоречивость и нестабильность налогового законодательства, неразвитость фондового и инвестиционного рынка, достаточно высокую степень государственного вмешательства в систему рыночного ценообразования и отсутствие развитой законодательной базы для в сфере земельных отношений.

Влияние экономических факторов сведено в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Влияние экономической среды на деятельность компании

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на компанию Направление влияния Степень важности для компании
Общий уровень экономического развития 3 3 -1 -9
Система налогообложения и качество экономического законодательства 3 3 -1 -9
Уровень развития конкурентных отношений 2 3 -1 -6
Масштабы правительственной поддержки отрасли 2 2 +1 4
Общая коньюктура национального рынка 2 2 -1 -4
Размеры и темпы изменения размеров рынка 3 3 +1 9

 

Продолжение табл.2.4

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на компанию Направление влияния Степень важности для компании
Размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании 2 3 +1 6
Состояние фондового рынка 1 1 -1 -1
Инвестиционные процессы 3 3 +1 9
Ставка банковского процента 3 1 -1 -3
Система ценообразования и уровень централизованного регулирования цен 1 1 +1 1
Стоимость земли 2 2 -1 -4

 

Как видно из приведенной таблицы, факторы экономической среды оказывают отрицательно и положительное влияние на деятельность компании. При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:

· размеры и темпы изменения размеров рынка;

· размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;

· инвестиционные процессы.

А наибольшее отрицательное влияние оказывают факторы:

· общий уровень экономического развития;

· система налогообложения и качество экономического законодательства;

· уровень развития конкурентных отношений.

В некоторых теориях природно-экологические факторы занимают одно из ведущих мест. Основной причиной, которая объясняет такое отношение к природной среде в этих теориях, является тезис о том, что развитие предпринимательства сдерживается ограниченностью ресурсов.

Природно-экологическая среда характеризуется следующими факторами:

· природно-климатические условия;

· размещение больших промышленных центров;

· территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов;

· состояние экологической среды и ее влияние на производство.

Анализ природно-экологических факторов приведен в таблице 2.5.

Таблица 2.5

 Влияние природно-экологической среды на деятельность компании

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на компанию Направление влияния Степень важности для компании
Природно-климатические условия 3 2 +1 6
Территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов 3 2 -1 -6
Размещение больших промышленных центров 2 2 +1 -4
Состояние экологии и ее влияние 3 3 -1 -9

 

Из таблицы видно, что природно-экологическая среда оказывает в целом негативное влияние на деятельность компании.

Влияние научно-технических факторов проявляется в общемировые тенденции развития электронных средств коммуникации, что оказывает положительное влияние на рекламную индустрию. В связи с экономическим отставанием России данный фактор начнет оказывать заметное влияние не ранее через 5-7 лет.

Факторы научно-технической среды проанализированы в таблице 2.6.

Таблица 2.6.

Влияние научно-технической среды на деятельность компании

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на компанию Направление влияния Степень важности для компании
Появление «технологических прорывов» 3 3 +1 9
Изм. жизненного цикла технологий 2 2 +1 4
Удельный вес наукоемких технологий в производстве 2 2 +1 4
Требования к уровню пр-ва 2 3 +1 6
Требования к квалификации кадров 3 3 +1 9
Требования к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции 2 2 +1 4

 

Научно техническая среда оказывает положительное влияние на деятельность компании, что объясняется высоким уровнем механизации и автоматизации полиграфического производства и изготовления рекламной продукции. Среди факторов, оказывающих наибольшее положительное влияние, следует отметить:

· появление «технологических прорывов»;

· требования к квалификации кадров.

Политико-правовые факторы оказывают наиболее существенное влияние на деятельность компании. Изучение этих факторов должно сосредотачиваться на выяснении того, как правительство и законодательные органы относятся к развитию той или иной отрасли национальной экономики, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законодательных актов.

Политико-правовая среда представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7

 Влияние политико-правовой среды на деятельность компании

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на компанию Направление влияния Степень важности для компании
Отношение государства к собственности 2 2 -1 -4
Политическая стабильность в государстве 3 3 -1 -9
Характер отношения государства к отрасли 3 3 -1 -9
Уровень регулирования и контроля со стороны государства 3 3 -1 -9

 

Продолжение табл.2.7

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на компанию Направление влияния Степень важности для компании
Политика государства в подготовке кадров для отрасли 3 3 +1 9
Таможенная политика государства 2 2 +1 4
Законы и нормативные акты 3 3 -1 -9
Эффективность правовой системы 2 3 -1 -6
Практическая реализация законодательства 2 3 +1 6
Степень неукоснительности действия всех правовых норм 2 2 -1 -4

 

Анализ показывает, что политико-правовая среда имеет общее отрицательное воздействие на деятельность компании. Среди положительных факторов следует отметить некоторую либерализацию таможенной политики в комплексе с ее практической реализацией, а также наличие авторитетных учебных заведений в области рекламы.

После подробного анализа влияния всех факторов внешней среды на деятельность предприятия их необходимо свести в единую таблицу, элементы которой будут в дальнейшем использоваться при проведении SWOT-анализа (см. таблицу 2.8).

 

Таблица 2.8

Важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность компании

Факторы внешней среды Позитивное влияние Степень важности Негативное влияние Степень важности
Демографическая среда 1. Количество потенциальных потребителей 2. Квалификационные характеристики рабочей силы 3. Традиции и культурные ценности, уровень образования 4. Отношение к иностранцам 9     6   6   9    
Экономическая среда 1. Размеры и темпы изменения размеров рынка 2. Размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании 3. Инвестиционные процессы 9     6     9   1. Общий уровень экономического развития 2. Система налогообложения и качество экономического законодательства 3. Уровень развития конкурентных отношений -9     -9     -6    

 

 

Продолжение табл.2.8

Факторы внешней среды Позитивное влияние Степень важности Негативное влияние Степень важности
Научно-техническая среда 1. Появление «технологических прорывов» 2. Требования к научно-технологическому уровню производства, обеспечивающие конкурентоспособность 3. Требования к квалификации кадров 9     6   9    
Политико-правовая среда 1. Политика государства в подготовке кадров для отрасли 2. Практическая реализация законодательства 3. Таможенная политика государства 9   6     4 1. Политическая стабильность в государстве 2. Характер отношения государства к отрасли 3. Уровень регулирования и контроля со стороны государства 4. Законы и нормативные акты -9     -9     -9   -9

 

Следующим элементом анализа маркетинговой среды предприятия является ее внутренняя среда или микросреда.

Анализ факторов микросреды

В теоретической части работы неоднократно упоминались составные части микросреды предприятия (рис. 1.1). Ниже приведен подробный анализ составляющих элементов внутренней маркетинговой среды.

Исследование внутренней маркетинговой среды было проведено по методике аналогичной использованной при исследовании макросреды. Однако, основное отличие состоит в том, что в этом исследовании частично используются материалы маркетингового исследования, которое проводилось специалистами «Российской маркетинговой группы» в феврале 2006 года. Из указанного маркетингового исследования получены данные, касающиеся основных рынков компании.

Цель маркетингового исследования состояла в анализе ситуации на рынке рекламы Нижнего Новгорода:

· максимально возможное определение доли рынка «Bounty Volga» и других операторов рынка как прямыми, так и непрямыми методами;

· построение рейтингов компаний, представленных на рынке рекламной продукции;

· создание (на базе системы рейтингов) интегрального показателя, дающего представление о позициях «Bounty Volga» на рекламном рынке Нижнего Новгорода.

Методология проведения исследования использовала следующие приемы:

· прямой метод – непосредственно при опросе респондентам задавались прямые вопросы о доле рынка компаний;

· непрямой метод – респондентам предлагалось составить рейтинг рекламных агентств, задавались вопросы о предпочтениях респондентов и т.д. и на основе полученной информации высчитывается доля рынка;

· метод экспертных оценок – мнения экспертов были проанализированы с составлением средне арифметических показателей в электронных таблицах.

Рынки.

В технико-экономической характеристики предприятия автором были приведены основные сегменты рекламного рынка Нижнего Новгорода, а также вкратце упоминалось об используемых принципах сегментации рынка. Ниже следует более подробное рассмотрение данной проблемы.

Сегментировать рынок целесообразно с точки зрения:

· бизнес-схем, которые используются клиентами компании для достижения своих рыночных целей, для выработки политики скидок и анализа ведущих потребностей данного рыночного сегмента;

· продуктов, потребляемых клиентами компании, для отслеживания действий конкурентов, разработки новых продуктов и внедрения передовых технологий продаж, производства и управления;

· истории, динамики и объемов продаж, для выработки целенаправленной и индивидуализированной политики продаж и стимулирования сбыта по отношению к конкретным клиентам (политика ключевых клиентов).

С точки зрения используемых бизнес-схем всех клиентов можно сегментировать на:

· рынок производителей;

· рынок промежуточных продавцов;

· потребительский рынок;

· рынок государственных учреждений;

· международный рынок.

Рынок производителей

Рынок производителей – это организации, приобретающие товары и услуги компании для использования их в рамках собственной рекламной политики, проведения всевозможных рекламных компаний, выставок, презентаций.

 К рынку производителей относятся:

· отечественные производители продовольственных, хозяйственных, товаров, бытовой и компьютерной техники, автотранспортных средств и другой всевозможной продукции, реализуемой в розничных точках Н.Новгорода.

· представительства зарубежных производителей.

Рынок промежуточных продавцов (рекламные и дизайнерские агентства).

Рынок промежуточных продавцов – это организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их конечному потребителю с прибылью для себя. К рынку промежуточных продавцов компании относятся:

· рекламные и дизайнерские агентства, частные лица, заказывающие рекламную продукцию с целью их дальнейшей перепродажи конечному потребителю;

· издательства и редакции, издающие журналы, каталоги, газеты и т.п.;

· оптовые, посреднические и розничные компании, занимающиеся реализацией рекламной продукции.

Потребительский рынок (представительства, торговые и производственные компании).

Потребительский рынок – это отдельные организации, приобретающие рекламные услуги для личного потребления (рекламная продукция, вспомогательные материалы). К потребительскому рынку компании относятся:

· представительства иностранных производственных и торговых компаний, которые заказывают рекламную продукцию для обеспечения собственных рекламных мероприятий и внутреннего потребления (фирменные бланки, конверты, канцелярская продукция, визитные карточки);

· отечественные производственные, торговые и консультационные компании, заказывающие рекламную продукцию с теми же целями.

Рынок государственных учреждений.

Рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги для их последующего использования в сфере коммунальных услуг.

На рынок государственных учреждений компания выходит эпизодически.

Например организация и проведение концертов для населения в рамках какого-либо общественного праздника. В данном случае заказчиком выступает администрация г.Нижнего Новгорода

Международный рынок.

Международный рынок – это покупатели за рубежом страны.

С точки зрения продуктов, потребляемых клиентами компании рынок можно сегментировать следующим образом.

Сегмент потребителей рекламной полиграфии – рекламные и дизайнерские агентства, рекламные и маркетинговые подразделения торговых и производственных компаний.

Сегмент потребителей услуг рекламного характера – отечественные и зарубежные торговые и производители.

Сегмент потребителей рекламной продукции – оптовые посредники и розничные потребители рекламной продукции.

Сегментировать рынок с точки зрения анализа истории, динамики и объемов продаж не представляется возможным ввиду отсутствия системы работы с клиентами, что является одним из слабых мест в политике продаж компании. В настоящее время эти данные. В связи с этим возникают следующие проблемы:

· невозможность формирование прозрачной и привлекательной политики стимулирования сбыта в виде скидок, бонусов и т.п.;

· невозможность анализа истории и динамики продаж в разрезе продуктов, рынков, отдельных клиентов и временных периодов;

· высокую вероятность потери большого количества клиентов, обусловленную уходом любого менеджера отдела продаж.

На основании отчетов отделов продаж и данных бухгалтерского учета в ниже приведенной схеме выполнено сегментирование клиентов по валовому объему сделок в 2005 году (см. рис. 2.1).

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Сегментирование клиентов по объему сделок в 2005 году и количество клиентов в сегментах

Анализ структуры продаж рекламной продукции и услуг выполненный по данным за 2005 год позволяет сделать следующие выводы:

· всех клиентов компании можно разделить на крупных, средних и мелких;

· доли сегментов в общем количестве клиентов распределены следующим образом: крупные – 5%; средние – 6%; мелкие – 89%;

· доли оборотов сегментов в общем объеме продаж распределены следующим образом: крупные – 68%; средние – 14%; мелкие – 18%.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.