Ранний возраст от 2 до 3 лет — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Ранний возраст от 2 до 3 лет

2020-08-20 109
Ранний возраст от 2 до 3 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая учебная программа

по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»

для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

 

Составитель:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Семенова Ю.Н.

 

2017г.

г.о.Тольятти

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Обязательная часть 1.1.1. Пояснительная записка а) цели и задачи реализации Программы..................................................... б) принципы и подходы к формированию Программы............................... в) характеристики возрастных особенностей детей....……………………. 1.1.2. Планируемые результаты освоения программы.................................. 1.2. Использование парциальных программ и их характеристика. 1.2.1. Пояснительная записка к программе  О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры». а)  цель,  задачи  и методическое обоснование программы…………….. б) принципы построения программы……………………………………... в) приёмы  и особые методы музыкального воспитания разработанные О.П.Радыновой………………………………………………………………    
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Обязательная часть 2.1.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по пяти образовательным областям…………………………………………… а) интеграция с другими образовательными областями………………….. б) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников …………………………………… в) формы взаимодействия с воспитателями……………………………….. 2.1.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы……………………………………………………… 2.1.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей…………………………………….. а) цель и задачи работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ …… б) коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию….. в) алгоритм работы с детьми с ОВЗ………………………………………... г) содержание музыкальной образовательной деятельности……………. д) методы и приемы работы по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ...  
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Обязательная часть 3.1.1 Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………………………..…........ 3.1.2 Регламент образовательной деятельности…………………………….. 3.1.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий...... 3.1.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………….  
4. ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

Целевой раздел

Обязательная часть

Пояснительная записка

Настоящая Рабочая программа по музыкальному воспитанию (Далее - Программа) разработана на основе образовательной программы ОУ и характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для детей всех возрастных групп.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155

Разработка программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят: конвенция о правах ребенка, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (вступил в силу 26 января 2012г), постановление Главного Государственного санитарного врача России от 15 мая 2013г. №2 об утверждении СанПиН 2.4.1ю3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устав МБУ детского сада №126 «Солнечный зайчик».

а) Цели и задачи реализации Программы

Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста и их способности эмоционально воспринимать музыку  

Задачи:

· формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

·формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

· развитие музыкально-художественной деятельности;

· приобщение к музыкальному искусству;

· развитие воображения и творческой активности;

· обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей, средней, старшей, подготовительной, старшей логопедической и подготовительной логопедической групп.

 

 

 

б) Принципы и подходы к формированию Программы.

Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО:

 

· поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

· уважение личности ребенка;

· реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

· полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

· сотрудничество детского сада с семьёй;

· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

· учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современные тенденции развития общества и основывается на парциальные программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» и А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Программы позволяют формировать основы музыкальной культуры в дошкольном детстве, и нацелены на гармоничное духовное, психическое и физическое развитие

 

 

в) характеристики возрастных особенностей детей

Возрастные и индивидуальные особенности детей

третьего года жизни

На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Совершенствуется музыкальная память и мышление. Он помнит многие музыкальные произведения, узнаёт их. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности.

В течении третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности.

Ребенок получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию.

Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно.

Дети способны активно участвовать в музыкально – сюжетных играх. В этом возрасте дети готово к музыкально – творческим проявлениям как в пении. Так и в играх – драматизациях.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

четвертого года жизни

На четвертом году жизни интенсивно формируются основы его личности. Ребенок с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом, с образами его любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением.

Продолжается становление музыкального восприятия, Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное), до конца.

В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально – слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении музыкальной памяти. Дети различают музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые разновидности песни (колыбельная, плясовая).

Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: Дети без труда различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки. Осваивают музыкально - дидактические игры, упражнения. Но пока еще произвольность поведения только формируются, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по - прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована.

Движения под музыку становятся более координированными. Проявляется умение менять движения в связи со сменой характера музыки. В свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с радостью.

Довольно слаба ориентировка в зале, продолжительность игры, танца небольшая. Однако все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных.

В этом возрасте ребенок с удовольствием пробует импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с любопытством обследует музыкальные инструменты. Однако возможности при общении к игре на детских музыкальных инструментах остаются по-прежнему небольшими: его слуховой опыт невелик и недостаточно координации движений руки.

 

Возрастные и индивидуальные особенности детей

пятого года жизни

Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года жизни по – прежнему остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной). Определенный слуховой опыт позволяет дошкольнику активно проявлять себя в процессе слушания музыки.

Восприятию музыки продолжает помогать иллюстрации. Ребенок способен запоминать, узнавать называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшимся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо помнить, что у ребенка еще продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

Ребенок по-прежнему проявляет интерес к пению, любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно.

Осознанно использует в пении средство выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и внемузыкальные (выразительная мимика).

Правильно пропевает мелодии отдельных, небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает несложный ритмический рисунок. Певческий диапазон в пределах РЕ – ЛЯ первой октавы. Голосовой аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, дикция у многих детей остается нечеткой, но несмотря на это дошкольника можно успешно обучать пению.

Продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменятся внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в области музыкально – ритмических движений у него появляются новые возможности: движения под музыку делаются более легким и ритмичными, удаются довольно сложные движения, качество исполнения движений повышается. Вместе с тем возможности детей этого возраста в музыкально – ритмической деятельности по - прежнему остаются сравнительно небольшими:

легкость движений относительна, синхронность движений в паре, в подгруппе вызывает затруднения, выразительность движений не достаточна, длительность игры и пляски не продолжительна.

Однако все это не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов.

Ребенок проявляет большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других.

К этому времени у детей улучшается координации движения руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны воспроизводить на одной пластинке металлофона элементарные ритмические рисунки.

 

Возрастные и индивидуальные особенности детей

шестого года жизни

Слушание музыки остается по – прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоционально – образное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки.

Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности. Ребята могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладо -высотный слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать.

В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально – слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикции у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

У детей формируется осанка, движения становятся более свободными, выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными и уверенными

Ребенок способен и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующие ритмичности и скоординированности исполнения.

Дети имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы на основе знакомых движений.

Однако возможности этих детей несколько ограничены: в движениях не хватает пластичности, «полетности», выразительности, тем не мене данная возрастная ступень имеет самостоятельное значение в последовательном музыкально – ритмическом развитии каждого ребенка.

У детей проявляется большое желание заниматься игрой на музыкальных инструментах, в элементарных импровизациях на металлофоне большего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука.

При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинках, не соседствующих друг с другом, это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки.

В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля. Прежде всего ритмического, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте, металлофоне, и на других, доступных их возрасту и возможностям.

 

Возрастные и индивидуальные особенности детей

седьмого года жизни

Дети этого возраста приобретают более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, обладают заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. К этому времени у них имеется значительный объем музыкальных впечатлений, они знают некоторых композиторов, избирательно относятся к музыке, мотивируют свой выбор.

Дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки.

Ребенок способен анализировать музыкальное произведение, сравнивать выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи.

У дошкольников достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, память. Музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, способность к творчеству.

Таким образом у выпускников детского сада большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох.

В этом возрасте ребенок обладает существенными возможностями для проявлении себя в пении, он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя голосовые связки не сформированы окончательно.

Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы ДО (первой), ДО (второй).Большинство ребят имеют большой запас песен, выделяют любимые, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении песни.

Дети могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно.

Взрослым необходимо постоянно заботиться об охране детского голоса.

В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку – движения делаются легкими, изящными, пластичными.

В движении под музыку дети легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, в характере музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. К этому времени у ребят уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.

Ребенок инициативен и активен как в музыкально – игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумать новый танец (в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках.

В этом возрасте дети в совершенстве постигают игру на том инструменте, на котором они играют второй – третий год, они могут с удовольствием осваивать пьесы, где необходимо играть на пластинках, расположенных одна за другой.

Дети охотно участвуют в выступлении оркестра, с радостью импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодию, однако подбирать на слух могут лишь музыкально одаренные.

 

Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования планируемые результаты освоение детьми ООП делятся на промежуточные и итоговые (сентябрь, май).Критерии и таблицы диагностики описаны в приложении №1

Планируемые итоговые результаты:

Интегрированные качества: Ребенок способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; Ребенок овладевший необходимыми умениями и навыками в изобразительном искусстве и музыке. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской творческой деятельности.

Шестой год жизни

•  Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

•  Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

•  Поет без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню; поет в сопровождении музыкального инструмента.

•  Ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки.

•  Выполняет танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.

•  Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действовует, не подражая друг другу.

•  Играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами

Седьмой год жизни

•  Узнает мелодию Государственного гимна РФ.

•  Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.

•  Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.

•  Различает части произведения (вступление, заключение, запев, припев).

•  Поет песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

•  Поет индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

•  Выразительно и ритмично двигается в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передает несложный музыкальный ритмический рисунок.

•  Выполняет танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг.

•  Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.

•  Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Мониторинг в проводится 2 раза в год (сентябрь, май) музыкальным руководителем при участии воспитателя группы. Руководство мониторингом осуществляет заведующая и (или) старший воспитатель.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Анализе достижения детьми промежуточных результатов описан в Картах диагностического обследования.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различных видах музыкальной деятельности. Данные о результатах мониторинга заносятся в карты ребенка (см. Приложение) с помощью уровней (высокий, средний, низкий). В итоге подсчитывается количество и выводится уровневый показатель.

 

Задачи:  

- накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки;

- вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра);

- воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

- побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп.

Методическое обоснование:

Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности  детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель  - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально – образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению).

Автор основывается на концепции, что формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам: 

тематическому

концентрическому (цикличности)

контрастного сопоставления произведений

синкретизма

адаптивности

б) принципы построения программы

Основной принцип - тематический  (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание.

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского.

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с  произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.

Принцип концентрический  или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности    предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки), кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

 

в) приёмы и особые методы музыкального воспитания разработанные О.П.Радыновой

Наглядный, словесный, практический - традиционные    методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску  детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О.П.Радыновой:

  Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление   характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.

Мимическое уподобление    характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе  выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное  уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное   уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

 

Содержательный раздел

Обязательная часть

2.1.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области х удожественно – эстетическое развитие.

Задачи музыкального воспитания: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

  Слушание: учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

    Пение: способствовать развитию певческих навыков, петь без напряжения в соответствующем диапазоне, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Песенное творчество: учить пропевать мелодии песен по слогам, с четкой артикуляцией, формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения: учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо), уметь определять начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение), совершенствовать навыки основных движений (ходь


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.