Конспект урока по Закону Божию, данного — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Конспект урока по Закону Божию, данного

2020-11-03 79
Конспект урока по Закону Божию, данного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На педагогических курсах для учителей церковных и министерских школ в г. Житомире

Июля 1911 года

 

Предмет урока - вступительная беседа с детьми младшего отделения. Среднему и старшему отделениям дается самостоятельная работа: старшему - повторение по Евангелию

истории Рождества Христова, Сретения и путешествия 12тилетнего Отрока Иисуса в храм Иерусалимский (Л к. 2), среднему - история Рождества Христова по книжке Н. Ильминского «Обучение церковнославянской грамоте». 

 

Задавая одинаковую самостоятельную работу старшему и среднему отделениям, учитель во 2-ю половину урока предполагает соединить на время для занятий все три отделения. Напомнив детям среднего отделения (при помощи и детей

старшего отделения) в общих чертах историю Рождества

Христова (о месте рождения Христа, о местожительстве Иосифа и Пресвятой Девы Марии, о пастырях, о явлении ангелов, обрезании), учитель говорит детям старшего отделения, что они

будут читать то же о Рождестве Христовом,

но, кроме того, должны запомнить по-подробнее все, что со держится во 2-й г лаве Евангелия от Луки (о Сретении Господнем, о путешествии Иисуса Христа во храм). 

Подготовив таким образом детей к самостоятельной работе, учитель переходит к младшему отделению. Учитель имеет в виду прежде всего обнаружить, что знают дети младшего отделения, и с

этою целью спрашивает их, что они знают об Иисусе Христе Спасителе. К предмету беседы он подходит, впрочем, постепенно. Желая возбудить в детях христианское самосознание, так как 

к нему именно живыми нитями должно прикрепляться изучение Закона Божия в школе, учитель напоминает сначала детям, что каждый или каждая из них носит особое имя (Петр, Василий,

Николай, Мария, Ольга и т.д.). Но нет ли такого названия, которым можно было бы назвать всех находящихся в классе? Дети отвечают, что всех в классе нужно назвать «людьми». - «А еще

нельзя ли каким словом назвать? Ведь в нашем городе разные люди живут, - какие, например?» - Дети отвечают, что живут русские, евреи, поляки, татары и др. - «Нет ли какого-нибудь особенного названия для всех людей, которые здесь в классе? 

За это название некоторых людей мучили и предавали смерти, а они не хотели отречься: так дорого было для них это название». — Кто-то из детей говорит, что всех в классе можно назвать «православные». - Учитель: «Да. А еще как?» Чтобы дети вспомнили, учитель спрашивает, что все люди носят на груди. Дети отвечают, что все носят крест. - «Почему? Носят ли крест на себе евреи, татары? Полагают ли они на себе крестное знамение?» - Дети соображают, что все, находящиеся в классе, веруют во Иисуса Христа, Который на Кресте был распят, а потому и носят крест. 

- «Как же называются люди за то, что веруют в Иисуса Христа?» - Ответ: «Христианами». - «А давно крест вы стали носить? например, год назад или больше?» Дети вспоминают, что очень давно, но когда именно, не вспоминают. - «Что делают с каждым младенцем, когда он родится?» - Дети вспоминают, что тог да его крестят и тог да  надевают

крестик на шею. - «Да, тог да мы начинаем называться крещеными, православными, христианами. И нам разве не было бы обидно, если бы кто назвал нас «нехристем», «татарином

неверующим»? Значит, мы все хотим, чтобы нас называли

христианами, и если хотим, то нужно знать, Кто был Иисус Христос, чтобы не пристыдили нас евреи, татары и другие: «христиане, а про Иисуса Христа не знают». Ведь, дети, все вы знаете, что делают у каждого отец, мать, где работает, служит, как одевается, что ест, рано ли встает на работу, поздно ли ложится спать. Про отца и мать знаем, а про Иисуса Христа христианам хорошо ли не знать? Кто же был Иисус Христос? Простой человек Он был или нет?» -  «Нет, Он был и Бог». - «Что же? много ли вы знаете, дети, про Иисуса Христа? Посмотрите, что это изображено?» - Учитель показывает

детям картины Рождества Христова, Крещения, Распятия на Кресте и Воскресения из мертвых, просит поднять руки тех, кто может объяснить, что изображено на картинах. Одни дети говорят,

другие молчат. - «Вот видите, о дни больше знают про Иисуса Христа, другие меньше, а старшие больше вас знают. Хотите учиться Закону Божию, чтобы все знать как следует?»

Напечатлев таким образом в умах детей сознание необходимости «христианского ведения», сообщаемого людям чрез Сына Божия, Который есть «Образ Бога невидимаго» (Ко л. 1:15) и Который Отца «исповедал» («явил», И н. 1:18), учитель переходит 

к самому первоначальному «оглашению» детей ведением Бога: он, пользуясь некоторыми имеющимися у детей дошкольными сведениями о Боге, напечатлевает в душах детей прежде всего понятие о Боге, Творце и Промыслителе Мира.

«Вот, дети, вы знаете про Бога истинного и про Иисуса Христа.

А были и теперь есть люди, к оторые Бога истинного не знают. 

 

Что вы видите на небе?» - Ответ: «Солнце, луну, звезды

(дождь, облака...)». - «А вы назвали бы их богами, стали бы молиться им?» - «Нет». - «Но были такие неразумные люди, 

которые называли богами солнце, или звезды, или что-либо

другое. Сказал бы кто-нибудь из вас, что вол или корова - бог?» - «Нет». - «Иные же люди делали разные чурбаны, истуканы (или «идолов») из дерева и камня или еще из чего-нибудь и

говорили, что это боги, - хорошо ли они делали? И наш русский народ всегда ли знал Бога истинного? Нет, и деды наши, прадеды когда-то кланялись солнцу, его считали богом, потом

уже русский народ крестился, - где?» - Дети среднего отделения отвечают, что крещение русского народа было в Киеве, в реке Днепре. Учитель добавляет, что князь русский Владимир

самого Перуна, идола, которого русские считали за бога, бросил в Днепр, чтобы показать, что он - не бог, а нужно поклоняться Единому истинному Богу. Нельзя солнцу, луне, звездам,

животным поклоняться. - «Может быть, знает кто-нибудь, как они появились? Всегда были солнце, луна, звезды, земля? Или было время, когда ничего этого не было?» - «Да, было время». - «Может быть, тог да не было и Бога?» - «Нет, Бог всегда был?» - «Как же появились солнце, луна, звезды... сами собой или как иначе?» - «Нет, их создал Бог». - «А человек как появился, всегда он существовал?» - «Нет, и первого человека создал Бог». - «А как создал Бог солнце, луну, звезды, землю, из 

чего-нибудь? Этот дом устроен из чего?» - «Из дерева, камня». - «А Бог из чего-нибудь тоже устроил солнце, луну, звезды? Вспомните, мы сказали, что ничего этого когда-то не было, был только Бог, - зна чит, из чего-нибудь устроил Бог мир или нет? как сказа ть это?» — Дети среднего отделения говорят, что Бог словом

одним Своим все это создал из ничего. Дети младшего отделения повторяют за учителем, что Бог сотворил мир, или создал его, устроил, из ничего. - «Поэтому, — добавляет учитель, — мы и называем Его Творцом мира» (дети младшего отделения повторяют). Сообщив детям понятие о Боге, Творце мира, учитель с целью дать некоторый отдых детям младшего отделения переходит к среднему и старшему отделениям для проверки их самостоятельной работы. 

 

Так как работа среднего и старшего отделений в значительной части своей была одинакова, то учитель начинает проверку одновременно, сказав и детям младшего отделения, чтобы они послушали про Рождество Христово. Когда дети среднего отделения при рассказе забывают какую-либо по дробность, ее вспоминают дети старшего отделения, а детям младшего отделения  учитель показывает картину, изображающую Рождество Христово, и по мере рассказа требует объяснения того, что изображено на картине. Таким образом, для детей младшего отделения и время отдыха не пропадает без пользы, тем более что рассказ и рассматривание картины оживляет их интерес и внимание. Сказав детям среднего отделения, чтобы они снова почитали то, что, как оказалось при проверке, они не заметили (или помнили только из Священной Истории), учитель предлагает детям старшего отделения (частью по вопросам, чтобы спросить все, что нужно учителю, частью без вопросов) рассказать, что содержится во 2-й части 2-й г лавы Евангелия от Луки. Затем, сказав им, чтобы по читали 3-ю

главу, переходит опять к детям младшего отделения и начинает говорить о Боге Промыслителе. «Мы сказали, дети, что все сотворил Бог из ничего. Но можно ли потом было Богу оставить

без забот, без попечения то, что Он создал? Когда мы, люди, например, рождаемся на свет, нужно, чтобы кто-нибудь о нас заботился? Кто заботится о детях?» - «Отец, мать». — Выясняя

конкретнее необходимость забот и попечений о детях, учитель спрашивает, что нужно человеку непременно, чтобы он  мог жить, не заболел, не умер? Дети говорят, что нужна пища, во да. —

«А что было бы, если бы одежды у вас не было бы? (заболели бы, простудились бы, особенно зимою — могли бы умереть).

В чем все мы живем? (в домах). А  если бы не было домов, что было бы? (тоже заболеть мог ли, умереть). О тебе заботится отец, мать, а о птицах, например, заботится кто-либо?»

Некоторые дети говорят, что никто. - «Да, человек не заботится о птичках, и вот они достают себе и детям пищу, что именно? (зерна, хлеб, мошек, червяков и т.д.), строят себе и детям что?

(гнезда). А иные строят очень хорошо. Видели, что строит пчела?» Ответ: «Соты». - «Хорошо они устроены? 

 

Сумели бы вы так устроить? Уж не умнее ли птички малые и пчелы нас - людей? Откуда у них такой ум?» - Дети говорят, что дал Бог им такой ум. - «Кто же, значит, заботится о птицах, животных?» - «Бог». - «А о людях-то Бог заботится? Нужно ли, чтобы он заботился, чтобы была, например, у людей пища, 

одежда, дом?» - Дети вспоминают, что хлеб, хотя достается на базаре, но сначала растет на полях, что для его произрастания нужен дождь, солнце, и посылает дождь на землю и велит солнцу светить Бог, Он и создал солнце. - Таким образом, детям дается пока общее понятие и о Боге Промыслителе мира. Более по дробное развитие этого понятия предполагается сделать

на следующих уроках.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.