Электрические машины. Техническое обслуживание. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Электрические машины. Техническое обслуживание.

2020-11-03 136
Электрические машины. Техническое обслуживание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                               7.1.  Общие указания.

7.1.1. Оценка технического состояния электрических машин произ­водится в соответствии с РД 31.20.50, а также на основании данных о величине и изменении  сопротивления изоляции и увлажненности обмо­ток, температуры нагрева, шума, вибрации, зазоров в подшипниках, биения колец (коллекторов), смещения вала ротора (якоря) в осевом направлении, воздушных зазоров, а также состояния колец (коллекто­ров), щеток, подшипников, бандажей, вентиляционных крылаток и т.д., определяемых при ТО без разборки, с частичной или полной разборкой.

7.1.2.  При оценке технического состояния необходимо, кроме того, тщательно осмотреть электрическую машину для выявления наруше­ния изоляции обмоток, следов износа, задевания, выкрашивания, от­слаивания, местной выработки и др.

7.1.4. При определении допустимых зазоров в подшипниках, степени искрения    щеток и сопротивления изоляции в холодном состоянии сле­дует руководствоваться инструкциями по эксплуатации конкретных типов электрических машин и рекомендациями справочной и другой тех­нической литературы.

7.1.6. При влажной очистке электрических машин должны соблю­даться требования РД 31.29.51, инструкций по применению конкретных моющих средств в судовых условиях, а также РД 31 81.10 и [7].

7.1.7. Влажную очистку любым моющим средством рекомендуется выполнять только при сильном загрязнении обмоток, колец (коллекто­ров) и щеточных аппаратов маслянистыми отложениями и пылью при стойком понижении сопротивления изоляции, когда очистка сжатым воздухом не дает эффекта.

7.1.8. ТО выносных подшипников скольжения электрических машин, редукторов, клиноременных и других механических, передач, крылаток вентиляторов, воздуховодов м воздухоохладителей выполняется МХЗ.

 

                        7.2.  Разборка и сборка электрических машин.

7.2.1. Необходимо соблюдать технологическую последовательность разборки и сборки электрических машин, рекомендованную инструкциями по эксплуатации, а также применять специальные инструменты и приспособления, предназначенные для этой цели.

7.2.2. Полную разборку электрических машин рекомендуется выпол­нять в следующем порядке:

а)  произвести перед разборкой измерения необходимых параметров в соответствии с 7.1.1 и занести результаты в журнал учета техническо­го состояния;

б) промаркировать отключаемые кабели, катушки возбуждения и положение траверсы; восстановить стертые или поврежденные метки;

в)   отсоединить все жилы кабелей, закоротить их и заземлить;

г)  отсоединить машину от спаренного с ней механизма;

д) отдать болты, крепящие машину к фундаменту, удалить устано­вочные штифты и поднять ее за подъемные рымы {при необходимости перемещения):

е) промаркировать прокладки под лапами машины;

ж) снять муфту при помощи съемника,

з)  поднять щетки в щеткодержателях и отсоединить провода от ще­точного устройства, обернуть при необходимости коллектор прессшпа­ном.

и)   снять пристроенный (дисковый) тормоз (при наличии);

к)   снять торцевые крышки подшипника:

л) снять щиты при помощи отжимных болтов, следя за тем, чтобы щеткодержатели не повредили коллектор;

м) вынуть ротор (якорь) из статора (станины), проложив между ними прессшпан (картон) толщиной 0,1-1,5 мм до того, как ротор (якорь) бу­дет опущен на железо статора (полюсов);

н)    снять катушки полюсов (при необходимости);

о)  снять подшипники качения (только для замены при их неисправ­ности или в связи с условиями разборки);

п)    удалить смазку из подшипников,

р)   принять меры для предупреждения повреждений изоляции обмо­ток.

Примечание: В зависимости от типа, конструкции и габаритов ма­шины объем и последовательность  разборки могут отличаться от ука­занных.

7.2.3. Во время разборки машины рекомендуется:

а) отдавать крепящие болты (гайки) сначала частично, а затем пол­ностью во избежание перекосов или деформации обжатых деталей;

б) не выворачивать шпильки из гнезд, за исключением случаев, свя­занных с         необходимостью замены шпильки или детали, в которую ввернута шпилька;                                                                                                                                               в)  принять меры для предохранения пришабренных и чисто обрабо­танных поверхностей от коррозии и механических повреждений как на снимаемых, так и на остающихся на месте деталях.

7.2.4. Сборка электрических машин производится в порядке, обрат­ном разборке. При этом необходимо:

а) тщательно очистить от грязи детали, устанавливаемые на элек­трическую машину; очистить и продуть сухим сжатым воздухом давле­нием не более 0,2 МПа (2 кгс/см) каналы подвода смазки и вентиляци­онные каналы: очистить съемные фильтры охлаждающего воздуха;

б) не допускать установку деталей, поверхности соприкосновения которых имеют повреждения;

в) устанавливать детали и узлы по маркам и меткам, определяющим их взаимное расположение;

г)  устанавливать на место контрольные и установочные штифты и болты до окончательного закрепления деталей;

д) строго соблюдать установленный порядок, последовательность и усилия (углы) затяжки гаек соединений ответственных деталей {статор, подшипниковые крышки и т.п.), смазывать резьбовые соединения;

е)  произвести проверку надежности стопорения деталей и крепежа;

ж) проверить смещение вала в осевом направлении, зазоры в подшипниках и воздушные зазоры (междужелезное пространство) при затяжхе болтов и гаек, если позволяет конструкция машины,

з) проверить правильность установки траверсы, щеткодержателей и щеток, в также величину нажатия на щетки;

и)   проверить свободнее вращение вала ротора (якоря);

к) не допускать закрашивания резьб, клейм, фирменных табличек, меток и контактных поверхностей для защитных заземлений.

7.2.5. При сборке взрывозащищенных электродвигателей дополни­тельно к 7.2.4         необходимо:

а) тщательно очистить от грязи и затвердевшей смазки поверхности, обеспечивающие взрывонепроницаемость соединения; протереть их чистой тряпкой и смазать тонким слоем консистентной смазки;

б) соблюдать величины взрывонепроницаемых щелевых зазоров в местах сопряжения, указанные в инструкциях по эксплуатации либо измеренные до разборки плоскими щупами по периметру при затянутых болтовых соединениях; не допускать окраски зазоров;

в) обеспечить плотность прилегания сопрягаемых деталей взрыво­непроницаемых оболочек и герметичность коробки выводов; надлежа­щее уплотнение прокладками (набивками) разъемных соединений.

7.2.6. Центровка электромашинных преобразователей выполняется электрогруппой. Центровка ГА и механизмов с ЭП выполняется МХЗ.

 

   7.3.  Техническое обслуживание отдельных узлов электриче­ских машин.

7.3.1. Для обеспечения равномерного износа колец синхронных ге­нераторов рекомендуется периодически менять их полярность. Необ­ходимость и периодичность изменения полярности устанавливается инструкциями по эксплуатации и судовладельцем.

7.3.2. Поверхность коллекторов нормально работающих электриче­ских машин должна быть отполированной и иметь красноватый цвет с фиолетовым оттенком. Главным условием сохранения поверхности является своевременность обнаружения и прекращения начавшегося разрушения контактной (оксидной) пленки.

7.3.3. По мере необходимости следует удалять с колец (коллекторов) угольную пыль и следы копоти сухой бельевой ветошью безопасными методами. Сильно загрязненные кольца (коллекторы) необходимо очи­стить бельевой ветошью, смоченной в рекомендованном моющем рас­творе. Влажная очистка при вращающемся роторе (якоре) запрещает­ся.

7.3.4. При появлении на поверхности колец (коллекторов) следов по­чернения, борозд, шероховатости, искрения щеток и невозможности устранения их другими мерами кольца (коллекторы) рекомендуется прошлифовать на ходу машины безопасными методами (у генераторов при поднятых щетках и снятом возбуждении; у электродвигателей без нагрузки или с нагрузкой, сниженной до возможного предела).

Для шлифования рекомендуется применение специальных шлифовальных камней или стеклянной мелкозернистой шкурки, укрепленной на дере­вянной колодке по форме коллектора. После шлифования кольца (кол­лекторы) необходимо отполировать стеклянной шкуркой более мелко­зернистой, чем применялась при шлифовании. Производить шлифование при нахождении судна в тропиках не рекомендуется.

7.3.5. При наличии на кольцах (коллекторах) глубоких борозд, экс­центричности больше нормы и т. п. кольца (коллекторы) необходимо проточить в холодном состоянии.   Перед проточкой коллекторов реко­мендуется обжать их крепление.

7.3.6.Проточку колец (коллекторов) крупных электрических машин допускается производить на месте без выемки ротора (якоря) при не­возбужденной машине, хорошем состоянии подшипников машины, на­дежном креплении суппорта во избежание вибрации резца и устранения смещения якоря  машины в осевом направлении путем создания упора валу.

7.3.7. После проточки, а также при большом естественном износе коллекторы необходимо продорожить на глубину 1,5-2 мм (если это допускается их конструкцией), снять фаски, прошлифовать и отполиро­вать.

7.3.8. При обработке колец (коллекторов) следует предохранять электрические машины от попадания внутрь них стружек, опилок и пы­ли. После окончания всех операций по обработке колец (коллекторов) электрические машины следует продуть сжатым воздухом со стороны, противоположной коллекторам (кольцам).

        Образование контактной пленки на кольцах (коллекторах) производится в соответствии с 7.3.18.

7.3.9. Щетки электрических машин должны быть хорошо притерты и установлены параллельно оси вала.  Щетки электрических машин по­стоянного тока должны находиться на нейтрали. Заводские или другие, установленные в эксплуатации метки на траверсе и корпусе должны совпадать.

7.3.10. Щетки должны свободно передвигаться в обоймах щеткодер­жателей, но не иметь излишней слабины. Зазоры между щетками и стенками обойм щеткодержателей должны соответствовать требовани­ям инструкции по эксплуатации.

7.3.11. Зазоры между нижними кромками обойм щеткодержателей и поверхностью коллекторов (колец) допускаются в пределах 1-4 мм в зависимости от типа электрической машины и диаметра колец (коллек­торов). В ЭМУ зазоры рекомендуется поддерживать в пределах 2-3 мм.

7.3.12. Токоведущие проводники не должны препятствовать свобод­ному  передвижению   

 щеток в обоймах щеткодержателей и должны иметь со щетками надежный контакт. При ослаблении контакта - щетки необходимо заменить.

7.3.13. Давление щеток на кольца (коллекторы) определяется усло­виями коммутации, маркой щеток и может колебаться в пределах 0,015-0,004 МПа (0,15-0,40 кгс/см2).

 Давление щеток в ЭМУ рекоменду­ется поддерживать в пределах 0,015-0,025 МПа     (0,15-0,25 кгс/см2) в зависимости от марки щеток.

7.3.14 Для обеспечения равномерности распределения тока между отдельными щетками разница между величинами нажатия на щетки не должна превышать 10%.

7.3.15.  Площадь рабочей поверхности (зеркала) каждой щетки долж­на быть не менее 80% от се общей поверхности. Износившиеся и неис­правные щетки (обгоревшие, с отколотыми кромками и т.п.) следует заменять новыми.

 7.3.16. Марки заменяющих щеток должны соответствовать маркам, рекомендованным  для данного типа электрической машины. В виде исключения допускается замена щеток других марок с техническими характеристиками, близкими к характеристикам основных щеток.  При замене щеток зарубежного производства на отечественные следует руководствоваться рекомендациями справочной литературы и указа­ниями судовладельца.

При установке щеток разных марок на каждом пальце щеткодержа­теля должны быть установлены щетки одной марки. При этом суммар­ные падения напряжения на щетках разноименной полярности должны быть одинаковыми.

7.3.17. Щетки, установленные вновь, а также после обработки колец (коллекторов), до начала работы рекомендуется притереть. Примене­ние для притирки щеток наждачного или карборундового полотна (бу­магой) запрещается. Притирка щеток производится только стеклянным полотном (бумагой) при нормальном нажатии пружин щеткодержателей.

После замены и притирки щеток электрические машины следует тщательно очистить от пыли и продуть сжатым воздухом.

7.3.18. После полной или частичной замены щеток необходимо дать им приработаться к кольцам (коллекторам), постепенно нагружая элек­трические машины в течение 4-8 часов.

7.3.19. Осмотр, замена смазки и замена подшипников электрических машин должны производиться в соответствии с указаниями правил тех­нической эксплуатации вспомогательных СТС.

7.3.20. Количество и марки смазок определяются инструкциями по эксплуатации конкретных типов электрических машин, ОСТ 31.8003 и указаниями судовладельца.

7.3.21. Промывку подшипников качения электрических машин и пол­ную замену смазки необходимо производить:

а)  перед вводом в действие вновь установленных электрических машин, если смазка не заменялась в течение трех лет,

б) при полной разборке электрических машин;

в) при неудовлетворительном состоянии смазки (вытекание, нагрев подшипников и т.д.).

7.3.22. Промывку подшипников качения следует выполнять средст­вами, рекомендованными инструкциями по эксплуатации конкретных типов электрических машин (дизельным топливом, бензином, уайт-спиритом, керосином и др.) при строгом соблюдении требований безо­пасности, установленных нормативными документами, указанными в 7.1.6,

7.3.23. Замену смазки в подшипниках скольжения необходимо про­изводить при ее загрязнении, но не реже одного раза в год.

7.3.24. Сроки замены смазки могут быть изменены в зависимости от условий и интенсивности использования электрической машины, марки смазки и результата ее лабораторного анализа (при необходимости), указаний инструкции по эксплуатации и судовладельца.

7.3.25. При замене подшипников качения зарубежного производства на отечественные следует руководствоваться РД 31.56.01.

                            7.4.  Сушка электрических машин.

7.4.1. Электрические машины, увлажненные и имеющие сопротивле­ние изоляции ниже нормы, необходимо подвергать сушке.

7.4.2. Сушка электрических машин в судовых условиях осуществля­ется следующими методами:

а) внешним нагреванием (электролампами, электронагревателями или другими источниками тепла);

б) нагреванием током от постороннего источника;

в)   методом короткого замыкания;

г) методом потерь в активной стали статора (станине);

д)  комбинированным методом (внешним нагреванием и нагревани­ем током).

7.4.3. Сушка током разрешается только для электрических машин с сопротивлением изоляции не ниже 0,1 Мом.

7.4.4. Перед сушкой электрические машины необходимо тщательно очистить ипродуть сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2-МПа (2 кгс/см2), а при необходимости промыть рекомендованным мою­щим средством.

7.4.5. При сушке рекомендуется:

а)   надежно заземлить корпус электрической машины (при сушке то­ком);

б) нагревать электрическую машину постепенно с таким расчетом чтобы за первые 2-3 ч ее температура достигла 50 гр.С, а максимально допустимая температура (95°С) была бы достигнута не ранее, чем че­рез 7-8 ч; для крупных электрических машин скорость нарастания тем­пературы должна быть уменьшена;

з)   не допускать нагрева подшипников, заполненных смазкой, свыше норм;

г) создать умеренную вентиляцию для ускорения процесса сушки с помощью специального вентилятора либо вращением генератора на пониженной частоте вращения с обязательным отключением возбуж­дения;

д) не останавливать сушку в стадии понижения сопротивления изо­ляции, которое обычно наблюдается в начале нагрева электрических машин;

е) прекратить сушку, если сопротивление изоляции стойко не повы­шается, охладить, повторно тщательно очистить или промыть электри­ческую машину, после чего повторить сушку:

ж)  вести во время сушки запись температуры нагрева, сопротивле­ния изоляции и силы тока не реже одного раза в час;

з)  прекратить сушку при достигнутой в процессе сушки максималь­ной температуре нагрева и установившейся течение 2-3 ч необходимой величине сопротивления изоляции обмоток.

7.4.6. Обмотки электрических машин после сушки рекомендуется в зависимости от состояния изоляции покрыть электроизоляционной эмалью или пропитать электроизоляционным лаком, совместимыми с изоляцией обмоток, и просушить в соответствии с режимом, рекомен­дованным для принятого лака или эмали.

7.4.7. В случае попадания в электрические машины морской воды сразу же после обнаружения этого необходимо:

а)  разобрать электрические машины;

6) тщательно промыть пресной горячей водой, имеющей температу­ру около 80°С, обмотки статора и ротора (якоря и полюсов), а также остальные части электрических машин, залитые водой, до полного уда­ления соли;

в)  просушить обмотки согласно 7.4.5;

г) измерить сопротивление изоляции обмоток и, если оно окажется ниже нормы, все указанные выше операции повторить более тщатель­но (вплоть до кипячения обмоток) до получения необходимого сопро­тивления изоляции;

д) пропитать обмотки соответствующим лаком, вторично просушить электрические машины, покрыть обмотки  эмалью и вновь просушить;

с)  собрать электрические машины, проверить их техническое со­стояние и испытать в действии согласно 7.5.6.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.