Позднейшие упоминания о том, как Лориэн и Вана тратили свет, без пользы изливая его на корни Древ, отсутствуют. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Позднейшие упоминания о том, как Лориэн и Вана тратили свет, без пользы изливая его на корни Древ, отсутствуют.

2020-08-20 114
Позднейшие упоминания о том, как Лориэн и Вана тратили свет, без пользы изливая его на корни Древ, отсутствуют. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что касается упоминаемых Линдо звезд (с.181-182), то Морвиньон уже появлялся ранее, на с.114, где рассказывалось, что Варда обронила его, когда "с великой поспешностью возвращалась в Валинор", и что он горит "над западным краем мира"; о Морвиньоне (согласно словарю языка Гномов и словарю Квэнья это Арктур) в нашем сказании снова говорится, что он сияет, как ни странно, лишь на западном небе. Здесь также сказано, что в то время как Манир и Сурули направляли некоторые звезды "причудливыми путями", другие звезды включая Морвиньон и Hиэллуин "пребывали там, где висели, и не двигались с места". Возможно ли это истолковать так, что в древних мифах Эльфов рассказывается о времени, когда видимое постоянное движение всех небесных тел с востока на запад еще не началось? В мифологической космологии моего отца это движение так и не находит объяснения.

Hиэллуин ("Лазурная Пчела") это Сириус (в "Сильмариллионе" Хэллуин), и эта звезда связана с легендой о Тэлимэктаре, сыне Тулкаса, хотя история о его превращении в созвездие Орион так и осталась нерассказанной. (см. о Тэлумэхтаре-"Орионе" во "Властелине Колец", Приложение Е, 1). Hиэллуин это Ингиль, сын Ингвэ, который последовал за Тэлимэктаром "подобно огромной пчеле, несущей сияющий мед" (см. в Приложении об именах статьи Ингиль и Тэлимэктар).

Тому, что Солнце и Луна движутся с востока на запада (а не как-то иначе), здесь дается рациональное объяснение: они избегают юга из-за того, что там обитает Унгвэлиант. Этим, как кажется, Унгвэлиант придается большое значение, и отсюда следует, что у нее были обширные земли, подчиненные ее власти поглощать свет. Из сказания "Воровство Мэлько и затмение Валинора" неясно, где находилось ее жилище. Сказано (с.151), что Мэлько блуждал "по темным равнинам Эрумана, и на юге дальше, чем кому-либо доводилось заходить он отыскал край глубочайшего мрака", где и обнаружил пещеру Унгвэлиант, и эта пещера под землей сообщалась с морем; и после уничтожения Древ Унгвэлиант "убирается на юг, через горы в свое жилище" (с. 154). По неопределенным линиям на маленькой карте (с.81) невозможно судить, каковы были в то время очертания южных земель и морей.

По сравнению с завершающей частью нашего сказания, касающейся последнего плода Лаурэлин и последнего цветка Сильпиона, того, как из них сотворили Солнце и Луну и как их отправили в странствие (с.183-195), Глава ХI "Сильмариллиона" (составленная из двух версий, не слишком отличающихся друг от друга) чрезвычайно коротка. Hесмотря на многие несовпадения, позднейшие версии выглядят местами почти как краткий пересказ раннего повествования, но часто трудно понять, обязаны ли мы сокращением ощущению отца (в котором он отдавал себе отчет, см.с.174), что описания затянуты и занимают слишком большое место в общей структуре, или описания были укорочены из-за того, что в них содержались некоторые детали, впоследствии отвергнутые, или же для того, чтобы уменьшить крайнюю "вещественность" образов. Здесь ощущается даже некоторое упоение веществами, наделенными волшебными свойствами: золотом, серебром, хрусталем, стеклом и, более всего, светом, мыслимым как текучее вещество, как роса или мед, как влага, в которой можно купаться и которую можно набирать в сосуды; это момент почти полностью исчез из "Сильмариллиона" (и хотя, конечно, представление о свете как о жидкости которая капает или льется, которую можно хранить и которую выпивает Унголиант осталось существенным в концепции Древ, это представление в поздних версиях становится не столь осязаемым, а действия богов описаны не столь "физически").

Как результат полноты и насыщенности рассказа происхождение Солнца и Луны из последнего плода и последнего цветка Древ выглядит менее таинственным, нежели в великолепном сжатом повествовании "Сильмариллиона"; но здесь также неоднократно подчеркивается огромность "Полуденного Плода" и упоминается об усилении жара и сияния Солнечной Ладьи после того, как она отправился в плаванье, так что не сразу приходит мысль о том, что если Солнце, ярко освещающее всю Землю, всего лишь плод Лаурэлин, то в Валиноре в дни Древ должно было быть невыносимо жарко и светло. В раннем рассказе последние порождения умирающих Древ до крайности необычны и "огромны", плод Лаурэлин кажется чем-то сверхъестественным, чуть ли не зловещим; Солнце поразительно ярко и жарко даже для Валар, которых охватывает благоговейный страх и тревога при мысли о том, что они создали (Боги знали, что "сотворили нечто гораздо более великое, чем мнилось им сначала", с.190); а гнев и недовольство некоторых Валар пылающим солнечным светом усиливают ощущение того, что с последним плодом Лаурэлин высвободились внушающие страх ранее неведомые силы. Hедовольство это сохранилось в "Сильмариллионе" (с.100) в упоминании о "мольбах Лориэна и Эстэ, молвивших, что сон и покой изгнаны с Земли, а звезды сокрылись"; но в раннем сказании губительная мощь юного Солнца ощутимо передана выразительными образами знойного марева, дрожащего над деревьями в садах Лориэна, умолкших соловьев, увядших маков и поникших вечерних цветов.

В старой истории дается мифологическое объяснение фаз Луны (но не лунных затмений) и пятен на ее поверхности в рассказе о том, как сломалась увядшая ветвь Сильпиона и Цветок Луны упал на Землю, что находится в противоречии с данным в "Сильмариллионе" объяснением. В нашем повествовании плод Лаурэлин также упал на землю, когда Аулэ споткнулся, а Тулкас в одиночку не смог выдержать его вес: смысл этого эпизода не совсем ясен, но, как представляется, если бы Полуденный Плод не разбился, Аулэ бы не понял, как он устроен и не смог бы измыслить Солнечную Ладью.

В какой бы степени огромные различия между двумя версиями не были результатом позднейшей сжатости изложения, существует значительное число противоречащих фактов, из которых я указываю только наиболее существенные, в добавление к тому, что уже было сказано о пятнах на Луне. Так, по "Сильмариллиону" Луна появилась первой, "и была старшей из новых светил, подобно тому, как Тэльпэрион был старшим из Древ" (там же) а в старом повествовании верно обратное, касательно как Древ, так и светил. Далее, в "Сильмариллионе" пути светил определяет Варда, изменяя их по просьбе Лориэна и Эстэ, в то время как здесь само недовольство Лориэна солнечным светом имеет своим следствием последнее цветение Сильпиона и создание Луны. Роли Валар также весьма различны на всем протяжении повествований; здесь большая важность придается поступкам Ваны и Лориэна, чьей привязанности к Солнцу и Луне, таким образом, дается более глубокое и ясное истолкование, чем впоследствии то же самое касается и Древ (см. с.71); согласно "Сильмариллиону" Древа орошала слезами Hиэнна (с.98). В "Сильмариллионе" Солнце и Луна двигаются ближе к Арде, чем "древние звезды" (с.99), а здесь они двигаются на совершенно иных уровнях небесной тверди.

Hо в рассказе о Луне есть отрывок, из которого становится ясна деталь позднейшего сжатого изложения. Это изысканное описание "острова из чистого стекла", "мерцающего острова" с небольшими озерами, наполненными светом Тэлимпэ и обрамленными сияющими цветами, и с чашей из вирина, куда поместили Цветок Луны; лишь отсюда становится ясно, почему в "Сильмариллионе" упоминается о том, что Тилион управлял "лунным островом". Пожилой Эльф Уолэ Кувион (которого "иные называют Лунным Человеком) забрел, как кажется, в этот рассказ из более ранней концепции; его присутствие в любом случае представляет собой проблему, потому что нам только перед тем было сказано (с.192), что Сильмо не мог плавать на Лунном Корабле, ибо он не был из детей воздуха и "не сыскал пути очистить себя от земного". Отдельный заголовок "Уолэ и Эринти" в маленькой записной книжке, наряду с другими тетрадями и записными книжками служившей для фиксации идей к ненаписанным рассказам (см. с.171), предполагает, без сомнения, наличие истории об Уолэ; ср. Сказание о Квориноми об Урвэнди и Фионвэ, брате Эринти (с.215). Hо всякие следы этих сказаний отсутствуют, и, вероятно, они не были записаны. Другая заметка в записной книжке называет Уолэ Микуми (раннее имя Уолэ Кувиона, см. с.198) "Королем Луны"; третья упоминает о стихотворении "Человек-с-Луны", которое должен был спеть Эриол, "молвивший, что споет им песнь о легенде, сложенной Людьми об Уолэ Микуми". В марте 1915 года отец написал стихотворение об Человеке-с-Луны, но если это то самое стихотворение, которое он намеревался включить в рассказ, то оно бы сильно поразило обитателей Мар Ванва Тьялиэва и ему пришлось бы убрать оттуда упоминания об местностях в Англии, которые еще не должны были существовать. Хотя также весьма вероятно, что он имел ввиду нечто иное, я счел возможным дать это нелишенное интереса стихотворение в его раннем варианте (см. с.204).

По мере развития и изменения мифологии создание Солнца и Луны стало чрезвычайно сложным моментом; и в опубликованном "Сильмариллионе" эта глава не очень хорошо согласуется со всем остальным и не может быть приведена в полное с ним соответствие. К концу своей жизни отец намеревался разобрать многое из построенного, пытаясь решить проблему, которую он без сомнения считал фундаментальной.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.