Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основная характеристика диалога и диалогической речи

2020-07-07 245
Основная характеристика диалога и диалогической речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Приоритетность задачи формирования диалогической речи в процессе обучения иностранному языку, признанная ведущими специалистами в области методики преподавания иностранных языков, способствует появлению многочисленных книг и пособий с упражнениями и рекомендациями по формированию диалогической речи учащихся. Одни авторы (Колесникова О.А., Конышева А.В., Ливингстоун К., Паросова И.А., Рабинович Ф.М., Стронин М.Ф., Скляренко Н. К.) предлагают использовать для этой цели ролевые игры на английском языке. Другие (Бизикова О.А., Гальскова Н.Д., Карамышева Т.В., Теплицина Т.Н., Голубева Т.И., РепинаС.О., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н.) советуют применять в развитии диалогической речи информационно-коммуникативные технологии. Тем не менее, изучение состояния работы по развитию диалогической речи выявило отсутствие методических материалов, указывающих на интеграцию ролевых игр и информационно-коммуникативных технологий в формировании диалогической речи учащихся. При этом учёт возрастных особенностей применения данного интегративного подхода на уроках английского языка в начальной, средней и старшей школе делает актуальность проводимого исследования более значимой.

Основной задачей обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении является коммуникативно-ориентированный подход. Одной из главных форм речевого общения является диалогическая речь, которая учит школьников правильно общаться между собой, чутко и внимательно слушать собеседника, уметь поддерживать разговор и вместе решать возникающие трудности в общении. Диалог между учителем и учащимися в школе - это непосредственная, непринуждённая, свободная форма общения. Во время такого диалога царит атмосфера соучастия, равноправия, уважения и психологического единства.

Выстраивание реальной ситуации общения на уроках английского языка осуществляется при помощи ролевой игры, которая используется, как один из главных методов в формировании диалогической речи. Ролевая игра стимулирует познавательный интерес школьников, их участие в образовательном процессе, повышает мотивацию учеников в изучении английского языка и снижает утомляемость на уроках. Ролевая игра на иностранном языке тренирует память, увеличивает умственную активность, формирует устную диалогическую речь. Благодаря ролевой игре ученики воспринимают английский язык, как реальное, естественное средство общения, которое способствует возникновению благоприятного климата среди учеников.

Повышение уровня диалогической речи возможно с помощью использования информационно коммуникативных технологий в ролевых играх на уроках английского языка. Мультимедийные средства обучения применяются с целью повышения познавательного интереса учеников, ускорения процесса обучения, обеспечения условий интенсивного, эффективного формирования устной диалогической речи. Интерактивные обучающие программы, компьютерные ролевые игры создают живые ситуации общения, избавляют учеников от психологических и коммуникативных барьеров. ИКТ помогает ученикам развивать их слухо-произносительные навыки, пополнять словарный запас, правильно воспринимать на слух реплики участника диалога, учиться быстро и точно реагировать на них, тем самым эффективно развивая навыки диалогической речи у школьников.

Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у школьников на уроках английского языка.

Предмет исследования: эффективность формирования диалогической речи с применением ролевых игр и ИКТ у учащихся начального, среднего и старшего ступеней обучения.

Цель работы: повысить эффективность формирования диалогической речи на английском языке с применением ролевых игр и ИКТ у учащихся начального, среднего и старшего ступеней обучения.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику диалога и диалогической речи, представить методы и приёмы формирования диалогической речи у школьников.

2. Охарактеризовать ролевую игру, как эффективный прием в формировании диалогической речи, представить формы ролевой игры для школьников всех ступеней обучения английскому языку.

3. Доказать эффективность формирования диалогической речи с помощью использования ролевых игр и информационно-коммуникативных технологий.

4. Организовать эксперимент для проведения исследовательской работы.

Методы исследования:

1. Организационные: планирование (прогнозирование), подготовка и построение исследования.

2. Интерпретационные: штудирование и анализ профессиональной методической литературой, направленной на формирование устной англоязычной диалогической речи у школьников.

3. Практические: наблюдения за учебным процессом в средней общеобразовательной школе:

- поиск информации (поиск популярных и эффективных компьютерных обучающих программ и ролевых игр, которые помогают быстро и эффективно формировать диалогическую речь у школьников);

- тестирование и анкетирование учащихся для того чтобы доказать эффективность применения ролевых игр и ИКТ в формировании диалогической речи у школьников;

- аналитический (анализ полученных данных в результате проведённого эксперимента).

Научная новизна исследования: объединение (синтез) диалогической речи, как формы речевого общения, с ролевыми играми и ИКТ для качественного формирования речевых навыков у школьников.

Практическая значимость исследования: применение на практике в ФЭЛ № 29 ролевых игр с использованием ИКТ, направленных на формирование диалогической речи у школьников на уроках английского языка.

Результат исследования: доказать эффективность формирования диалогической речи на уроках английского языка с применением ролевых игр и ИКТ у учащихся начального, среднего и старшего ступеней обучения.

Работа состоит из:

- введения;

- четырёх глав;

- заключения и списка используемой литературы.

Введение определяет актуальность, объект, предмет, цель и задачи, методы, научная новизна исследования, практическая значимость и результат исследования.

В первой главе представлены характеристики диалога и диалогической речи, методы и приёмы формирования диалогической речи у школьников.

Во второй главе представлены характеристика ролевой игры, как эффективного приема в формировании диалогической речи, а также формы ролевой игры для школьников всех ступеней обучения английскому языку.

В третьей главе представлены общая характеристика информационно-коммуникационных технологий, а также доказательства эффективности формирования диалогической англоязычной речи у школьников при помощи использования ИКТ на примере компьютерных обучающих программ и компьютерных ролевых игр.

Заключение содержит основные выводы по работе.

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы по первой главе

 

Анализируя приведённые выше понятия, можно провести грань, выявить отличие между диалогом и диалогической речью. По современной теории речевой деятельности диалог – это социально-речевой формат общения на основе взаимопонимания и взаимодействия между людьми. Диалогическая речь формируется за счёт мотивов деятельности. У неё есть конкретные цели и задачи. Единица диалогической речи – это речевой акт, или речевое действие.

Ефимова Н.С. выделяет четыре главные психолого-педагогические характеристики устного диалогического общения:

1. Диалог как форма коммуникации, как форма устного речевого общения между двумя людьми всегда мотивированна.

2. Диалогическая речь ориентирована на собеседника, второго партнёра по диалогу.

3. Диалогической речи присуща эмоциональность её участников.

4. Диалог на уроке не состоится без поставленной учителем ситуации общения. 

И. А. Зимняя выделяла 2 процесса прогнозирования диалогов: прогнозирование формы и содержания. С помощью умения прогнозировать увеличивается эффективность обмена информацией интеллектуальной и прагматической, мы добиваемся лёгкости в протекании диалога, гибкости неречевого и речевого поведении коммуникаторов и уверенности в себе и своих способностях вести различные диалоги на английском языке.

Следует ознакомиться с главными задачами учителя, которые помогут в обучении школьников диалогическому общению на английском языке:

1.Объяснить детям, что заключают в себя понятия диалог и диалогическая речь, что вопросно-ответная форма чаще всего применяется в диалогическом общении. Чтобы диалог между участника образовательного процесса прошёл плодотворно, следует выучить приветствия, прощания, фразы для выражения благодарности, радости или недовольства, испуга и тому подобное для использования их в разных видах диалогического общения.

2. Показать детям на собственном примере, как провести диалог с опорой на учебный материал, направленный на развитие разговорной речи. В учебниках всегда содержится полезная лексика и разговорные фразы по различным темам для диалогов.

По мнению Клименко А.Д., в методике формирования диалогической англоязычной речи существуют два основных метода: дедуктивный, индуктивный.

Формирование диалогической речи школьников осуществляется тремя эффективными вариантами: 1) диалогическое единство; 2) коммуникативные упражнения; 3) ролевые игры.

 

 

Выводы по второй главе

 

Теоретический анализ ролевых игр и их применения на разных этапах обучения английскому языку в школе показал, что ролевая игра – это действенное педагогическое средство, приводящее благодаря своей практической основе к реальному росту формирования навыков диалогической речи на иностранном языке. Ролевая игра – это одномоментное соединение трёх составляющих: игра, общение, учёба. По мнению школьников, ролевая игра - это творческий процесс, в котором они выступают, как актёры. Роль каждого ученика репетируется на уроках и дома по нескольку раз, что способствует лучшему усвоению языкового материала и к более свободному ведению диалогов на английском языке. Ролевая игра не только увлекает учеников и приносит им радость, с помощью неё школьники становятся более раскрепощёнными, чувствуют себя равными, не зависимо от их уровня знаний. А ведение игры при этом на иностранном языке несёт в себе большой познавательный потенциал. По мнению преподавателя, ролевая игра – это отличный способ формирования навыков диалогической речи у школьников. Ею можно управлять, она как трансформер, то есть процесс игры можно повернуть в ту сторону, которая нужна учителю на данный момент в зависимости от темы, цели и задачей урока. Виды обучающих направлений ролевой игры безграничны, этим она и привлекает школьных преподавателей.

Ролевые игры эффективно используются на уроках английского языка у учащихся разного школьного возраста, но необходимо выбрать правильную форму выражения, которая бы соответствовала определённому возрастному этапу школьников. Для младшего школьного возраста больше всего подходят сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для старших классов проводятся имитационная ролевая игра познавательного и мировоззренческого содержания и имитационная деловая ролевая игра.

Таким образом, ролевая игра является важным и эффективным приёмом воссоздания воображаемых, фантастических или реальных ситуаций диалогического общения на уроках английского языка. Они активизируют речемыслительную деятельность школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения, формируют внутреннюю мотивацию к естественному, инициативному ведению диалога на английском языке. Ролевая игра эффективно формирует диалогическую англоязычную речь школьников и показывает им, что организация и проведение игры в коллективе – это интересно, весело, легко, если этот коллектив дружный и сплочённый. И особенно приятно, когда учитель становится частью этого коллектива, а ученики могут видеть в нём своего друга и наставника, который в любой момент может прийти им на помощь и поддержать.

 

 

ГЛАВА 3. ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ РОЛЕВЫХ ИГР И КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ

 

Пример компьютерной обучающей программы, содержащей компьютерные ролевые игры, для эффективного формирования англоязычной диалогической речи у школьников

В настоящее время процесс глобализации протекает в экономической, политической, культурной, информационной, образовательной и религиозной сферах общественной жизни по всему миру во всех странах. Как в России, так и во всех других странах, английский язык – это язык межкультурной коммуникации. Хорошее владение английским языком – это обязательное условие для обучения человека за границей, а также это показатель конкурентоспособности хорошего юного специалиста во всех сферах на рынке труда в России и за рубежом.

Человеку необходимо практически владеть английским языком, уметь использовать его в общении, то есть развивать свою коммуникативную компетенцию. Это очень тяжело осуществить в России, а не в странах, где на данном языке разговаривают, и где он является их государственным языком. Поэтому преподавателям в общеобразовательных учреждениях необходимо создавать реальные и нереальные (виртуальные, фантазийные, придуманные) ситуации общения на уроках английского языка при помощи специальных приёмов, стратегий и методов работы (ролевые игры, творческие проекты и так далее). Информационно-коммуникационные технологии дают возможность формировать на уроках иностранных языков коммуникативную компетенцию. Информационно-коммуникационные технологии – это комплекс методов, инструментов, процессов для сбора, обработки, хранения и распространения информации обучаемым посредством компьютера и сети Интернет в образовательном процессе [64].

Согласно Ефременко В.А., в начале двадцать первого века Интернет совершил революцию в образовательном процессе по всему миру. Интернет – это информационная система связи по объединению компьютерных сетей во всём мире. Всемирная паутина - это система передачи сохранённых данных в Интернете. В образовании по всему миру людьми используются ресурсы и технологии глобальной сети Интернет. Кибернетическое пространство или виртуальная реальность в образовании – это совершенно новое направление общей дидактики и частной методики, потому что возникающие перемены касаются всех направлений учебного процесса: стиля работы, приёмов, требований к академическому уровню учеников и так далее [37, c. 25].

Гиркин И. В. утверждает, что с помощью применения Интернета на занятиях английского языка выполняются следующие дидактические задачи: 1) совершенствование навыков изучающего, ознакомительного, просмотрового и поискового чтения с помощью учебных материалов всемирной сети; 2) формирование навыков грамотной письменной речи учеников; надёжное, быстрое и легкое изучение новой лексики, создание мотивации к изучению иностранного языка, пополнение общего кругозора; 3) поддерживание контактов с ровесниками из Англии или Америке; 4) приобщение к разным культурам; 5) проведение видеоконференций и телеконференций; 6) активное участие в чатах; 7) иметь доступ к компьютерным обучающим программам и компьютерным ролевым играм; 8) подготовка совместных проектов с учениками из разных стран [15, c. 21].

В настоящее время всё больше компьютерных обучающих программ создаётся для эффективного, быстрого и лёгкого обучения школьников английскому языку. КОП – это средство, инструментарий решения образовательных, педагогических задач. КОП имеет предметное содержание, применяется в обучении и направленна на взаимодействие с учениками. КОП делятся на три основные группы: 1) программы по изучению отдельных разделов английского языка; 2) для овладения всеми видами речевой деятельности; 3) программы, которые контролируют уровень владения речевыми умениями. Во всех программах имеются правила, объяснения, образцы, примеры выполнения заданий, потому что их разрабатывают по обучающему принципу [66].

Доказательства эффективности применения компьютерных обучающих программ в формировании диалогической речи у школьников можно рассмотреть на примере компьютерной обучающей программы «English. Разговорный английский» (Новейшие технологии обучения) Digital Publishing. Здесь ученик совершает путешествие по США и одновременно изучает английский язык. В этом ему поможет виртуальный преподаватель «Весёлый Тим». Во-первых, доказывая эффективность данной программы, следует обратить внимание на то, что происходит замена реального строгого грубого, нетактичного, несправедливого, нелюбимого преподавателя в школе весёлым, дружелюбным, спокойным, тактичным, справедливым виртуальным педагогом с творческим подходом к проведению занятий, способным заинтересовать и увлечь своим предметом учеников. Во-вторых, создаётся благоприятная, комфортная, спокойная обстановка во время диалога ученика на английском языке через компьютер с виртуальным преподавателем. У школьника возникает чувство партнёрства, равенства со своим собеседником, исчезает традиционный коммуникативный барьер между педагогом и школьником на уроках, ученик перестаёт нервничать, бояться сделать ошибку перед учителем и быть немедленно поруганным без особой на то веской причины. У ученика, наоборот, повышается интерес, мотивация как можно больше свободно, непринуждённо общаться на изученные темы на английском языке. В-третьих, виртуальным преподавателем может сам контролирует все действия ученика, поправляет, а также оценивает школьника, тем самым выполняя функции реальных учителей в школах и облегчая им работу на уроках. В-четвёртых, в зависимости от своих индивидуальных характеристик и уровня владения иностранным языком, ученик можете выбрать различный темп диалога с Тимом: медленный, средний или быстрый темп восприятия его речи на слух. В-пятых, «Весёлый Тим» всегда и в любое время придёт учащемуся на помощь в любых непонятных и сложных ситуациях в английском языке, он сможет всё подробно и понятно объяснить. В-шестых, Тим всегда готов похвалить ученика за его успех в английском языке, тем самым повысить его настроение, настрой и мотивацию на дальнейшие достижения, или успокоить, ободрить и помочь, если школьник потерпел неудачу. Но все эти беседы он проводит с учеником также на английском языке, тем самым ученик привыкает всегда вести диалог с учителем на иностранном языке, не переходя никогда без веских причин на русский язык. В-седьмых, у ученика есть возможность управлять данной программой, используя свои речевые команды. В-восьмых, программа по распознаванию речи записывает все слова, анализирует их, сопоставляет произношение школьников с правильным произношением англичан, выявляет ошибки и доходчиво объясняет их, а также указывает школьникам на определённые правила произношения, которые нужно выучить, чтобы вы в дальнейшем они могли исправиться и с правильным произношением общаться с Тимом.

 В данной программе вы можете найти множество упражнений по овладению правильным произношением, полезной, нужной лексикой и грамматикой. В этом комплексе существует строгий порядок подготовки заданий по грамматике и лексике, то есть нельзя начинать делать новое задание, пока не готово предыдущее.

В курс грамматики входят два раздела: теоретический с правилами в таблицах и схемах и практических в виде интерактивных заданий и упражнений, которые можно выполнить как в школе с педагогом, так и самостоятельно дома. Задания по грамматике разбиты по темам и уровням сложности для учеников разного возраста и уровня владения английским языком, для того чтобы каждый ученик был максимально задействован на уроке и развивал свои умения и навыки английского языка. Традиционно в школах учителя готовят к каждому уроку конспект урока с учётом того уровня сложности, который имеется у большинства учеников в классе. Учителя редко обращают внимание на слабых детей с низким уровнем владения английским языком, этим детям бывает очень тяжело понять новый материал на уроках, так как у них много пробелов в знаниях. Также учителя не обращают должного внимания на сильных учеников с высоким уровнем владения языком, такие ученики скучают на уроках и порой не получают должного количества новой полезной для себя информации. Этого нельзя допускать, поэтому на помощь нам приходит компьютерная обучающая программа «English. Разговорный английский».

Для развития лексических умений и навыков у школьников в данной программе, во-первых, имеются рядом с каждым заданием пояснения и примеры, чтобы их можно было выполнять как в школе, так и самостоятельно дома. Во-вторых, весь интерактивный англо-русский словарь с мужскими и женскими вариантами голосов можно обнаружить в лёгком доступе в данной программе. В-третьих, часто используемое, любимое и эффективное лексическое упражнение среди детей в этом комплексе называется «Тир», где за ограниченное количество времени по памяти надо написать определённое слово и «выстрелить» им в мишень, попадание в «десятку» обеспечит правильность произношения слова. С помощью этого задания у школьников развивается память и быстрая реакция. Компьютер осуществляет контроль вашего написания и произношения выученных слов, он сам оценивает ваши результаты, облегчая работу учителя в школе. В-четвёртых, программа применяет на практике необычную методику изучения английской лексики на основе классических, народных, поп или рок песен. Все представленные виды песен исполняются носителями английского языка. Школьники могут неограниченное количество раз прослушивать эти песни. Также там можно воспользоваться огромным интерактивным англо-русским аудио словарём с картинками при переводе текстов песен. После прослушивания песен и заучивания новой необходимой лексики, ученики устраивают караоке с записью какой-либо песни в личном исполнении, тем самым они с большим желанием и лёгкостью закрепляют выученную лексику, как на уроке, так и в большей степени во время тренировок дома. Данный нестандартный, необычный вид работы на уроке повышает мотивацию, привносит разнообразие в скучное заучивание и отработку лексики с помощью специальных, однообразных упражнений в учебниках, и способствует развитию творческого потенциала учеников. 

В данной программе есть множество компьютерных ролевых игр, которые максимально погружают учеников в англоговорящую ситуацию общения. Обучающие игры создаются педагогами с целью обучения и воспитания школьников и имеют свои правила. Школьники выполняют умственные задания в интересной интерактивной форме, преодолевая определённые трудности. Ученики применяют полученные знания на практике в захватывающей игровой деятельности. Это повышает интеллектуальную активность детей и стремление в процессе обучения. При изучении английского языка игры способны удерживать внимание школьников на долгое время. Самой популярной и любимой обучающей компьютерной ролевой игрой для школьников является групповая онлайн игра с потребностью в общении с другими игроками союзниками и друзьями, носителями английского языка, для разрешения и разгадывания игровых ситуаций. Таким образом, у школьников есть определённые темы для разговоров между собой, для передачи полезной информации в благополучной, дружелюбной атмосфере. Следовательно, согласно Ефременко В.А., школьники с помощью компьютерных обучающих ролевых игр с интересом учат английский язык и развивают свою англоязычную коммуникативную компетенцию. Итак, компьютерные обучающие ролевые игры расширяют словарный запас, повышают уровень понимания англоязычной речи на слух, способствуют лёгкому и интересному изучению грамматики, повышают мотивацию, окунают в языковую среду, повышают память, внимание и смекалку. Данные ролевые игры применимы для любого возраста школьников, они просты, интересны и эффективны [18, c. 21].

Рассмотрим обучающую компьютерную ролевую игру «Where is my What» – это очень лёгкая, но познавательная и интересная игра. Лексика разделена по темам: одежда, дом, мебель, еда, напитки и так далее. Эта ролевая игра помогает ученику закрепить лексику, пройденную в учебнике. В начале игры перед учеником появляется очень много букв и предметов, произвольно расположившихся по всему экрану. В верхней части монитора написаны названия предметов, произношение которых здесь же можно прослушать на аудиозаписи. За строго отведённое количество времени слова нужно соотнести с правильными картинками, это можно сделать в устной или письменной форме. За правильные ответы добавляется несколько секунд к основному времени, а за ошибочно выбранный предмет секунды сгорают. Таким образом, во-первых, ученики тренируют быстроту реакцию и внимание, стараясь за строго отведённое количество времени выполнить данное задание. Во-вторых, в игре представлены все типы восприятия информации, следовательно, это повысит у школьников качество обучения и увеличит скорость в изучении новой лексики. В-третьих, школьник может включать игру неограниченное количество раз, чтобы постоянно повторять своё прохождение в ней с целью улучшить время и свой личный рекорд. Для этого у ребёнка есть стимул идеально выучить и закрепить всю лексику в ролевой игре с компьютером. В-четвёртых, с помощью игры ученики также прорабатывают вопрос «Where is my …?» и ответную фразу «My … is here!» Далее они составляют между собой мини диалоги с изученной и закреплённой ими на практике в игре лексикой и данными грамматическими конструкциями. В-пятых, это как индивидуальная, так и групповая онлайн игра, поэтому дети могут устроить соревнования для школьников. Дух соревнования подстёгивает детей стать лучше всех, показывать свои максимальные результаты в игре. Таким образом, игра «Where is my What» является хорошим способом развития памяти, внимания и реакции у школьников, а также она эффективно применяется для формирования лексических и диалогических навыков. [74].

Для более взрослых и умных детей со знанием английского языка на уровне pre-intermediate можно выбрать ролевую игру «Sherlock Holmes: Crimes and Punishments». Это одна из самых интересных и эффективных ролевых игр для изучения английского языка и формирования диалогической речи. Во-первых, сюжет игры группа учеников может создавать сама, решив, кто был преступником и как правильно покарать, наказать его. Для этого у школьников просыпается интерес вникнуть в ход игры, по нескольку раз прослушивать и перечитывать диалоги, письма, статьи из журналов и книг и так далее до тех пор, пока не станет точно понятно, о чём в них говорится. Эти сведения дают чёткое понимание о случившемся, чтобы ученик не отправил невиновного человека в тюрьму, и всё зло было наказано. Во-вторых, в данной игре все компьютерные персрнажи, кто разговаривают на английском языке, имеют неторопливую, отчётливую, выразительную речь с хорошей дикцией, правильным произношением и интонацией носителей английского языка. Таким образом, дети улавливают в речи и запоминают правильное произношение слов и правильную интонацию предложений. В-третьих, большое количество времени ученики слушают диалоги, но если какие-то слова им всё ещё тяжело устно уловить на слух, они могут облегчить себе ситуацию, одновременно слушая и читая субтитры к диалогам, которые можно увидеть в нижней части экрана. В-четвёртых, когда школьники слушают диалоги, им следует быстро определяться с выбором ответных реплик, которые представлены на экране, в противном случае герой игры будет молчать. Для того чтобы успеть всё вовремя прочитать, перевести и правильно по смыслу и без грамматических и фонетических ошибок ответить на английском языке, ученики могут несколько раз поставить игру на паузу. Школьникам следует научиться быстро принимать сложные решения, внимательно наблюдать за ходом событий, так как сюжет в данной игре очень интересный и развязка может быть непредсказуемой [69].

Другая компьютерная обучающая ролевая игра «Life is strange» в жанре интерактивного кино. Сюжет игры: девушка по имени Макс, живущая в маленьком американском городке, внезапно обнаруживает у себя способность перематывать время вспять. С этого момента с ней начинают твориться странные и жуткие вещи. С помощью своей новой силы и пары верных друзей ей удаётся спасти нескольких человек от смерти, а также распутать дело о похищении студентки.

 Во-первых, в данной ролевой игре ученики имеют возможность возвращаться в прошлое, несколько раз повторно слушать диалоги для лучшего их понимания и усвоения, самим давать правильные устные ответы на английском языке, принимать другие решения. Во-вторых, в игре можно выбрать быстрый, средний или медленный темп воспроизведения диалогов носителями языка, в зависимости от уровня владения английским языком у школьников, для лучшего понимания диалогов. В-третьих, игра облегчает школьникам понимание диалогов с помощью субтитров в нижней части экрана или пауз, чтобы успеть достаточное количество раз перечитать диалоги и правильно перевести их. В-четвёртых, в этой игре главный персонаж ведёт свой дневник, в котором написано всё, что случилось с ним и с другими персонажами до настоящего момента игры, чтобы ничего не забыть и не упустить в ходе игры. Эта ига захватывает каждого школьника, и изучение английского языка для них становится интересным и эффективным [68].

По правилам следующей ролевой игры «Let's talk» ученик может зайти со своим другом в кафе, в магазин, в зоопарк, в музей и так далее. Во-первых, игра вам выдаёт необходимый набор слов, словосочетаний и фраз, чтобы можно было завязать диалог со своим виртуальным другом, или с вашим виртуальным учителем Тимом по игре, или с реальным собеседником по диалогу. Во-вторых, ученик может увидеть готовый перевод новых, незнакомых ему слов и устойчивых словосочетаний с помощью письменных определений и картинок на экране компьютера в этой программе и перевод фраз, используемых в прочитанном диалоге. В-третьих, у ученика есть возможность неограниченное количество раз прослушать диалог с правильным произношением носителей английского языка, чтобы запомнить правильное произношение всех новых слов, уловить правильную интонацию диалога и его главный смысл, а потом полностью, дословно устно перевести его. В-четвертых, после запоминания новой лексики, прослушивания и перевода диалога можно выполнить специальные устные упражнения по заполнению пропусков в диалоге верными словами, а также задания по расположению реплик в правильном порядке в диалоге и так далее. Всё это способствует прочному запоминанию учеником диалога, так как в этой игре в данном случае задействованы все типы восприятия информации: слуховая, визуальная, дигитальная и кинестетическая. В-пятых, при запоминании диалога школьник может воспользоваться любым из представленных типов восприятия, в зависимости от его индивидуальности, от того, какой канал восприятия информации у него является доминирующим. После ученик в микрофон проговаривает по памяти диалог, программа записывает его голос и воспроизводит полученный результат. В основном все диалоги представлены с традиционным английским юмором, которые дети с удовольствием читают, переводят на русский язык, заучивают и проводят ролевые игры на основе этих юмористических диалогов. В-шестых, данная компьютерная ролевая игра моментально реагирует на успехи и неудачи учеников в их работе, все результаты фиксируются, и по окончанию работы школьников, программа выдаёт статистику их успеваемости, а также ставит соответствующие оценки на основе подсчитанных баллов.

Таким образом, компьютерная обучающая программа «English. Разговорный английский» (Новейшие технологии обучения) Digital Publishing имеет около 10 тысяч написанных и озвученных слов и словосочетаний в интерактивном англо-русском словаре с красивыми иллюстрациями; контроль со стороны программы по поводу правильного произношения и правописания; тесты; караоке; большое количество диалогов с традиционным английским юмором; 11 ролевых игр по определённым лексическим темам, грамматические правила в виде таблиц, интерактивные упражнения и устные задания на их отработку и закрепление грамматического материала, которые также тренируют у учеников память, внимание и быстроту реакции; в конце проделанной работы программа предоставляет статистику успеваемости учеников. Компьютерная обучающая программа «English. Разговорный английский» Digital Publishing может эффективно применяется для формирования лексических, диалогических навыков и для формирования коммуникативной компетенции школьников [71].

В итоге можно прийти к выводу, что проведённое исследование доказывает эффективность применения компьютерных ролевых игр (КРИ) и компьютерных обучающих программ (КОП) при формировании англоязычной диалогической речи у школьников.

Следует выделить общие и частные признаки КОП и КРИ. Многие преимущества КОП схожи с преимуществами КРИ: 1) КРИ и КОП благоприятствуют индивидуальному методу обучению в школе, принимая во внимание способности, умения, особенности, работоспособность каждого ученика, его темп работы, темп восприятия информации, скорость запоминания, интересы, познавательную активность, мотивацию и так далее. Ученики сами выбирают своего виртуального учителя или друга, курс и стратегию своего обучения, темп восприятия, интересные темы для диалогов и так далее; 2) КОП и КРИ помогают сформировать коммуникативную компетенцию; 3) КОП и КРИ помогают сформировать учебно-познавательную и общекультурную компетенции школьников; 4) КОП и КРИ помогают создать разноплановую англоязычную коммуникативную ситуацию и максимально погружают учеников неё; 5) КОП и КРИ помогают ученикам понять языковые явления и довести их речевые действия до автоматизма, чтобы повысить их языковой уровень; 6) в КОП и КРИ школьники каждый день по нескольку часов ведут диалоги на английском языке, эффективная каждодневная и многочасовая практика английского языка ведёт к стремительному формированию диалогической речи у школьников; 7) в групповой компьютерной онлайн игре КОП, ученики могут устроить соревнования. Дух соперничества подстёгивает их стать лучше всех, показывать свои максимальные результаты английского языка в игре; 8) с помощью КОП и КРИ проходит знакомство российских школьников со школьниками из Англии и Америке, они активно участвуют друг с другом в диалогах в чатах, проводят видеоконференций, готовят совместные проекты.

Компьютерные обучающие программы имеют также свои частные признаки: 1) в КОП происходит замена реального строгого грубого, нетактичного, несправедливого преподавателя в школе весёлым, дружелюбным, спокойным, тактичным, справедливым виртуальным педагогом с творческим подходом к проведению занятий, способным заинтересовать и увлечь своим предметом учеников. Его уроки запоминающиеся, яркие, эмоциональные. У детей исчезает коммуникативный барьер перед учителем, царит благоприятная психологическая атмосфера на занятии. Всё это повышает у детей мотивацию и интерес к английскому языку, увеличивает скорость процесса усвоения и закрепления ими знаний; 2) КОП обеспечивают интересное, красочное наглядное представление учебного материала со звуковым сопровождение; 3) КОП сама может поставить объективную оценку работы учащихся, облегчая работу школьного учителя. Не всегда оценки учителя могут быть полностью объективны по каким-либо причинам, здесь может сработать человеческий фактор; 4) в КОП виртуальный учитель всегда и в любое время придёт учащемуся на помощь в неп<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.