Психологические причины влияния толпы на психику человека — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психологические причины влияния толпы на психику человека

2020-08-19 142
Психологические причины влияния толпы на психику человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В научной литературе специфика проявлений психики человека, попавшего под влияние толпы, объяснялась различными причинами. Основатели психологии толпы Ле Бон, Тард, Бехтерев подчеркивали определяющую роль подражания, внушения, заражения. Но подражание, внушение и заражение только лишь механизмы преобразований психики, а не причины. Вопрос о том, почему психика человека столь резко реагирует на присутствие множества людей, является принципиально важным.

Фрейд, Юнг, Ле Бон согласны между собой в положении о том, что, оказавшись в толпе, индивид впадает в эмоциональное состояние, характерное для человека на примитивной стадии развития общества. Они исходят из предположения, что групповая психология была первоначальной формой человеческого сознания, и утверждают, что в условиях стресса и толпы эта форма сознания снова выдвигается на передний план. Контакт сознания с первозданным слоем психики выпускает на свободу энергию, дремлющую в обычное время при нормальном состоянии человека. Вырвавшаяся на свободу энергия освобождает психику от навязанных ей культурой и сознанием стандартов и ограничений. В результате человек становится, в высшей степени эмоциональным, управляемым инстинктами, подвластным внушению. Фрейд неоднократно подчеркивал переход человека в толпе в первобытное состояние, утрату им культуры.

Обсуждая подобное поведение человека, К. Левин употреблял термин регрессия. Регрессия относится к примитивизации поведения, «возврату» к менее зрелому состоянию, это негативное развитие. Регрессия – это распространенный феномен, проявляющийся в изменении жизненного пространства в целом в направлении, противоположным тому, которое характерно для развития [46, с. 272]. В толпе жизненное пространство человека предельно суживается и, соответственно, наступает регрессия. Таким образом, психика индивида в толпе подвергается сильному воздействию ситуации, поведение человека становится «полевым», то есть зависимым от окружающего поля. В состоянии регрессии, отмечает Московичи, сознание каждого ослабляется. Оно возвращается к состоянию, которое напоминает состояние примитивного человека. Высвобождается субстрат атавистических атавистических инстинктов и привычек, составляющий основу группового бессознательного [58, с. 86].

Американский культуральный антрополог Э. Бургиньон (E. Bourguignon) считала, что в толпе у человека возникает измененное состояние сознания (ИСС) [15, с. 405].

Измененные состояния сознанияэто многочисленные, разнообразные и часто абсолютно не захватывающие человека состояния, не сводящиеся к галлюцинаторным состояниям, вызываемым наркотиками, или религиозному экстазу; это состояния, в которых изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера.

ИСС изменяют отношения индивида к самому себе, своему телу, чувство тождественности собственного «Я» и восприятие времени, пространства и других людей. ИСС вызваны изменениями в сенсорной информации. В результате правила восприятия и познания, свойственные человеку в нормальном состоянии, в ИСС искажаются.

Социально-психологические исследования показывают, что ИСС могут возникнуть под воздействием толпы, находящейся в возбужденном эмоциональном состоянии. При этом человек может впасть в состояние транса, который усиливается звуками барабанов (ритмическая музыка), песнями, танцами, заражением толпы, наркотиками. Для состояния транса характерны пассивность и беспомощная зависимость от окружающих психических воздействий.

Э. Фреска (E. Frecska) и С. Кюльсар (Z. Kulcsar) подчеркивают, что основная функция изменений сознания заключается в идентификации участников с общностью, что существуют первичные потребности людей в создании и поддержании сообществ. Социальные привязанности облегчают транс [197, с. 505].Таким образом, в культуральной антропологии существует объяснение поведение толпы тем, что у людей под влиянием толпы возникают измененные состояния сознания.

По мнению американских ученых механизмом поведения толпы является деиндивидуализация. Это состояние, находясь в котором человек теряет представление о самом себе как отдельной личности. Деиндивидуализация приводит к стиранию обычных границ дозволенного, что повышает вероятность импульсивного или девиантного поведения. Вероятность появления такого поведения выше в том случае, когда толпа анонимна и возбуждение велико. Деиндивидуализация освобождает инстинкты, и человек действует так, как никогда бы не поступил, находясь в своем обычном состоянии/

Ф. Оллпорт предложил идею «кольцевой реакции», согласно которой индивид, стимулирует своим поведением другое лицо в толпе. Он видит или слышит реакцию другого, в результате сам стимулируется от него до еще более высокого уровня активности. Таким образом, возбуждение толпы непрерывно нарастает.

Назаретян придерживается близкого объяснения. Он считает, что в толпе существует эмоциональное кружение или циркулярная реакция, как взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. В то же время резко снижается коммуникация, то есть контакт между людьми на семантическом уровне. Так происходит эволюционная регрессия, актуализируются низшие, исторически более примитивные пласты психики. Циркулярная реакция не является однозначно негативным явлением. Она сопровождает любое массовое мероприятие и служит сплочению и мобилизации людей [61].

Ньюком считал, что индивиды становятся настолько «погруженными» в толпу, что теряют чувство идентичности. При этих условиях происходит так, что индивид хочет сделать и что он воспринимает как требуемое от него его ролью, становится тождественным. По мере того, как окружающие все настойчивее побуждают взять на себя определенную роль, зреет его убежденность в том, что это единственно возможное правильное поведение. Не остается никакого иного чувства поддержки «Я», кроме ощущения быть оцененным и принятым миром толпы [63, 1984].

И. Р. Сушков отмечал, что в толпе происходит деперсонализация восприятия социального мира. Восприятие себя, как члена ингруппы (толпы), отличного от членов аутгруппы, снижает восприятие себя как уникального индивида отличного от членов ингруппы. Деперсонализация приводит к тому, что люди начинают воспринимать себя как идентичные, взаимозаменяемые категории. Деперсонализация является предварительным условием возникновения сплоченности, подверженности влиянию, возникновению этноцентризма [95].

Особенности психики человека в толпе Милграм объяснял посредством понятия «перегрузка». Перегрузка обозначает неспособность нервной системы обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, потому что этих данных так много, что система не справляется с ними. При наличии перегрузки начинают действовать процессы адаптации, при которой деформируются исполнение ролей, эволюция социальных норм, когнитивное функционирование. Существует несколько когнитивных реакций на перегрузку. Первая – каждой единице входящей информации уделяется меньше времени. Вторая – пренебрежение информацией, которая не является первоочередной. Третья – перегруженная когнитивная система перекладывает часть нагрузки на другого участника взаимодействия, например, на лидера. Четвертая – система блокирует доступ информации уже на самом входе. Пятая – интенсивность входящей информации снижается с помощью фильтров, так, что допускаются только поверхностные формы взаимодействия между людьми [54].

 

* * *

Психология толпы представляет для психолога особый интерес. В толпе кардинально меняется психика человека, протекание психических процессов приобретает специфику. Основными регуляторами поведения становятся инстинкты. Когнитивные процессы, направленные на познание и категоризацию окружающего мира, значительно ослабевают. Взаимодействие между людьми становится односторонним, правила и нормы утрачивают свою регулирующую функцию. Особенно сильные изменения психический мир человека претерпевает в толпе, приведенной в определенное возбужденное состояние. Человек на некоторое время утрачивает культуру, и его психика проявляется в неокультуренном виде. Для психолога толпа в настоящее время представляет единственный вариант изучения психики, не подверженной культурному влиянию. При описании психологии толпы необходимо учитывать следующее:

· Толпа является кратковременной естественной общностью. Люди сознательно не договариваются о правилах, нормах и законах поведения в толпе, они опираются на резидуальные правила – бессознательно установленные и принятые людьми нормы. В обществе же законы, правила и нормы поведения являются результатом осознанного договорного процесса. Большинство людей в моменты пребывания в толпе подчиняются власти инстинктов, которые на время становятся ведущими регуляторами социального поведения.

· Пребывание в толпе приводит к утрате человеком самых разнообразных культурных форм поведения. Нахождение в толпе и подверженность влиянию инстинктов не проходит бесследно для психики современного человека. Лишение человека культуры способствует серьезным изменениям в психике. Когнитивные, эмоциональные и коммуникативные свойства психики коренным образом меняются и приобретают специфические черты.

· Правила и нормы взаимодействия, выработанные людьми в процессе исторического и культурного развития, в толпе утрачивают свое значение. Доминирование инстинкта приводит к ослаблению воли и человек психологически и социально выпадает из рамок культуры и становится беззащитен перед внушающим воздействием вождя или публициста. В любой толпе могут быть люди, способные усилием воли не поддаться власти инстинкта. Именно они в определенной ситуации могут стать вождями толпы.

· Толпа – это один из способов формирования коллективного бессознательного, содержанием которого являются инстинкты и совместно переживаемые чувства. Для естественных общностей характерно чувственное познание окружающего мира. Совместное переживание коллективного бессознательного может быть полезно для психики человека и для общества в целом. Позитивная роль коллективного бессознательного возможна только при условии положительных, доброжелательных чувств. Так коллективное бессознательное способствует сплочению группы, общества, этноса. Праздники, карнавалы, уличные шествия представляют собой наиболее оптимальный вариант формирования положительной чувственной окраски коллективного бессознательного. Негативные чувства, порождающие агрессию, играют отрицательную роль. Сильно выраженные негативные чувства, заложенные в коллективном бессознательном, приводят к противопоставлению людей внутри общности. Они также проникают в коллективное бессознательное, но приводят к распаду общности.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.