Тема: Глагол – часть страны Речь. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема: Глагол – часть страны Речь.

2020-07-03 306
Тема: Глагол – часть страны Речь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: обобщить сведения о глаголах; закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку.

Ход занятия

Воскобойников «Я учу глаголы» (читает заранее подготовленный ученик)

Я пришёл из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так –

Новый метод этот:

 

«Кричать» – кричу,

«Вертеть» – верчу,

«Двигать» – двигаю,

«Прыгать» – прыгаю!..

 

Я и прыгал!

Я и двигал!

Я и топал!

Я и пел! –

До тех пор, пока в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел…

 

Открываю: наш сосед

(Он живёт под нами).

Не причёсан,

Не одет –

В тапках и в пижаме…

 

Он кричит:

– Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?!

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

Или, может быть, у вас

Школа вся гостит сейчас?!

 

– Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет…

Я пришёл из школы

И учу глаголы…

 

Сегодня мы поговорим о глаголах. Это важная часть речи, ведь без них далеко не уедешь, не умчишься, не укатишь, не улетишь, не унесёшься, и вообще не попрыгаешь, не побегаешь, не поскачешь, не покрутишься, не повертишься, не потанцуешь, не попоёшь и даже ничего не натворишь! Потому что для всего этого нужно совершить действие. А действие – это глагол. Сегодня мы волшебники! И играть будем с цветиком-семицветиком. На его лепестках записаны задания. Если команды выполнят все задания правильно, и мы оторвём все лепестки, то сможем загадать желание. (На доске прикреплён цветок с отдельными лепестками. В сердцевине надпись глагол. При выполнении заданий каждая команда поочередно открепляет лепестки.)

Задание 1. Сосчитайте все глаголы в стихотворении, определите время.

А Глагол всегда в работе,

В напряженье и заботе.

Пишет, моет, убирает,

Шьёт, рисует и читает.

Варит, жарит, мастерит,

Режет, пилит, говорит.

Так его легко узнать –

Стоит лишь вопрос задать.

На вопрос: «Что делать?» – есть

У него в ответе весть.

Даже если отдыхает,

Тоже дело выполняет.

(Н.Анишина)

Задание 2.

Определите род данных глаголов: шумит, плавает, кричу, трещат, сидим, зовёшь.

- Почему невозможно определить род? (Род можно определить у глаголов единственного числа прошедшего времени).

Поставьте глаголы в прошедшее время, изменяя их по родам. (Шумел– шумела – шумело).

Задание 3.

Определите число данных глаголов:

Затихает, пронеслась, направляюсь, замолчал, соскользнул, развалился, громоздились, хвалился, приближаешь, заглядывал, темнеет, перекликались, шагаешь, выползали, плескались, удержал, молодеет, появилась, возвращались, доносились, осветил, набежали, останавливает.

Задание 4.

Замените словосочетания одним словом:

Вести борьбу –

Давать советы –

Оказывать помощь –

Питать ненависть –

Принимать участие –

Производить осмотр –

Проявлять интерес –

Задание 5.

Раскройте скобки. Обоснуйте свой ответ.

Таня ещё (не) достаёт рукой до форточки. В этой тетради явно (не) достаёт нескольких страниц. В каникулы Оля ни разу (не) доставала учебник по русскому языку. (Не) доставало ещё опоздать в школу! Тебе (не) достаёт удачи, потому что ты мало работаешь. Лисе (не) достать птичку на ветке. Этого только (не) достаёт!

Задание 6.

Закончи пословицу.

Мир строит, а война … (разрушает)

Смелый побеждает, а трус … (погибает)

Труд кормит, а лень … (портит)

Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)

Лето припасает, а зима … (подъедает)

Лентяй ест – греется, а работает - … (мерзнет)

Декабрь год кончает, а зиму … (начинает)

Легко друга потерять, но трудно … (найти)

По одежке встречают, а по уму … (провожают)

Ласточка день начинает, а соловей …(кончает)

Задание 7.

Воспользовавшись орфоэпическим словарем, поставьте ударение в глаголах:

Начался, звонит, поняли, собралась, прибыли, отняли, вручит (начался́, звони́т, по́няли, собрали́сь, при́были, о́тняли, вручи́т).

Подведение итогов игры. Награждение.

- Итак, все задания выполнены, поэтому каждый из нас может загадать своё заветное желание.

 

 

Занятие 26.

Тема: Глагол и его друзья.

Цели: повторение и систематизация изученного материала по теме "Глагол".

Ход занятия.

1. Инсценировка. (Грамматическая сказка “Глагол и его друзья” В. Волина Веселая грамматика, издательство “Знание”. Москва, 1995)

Жил – был Глагол.

И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую–нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит сидит имя Существительное на камушке и плачет

– Что ты так пригорюнилось?

– Да вот, живу-живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.

– Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

– Что ты кручинишься. Прилагательное?

– Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

– Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились.

С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают?

Существительное получил сразу две должности, оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей).

А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.

С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!

2. Итак, отправляемся в путешествие по волшебной области "Глагол" с друзьями Глагола с Существительным и Прилагательным. При этом нам: пригодятся знания о подлежащем, сказуемом, об однородных словах, времени глагола, знание орфограмм.

Когда люди отправляются в путешествие, они определяют маршрут и путешествуют, как правило, группами. Что мы и сделаем. У нас 4 группы, каждая получает по маршрутному листу. За выполнение каждого задания группа получает жетон, за дополнения получает дополнительный жетон. В конце занятия подведем итоги. Посмотрим, кто победит. Ну что в путь!

Маршрутный лист 1.

1. Расскажите о глаголах настоящего времени. Приведите примеры.

2. Что общего между словами письмо, пение, строение? Образуйте и запишите глаголы настоящего времени, единственного лица.

3. Что общего между словосочетаниями моросит с утра, плыть по небу, сидеть на траве? Запишите словосочетания. Определите главное и зависимое слово, докажите графически.

4. Прочитайте. Спишите. С деревьев опадают желтые листья. Объяснить орфограммы.
Разберите предложение по членам и по частям речи.

5. Прочитайте. Спишите: белить, белый, белил, белизна, белит. Определите время глаголов.
6. Запишите антонимы: потерять - …, открыть - …, дать - …, купить -....

Маршрутный лист 2.

1. Расскажите о глаголах прошедшего времени. Приведите примеры.

2. Что общего между словами помощь, краска, дума? Образуйте и запишите глаголы прошедшего времени, единственного числа. Выделите суффиксы.

3. Что общего между словосочетаниями жить у моря, везти на машине, прочитать в газете? Запишите словосочетания. Определите главное и зависимое слово, докажите графически.

4. Прочитайте. Спишите. На лесных полянах краснеют рябины. Объясните орфограммы. Разберите предложение по членам и по частям речи.

5. Прочитайте. Спишите: помощник, поможет, помогаешь, помощь, помогать. Определите время глагола.

6. Запишите синонимы: смеяться -.., плакать -.., смотреть -.., трудиться -..

Маршрутный лист 3.

1. Рассказать о глаголах будущего простого времени. Привести примеры.

2. Что общего между словами сад, смотр, рассказ? Образуйте и запишите глаголы будущего времени, множественного числа.

3. Что общего между словосочетаниями засеять поле, выполнить работу, нести сумку? Запишите словосочетания. Определите главное и зависимое слово, докажите графически.

4. Прочитайте. Спишите: На солнце блестит мокрая трава. Объясните орфограммы. Разберите предложение по членам и по частям речи..

5. Прочитайте. Спишите: игрушка, играть, игровая, поиграл, играем. Определите время глагола.

6. Подберите синонимы и антонимы: спать - …, веселиться -..., ломать -...

Итог.

- О чем говорили сегодня на занятии? Что повторили?

- Кто доволен своей работой?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

 

Занятие 27.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.