Сказка о приставках ПРЕ- И ПРИ- — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сказка о приставках ПРЕ- И ПРИ-

2020-07-03 401
Сказка о приставках ПРЕ- И ПРИ- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этой же стране жили-были брат и сестра ПРЕ- и ПРИ-. Жили они, не тужили. Но приставки — народ общительный, поэтому отправились они искать друзей по белу свету.

Шли они, шли, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Видят на четвертой горе домик. Зашли друзья в избушку. Сидят там три колдуна. Говорит старший колдун: «Раз пришли в гости, отгадайте три загадки, тогда пустим». «Хорошо», —ответили ПРЕ- и ПРИ-. «Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое? Что самое жирное?», — хором спросили чародеи.

ПРЕ- стал пребледным, а ПРИ- приоткрыла рот и сказала: «Э-э... Первое — водопад, второе — рука, а третье - земля». Колдуны очень удивились: «Ты умна, ПРИ-. Отныне у тебя будет много друзей: присоединение, приближение, близость и неполнота действий. А ты, ПРЕ-, будешь иметь только одного друга — «Очень».

 

- Попробуйте по схемам рассказать, что узнали о новых приставках.

- А теперь выполните задания:

  1. Запиши слово, в котором корень тот же, что и в слове «безумный», суффикс взяли из слова «голова», приставку – из слова «разведчик», окончание – из слова «сирень».
  2. Найди слова с приставками, выпиши их:

Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться, отбежать, скользкий.

  1. Найди слова с приставками, выпиши их.

(За)брать, (у)летать, (за)грибами, (до)ехать, (до)дороги, (с)правиться, (с)другом, (в)окно, (на)правлять.

  1. Найди и подчеркни слова с приставкой НАД-.

Надрезать, надвигать, надписать, надпилить, надышать, надумать, надрывать, надколоть.

  1. Исправь ошибки:

Вы шел козленок на луг пагулять.

Потравке зеленой решил по скакать.

  1. Разбей на группы (с приставкой, без приставки): закричать, зависть, подросток, повар, поляна, нация, повредить, подошва, перепрыгнуть, переспелый, победа, пенал, настольный, натуралист, остудить, оконный, отгладить, передник, догонять, отличник.

 

Итог. Что вспомнили о приставках? Что узнали нового?

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

 

Занятие 17.

Тема: Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).

Цель: обобщение знаний о правописании разделительного твёрдого знака, развитие умения сравнивать и различать слова с Ь и Ъ разделительными знаками, развивать речь, культуру общения, лексический запас, кругозор

Оборудование: презентация, таблички с названиями команд, эмблемы, карточки с заданиями, карта-таблица успехов, слайды, жетоны.

Подготовка к проведению: класс делится на 3 команды по 5-8человек.

 

КВН

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Было сели, стало съели,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?

Твёрдый знак! (хором)

 

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объяснение

И подъезд, и объявление.

 

- Сегодня мы проводим КВН по теме «Разделительный твёрдый знак».

- Как вы думаете, какова цель занятия? (Проверить, хорошо ли мы научились различать слова с Ь и Ъ и грамотно их писать.)

КВН пройдёт между 3 командами: «Грамотейки», «Всезнайки», «Знатоки».

(Представление капитанов команд)

- За правильный ответ команды получают 3 балла, за неточный – 2 балла, за дополнение – 1 балл.

- Итак, мы начинаем КВН! (музыка)

 

Основная часть

РАЗМИНКА

- Кто из вас знает, когда пишется разделительный Ъ?

(по 1 человеку от команды рассказывают устно) (3 мин)

1-ый КОНКУРС «ПРИСТАВОЧНЫЙ»

-Кто больше напишет приставок, после которых пишется Ъ?(2 мин)

2-ой КОНКУРС «ЗАПОМИНАЛОЧНЫЙ»

-Я прочту стихотворение, в котором много слов с разделительным Ъ.

-А вы постараетесь их запомнить, а потом грамотно записать.

-Победит та команда, которая запишет таких слов больше и безошибочно.

Как-то в блюдечке варенья

Я нашел стихотворенье.

Я, конечно, сразу сел

И варенье быстро съел.

И теперь для продолженья

Этого стихотворенья

Нет ни капельки варенья.

(С. Бондаренко)

Все вокруг объяты страхом –

Разъяренный людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверье уносит ноги.

Даже несъедобный ежик

Съежился от страха тоже.

Разъяренный людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных. (2 мин)

3-ий КОНКУРС «КТО ГРАМОТНЕЙ?»

-Вставьте нужную букву (Ь илиЪ)

с…езд с…ели счаст…е в…ются

об…явление л…ются с…экономить (1 мин)

4-ый КОНКУРС «КОРРЕКТОРЫ»

-Сейчас вам предстоит поработать корректорами.

-А кто знает, что это за профессиями?

-Да, вам надо исправить допущенные ошибки.

безделъе хлопья подьём сучья перъя жилъё подьём стулъя (2 мин)

ФИЗМИНУТКА

5-ый КОНКУРС «ИГРА «ТОПАЙ – ХЛОПАЙ»

-Поиграем в игру «ТОПАЙ – ХЛОПАЙ». Если в слове Ъ – хлопаем, если Ь – топаем, нет- приседаем.

Шьют, съезд, даём, пьют, съест, лают, обезьяна, вьюга, объявление, школа, веселье, объём, сад, появился, ненастье, хлопья, предъявил, заехал, заявка, сэкономил, объяснил, изъян, подъезд, льёт. (2 мин)

6-ой КОНКУРС «Буквы заблудились»

яъниз дъопеезд зърадез

изъян подъезд разъезд (2 мин)

7-ой КОНКУРС КАПИТАНОВ «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

-Назови слова с ъ. (Каждому капитану команды по 3 задания)

1. Грибы, которые можно есть.(съедобные)

2. Недоеденные куски. (объедки)

3. Вход в здание (подъезд)

4. Сообщение о чём- либо. (объявление)

5. Впрыскивание лекарства, укол (инъекция)

6. Неисправность или недостатое. (изъян)

7. Восхождение на крутую гору (подъём)

8. Сжался, скорчился.)съёжился)

9. Пояснение чего – либо.(разъяснение) (4 мин)

8-ой КОНКУРС «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

- Соберите пословицу из частей и запишите на листе, допишите недостающее слово с Ъ. (3 мин)

Не за то волка бьют, что сер, а зато, что овцу… (съел) (2 мин)

9-ый КОНКУРС «ТВЁРДАЯ ЛЕСТНИЦА»

-Вставьте буквы, чтобы получились слова с Ъ.

 

Ъ

 

 

Ъ

 

 

Ъ

 

Ъ

 

 

(2 мин)

10-ый КОНКУРС «КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ?»

-Каждой команде надо из отдельных слогов собрать фразеологические обороты и их объяснить.

Бе ле ны объ е лась.

-В какой известной сказке встречается этот оборот? Кто её автор?

Пуд со ли съе ли.

-Пуд – это много? (4 мин)

ФИЗМИНУТКА

11-ый КОНКУРС «КТО БОЛЬШЕ?»

-Кто больше назовёт слов с разделительным Ъ. (1 мин)

12-ый КОНКУРС «КТО БЫСТРЕЙ?»

-Чья команда быстрее напишет буквы, перед которыми не пишется Ъ? (1 мин)

Подведение итога.

-Подсчитайте жетоны.

Награждение команд и капитанов.

-Понравился ли вам урок?

-Какие конкурсы были трудными?

-Хорошо ли вы усвоили тему «Разделительный твёрдый знак»?

https://yadi.sk/d/iErFKoLJ48Eqg

 

 

Занятие 18.

Тема: Слова – части речи.

Цель: обобщить знания об известных частях речи и их признаках.

 

Читает ученик.

О.Высоцкая «Веселая грамматика»

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

 

Встали мы – местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

 

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

 

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья: ох и ах!

 

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

 

 

- О чем пойдет сегодня разговор?

 

Сценка. Части речи.

Действующие лица: Предлог, Союз, Существительное, Прилагательное, Глагол, Наречие, Местоимение, Ведущий.

Ведущий: Стоит в поле теремок

И красив он, и высок,

Ни комар, ни мышь – норушка –

Не живёт никто в избушке

Это, право, непорядок,

Поселить кого-то надо

Подходит к терему Предлог

Промок бедняжка и продрог.

Предлог: Кто-то в теремочке живёт?

Кто-то в невысоком живёт?

Ведущий: Постучался. Ждёт ответа.

А ответа что-то нету.

Дверь тихонько отворил

И порог переступил.

Предлог: Никого. Не может быть!

Останусь в тереме я жить.

Ведущий: Стало солнышко садиться

Слышит, кто-то в дверь стучится

И взволнованный Предлог

Выбегает за порог

Видит, гость стоит незваный,

Весь промокший и усталый

Еле слышно говорит

Союз: Я продрог, совсем разбит…

Много я дорог прошёл

А ночлега не нашёл

А зовут меня союз

Разреши поставить груз.

Ведущий: С плеч снимает он мешок

Тихо ставит в уголок.

Предлог: Темнота уже вокруг.

Заходи – мне будешь друг.

О союзах слышал я.

Будем мы одна семья.

Ведущий: Стали вместе поживать,

Деткам сказки сочинять.

Предлог: Перед, за, вокруг, подо…

Союз: Чтобы, или, и, да, но….

Предлог: через, из, в, надо, о…

Союз: тоже, также, а, зато…

Ведущий: Долго думали, старались –

Сказочки не получалось

Пришла лютая зима,

Все тропинки замела

Тускло светит огонёк,

Из трубы валит дымок

Вдруг стучится кто-то в дверь

Может это страшный зверь?

Испугались не на шутку

Существительное: Отворите на минутку

Да не бойтесь вы меня,

Существительное я

Заблудилась я в лесу,

Переждать хочу пургу

Союз: Впустим гостью за порог.

Я – Союз.

Предлог: А я – Предлог.

Существительное: Можно с вами поселиться?

Обещаю не лениться.

Вместе дружно заживём,

Сказок будем полный дом.

(сочиняют сказку)

Предлог: За…

Существительное: Лесочком…

Союз: Да…

Предлог: Под…

Существительное: Ёлкой…

Предлог: На…

Существительное: Пеньке…

Союз: И…

Предлог: За…

Существительное: Пеньком…

Ведущий: Не найдут друзья покоя,

Не хватает в сказке слов.

Так в трудах зима прошла,

А за ней весна пришла.

К теремку бежит вприпрыжку

Развесёленький мальчишка.

Читает на двери бумажку:

Прилагательное: «Сочиняем детям сказку».

Здравствуй, здравствуй теремок!

Кто, скажи, в тебе живёт?

Существительное: Существительное – я,

Предлог, Союз – мои друзья!

Прилагательное: Вижу, вам я пригожусь:

Есть слова на любой вкус

В сказке обязательное

Имя прилагательное.

Ведущий: Собрались все вечерком,

Разговор ведут о том,

Как бы сказку сочинить

И ребятам подарить

Неожиданно для всех

Постучался кто-то в дверь

Глагол: В теремочке кто живёт?

В распрекрасном кто живёт?

Ведущий: Друзья дверь отворили,

Гостя в теремок впустили.

Глагол: Пяткой чувствую друзья,

Без меня никак нельзя

Без глагола к сожаленью

Бедным будет предложенье

Много слов в запасе есть

Столько слов! Не перечесть!

Существительное: Ты глагол! Какая честь!

Нам в одном ряду стоять,

Предложенья составлять,

А из них уж строить текст.

Все: Обеспечен нам успех!

Ведущий: Весна прошла. Настало лето.

Только сказочки всё нету.

Дружно трудится народ,

А работа не идёт.

Наречие: Это что за теремок?

Нет замка, висит листок.

Кто в теремочке проживает,

Сказки деткам сочиняет?

Прилагательное: Интересно, кто же это?

Вроде все уже на месте.

Наречие: Я появилось не случайно:

Изменяю я слова

Само никак не изменяюсь

Ведь наречие же я.

Прилагательное: Проходи скорее в дом,

Изменяй нас. И потом,

Роль твоя так велика

Без наречий речь суха.

Ведущий: Время движется вперёд

Дружно трудится народ

Словами весело играют,

Но чего-то не хватает!

Вошло в дом местоименье.

Местоименье: Я о себе такого мненья

Огромна роль местоименья!

Я делу отдалось сполна,

Я заменяю имена!

Вы кто? Представьтесь господа!

Союз: Я – союз не имею значенья,

Свяжу слова и предложенья

Предлог: Я - предлог отдельное слово:

Свяжу слова и речь готова!

Существительное: Даю предметам имена,

Существительное я.

Прилагательное: Прилагательное я

Признак – вот моя судьба!

Глагол: Я – глагол, всем помогаю:

Действовать всех заставляю!

Наречие: Изменить могу слова

На вопрос: ГДЕ? КАК? КОГДА?

Местоимение: Можно с вами жить друзья?

Друг без друга нам нельзя!

Предлог: Проходи, живи, подруга,

Ведь нельзя нам друг без друга.

Союз: Трудиться будет веселей.

Места в доме хватит всем!

Существительное: Вместе все мы – части речи

Вечерком зажжём мы свечи

Прилагательное: Будем сказки сочинять

Ребятишек развлекать!

Все: Вот и сказочке конец

А кто слушал молодец!

- Расскажите по таблице о частях речи.

Части речи.

самостоятельные

Служебные

Междометия

Имя существительное

(обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

ученик, знание.

Предлоги

в, на, за, из, по, под

Передают наши чувства

ах, ох, ух, ой.

 

Имя прилагательное

(обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?)

умный, деревянный, мамин.

Союзы

и, а, но, чтобы, если

Глагол

(обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

работать, построить.

Наречие

(отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? как?)

настежь, давно, далеко.

Местоимение

(отвечает на вопросы кто? какой? сколько? как?)

Я, он, такой, мой, столько, так, там.

 

Части речи приготовили для вас задания.

  1. Определите части речи по данным схемам. Запишите по одному примеру к каждой схеме.

  1. Перед вами предложение, придуманное замечательным лингвистом Л.В.Щербой. Укажите, какой частью речи является каждое слово.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

 

  1. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом.

Перемывать косточки – (сплетничать)

Сбить с толку – (запутывать)

Лететь сломя голову – (бежать)

Держать язык за зубами – (молчать)

Возносить до небес – (хвалить)

Намять бока – (побить)

Чесать язык – (болтать)

Клевать носом – (дремать)

 

  1. Разделите существительные на две группы.

Брюки, башмаки, расспросы, вопросы, хлопоты, грабли, косы, вилы, весы, гири, посевы, дебри, споры, встречи, проводы, шахматы, игры, щипцы, заботы, дверцы. (В одной группе им.сущ. только мн.ч., во второй им.сущ. имеющие и ед.ч., и мн.ч.)

 

  1. Прочитайте стихотворение Э.Мошковской. что описывает поэтесса? Какова роль прилагательных в описании этого предмета?

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он не из ваты,

Он ноздреватый,

Он уже не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый.

(Весенний снег.)

 

  1. В «Словаре эпитетов русского языка» дано 138 эпитетов к слову море и 280 – к слову музыка. Продолжите ряды своими примерами эпитетов:

Море - безбрежное, бескрайнее, громадное, серебристое, (бирюзовое, взволнованное, ласковое чарующее,...)

Музыка – лёгкая, ликующая, зажигающая, задорная, (задумчивая, гордая, возвышенная, божественная, …)

 

  1. Прочитайте пары словосочетаний. К какой части речи относятся выделенные слова?

высокие ели - ели кашу

новая пила - пила чай

крепкий жгут - жгут солому

дуло ружья - из окна сильно дуло

 

  1. Вопросы на смекалку.
  • Какие три местоимения самые чистые? (вы – мы – ты)
  • Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я – мы)
  • Какое местоимение требует чистоты? (мой)
  • Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)

 

 

Занятие 19.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.