Тема: Имя существительное – часть страны Речь. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема: Имя существительное – часть страны Речь.

2020-07-03 203
Тема: Имя существительное – часть страны Речь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: развитие умения распознаватьимя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Дидактический материал к занятию.

Имя Существительное

Существительных в природе

При любой найдёшь погоде.

Кто? и Что? – вопрос задай

И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

(Н. Анишина)

 

Песенка про существительное

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Называются ПРЕДМЕТЫ.

 

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

 

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

 

Небоскрёбы и мосты,

Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

 

Ручки, ластики, листы,

И отвёртки, и болты,

Звёзды, облака, кометы –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

 

Ну какие же слова поразительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

 

Зайцы, мышки и кроты,

Пальмы, ёлки и кусты,

Мухоморы и конфеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

 

Кубики и колобки,

Куклы и снеговики,

И компьютер, и дискеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

 

До чего же все слова изумительные!

Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

 

Мухи, комары, сверчки,

Мотыльки и светлячки,

Книжки, письма и газеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

 

Да, давно сказать пора:

Доктора и повара,

Журналисты и поэты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

 

Все младенцы, и банкиры,

Лётчики и пассажиры,

Дяди Коли, тёти Светы

(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)

ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
Автор: Т. Рик

ИГРЫ

 

Игра «Кто? Что?»

Класс делится на две команды. Одна команда записывает слова, отвечающие на вопрос кто? другая – слова, отвечающие на вопрос что? Игра проводится в форме диктанта «Молчанка». Учитель показывает предметные картинки. Дети записывают названия предметов. Побеждает та команда, которая правильно запишет все слова.

 

Игра «Подбери противоположное слово».

Класс делится на команды. На доске записаны слова в столбиках. Игроки должны подобрать и записать противоположные по значению имена существительные. Выигрывает та команда, которая точнее и быстрее других справится с заданием.

друг

ночь

радость

холод

утро

храбрость

начало

свет

юг

вход

дружба

верх

добро

правда

шум

небо

жизнь

белый

 

Игра «Наборщики».

Учитель называет какое-либо трёхсложное или четырёхсложное существительное. Нужно за 5 минут составить из букв слова как можно больше имён существительных и записать их. Победителем считается тот, кто составит больше слов. Он читает составленные слова, а все остальные вычёркивают у себя такие же слова. В конце выясняется, у кого осталось больше всех незачёркнутых слов.

 

Игра «Запиши одним словом».

Играет весь класс. Нужно предложить заменить каждую группу слов одним общим словом:

1) тополь, клён, берёза, ель;

2) волк, лиса, заяц, медведь;

3) сорока, ворона, воробей, аист;

4) брусника, черника, земляника;

5) футболист, хоккеист, баскетболист;

6) шкаф, парта, стол, стул;

7) молоко, сахар, хлеб, мясо;

8) костюм, пальто, кофта, платье;

9) ботинки, сапоги, валенки, лапти, туфли;

10) кукла, мяч, юла, барабан.

Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов.

 

Эстафета «Кто больше?»

Класс делится на 3 команды. На доске записаны слова:

Посуда мебель насекомые

К доске выходят ученики по одному от каждого ряда и пишут подходящие слова к этим понятиям. Выигрывает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.

 

6. «Кто самый наблюдательный?»

Внимательно посмотрите вокруг себя и запишите названия предметов, находящихся в классе. Побеждает тот, кто за 5 минут напишет наибольшее число названий предметов.

 

7. «Пиши – не спиши».

На доске записаны 2 стихотворения. Нужно выписать слова, обозначающие предметы. Побеждают ученики, выписавшие наибольшее количество слов (16 и 14)

Стол, за которым ты сидишь, Эй, спасайтесь поскорей:

Кровать, в которой ты уснешь, Убежал из кухни клей!

Тетрадь, ботинки, пара лыж, Никого он не жалеет,

Тарелка, вилка, ложка, нож, Всех, кого не встретит, клеит!

И каждый гвоздь, Склеил банки и бутылки,

И каждый дом, Ложки, плошки, чашки, вилки,

И караваи хлеба – Склеил книжки и игрушки,

Всё это сделано трудом, Одеяла и подушки,

А не свалилось с неба.Склеил пол и потолок –

(В. Лифшиц) И пустился наутек! (Б. Заходер)

 

8. «Живой – неживой»

На доске записан столбик из 7 слов. Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?,

и записать его через черточку справа.

Кто? Лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.

(Что? Липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь).

 

9. «Запиши отгадку».

Один вариант записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, другой на вопрос что?

  1. Два березовых коня вихрем с горки мчат меня,

Ну а на гору опять мне их надо поднимать. (лыжи)

  1. Посреди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла. (корова)

  1. Лежат поросятки, привязаны к грядке.

Хороши зеленые, а зимой – соленые. (огурцы)

  1. Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)
  2. Белое одеяло весь мир покрывало,

Стало тепло – в речку утекло. (снег)

  1. Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками. (ежик)

  1. Стоит Антошка на одной ножке,

Шляпа есть, а головы нету. (гриб)

  1. Шевелятся у цветка два красивых лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (бабочка)

  1. Не будильник, а разбудит:

Запоет – проснутся люди. (петух)

  1. По горам по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

 

10. «Найди существительное».

На доске записаны 3 группы предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Нужно определить, какое из сходных слов является существительным и подчеркнуть его.

1 вариант: Рой пчел кружится над липой. Рой яму поглубже.

Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребенка.

Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

2 вариант: Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

Варя шила платье. У Сережи нет шила.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

3 вариант: В доме топится печь. Мы будем печь пироги.

Дети встали в строй. Строй кормушки для птиц!

На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

 

11. «Большая или маленькая».

Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно

сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой и почему.

  1. Улетел орел за город Орел.
  2. Наш Шарик поймал воздушный шарик.
  3. Не бойся морозов, Сережа Морозов.
  4. Хороши груши в корзине у Груши.
  5. Наша Поля вернулась с поля.
  6. Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.
  7. Вася Рыбаков был у рыбаков.
  8. У пастухов выступал Андрей Пастухов.
  9. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.
  10. Пять горшков принес Петя Горшков.
  11. Коля Арбузов купил пять арбузов.

 

 

Занятие 20.

Тема: Как у существительных род появился.

Цель: повторение знаний о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

 

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

Из этой сказки вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.

А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».
В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин.

И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны.
Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой.

Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены.

Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и сказала: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были словаземля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)».

Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с радостью приняли решение правительницы. Школа вновь наполнилась их голосами, радостным смехом. Каждый ученик был горд тем, что внёс свой маленький вклад в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение:

Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу моя:
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род — оно, моё:
Моё окно, село моё.

 

Упражнения.

  1. Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.

р л о а з н д н ы ш

б и з о б р а

д р у о ж б ь

Используя их, выполните следующее задание и ответьте на вопросы:

  • найдите здесь садовый и лесной цветок (роза, ландыш)
  • найдите дом в лесу (изба, бор)
  • золотое поле, дерево на нём (рожь, дуб)

Распределите эти слова по родам.

 

  1. Найдите лишнее слово:
  • деревня, дядя, воля, земля;
  • деревья, перья, стулья, семья;
  • ладонь, огонь, конь, окунь;
  • места, стена, вёдра, вёсла.

 

  1. Работа в группах. Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

1 группа – одежда

2 группа – фрукты и овощи

3 группа – школа

4 группа – город

 

  1. Работа в парах на карточках. Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

Карточка

Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться — в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись ….

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)

 

5. Творческая работа.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

Итог занятия. Рефлексия.

- О чём говорили сегодня на занятии? (о роде имени существительного).

- Что повторили в ходе занятия? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

 

 

Занятие 21.

Тема: Доброе утро, имя прилагательное!

Цель: повторить, обобщить и закрепить знания об имени прилагательном.

 

Ход занятия.

Оргмомент.
Прозвенел голосистый звонок,
Собрал ребят на урок.
Будем мы читать, писать
И пятерки получать.
– Сегодня у нас необычный урок. Я знаю, что вы любите играть. Да? Вот сегодня мы и поиграем. А поиграем в вашу любимую игру «Крестики-нолики». Правила вам известны.
– Эпиграфом к нашему уроку стали слова из стихотворения:
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь!
– Эти строчки определяют тему нашей сегодняшней игры. На игровом поле темы, которые вы будете выбирать. На команды мы уже распределились. Это «Х», а это «О».
– Обычно игра начинается с центрального квадрата. С вашего разрешения, открою его я. Согласны? Команда, ответившая правильно, ставит свой знак в соответствующий квадрат.

1. РАЗМИНКА (индивидуальная работа)
– Разминка даст ответ на вопрос: Что необходимо для успешной игры? (разгадать слова). Кто закончит первым, расскажет об имени прилагательном.
(Каждый игрок команды работает индивидуально. Капитаны команд подводят итоги проделанной работы.)

1.Что такое имя прилагательное:
а) часть слова – Е а) часть растения – С
б) часть речи – У б) часть слова – Е
в) часть растения – С в) часть речи – У

2. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета – Д а) предмет – А
б) предмет – А б) признак предмета – С
в) указывают на предмет – О в) указывают на предмет – О

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что? – К а) какая? какой? какое? какие? – П
б) какая? какой? какое? какие? – А б) что делает? – К
в) что делает? – В в) кто? что? – В

4. С какой частью речи связано имя прилагательное:
а) существительное – Ч а) не связано ни с какой частью речи – Л
б) местоимение – Я б) местоимение – Я
в) не связано ни с какой частью речи – Л в) существительное – Е

5. Как изменяется имя прилагательное:
а) не изменяется – П а) по родам и числам – Х
б) по лицам – Ж б) по лицам – Ж
в) по родам и числам – А в) не изменяется – Ч

2. АУКЦИОН.
– За одну минуты придумать как можно больше имен прилагательных к слову – книга. По истечению времени по очереди называть свои слова. Кто последним назовет слово, тот и выиграл.

3. НАЙДИ ПАРУ.
– Что за пары образовались? Как называют такие слова? Какие из прилагательных характеризуют человека?

мокрый сырой
ветхий жадный
душистый морозный
холодный храбрый
верный ароматный
смелый старый
скупой надежный

4. НАЙДИ МЕНЯ.
– Раскрасьте только те звездочки, в которых записаны имена прилагательные. Как вы определяли часть речи записанных слов? (задание для каждого игрока команд)
5. СКАЖИ НАОБОРОТ.
– Что за пары образовались? Как называют такие слова?

Ремешок узкий, а пояс ______________.
Ручей мелкий, а пруд _______________.
Сарай низкий, а дом ________________.
Молоко жидкое, а сметана ___________.
Пух лёгкий, а камень ________________.
Хороша верёвка длинная, а речь __________.

6. ДЕТЕКТИВЫ.
– Вы побудете в роли детективов. Вам необходимо по данным приметам найти пропавший предмет.

Рыжая, хитрая, ловкая __________________
Раннее, хмурое, весеннее ________________
Холодный, порывистый, северный ____________
Трусливый, косой, серенький ______________
Журчащий, быстрый, чистый ________________

7. ПОГОВОРКИ О ЛЮДЯХ.
– Такие выражения используют для описания характера людей. Соединить поговорку с соответствующим описанием характера.
В рубашке родился добрый, мягкий, сердечный
Мухи не обидит счастливый, удачливый
За смертью посылать ловкий, изворотливый
Сухим из воды выйдет медлительный, нерасторопный

8. СОСТАВЬ СЛОВА.
– Из слов необходимо взять названные части слова и из них составить новое слово. От основ каких частей речи образовались новые слова? Новые слова разобрать по составу.

приставка

корень

суффикс

окончание

 

1.

подъехать

вода

сводный

тяжелые

(подводные)

2.

соль

часы

кормовой

морская

(часовая)

3.

заяц

белый

дяденька

синий

(беленький)

 

9. «ВЕСНА В ЛЕСУ».
– Вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные. Прочитать получившийся текст. Почему прилагательные заняли именно эти места? Какие знания вам помогли в этом?
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … солнце. … облака украшают … небо. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
С л о в а д л я с п р а в о к: ранняя, говорливый, голубое, лёгкие, весеннее.

Физминутка.
Учитель сам определит, когда провести физминутку

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело,

Итог урока.
Определяется победитель.
– Интересно? Какие задания больше всего запомнились и понравились?

P.S. Если осталось время, можно дать итоговый тест по теме. Каждому учащемуся по его способностям (индивидуальный).
Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/konspekty-i-stsenarii/4451-urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-po-teme-obobshchenie-i-zakreplenie-znanij-ob-imeni-prilagatelnom-20140830

 

Занятие 22.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.