Формы игровой диагностики с целью адаптации детй в лагере. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Формы игровой диагностики с целью адаптации детй в лагере.

2020-07-07 115
Формы игровой диагностики с целью адаптации детй в лагере. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАНЯТИЕ №1 "НАШИ ИМЕНА".

Предложенные игровые упражнения помогут адаптировать детей в условиях нового коллектива и снятие дискомфортных ощущений.

1. Игра "Снежный ком".

Первый участник произносит свое имя. Следующий произносит имя первого уча­стника и свое, далее рядом сидящий со вторым участником называет два предыдущих имени и свое. Четвертый продолжает дальше, таким образом, нить имен пополняется новыми именами. Последним называет все имена ведущий.

2. Упражнение "Мне нравится, когда меня зовут..."

В игре можно использовать небольших размеров мягкую игрушку или мяч. Веду­щий бросает игрушку любому участнику, который должен назвать свое имя и то, как он хотел бы, чтобы его звали.

3. Рассказ - эстафета. Участники рассказывают о своих именах (кто дал имя, в честь кого носит свое имя, кого из известных людей с таким именем знают, смешные исто­рии со своими именами).

4. Игра - ассоциация "Чей в себе таишь ты образ?"

Участники сидят по кругу. Каждый играющий по оговоренному порядку для всех, например, слева направо, дает друг другу ассоциативную параллель между именем и его владельцем, то есть какой-то образ литературного героя, персонажа художествен­ного фильма, мультфильма и т.д.                                                                                                                                                     

5. Задание "Изготовление визитной карточки".

Визитную карточку изготовляет каждый ребенок; затем ребятам предлагается прикрепить на груди вместе с отрядной визиткой или поставить на тумбочку у своей кровати.

Функция ведущего заключается в том, чтобы правильно запомнить всех участников, создать во время занятия доброжелательную атмосферу. Ведущий предлагает обсудить основные правила работы группы:

   - добровольное участие на занятии;

   - доверие;

   - доброжелательное отношение к окружающим;

   - "здесь и теперь";

   - обратная связь;

   - каждая проблема имеет свое решение;

   - все, что говорится в группе не выносится за ее пределы;

     - я ученик и воспитатель одновременно;

   - давать значит получать;

   - обстановка дружелюбия в отряде.

   Для этого предлагается группе разделиться по 5-6 человек, а затем каждое правило

обсудить в этих микрогруппах. Например: Как мы понимаем правило "здесь и теперь"? Что

это могло бы значить для нас лично? Для работы нашего отряда? Было ли у меня подобное раньше, когда я замечал действие этого правила? На работу дается 10-15 мин. Каждая группа об­суждает по 3-5 правил. А затем каждая группа делится своими мыслями с другими группами. Ве­дущий принимает активное участие, но каждое высказывание начинает словами: «Я думаю...","По моему мнению...","Мне кажется...". Тем самым он создает простор для мнений и лично на своем примере показывает, как уважительно необходимо относится к мнению других. Ведущий должен уметь слушать своих ребят и наблюдать за их поведением, реакцией, эмоциями, манерами говорить. К концу занятия можно определить активных и пассивных, проблемных подростков, "тревожных", лидеров, инициаторов, интеллектуалов.

Занятие 2 " КАКИЕ МЫ".

   На этом этапе ведущему можно провести рефлексию (анализ) предыдущего, Восстановить информацию. Говорить должен каждый ребенок, при этом использовать Я - высказывания:

"Я помню... "Я понял...","Мне понравилось...","Я почувствовал...". На втором занятии закрепля­ется тренинговый стиль общения. Ведущим и вообще общей атмосферой снимается состояние тре­вожности у детей, и создаются такие условия, при которых ребенок сможет почувствовать свою значимость. Такие игровые упражнения проводятся с целью знакомства с внутренним миром ре­бенка, выявления его творческих способностей и социального окружения.

Упражнение 1. "Болгарская спичка".

Все участники рассаживаются по кругу. Ведущий зажигает спичку и осторожно передает ее, так она передается по кругу. В чьих руках спичка гаснет, тот участник (на выбор) или ответить на несколько вопросов окружающих, или выполнить одно задание: спеть песню, прочитать стихотво­рение и т.д. Затем ведущий зажигает новую спичку и передает ее дальше по кругу. Игра повторя­ется несколько раз.

Упражнение 2."Интервью".

Один из участников (по желанию) выступает в роли интервьюируемого. Группа может задать ему 5-7 вопросов. Участники могут отвечать в любой степени откровенности. Можно с полной от­кровенностью, а можно частично. Это обязательное условие, которое может снять психологиче­ский барьер у ребят. Если в процессе общения установится доверительная атмосфера, то стремле­ние маскироваться отпадет само собой. Одновременно можно интервьюировать по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы все оказались в этой роли.

Упражнение 3."Улови ритм".

Все участники образуют круг, один из них начинает выстукивать какой-то ритм, а остальные стараются воспроизвести его Ритм должен быть определенным и когда все участники воспроизво­дят его, он должен звучать как один. Затем предложить, чтобы кто-нибудь из группы изменил ритм, а остальные следовали этому ритму. Необходимо, чтобы присутствовал какой-то один ритм, пока все остальные не совпадут с ним.

Упражнение 4." Конверт откровений".

В руках у ведущего находится большой красивый конверт, он предлагает ребятам по оче­реди каждому выбрать вопрос и ответить на него. Вопросы записаны на узких полосках бумаги. Ведущий выбирает вопрос и для себя. Все вопросы составлены так, что позволяют откровенно вы­сказываться о том, что волнует, интересует детей; узнать, каковы их ценности, убеждения и т.д.

Упражнение 5. "Автопортрет".

Упражнение позволяет ближе познакомиться с личностью ребенка, раскрыть его внутрен­ний мир. Выявит уровень развития детей. Каждому ребенку предлагается с помощью цветных ка­рандашей и листа бумаги ассоциативно определить (или изобразить) свое видение мира, характер, настроение в виде каких-либо предметов, явлений природы и т.д. 

Упражнение 6."Краткая характеристика".

Произнести громко и четко: "Я -..."(три различных прилагательных, которые могли бы охарактеризовать ребенка). Ведущий отмечает для себя у кого из ребят заниженная самооценка.                                                 

 Подобная диагностика может понадобиться для индивидуальной работы с детьми. И как следствие из этого упражнения, ребята по желанию, разбившись на 2-3 человека, "дорисовывают образ" друг друга или играют в ассоциации, сравнивая друг друга с каким - либо предметом, объясняя почему. Ведущий следит, чтобы в группе были доброжелательные отношения.

Упражнение7."Деловой человек".

    Предложить ребятам создать коллективный образ общительного, делового человека уверен­ного в себе. Ведущий фиксирует все качества, предложенные детьми, а затем каждое качество об­суждается (где оно применимо, а где нет). Ребята для себя фиксируют, какие  качества им хотелось бы воспитать в себе. Ведущий по кругу спрашивает, как понимает каждый, что именно желаемое качество в нем развилось. В итоге проведения формируется представление об общем уровне разви­тия группы, выявляются отдельные личностные особенности детей.

 

Занятие 3. "УМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ".

      Нами овладевают чувства, которые чаще всего "написаны" на нашем лице независимо от нашей воли. А если попробовать потренироваться? Стремление управлять своими эмоциями ста­вит нас в число опытных и мудрых партнеров в общении.

Упражнение 1. Вы читаете партнерам какой-либо текст глазами молча. Другие должны понять смыл того, что он читает.

Упражнение 2. С помощью мимики молча передать смысл фраз или поговорок; впасть в отчаяние; поставить вопрос; расставить все точки над"!"; провести черту; уловить идею и т. д.

Упражнение 3. Попробуйте изобразить типы разных людей с помощью мимики: реши­тельный; слабый; хитрый; мудрый; герой; кривляка; мямля; крикун; трус; эгоист; надменный и т.д.

Упражнение 4. Придумайте новый образ, можно фантастический, не встречающийся.

      Все эти упражнения даются для группового обсуждения, на пример, кто наиболее точно вы­полнил команду, создал образ, проявил творчество. Групповой метод обсуждения позволяет в доб­рожелательной обстановке использовать свой творческий потенциал, фантазию, что несомненно пригодится в общении и сложных ситуациях. Хотите еще больше узнать о своих воспитанниках? Если да, то эти упражнения помогут открыть новое в тех, кого,по-вашему мнению, вы уже хо­рошо узнали.

Упражнение "Стилисты".

     Играющим дается задание: одеть даму гармонично, красиво на праздник. По одному пред­мету от каждого участника. Эта игра вызывает эмоции, смех. Но внимательно присмотритесь, кто называет вещи, которые совсем не гармонируют с предыдущим нарядом. Это могут быть ребята, требующие особого внимания, или антилидеры в группе. А вот кто-то одевает редкие предметы, их стоит отметить за нестандартность.

Упражнение "Судьба человека".

       В этом упражнении задача по кругу по очереди сложить жизнь человека по событиям. От 3 до 80 лет. Ведущий может задавать количество лет, а играющие события. В жизни каждого чело­века есть важные события: учеба, создание семьи, смерть, рождение, появление друзей и другие. Обратите внимание, кто какие события привлекает к судьбе вымышленного героя:

- тревожные (разлука, болезнь, потеря): человек, который часто думает о будущих своих по­ступках, решает, как поступить в такой трудной ситуации;

- радостные (возвращение, любовь)- чаще указывают люди, которые видят смысл в жизни в сопереживании другим, служении идеалам, мечтают об исполнении желаний;

- достижение, преодоление - если ребенок обрекает в игре героя на преодоление серьез­ных испытаний, то он, наверняка склонен к достижению поставленных целей, обладает целеустремленностью.

Тесты

ВАШИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ТЕМПЕРАМЕНТ. (Тест Айзенка)

Ответьте на все 57 вопросов об особенностях вашего поведения и чувств. Не тратьте много вре­мени на обдумывание, так как важна именно первая реакция. Хороших и плохих ответов не может быть, поскольку, цель теста – особенности вашего обычного стиля поведения. Крестиком отме­тить "да" и минусом "нет".

1. Часто ли испытываешь тягу к новым впечатлениям, приключениям?

2. Часто ли нуждаешься в поддержке своих друзей?

3. Ты человек беспечный?

4. Не находишь ли, что тебе трудно отвечать "нет"?

5. Задумываешься ли перед тем, как что-либо предпринять?

6. Если обещал что-то сделать, всегда ли сдерживаешь обещание?

7. Часто ли у тебя бывают смены настроения?

8. Обычно ты говоришь быстро и также поступаешь, не раздумывая?

9. Часто ли чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

10. Сделал ли ты на спор, все что угодно?

11. Возникает ли чувство смущения, когда знакомишься с новыми людьми?

12.Приходилось ли тебе когда-нибудь злиться, выходить из себя?

13.Часто ли ты действуешь под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-нибудь не так?

15. Предпочитаешь ли книги прогулкам, встрече с людьми?

16.Легко ли тебя обидеть?

17.Любишь ли ты собираться с друзьями в компании?

18. Бывают ли мысли, которые ты хотел бы скрыть от других?

19. Верно ли, что иногда ты полон энергии, а иногда совсем вял?

20. Предпочитаешь иметь друзей меньше, но зато особенно близких?

21. Часто ли ты мечтаешь?

22. Когда на вас кричат, вы пытаетесь ответить тем же?

23. Часто ли тебя беспокоит чувство вины?

24. Все ли твои привычки хороши и желательны?

25.Способен ли ты дать волю эмоциям и во всю повеселиться в компании?

26. Обращаешь ли ты внимание на то, что происходит вокруг тебя?

27.Считают ли тебя милым и веселым?

28. Часто ли после выполнения какого-нибудь дела, думаешь, что смог бы сделать еще лучше?

29. В коллективе тебя считают общительным?

30. Иногда ты сплетничаешь?

31.Бывает ли, что не спиться от того, что голова полна разных мыслей?

32. Если хочешь что-то узнать, то предпочитаешь прочитать об этом в книге, нежели спросить?

33.Чувствуешь ли сердцебиение?

34.Привлекает ли тебя работа, требующая постоянного внимания?

35.Бывают ли приступы дрожи?

36. Всегда ли платишь за проезд в транспорте?

37. Тебе неприятно в коллективе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражителен ли ты?

39. Нравится ли деятельность, требующая быстроты действий?

40. Волнуешься ли ты по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Ты ходишь медленно и неторопливо?

42. Ты когда-нибудь опаздываешь?

43. Часто ли тебе снятся кошмары?

44. Можешь ли поддерживать разговор с незнакомыми людьми?

45. Беспокоит ли тебя боль, какая-нибудь?

46. Если тебя изолировать от широкого общения с людьми на длительное время, то                                                  почувствуешь ли себя несчастным?

47. Тебе приходиться сильно нервничать?

48. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?

49.Можешь ли назвать себя уверенным в себе человеком?

50. Легко ли обидеть тебя, когда указываешь на твои ошибки?

51. Считаешь ли ты, что трудно получить удовольствие от участия в мероприятии?

52. Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других?

53. Можешь ли внести оживление в скучную компанию?

54. Можешь ли беседовать о вещах, в которых не разбираешься?

55. Беспокоишься ли ты о своем здоровье?

56. Любишь ли подшучивать над другими?

57. Мучает ли тебя бессонница?

Ключ к тесту. Тест выделяет следующие индивидуальности ребенка:

э к с т р а в е р т - ориентирован на окружающий мир, активен, открыт в эмоциональных проявле­ниях, общителен, любит движение, риск, социально адаптирован;

и н т р а в е р т - наибольший интерес для него представляет собственный мир, склонен к размыш­лению, самоанализу, малообщителен, социально пассивен; во всем любит порядок, контролирует свои действия и серьезно относится к принятию решений; эмоциональная нестабильность                                                         

                                                     24

     меланхолик                                                           холерик

                                                     13

0 интраверсия           12                             13            экстраверсия 24

                                                     12

      флегматик                                                              сангвиник         

                                                       0

                   эмоциональная стабильность

 

 

ИНТЕРЕСЕН ЛИ Я В ОБЩЕНИИ?

При ответе на предложенные вопросы за каждый положительный ответ поставь 3 очка, за каждый ответ «и да, и нет» – 2, за каждый отрицательный ответ – 1 очко.

1. Много ли у тебя друзей?   

2. Всегда ли можешь поддержать беседу в обществе друзей?

3. Можешь ли преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?

4. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?

5. Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомыми?

6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятными тебе людьми?

7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывать злость на других?

8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

9. Можешь ли сдерживаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

10.Способен ли ты идти в общении на компромисс?

11.Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

12.Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствии?

13.Если узнал о чем-либо интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

  Если набралось 30-39 очков, ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты инте­ресен в общении, чаще всего ты – “душа коллектива”, друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Будь внимателен к собеседникам, следи за их ре­акцией. Старайся не стать навязчивым.

  Если набралось 21-29 очков, ты – человек в меру общительный, но в общении ис­пытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда мо­жешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешен­ным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседни­кам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.

   Если набралось 20 очков и менее, ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиноче­ство. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они тебя ценят за умение выслушать, понять, простить. Ну а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, сле­дует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически от­носишься к себе, к своим знаниям, умениям., способностям.

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

    При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов вы выберите один и запишите его (например: 1 –а, 2 –б, 3 –в и т.д.).

 1. Характерно ли для тебя стремление к доминированию, то есть к тому чтобы подчи­нить своей воле других: а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.     

 2. Кто ты в большей степени: а) пацифист, б) принципиальный, в) предприимчивый.

 3. Как часто тебе приходится выступать с критическими суждениями: а) часто, б) пе­риодически, в) редко.         

 4. Что для тебя было бы наиболее характерно, если бы оказался одним из лидеров в новом коллективе: а) проявлял инициативу в деятельности, принимал активное участие в конкурсах и вел ребят за собой; б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с другими лидерами; в) не замечая своего лидерства, общался со всеми детьми.

 5. В случае неудач, какое состояние для тебя характерно: а) пессимизм, б) плохое на­строение, в) обида на самого себя.

 6. Характерно ли для тебя стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего кол­лектива: а) да, б) скорее всего, в) нет.

 7. Относишь ли ты себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать: а) да, б) скорее всего, в) нет.

8. Из трех личностных качеств, с которыми ты борешься, чаще всего стараешься изжить в себе: а) раздражительность, б) обидчивость, в) нетерпимость критики дру­гих.

 9. Кто вы в большей степени: а) независимый, б) лидер, в) большой выдумщик раз­личных идей.

10. Каким человеком считают тебя твои друзья: а) экстравагантным, б) оптимистом, в) настойчивым.

11. Против чего тебя чаще всего приходится бороться: а) несправедливости, б) консер­ватизма, в) эгоизма.

12. Что для тебя наиболее характерно: а) недооцениваю свои способности, б) оцениваю свои способности достаточно объективно, в) переоцениваю свои способности.

13. Что тебя приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего: а) излишняя инициатива, б) излишняя критичность, в) излишняя прямолинейность.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопросы  Оценочные баллы   Уровни развития  Суммарное число баллов  

                      ответов                   конфликтности 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1                 а)1, б) 2, в) 3          1-очень низкий                  14 - 17  

2                 а)1, б) 3, в) 2          2-низкий                             18 - 23    

3                 а) 3, б)2, в)1           3-чуть ниже среднего        24 - 26  

4                 а) 3, б)2, в)1           4-средний                           27 - 29      

5                 а) 2, б)3, в)1           5-чуть выше среднего       30 - 32    

6                 а) 3, б)2, в)1           6-выше среднего                33 - 35                

7                 а) 3, б)2, в)1           7-высокий                           36 - 38       

8                 а) 2, б)1, в)3           8-очень высокий                39 - 42           

9                 а) 3, б)1, в)2    

10 а) 2, б)1, в)3

11                а) 3, б)2, в)1   

12                а) 2, б)1, в)3    

13                а) 1,б)2, в)3     

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ОТ «ПЕСЧАНОЙ РОССЫПИ» К «ГОРЯЩЕМУ ФАКЕЛУ».

    Лутошкин А.Н. в своей книге «Как вести за собой» рассматривает несколько сту­пеней развития коллектива. Если вы захотите, можете провести наблюдение за процес­сом развития вашего коллектива. Можно в отрядном уголке нарисовать 5 ступеней и обозначить их: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк»,

«Алый парус», «Горящий факел». Заготовить следует цветные флажки (с помощью цветной бумаги и портняжных булавочек). Рассказать необходимо ребятам, – чем ха­рактеризуется каждая ступень, и предложить им ставить отметку развития коллектива, подписывая свой флажок. Вы тоже своим флажком отмечаете ступень. Таким образом, вы сможете проводить не только диагностику развития коллектива, но и настроения, и состояния каждого ребенка.

    «Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону. Рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде бы вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может быть просто не хотят пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. 

   «Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздей­ствию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший слаженный кол­лектив, но если не приложить особых усилий – он так и будет сравниваться с простым куском глины.

    В группе, находящейся на этой ступени развития заметны первые усилия по спло­чению коллектива, хотя они выглядят робкими. 

   Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей ини­циативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержка вашим намерениям.

  «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел вер­ным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзьями, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, частых вспышек. Группа ин­дивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем об­щий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей. Не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Очень редка инициатива.  

  «Алый парус» – символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и за­интересованность сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. 

Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, напе­рекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение дел может быть исправлено.      

  «Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого являются тес­ная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявля­ются все качества коллектива, которые были названы на ступени «Алого паруса».  


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.