Здоровая семья и семья в беде — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Здоровая семья и семья в беде

2020-07-07 128
Здоровая семья и семья в беде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Поговорим о том, как выглядит более или менее здоровая семья. Вы сможете увидеть сильные стороны вашей семьи, и недостатки, которые можно исправлять, ведь еще не поздно.

 

Итак, главная функция семьи — вырастить, осуществить каждого человека в семье в его полноте. А вы помните, конечно, что человек состоит из души с ее верхним, высоким отделом — духом, и тела. Вырастить человека значит вырастить его во всех его частях. Главное — дух, и потому надо научить человека духовной жизни. Что это значит?

 

Это значит, что я — не центр мира. Не все, что я хочу, совершается. В центре мира — Бог, и я нахожусь с Ним в какой-то связи, я от Него зависима. Это факт моей жизни, даже если мне это не нравится, или я об этом не знаю. То, что для меня хорошо, дает Бог, и Он же знает, что хорошо, а что — нет, потому что Ему — виднее. Это похоже на то, как блуждающему в лесу человеку кажется, что он идет в правильном направлении, потому что вон, просвет между деревьями, но с вертолета видно, что это не конец леса, а болото, забрести в которое очень опасно. А нам так повезло, что есть связь по телефону с этим вертолетом, и звонишь: ≪Туда можно?≫ С вертолета отвечают: ≪Нет, туда не ходи≫. —≪А куда же идти?≫ — ≪Правее, где елки≫. — ≪Так там же нет дороги!≫ — ≪Есть, и там скоро лес кончится≫. Этот ≪телефон≫ — наша совесть. Если мы ее слушаем, то выйдем из ≪леса≫ правильно, т.е. правильно решим все жизненные задачи, и не попадем в ловушку ≪болота≫, в которое нам по нашему невежеству все время и хочется.

 

Научить человека слышать свою совесть можно только одним способом — показать, как ты слышишь свою. Когда ты при нем будешь принимать непростые решения ≪елок≫, а не такого заманчивого ≪болота≫, он удивится и запомнит это. Кроме совести есть еще духовные законы — как другие законы, природы или общества, т.е., например, физики или права, — их нужно знать, чтобы они работали на тебя, а не против тебя. Можно пользоваться розеткой правильно, и жизнь будет вполне хорошей, а можно лезть в нее мокрыми руками и ≪получать≫ за это. Научить духовным законам еще важнее, чем законам физики или арифметики, потому что духовная сфера — главная, и от нее зависит все остальное. И здесь тоже можно сделать это, только зная самому эти законы, и желательно не в ≪лекционной≫ форме: ≪врать маме нехорошо!≫, а на собственном примере: ≪Это я сломала

твой плеер, прости ≫.

 

А вы сами эти законы знаете? Конечно, да — ведь вас воспитывали хорошие люди! Вспомним некоторые из этих законов: лгать стыдно (может, сейчас не стыдно, но потом будет обязательно); не брать чужого; молиться и верить — очень важно, и потому достойно уважения; обижать слабых недостойно; добро сильнее зла; надо прощать обиды... Кстати, вы согласны с каждым из этих утверждений? Не уверены, зависит от обстоятельств? Тогда нам с вами надо в школу, где изучают духовные законы и доказывают, что они действительно ≪работают≫ — школу веры и молитвы. Эта школа называется Церковь, и без нее мы все почему-то очень ≪зависим от обстоятельств≫ в своих убеждениях. Но если мы не выстроим в себе правильной — т.е. соответствующей реальной духовной природе мира — системы духовных законов, мы не сможем ≪выйти из леса≫, т.е. спасти свою душу. И потому не сможем воспитать своих детей так, чтобы они спасали свою душу тоже... Вы, кстати, не потому ли взяли в руки эту книгу, ведь у вас в семье серьезные проблемы?

 

Семья воспитывает ценности любви и милосердия — к старости надо готовиться. А если ≪обстоятельства≫ важнее — отсюда и берутся наши несчастные брошенные старики. Я думаю, если мама всю жизнь работала, достигала результатов и была поглощена этим, а дети ее были в яслях-саду-продленке-колледже в Англии, то, когда она состарится, ее ждет очень даже хороший ≪пансионат≫. Как не хочется такой справедливости... Может быть, кто-то еще успеет научить ее детей правильной жизни? Еще нужно успеть воспитать в детях ценности труда и знания, и тогда дети будут работать с удовольствием, а не ≪за деньги≫, и будут читать книги, а не смотреть ≪Окна-2≫. А еще нужно показать, что красота — это Божье, в ней есть совершенство, которого нет в любом полезном, но некрасивом предмете или поступке. Сколько надо успеть, и сколько знать... Как же быть? А просто жить по этим законам, даже если это трудно, и это увидят остальные члены вашей семьи, обязательно увидят, и удивятся, и запомнят. Поводов удивляться для них тогда будет предостаточно.

 

Попросту эти законы духовной жизни должны стать правилами семьи — семьи, в которой мы живем. Очень важно, чтобы это воспитание было не показным, а нормальным для нашей семьи. Скажем, если сын принес чью-то куртку домой, то непременно надо найти ее хозяина, и отдать, и нельзя никак будет ее просто носить, ≪найденную≫, потому что в нашей семье чужого не берут. Или если у нашей кошки родились котята, то их не утопит папа, а придется их пристраивать, и всем котятам будут найдены хорошие хозяева, потому что ≪мы в ответе за тех, кого приручили≫, а папа наш — не живодер. При этом, если другие семьи поступают иначе, это ничего не означает для нашей семьи. То, что соседи утопили своих котят, вызывает тоскливое недоумение и желание спасти от них других котят в следующий раз — а не перемену наших убеждений.

 

Идем дальше. Человек состоит и из низшего отдела души, из способности думать и чувствовать (посмотрите в книге ≪Возвращение Кая≫): значит, семья должна воспитывать способность чувствовать и думать! Способность чувствовать воспитывается как совместное переживание этих самых чувств, а для этого их надо уметь выражать. Например, маме надо уметь плакать от жалости к кому-то или радоваться вслух. Папа может испугаться, не потеряв достоинства, или разгневаться так, чтобы хотелось вернуть все назад в ту же секунду. Папе тоже можно плакать, но не от страха перед начальником, а когда умер любимый пес; и маме можно так осадить сквернослова, чтобы он притих, извинившись... Мама и папа воспитывают ребенка, когда радостно встречают его из лагеря; и показывают свою обиду и гнев в ответ на его ложь; и боятся за него в трудные времена. Это все — воспитание чувств и их выражения, потому что выражать свои чувства надо обязательно так, чтобы то, что вовне, точно соответствовало тому, что внутри, и притом не разрушало ни самого человека, ни окружающих.

 

Вот, скажем, чувство — раздражительность. Это такое неумение выражать свои неприятные чувства, когда они изливаются на каждого, кто оказался под рукой: от близкого до прохожего. Раньше воспитанию спокойного и здравого отношения к себе и окружающим уделялось много внимания, так что возникшее чувство удерживалось в себе как-то и проверялось на адекватность. Человек искал подходящий способ для его выражения, а найдешь не сразу — вот отсюда и воспитывалось умение владеть собой. Это вовсе не подавление, не замораживание своих чувств, а управление их выражением так, чтобы не страдало достоинство ни самого человека, ни того, кто рядом. Дети были окружены такими уравновешенными людьми, которые умели владеть собой и требовали этого от окружающих. Еще люди умели видеть в себе грех, что сильно проясняло туман гнева на других людей и давало силу молиться за них и себя, грешного. Раздражительность —это слабость, а не искренность, не спонтанность. Посмотрим на примере.

 

Сегодня мне позвонила мама наркомана, и спрашивает: ≪Мой сын у вас в центре? Я сегодня дала ему 1000 руб., потому что он сказал, что поедет к вам начинать лечиться≫. Я отвечаю: ≪Нет, мы и не договаривались≫. Мама с ходу начинает кричать в трубку, что теперь она все понимает, что он ее опять обманул, что он еще и из больницы раньше вышел, и таблетки у нее взял для друга, и теперь она понимает, все понимает, и он такой гад... Я все это не хочу выслушивать, потому что ее бессильный гнев изливается сейчас в мои уши, а я не обманывала ее. Я прерываю этот крик, и тогда она раздраженно начинает второй круг того же, говоря, что она все теперь понимает, и он и не собирался выздоравливать, и когда трамал он взял для друга... Я вновь ее прерываю и кратко объясняю, что деньги для невыздоравливающего наркомана — соблазн, что трамал — опиатный препарат, и его вполне можно использовать вместо героина, так зачем же она ему дала эти таблетки? Она не слышит, продолжая кричать свое. Это не правда ее, а слабость. Конечно, этим нельзя помочь ее сыну. Поэтому я посоветовала ей не общаться с сыном пока, а предоставить это отцу, более ≪вменяемому≫ в этой ситуации, а ее пригласила к себе на консультацию. Она обещала приехать, но не приехала, потому что кричать-то куда проще, чем что-то менять в себе.

 

Она была бы искренней, если бы вслух испугалась — где ее сын сейчас? Она была бы точна, если ее обиду и гнев приостановила бы ее же вина за невежество или глупость: как же маме наркомана можно не знать такие простые вещи про деньги и трамал? Она была бы спонтанна, если бы, наконец, охнула и села на стул там, на другом конце провода. Но для всего этого требуется готовность что-то услышать, принять — а это трудно и некогда, и потому ее страх, обида и гнев хлынули потоком на меня, ее просто ≪стошнило≫ мне в уши. Если сын постоянно находится с ней в таких отношениях, я не удивлюсь, если он не рассматривает ее как здорового человека, и избегает общения с ней. Здорового человека не тошнит.

 

Воспитание ума — это образование, которое мы так стремимся дать свои детям, а они не всегда хотят его взять. Но это не диплом об образовании, не престижный ВУЗ, не глубокое знание, скажем, биржевых операций. Это буквально образование ума, т.е. обучение способности думать и учиться, и вновь думать, и решать разные задачи, так что физика становится не чужда богословию, и эрудиция обнимает в целом все стройное здание системы знаний, а не служит решению кроссвордов. От ≪логоса≫, т.е. ≪слова≫, в переводе с греческого произошло слово ≪наука≫ (напр. ≪психология≫ —наука о душе), и притом это одно из имен Божьих. Узкая специализация хотя и удобна для решения конкретных задач, но обедняет разум человека, и при любой специализации нужно сначала научиться думать. Поэтому каждому человеку, как я думаю, нужно учиться и математике, и музыке (спасибо моим родителям). Да, искусству тоже учат, значит, включен разум, и это тоже воспитание ума. А математика дает так много радости и целеустремленности, что здесь много места чувствам. Воистину, душа человека целостна.

 

Здесь мы начали говорить о культуре. Воспитанный, культурный человек — это тот, кто принял из рук другого эстафетную палочку того огромного воспитания души, которое было создано до него. По Лоренцо Фалло (XV век, Возрождение), культурный человек может состояться, если у него есть пять ≪возможностей≫:

 

живое общение с людьми культурного круга;

книги;

условие места;

условие времени;

наличие свободного времени (!).

 

При этом первое является главным. Таким образом, культура передается лично, как рукоположение священника, и если нет личной связи людей, на месте разрыва появляется бюрократ, т.е. человек без культуры-^.

 

И только теперь мы с вами добрались до последней по важности части человека — его тела. Почему-то большинство родителей считают, что здоровье детей — самое главное в их заботе о них; а также их питание, одежда, благосостояние, понимаемое исключительно как материальное обеспечение жизни детей. На эту область и уходят почти все наши усилия. К сожалению, здесь мы с вами проиграли, потому что наши усилия сохранить здоровье детей разбились вдребезги их наркоманией или алкоголизмом, а души их оказались защищены недостаточно. Наркомания и алкоголизм - болезни, которые настигли наших детей, и мы здесь не больше виноваты, чем во всех остальных их болезнях. Но если вы нашли для себя нечто новое даже в этой небольшой книжке, значит, мы сделали не все в воспитании своих детей, что могли и должны были сделать. Мы их воспитывали так, как были воспитаны сами, и большего дать не могли... Не могли? А наша собственная способность учиться? Слава Богу, теперь мы можем еще многое изменить.

 

Все перечисленное касается не только детей, а любого члена семьи: мамы, папы, и даже старшего поколения. Все мы меняемся, восполняем свою личность в семье. Я очень часто с великой радостью видела, как менялись родители моих пациентов вместе с ними, как чудо становления лич-

---------------------------------------------------------------------------------------


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.