Тема: Как мама Глаголиха учила глагольчиков. Неопределенная форма глаголов. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: Как мама Глаголиха учила глагольчиков. Неопределенная форма глаголов.

2020-07-03 668
Тема: Как мама Глаголиха учила глагольчиков. Неопределенная форма глаголов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола.

Ход занятия.

- На уроке мы уже познакомились с неопределенной формой глагола. Почему она так называется? (Нельзя определить ни время, ни число, ни род глагола).

- Послушайте стихотворение, найдите глаголы.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс –

Мелькнёт в окошке луг и лес.

Скользить неплохо по волнам

На корабле морском.

Но лучше мчаться в небесах

На лайнере стальном.

(И. Холин)

- Какие из этих глаголов стоят в неопределенной форме? Как отличить глаголы, которые стоят в неопределённой форме? Как еще можно назвать глаголы неопределенной формы? (начальная форма, инфинитив).

Мама Глаголиха приготовила Глагольчикам разные задания. Поможем им?

  1. Сегодня вы принесли сказки А.С. Пушкина. Выпишите из них 10 глаголов в неопределенной форме, отвечающих на вопрос что делать? и 10 глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Почему важно при поиске неопределённой формы не перейти с одного глагола на другой? (Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами, даже если они однокоренные. Они имеют разные основы и потому различны по значению).

Что делать?

хохотать

пожимать

говорить

Что сделать?

захохотать

пожать

договорить

 

Слова хохотать – захохотать отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).

Глагол пожимать называет действие, которое совершается неоднократно, глагол пожать называет действие, которое совершается один раз.

Слова говорить – договорить отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

 

Вспомните, как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола.

1. Поставить вопрос к глаголу и узнать, есть ли в вопросе приставка с -?

2. Задать вопрос неопределённой формы с приставкой с- или без неё.

3. Назвать неопределённую форму нужного глагола.

догоняли

догнали

наказывает

накажет

что делали? что сделали?

что делает?

что сделает?

что делать? что сделать?

что делать?

что сделать?

догонять

догнать

наказывать

наказать

 

Как можно отличить начальную форму глагола от других форм?

(Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или –ти). О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы –часть корня: стерегут –стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу –прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь). Это орфограмма.

 

  1. Определите время глаголов и найдите неопределённую форму: потекла, стригу, испеку.

Какие суффиксы в неопределённой форме глаголов? (Буквы гласных -а, -е, -и, -я, -о в неопределённой форме глаголов перед -ть – это чаще всего глагольные суффиксы).

Если они безударные, то их можно узнать только по словарю и запомнить.

 

  1. В глаголах часто встречается особый суффикс -ся или -сь. Особый он потому, что находится после -ть. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»).

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки: вз-, по-, при-, от-.

Корни: -дрем-, -кашл-, -пляс-.

Суффиксы -ива-, -ну-, -ыва-, -а-, -я-, -ся.

 

  1. Подберите подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме.

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Слова для справок: встать, загорать, помочь, пойти, купаться, поиграть, понаблюдать, поработать, слушать, собирать

 

  1. Поставьте глаголы в неопределённую форму.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Итог.

- Что Глагольчики повторили вместе с вами?

- А что узнали нового?

 

Занятие 28-29.

Тема: Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глаголов).

Цель: систематизировать знания учащихся о временных формах глагола; формировать умение отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (и по суффиксу -л- в прошедшем времени).

Ход занятия.

Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:

- Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь, воскликнул: «Утро!»

- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)

- Сформулируйте тему занятия. (Время глагола.)

 

- Послушайте грамматическую сказку Как мама Глаголиха учила Глагольчиков.

Жила – была мама Глаголиха со своими детьми – десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики с мамой гулять по двору. Во время прогулок она рассказывала своим детям много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики выросли, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.

- Дети, и я и весь наш род занимаемся интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим… А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется игра «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого…

Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам.

- Сейчас мы отправимся в гости к очень хитрому глаголу.

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрел.

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера, - кричит, - ушел».

«Завтра, - скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

 

- Сколько мы знаем времен у глагола?

- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

- Какие слова помогли определить время? (Сегодня, вчера, завтра.)

- Как еще можно определить время глагола? (По вопросу и по суффиксу -л- у пр. времени.)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры.

- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола без ошибок. Правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)

 

Упражнения.

- Назовите вопросы каждого времени и запишите их в тетрадях в три столбика. У нас есть сюрприз – задачки, которые приготовил для нас сам дядюшка Глагол: послушайте отрывок из стихотворения Г.Виеру «Хлеб» и определите время глаголов, встречающихся в нем.

Бросил в землю зерно Человек,

А укрыл его бережно Снег.

Дождь весною поля оросил –

У росточка прибавилось сил

Греет Солнце весенний росток,

Золотит молодой колосок.

Мукомол его тронет рукой –

Станет колос отменной мукой.

- В каком времени стоят глаголы в начале стихотворения, в его середине и конце?

 

Мы встали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну, когда же,

Ну, когда же

Гости наши прилетят?..

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели…

Прилетели!

Прилетели, наконец!

С. Погореловский

 

Мы весной сажали сад,

А Семен лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим,

Но Семену не дадим.

И. Демьянов

 

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись. Тихо сели.

И на доску поглядели.

 

- Ребята, вы замечательно справились с задачками дядюшки Глагола, и он приглашает нас во дворец на веселую Ярмарку. Но у ворот дворца стоят стражники – два братца-глагола, которые пропустят только того, кто правильно расшифрует послание. На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Можно ли по вопросам узнать время глагола? Как это сделать?

- Спишите рассказ, заменяя вопрос подходящим по смыслу глаголом нужного времени.

 

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) он большой (что сделает?) на Луну, (что сделает?) какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?). Это маленький котенок (что сделал?) в яму и (что делает?) там. Мальчик (что сделал?) котенка и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полетах на Луну, о подвигах.

-Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом? Подчеркните глаголы и укажите их время.

-Дядюшка Глагол с радостью встречает нас на Ярмарке в своем дворце.

- А что, ребята, люди делают на Ярмарках? (Отдыхают, веселятся). Вот и для нас дядюшка Глагол придумал развлечение – игру, которая называется «Аккуратный почтальон».

(Играют 3 команды. Для игры необходимы: доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время»; магниты и три набора карточек из с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):

 

иду

пишет

читаем

берешь

говоришь

возьмешь

нарисовал

едут

гуляете

возьму

ловила

съел

напишем

закроют

споем

строим

привезли

подросло

узнаю

поехал

сошьете

принес

сошьешь

играю

бегали

надену

говорили

Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

Итог:

- Ребята, какую цель мы ставили в начале занятия?

- Как добивались этой цели?

- Как вы думаете, достигли ли вы этой цели?

- Научились ли правильно определять время глаголов?

- Кому из вас было трудно? Что не сразу получилось?

- Над чем еще надо поработать?

 

Занятие 30-31.

Тема: С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

Цель: повторить, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно, определять глаголы, которые с НЕ пишутся слитно.

Ход занятия.

НЕ с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда глагол без НЕ не употребляется.

Чтобы лучше усвоить это правило, прочитайте грамматическую сказку Усадовой Юлии.

"Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» — говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»

Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда слово без НЕ не существует. Например: ненавидеть, неволить, несдобровать, невзлюбить, недужиться, нездоровиться, негодовать, невзвидеть света, неистовствовать и др.».

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.