Глава XXVII Муравей Дана в Мекке, девяносто три стиха — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава XXVII Муравей Дана в Мекке, девяносто три стиха

2020-07-07 97
Глава XXVII Муравей Дана в Мекке, девяносто три стиха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Бога милостивого и милосердого. 3771. Т. с. Это—стихи Корана и явной книги,692 2. слу­жащие направлением и благовестием правоверным, 3. ко­торые исполняют молитву, подают милостыню и твердо веруют в будущую жизнь. 4. Для тех же, которые не веруют в будущую жизнь, Мы украсили дела их в их собственных глазах, и они находятся в ослеплении. 5. Таковым будет ужасное наказание, и они будут самые несчастные в буду­щей жизни. 6. Ты получил Коран от Премудрого, Всеведу­щего. 7. Моисей сказал семейству своему: я заметил огонь. Я вам принесу о нем сведения или же принесу вам горячую головню, чтобы вы могли обогреться. 8. Когда он прибли­зился к огню, голос воззвал к нему: да будет благословен тот, кто в огне и кто около него! Хвала Богу, Господу все­ленной! 9. О Моисей, Я есмь Бог всемогущий и премудрый. 10. Брось жезл твой. Когда Моисей (брося его) увидел, что он двигается, как змея, он бросился бежать не оглядываясь.


 


друга под тень облака, говоря, что воздух снова сделается приятный и про­хладный. Когда все собрались, из облака спустился огонь и всех их спалил. йхь Бог ниспослал в сокращенном виде эти семь стихов, чтобы утешить Пророка и устрашить упрекающих во лжи посланников Божиих. ()S7 Т. е. этот Коран низведен в сердце твое верным духом Моим Джебраилом, чтобы ты устрашал людей наказанием Божиим; Коран ниспослан на понятном арабском языке, для того, чтобы народ твой не мог иметь извинения, что не понимает его.

ш Т. е. если бы Мы послали Коран на каком либо другом языке, кроме арабского, и им бы читали его, то они или сказали бы, что арабскому народу стыдно быть подчинену чужеземцам, или же сказали бы, что просто не пони­ мают этого языка,— во всяком случае они бы не уверовали.

ftx9 Когда сошел этот стих. Пророк, собрав родственников своих, сказал им: спасите души ваши верою и Бога и повиновением Ему от Его наказания, иначе ваше родство со мною не принесет вам пользы.


690 У арабов язычников были поэты, как, например, Ибн Зигра, Хэбирэ,
Мусафи1 и Уммиэ Такфи; глупые арабы подчинялись им и говорили с на­
смешкой: и у нас есть такие, которые говорят, как Мухаммед. Стих этот
относится к ним.

691 Стих этот относится до правоверных поэтов, как, например, Хуссан, Ибн
Реуахэ и других, бывших и поэтами, и сподвижниками Пророка; когда они
услышали вышеприведенный стих, порицающий поэтов, то, придя к Проро­
ку, спросили его: Посланник Божий! Богу известно, что мы тоже поэты, что
же с нами будет?— Правоверные, отвечал Пророк, ведут священную войну и
мечом, и языком, ваши сатиры на неверных вредят им больше стрел.

А Хуссану Пророк сказал: насмехайся над многобожниками. Джебраил заодно с тобой.

692 Полагают, что буквы т. с. значат: телеб-уттарики-ль-мустакими (искание
прямого пути) и селевет-уль-кулуб (спасение сердец).


292                                          Коран

Моисей, продолжал голос, не бойся. Посланным нечего бояться Меня, 11. кроме того разве, который согрешил; но если он потом заменит грех добрым делом, Я снисходите­лен и милосерд. 12. Вложи руку твою за пазуху, она сдела­ется белою без всякого вреда. Я пошлю девять чудес Фара­ону и народу его, потому что они — народ нечестивый. 13. Когда им были явлены очевидные чудеса Наши, они сказа­ли: это — явное волшебство.

37814. Хотя они и убедились в их истине, но отрицали их по нечестию и гордости. Но посмотри, каков был конец нечестивых. 15. Мы дали знание Давиду и Соломону, и они сказали: хвала Богу, который возвысил нас над столькими верующими рабами Его. 16. Соломон наследовал Давиду и сказал: о люди, мы научились языку птиц. Мы получили дар всего. Конечно, это — явная милость.693 17. Однажды собрались пред Соломоном войска его из джиннов, людей и птиц, все распределенные отдельно.694 18. Когда все они пришли в долину муравьев, один из муравьев сказал: о му­равьи, войдите в жилища ваши, чтобы Соломон и войска его не растоптали вас нечаянно.695 19. Соломон улыбнулся словам этим и сказал: Господи, сделай, чтобы я был при­знателен Тебе за милости Твои, которыми Ты облагодетель­ствовал меня и родителей моих, и чтобы я сделал добро, угодное Тебе; введи меня, по милосердию Твоему, в число праведных рабов Твоих. 20. Он осмотрел птиц и сказал: что значит, что я не вижу кукушки, разве она в числе отсутст­вующих?696 21. Я ее подвергну тяжкому наказанию, я велю

693 Говорят, что однажды у Соломона о кружа пш не его спросили: что говорит этот соловей, сидящий на ветке0— Он поет, отвечал Соломон: я сегодня съел полфиника, теперь пусть хоть мир погибнет, мне все равно. В другой раз его то же спросили о горлице; он отвечал, что горлица поет: ах! Если бы это все создание не было сотворено! Из этого можно понять, что. когда соловей сыт, ему ни ло чего нет дели, а что у горлицы какая-нибудь сильная скорбь и печаль.

о94 Легенда творит, что лагерь войска Соломонова занимал 100 фарсахов в ширину и 100 в длину (около 650 кв. верст); 25 фарсахов занимали джинны, 25--ЛЮЛИ. 25— птицы и 25— дикие звери. На шелковом ковре в 61/2 кв. верст посредине стоял трон Соломона, а около него сидели все знатные и сановные люди его царства; все они вместе с ковром были переносимы ветром в то место, куда желали. От утра до полудня ветер их переносил на месяц пути и от полудня ло вечера — на столько же; во время путешествия птицы летели над ними и давали им тень своими крыльями. 69<5 Имя начальника муравьев было Муг->.фэ, другие говорят — Тахиэ, третьи — Джери; ветер заставил Соломона услышать слова муравья за три мили. <>чб Легенда говорит, что вождь кукушек имел обязанностью указывать войску места, обильные водой; Сулейману в безводном месте понадобилось сделать омовение, и он потребовал кукушку. Другие говорят, что Сулейман заметил


 

293

Сура 27

Муравей (эн-Нэмль)

умертвить ее, если она не представит очевидного извине­ния. 22. Кукушка скоро явилась и сказала: я узнала то, чего ты не знал; я прилетела к тебе из страны Саба1 с верными известиями.697

37923. Я нашла там женщину, царствующую над ними; она обладает всевозможными вещами и имеет великолеп­ный трон. 24. Я нашла, что она и народ ее поклоняются 'солнцу вместо Бога; Сатана украсил в их глазах поступки их и совратил их с пути истины, так что они не направлены на прямой путь 25. и не поклоняются тому Богу, который выводит внаружу тайны небес и земли и знает все, что вы скрываете и что объявляете; 26. Богу, кроме которого нет другого. Господу великого престола.— 27. Я посмотрю, сказал Соломон, говоришь ли ты правду или солгала. 28. Отправляйся с этим письмом моим и отдай его им, потом удались в сторону и посмотри, какой будет их ответ.698 29. Царица сказала своим сановникам: я получила почтенное письмо.699 30. Оно—от Соломона и написано так: во имя Бога милостивого и милосердого. 31. Не противьтесь мне, приходите ко мне с покорностью воле Божией (т. е. му­сульманами).— 32. Сановники мои, сказала царица, посо­ветуйте мне в этом деле; я ничего не решу без вашего со­действия. 33. Они отвечали: мы сильны и страшны, но тебе принадлежит право приказывать; посмотри сама, что ты должна повелеть нам.— 34. Когда цари входят в какой-либо город, сказала она, они разоряют его и обращают самых могущественных жителей его в самое низкое состояние. Они всегда так поступают. 35. Я пошлю им подарки и по­смотрю, с чем вернутся посланные.700

на своем троне солнечное пятно среди тени, взглянув наверх, он увидел, что это произошло от отсутствия кукушки. Тогда он спросил о ней. 697 Когда Соломон спросил у кукушки: какие известия ты мне принесла?— кукушка отвечала: я встретила кукушку из города Саба', она мне столько наговорила о величии их царей и прелести климата, что я пожелала видеть их страну, полетела туда и все видела. Тогда Соломон спросил ее: кто царст­вует в этой стране и какая там религия?

69(i Кукушка, взяв письмо Соломона, отправилась к Балкис и нашла ее спящею во дворце; она положила письмо ей на грудь. Как только сабейская царица Балкис проснулась и прочла письмо, сейчас же собрала всех своих сановников.

699 Эпитет почтенного (керим) дан письму потому, что оно начиналось
словами во имя Бога и пр. и что к нему была приложена печать Соломона.
Триста десять ее вельможе спросили у нее, от кого это письмо.

700 Балкис, говорят, сказала: если он примет мои подарки, он царь; если же
не примет — он пророк. Для подарков Соломону Балкис назначила 500
мальчиков и 500 невольниц, первых она одела в женское, а вторых - в муж­
ское платье; из золота и серебра было сделано 500 кирпичей (плиток); потом


Сура 27

294                                          Коран

38036. Когда они пришли к Соломону, он сказал им: разве вы думаете увеличить богатство мое? То, что даровал мне Бог, лучше того, что Он дал вам. Но вы находите сча­стие в ваших богатствах. 37. Возвратись к своим. Мы напа­дем на них с войсками, которым они не в состоянии будут противустать. Мы выгоним их из царства презренными и униженными.701 38. Потом Соломон сказал своим: санов­ники мои, который из вас принесет мне трон царицы пре­жде, нежели все они сдадутся и сделаются мусульманами?— 39. Я, сказал 'Ифрит, один из джиннов, принесу его тебе, прежде чем ты встанешь с твоего места, у меня на это дос-

н пи мрок назначалась коробочка, в котором были две жемчужины, одна цс.ин. непросверленная, другая просверленная, но с извилистым отверстием; кроме того, в подарок назначалось много амбры и мускуса. Подарки эти должен был поднести Монзкр бен 'Амру, которому дана была свита из самых важных вельмож парода. Бал кис сказала Монзиру: наблюдай со вниманием, если Соломон выкажет гнев, то он царь; если же покажет ласку и благо­склонность, знай, что он пророк и посланник Божий. Пойми хорошенько все. что он будет говорить, и, возвратившись, передай мне. Также обрати внимание на то, различит ли он мальчиков от девушек, проколет ли он жемчужину и проденет ли нитку в жемчужину с кривым отверстием. Кукуш­ка обо всех этих обстоятельствах поторопилась донести Соломону.

Соломон приказал джиннам поскорее наделать золотых и серебряных плит и вымостить ими дорогу от своего трона на расстояние семи фарсахов, и в день прибытия Монзира, выстроив в ряд всех джиннов, людей, зверей и птиц, сам сел на трон, а по правую и левую сторонам трона село по 4000 человек вельмож и сановников.

Когда прибыли посланники Бал кис и увидели, что всевозможные живот­ные пачкают нечистотами золотые и серебряные плиты, они устыдились подносить золото и серебро, привезенное ими, и бросили его.

Когда они явились перед Соломоном, он ласково и вежливо принял их и обратился к ним с красноречивыми словами. Когда Соломону было подне­сено Монзиром письмо, Соломон, улыбнувшись, велел принести коробочку и приказа'! древесному червю проточить не проколотую жемчужину и про­деть нитку в проколотую; потом Соломон приказал переодетым мальчикам и девушкам омыть пыль, которая была на их липах от дороги. Мальчики взяли воды из тазов и сплеснули себе лица, девушки же, взяв воды одной рукой, сначала перелили ее в другую руку и потом уже плеснули себе на лица. Таким образом их пол был узнан.

Соломон не принял подарков и возвратил их назад.

701 Когда Монзир возвратился с известиями о Соломоне, Балкис, поняв, что он пророк, тотчас же стала собираться в путь и. заперев свой трон в безо­пасном месте, сама с войском отправилась к Соломону. Хотя джинны и дали знать Соломону об отправлении Бачкис. но они рассудили, что если она выйдет замуж за Соломона, то им это будет невыгодно, потому что мать Бапкис была из рода джиннов и Бачкис могла бы Соломону открыть тайны джиннов. Поэтому они старались поселить в Соломоне чувство отвращения к Бачкис, распространяя разные слухи, как. например, что Балкис глуха, что у нее на ногах вместо ногтей копыта, как у мула, что ляжки ее покрыты шерстью и т. п.; основываясь на этом, Соломон решился удостовериться сам в ее умственных способностях к физических качествах и желал, чтобы ему привезли ее трон.


 

295

Муравей (эн-Нэмль)

танет силы, будь уверен во мне.702 40. Один из бывших при нем, получивший знание книги, сказал: я принесу тебе его, прежде чем ты мигнешь глазом. И когда Соломон увидел трон, поставленный пред ним, он сказал: это — знак мило­сти Господа моего. Он испытывает меня, чтобы знать, буду ли я признателен или неблагодарен. Кто признателен, тот делает этим пользу самому себе, а кто неблагодарен, то что от этого Богу? Он богат и всещедр.703 41. Измените трон ее, сказал Соломон, так, чтобы его нельзя было узнать. Мы посмотрим, направится ли она на прямой путь или же бу­дет из тех, которые не могут быть направлены. 42. Когда она пришла к Соломону, он спросил ее: это ли трон твой? Она отвечала: как будто это он.— Мы получили знание прежде ее и были покорны воле Божией (т. е. были му­сульманами).704 43. Ее совратили те, которым она поклоня­лась вместо Бога, потому что она была из народа неверных. 44. Ей сказали: войди во дворец. Когда она увидела его, то вообразила, что это вода, и, подняв платье, обнажила ноги свои. Соломон сказал ей: это — дворец, вымощенный хру­сталем.— 705 Господи, сказала она, я была нечестива к са­мой себе, теперь я покоряюсь вместе с Соломоном Богу, Господу вселенной.706

38145. К темудитам Мы послали брата их Салиха, чтобы они поклонялись Богу. Они разделились на две враждебные партии. 46. О народ мой, сказал Салих, зачем хотите вы ускорить зло, а не добро? Отчего вы не просите помилова­ния у Бога, может быть. Он умилосердится над вами?— 47. Ты и те, которые с тобою, отвечали они, вы — предвестни-

702 Имя этого джинна было Зекуан; Соломон обыкновенно до полудня сидел
в судилище; следовательно, надобно понимать так слова этого джинна:
прежде, чем ты выйдешь из судилища, я тебе принесу трон Балкис.

703 Сделавший Соломону это предложение, по мнению толкователей, был
или Джебраил, или Хилр, или же визирь Соломона, Асеф бен Берехия.
обладавший знанием Великого имени.

704 Арабский текст так темен, что невозможно догадаться, кто произносит
эти слова, Соломон ли или царица Саба' Бачкис.

705 Как уже было сказано выше, джинны распустили слух, что у Бапкис были
звериные ноги; чтобы убедиться в справедливости этого, не делая вопросов,
Соломон выстроил дворец, пол которого был хрустальный, а иод полом была
вода и даже рыбы. Свой трон он поставил посредине этого дворца; сделав
таким образом испытание, Соломон убедился, что вымыслы джиннов были
лживы.

70(1 На этот стих есть много толкований, но, по мнению большинства, дума­ют, что Соломон женился на Бачкис.

Толкователи видят во всем этом рассказе иносказательное уподобление, они говорят, что кукушка — это сила мысли, город Саба'— тело, Соломон — сердце, Балкис — душа, обладавший знанием киши — ум, а трон царицы Балкис — телесная природа.


296


Коран


Сура 27


Муравей (эн-Нэмль)


297


 


ки несчастия.— Ваше несчастие зависит от Бога, возразил он; вы — народ, испытываемый Богом. 48. В городе было девять человек, производивших бесчинства в стране и не делавших ничего доброго.707 49. Поклянемся между собою Богом, сказали они, убить ночью его и его семейство; по­том мы скажем друзьям его, что мы не были свидетелями погибели его семейства. Мы говорим правду. 50. Они при­готовили свои козни, а Мы приготовили Наши; они не замечали этого.708 51. Взгляни, каков был конец козней их; Мы их уничтожили и весь народ их тоже. 52. Жилища их пусты, потому что они были нечестивы. Конечно, в этом есть знамение для тех, которые понимают. 53. Мы спасли верующих и боящихся Бога. 54. Мы послали Лота, и он сказал народу своему: сделаете ли вы скверное дело? Вы сами знаете это. 55. Будете ли вы удовлетворять похоти ваши с мужчинами вместо женщин? Вы — невежественный народ.

38256. Но какой был ответ народа его? Они сказали одни другим: выгоните семейство Лота из вашего города, потому что они — люди, желающие быть целомудренными. 57. И Мы спасли его и его семейство, за исключением жены его, которой Мы определили остаться позади. 58. Мы послали на них (каменный) дождь. Как ужасен был дождь, упавший на людей, которые не были предупреждены! 59. Скажи: хвала Богу и мир тем из рабов Его, которых Он избрал! Бог лучше тех, кого Ему придают в товарищи.709 60. Кто создал небеса и землю? Кто ниспослал с неба воду, посредством которой мы заставляем произрастать наши прекрасные сады? Не вы заставляете расти деревья. Другой ли это ка­кой бог вместе с Богом? А они все-таки придают Ему рав­ных. 61. Кто крепко утвердил землю? Кто на поверхности ее вызвал реки? Кто воздвиг на ней горы и поставил пре­граду между двух морей? Другой ли это какой бог вместе с

707 это были Каддар бен Салеф, Мусадда'а бен Дэхр и другие, задумавшие убить верблюдицу.

7ох когда Салих обещал им через три дня наказание, то эти девять человек согласились между собою убить его прежде истечения 3-х дней. Салих в одной пещере устроил себе храм и по ночам уходил туда молиться. Заговор­щики, придя в одну ночь к дверям пещеры, спрятались, с тем, чтобы убить Салиха, как только он придет. Когда они стояли у входа пещеры, на них упала скала и задавила всех девятерых. Остальной народ погиб после от страшного крика, как это уже было описано.

709 В этой главе Бог вкратце передал рассказы о чудесах пророков, их спасе­нии и о погибели их врагов; это доказывает ясно, что поклоняющиеся все­вышнему Богу будут всегда спасаемы, а многобожники будут наказуемы и в этом мире, и в будущем, и погибель их неизбежна.


Богом? Но большая часть из них не понимают этого. 62. Кто принимает молитву притесненного, когда тот взывает к Нему? Кто избавляет его от несчастия? Кто поставил вас преемниками на земле? Другой ли это какой бог вместе с Богом? Как мало вы размышляете! 63. Кто направляет вас в темноте на суше и на море? Кто посылает ветры предтеча­ми милосердия Своего? Другой ли это какой бог вместе с Богом? Он слишком высок, чтобы Ему придавать других

богов.

38364. Кто воспроизводит творение и потом возвращает к Себе? Кто посылает вам дары с неба и от земли? Другой ли это какой бог вместе с Богом? Скажи: представьте дока­зательство ваше, если вы искренни. 65. Скажи: никто на небе и на земле не знает тайн, кроме Бога. Люди не знают, когда они воскреснут. 66. Они понимают знанием своим будущую жизнь; но они относительно ее находятся в со­мнении или просто в ослеплении. 67. Неверные говорят: когда мы и отцы наши сделаемся пылью, каким образом мы выйдем (опять живыми)? 68. Это уже было обещано и нам, и отцам нашим прежде нас; но это — не что иное, как вымыслы древних. 69. Скажи им: обойдите землю и по­смотрите, каков был конец преступных. 70. Не печалься о них, и пусть не сжимается сердце твое от козней их. 71. Они говорят: когда же сбудется обещанное? Скажите, если вы искренни; 72. Отвечай им: может быть, наказание, ко­торое вы хотите ускорить, уже за спиной у вас. 73. Господь твой полон благости к людям; но большая часть из них не признательны. 74. Господь твой знает, что заключается в сердцах их, равно и то, что они объявляют. 75. Нет ничего тайного на небе и на земле, что не было бы записано в явной книге. 76. Этот Коран объявляет сынам Израиля большую часть того, о чем они спорят. 38477. Он служит направлением и знаком милосердия для верующих. 78. Господь твой рассудит между ними. Он могущ и всеведущ. 79. Возложи упование твое на Бога, потому что ты следу­ешь явной истине. 80. Ты не можешь заставить слышать мертвых, ты не можешь заставить глухих слышать призыв, когда они к тебе обращаются спиной. 81. Ты не можешь быть путеводителем слепых, чтобы спасти их от заблужде­ния. Ты можешь заставить слышать тебя только верующих в знамения Наши, потому что они преданы воле Божией (т. е. они мусульмане). 82. Когда приговор их будет готов, Мы выведем из земли тварь, которая скажет им: люди не вери-


Сура 28

298                               Коран

ли в чудеса Наши.710 83. Придет день, когда Мы соберем толпами все народы, которые считали ложью чудеса Наши; они будут распределены отдельно. 84. Когда они предста­нут, им скажут: считали ли вы ложью знамения Мои, пото­му что не могли обнять их вашим знанием, или же делали это по другой причине? 85. Приговор их будет произнесен за их нечестие, и они не вымолвят ни слова. 86. Разве они не видят, что Мы назначили ночь для отдыха их, а ясный день — для работы? В этом, конечно, есть знамение для верующих. 87. В день, когда загремит труба, затрепещет все, что на небесах и на земле, кроме тех, которых Бог захочет (успокоить). Все придут преклониться Богу.7" 88. Ты увидишь горы, которые считал твердо стоящими, дви­гающимися, как облака. Это — дело Бога, который все делает премудро. Он знает все дела ваши.

38589. Кто представится с добрыми делами, тому будет благо от этого. Таковые будут в этот день безопасны от страха. 90. Кто же представится с грехами, те будут броше­ны лицом в огонь. Будете ли вы вознаграждены иначе, как по делам вашим? 91. Мне повелено поклоняться Господу этой страны, который освятил ее и которому все принадле­жит. Мне приказано вполне предаться воле Божией (т. е. быть мусульманином); 92. и читать Коран. Кто направится на путь истины, тот сделает это для своего блага; кто же совратится, тому скажи: моя обязанность — только преду­преждать. 93. Скажи: хвала Богу! Он покажет вам знамения Свои, и вы узнаете их. Господь твой не оставляет без вни­мания дел ваших.

710 Когда приблизится время воскресения из мертвых и день суда, из земли выйдет животное по имени Джесасэ (шпионша) и будет говорить людям на арабском языке, что они не рассуждают о своем Господе. Легенда говорит, что первое знамение воскресения будет небесное: восхождение солнца с запада, а последнее: появление из-под земли животного, которого длина 60 локтей, оно четвероногое, покрытое перьями, крылатое, и оно будет бегать так скоро, что от него ни убежать, ни его догнать не будет возможности. Его появление повторится три раза: в 1-й — в окрестностях Йемена, потом оно скроется; во 2-й раз оно явится из Мекки и опять на долгое время скроется; в 3-й раз оно явится в святом храме Меккском между черной колонной и дверью бену мэхзум, в этот выход животного на людей нападет ужас. У этого животного будет жезл Моисея и печать Соломона, оно будет жезлом дотра­гиваться до лба правоверных, и лица их будут делаться белыми, а перстнем оно будет класть печать на лицах неверных, отчего лица их почернеют. После этого людям не будет другого имени и названия, кроме как белоли­цые, т. е. обитатели рая, и чернолицые, т. е. жители ада. 711 При первом звуке трубы по воле Бога не испугаются только Джебраил, Микаил, Исрафил, 'Азраил, ангелы, носящие престол Всевышнего, и муче­ники, т. е. убитые на священной войне.


 

299

Повествование (эль-Касас)


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.