В г. Петрозаводске 12 июля 1908 года — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В г. Петрозаводске 12 июля 1908 года

2020-11-03 87
В г. Петрозаводске 12 июля 1908 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предмет урока - учение о таинстве Святого Причащения. Учитель имеет в виду главным образом старшее отделение; среднее должно лишь принять участие в работе, а младшее тоже

отчасти предполагается привлечь к работе старшего и среднего, в случае же возможности продолжить с ним и начатые раньше занятия (о молитве и ее видах); впрочем, за недостатком

времени последнее не осуществлено.

Учитель предполагает отвлеченное катехизическое учение 

о Святом Причащении для большего оживления урока поставить в непосредственную, живую связь с учением Господа об

этом таинстве в Капернаумской синагоге (учение Господа необходимо излагать подробнее, хотя бы некоторые отделы не требовались программой Священной Истории). - Так как беседа находилась 

в тесной связи с чудом насыщения пяти тысяч пятью хлебами и чудесным хождением Господа по во дам (Ин. 6), то учитель заставляет сна чала вспомнить детей старшего отделения (дети среднего отделения не проходили) историю чудесного насыщения. Он дает картину детям старшего отделения и заставляет 

в существенных чертах рассказать о чуде.

Картину потом учитель показывает детям среднего отделения, заставляя объяснить ее подробности (корзины с кусками хлеба, особенности пустыни, которые можно заметить на

картине), равно как и младшим, у которых оставляет ее. -За тем учитель говорит, что чудо насыщения было на одной стороне озера, но Иисус Христос оказался потом в Капернауме на другой: Он с учениками не сел в лодку, и это видел народ;  

Он пришел к ученикам по водам. - Показывается и объясняется таким же образом детям среднего и младшего отделений и картина, изображающая хождение Господа по водам.

 

- После того учитель заставляет еще детей старшего отделения вспомнить о впечатлении, произведенном чудом насыщения (понравилось ли чудо насыщения народу? и как понравилось?

что хотели сделать с Иисусом Христом после чуда?). Дети вспоминают, что после чудесного насыщения народ хотел 

сделать Иисуса Христа насильно царем, чего не делал после, например, исцелений больных. Народу понравилось, что Иисус Христос насытил его хлебами, и вот Господь сказал народу, что есть другая пища, кроме хлеба, пища для души.

Таким образом, после предварительных объяснений обозначается общий предмет беседы.

- «Вспомните, дети, что это за пища». Дети не вспоминают, и им указывается на 4-е прошение молитвы Господней. Некоторые дети говорят, что для души пища - не хлеб, а причащение

Святых Таин Тела и Крови Христовых. Учитель дополняет (сам, чтобы не отвлекаться надолго от главного предмета урока) их ответ, говоря, что пищу для души составляет еще Слово Божие и

молитва; некоторые святые, когда занимались Словом Божиим и молитвой, совсем забывали о пище для тела, как бы Слово Божие и молитва заменяли ее (этот пример приводится для того,

чтобы понятие о пище духовной сделалось для детей более наглядным). Дети среднего отделения говорят, что причащаются верующие Тела и Крови Христовых. Детей младшего

отделения учитель, прибегая к приемам наглядного напоминания, спрашивает, причащались ли они, видели ли, как причащают детей, на как ой службе, из чего? Чтобы дети ответили на

последний вопрос, учитель показывает изображение чаши и спрашивает, как называется эта вещь. За тем, пользуясь ответом на последний вопрос, учитель дает детям картину причащения

Господом учеников, и дети, видя чашу, говорят, что на картине изображено, как Господь причащает учеников Своих.

После означенной подготовки начинается самая передача содержания беседы в Капернауме о таинстве причащения. Передается евангельский рассказ с сокращениями, некоторыми

упрощениями и попутными объяснениями, но все же по возможности ближе к тексту евангельскому. 

 

 

Учитель еще раз для связи напоминает, что чудо насыщения понравилось евреям. И вот Иисус Христос сказал им: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудо и хотите уверовать 

в Меня, а потому, что ели хлеб и насытились; старайтесь (заботьтесь) не о пище тленной, но о пище, которая дает жизнь вечную. И эту пищу даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:26—27). Приходится детям попутно выяснить, что чудеса творил Господь для того, чтобы в Него уверовали, а также и то, по чему хлеб и т.п. называется пищей тленною (что делается с телом по окончании жизни? сохраняет ли хлеб жизнь тела навсегда?), кто называется Сыном Человеческим. При помощи вопросов дети соображают все это сами (говорят, что тело человека

«истлевает» по смерти и пища, которая не сохраняет тело от тления и смерти, называется «тленною»). Кроме того, выясняется и то, как причащение Святых Таин дает жизнь вечную,

если все причащающиеся умирают. Дети доводятся до сознания, что здесь разумеется жизнь или смерть не тела, а души. Чтобы дети поняли, что так ое смерть души, им напоминается притча о

блудном сыне, который «мертв был и ожил», пропадал и нашелся. Из этой притчи дети легко сами делают вывод, что душа умирает от грехов, а оживает, когда человек обращается 

к Богу.

Здесь ученик останавливается и ввиду трудности запоминания детьми беседы, изложение которой приходилось прерывать объяснениями, снова повторяет беседу сна чала; за тем дети

старшего отделения повторяют сказанное по вопросам (понравилось ли чудо насыщения иудеям? что Господь Иисус Христос сказал им, когда они Его искали? о чем велел заботиться наше тело. Повторение совершается несколько раз 

(в некоторых частях собственными словами детей, несколько иначе, чем сказал учитель), причем отвечающего дополняют другие дети, иногда же сам учитель, ко да точнее нужно напомнить слова Господа (а не о дну мысль, правильно переданную детьми своими словами).

 

 

Затем начинается 2-я часть рассказа. Иудеи не поняли, о какой пище сказал им Иисус Христос (когда говорил: «старайтесь о пище, которая дает жизнь вечную»), по думали, что Господь сказал о пище обыкновенной, и вот они вспомнили, как Моисей насытил отцов их в пустыне манною с неба (попутно история вспоминается частью детьми старшего, частью - среднего отделения): они сказали Иисусу Христу: «Отцы наши ели манну в пустыне; Ты какое чудо сделаешь, чтобы мы уверовали 

в Тебя?» Им хотелось непременно, чтобы Иисус Христос

совершал такие чудеса, как насыщение манною.  Иисус Христос сказал им, что манна — не истинная пища, потому что не сохраняла от смерти: «отцы ваши, — говорил Господь иудеям, —

ели манну в пустыне и умерли; а хлеб, который Я дам, таков, что, кто ест его, не умрет... И этот хлеб... есть Плоть Моя, которую

Я отдам за грехи мира» (Ин. 6:49—51). При этом дети среднего

отделения объясняют, что Господь отдал Плоть Свою тог да, когда был распят на Кресте. Дети младшего отделения тоже вспоминают то, что с ними учитель говорил ранее о распятии

Господа на Кресте. Потом учитель спрашивает детей среднего отделения: чего же, значит, мы причащаемся? Ответ: Святых Таин Тела и Крови Христовых (дети младшего отделения тоже

говорят это). Учитель напоминает также, что хлеб (просфора) и вино на литургии становятся истинными Телом и Кровию Христовыми, хотя по виду остаются не похожи на 2-я часть

рассказа, переданная учителем дважды, после этого повторяется несколько раз детьми старшего отделения при участии и среднего отделения. Вопросы при этом задавались следующие: поняли

ли иудеи, о как ой пище сказал Господь (заботьтесь о пище, 

которая даст жизнь вечную)? Что они вспомнили при этом  и сказали Иисусу Христу? что ответил им Иисус Христос? Истинная ли пища была манна? какая — истинная?

Начинается 3-я часть. Когда иудеи услышали, что Господь хочет дать есть Плоть Свою, то начали роптать на Него и говорили: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Иисус Христос опять повторил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Плоть Моя есть истинная пища, и Кровь Моя - истинное питие. 

 

 

Не так,   как отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; кто 

будет есть хлеб, который Я дам, будет жить вовеки»

(Ин. 6:52—53, 55, 58). Следует воспроизведение по вопросам: что иудеи сказали Иисусу Христу, когда Он обещал им дать есть Плоть Свою? что Он ответил, когда они начали роптать?

что сказал о Самом Теле и Крови Христовой? как закончил беседу? так ой ли хлеб, как манну, Он обещал дать?

После того учитель делает общий вывод из беседы 

о необходимости таинства причащения: зачем нужно это таинство? кроме хлеба обыкновенного, который нужен для тела и не сохраняет

от смерти, какой хлеб нужен человеку? Ответ: Тело и Кровь Христовы. - Для чего же нужно причащение Святого Тела и Крови Христовой? Ответ: для того, чтобы иметь жизнь вечную для души. Этот вывод учитель закрепляет сравнением, заимствованным из речи Самого Господа. Так как дети младшего отделения во время усвоения беседы детьми среднего и старшего отделений могли принимать сравнительно мало участия (и дисциплину в младшем отделении учителю приходилось 

поддерживать иногда лишь тем, что он становился около детей младшего отделения), то учитель спешит перейти к младшему отделению. Он спрашивает, видели ли дети младшего отделения деревья и могут ли сказать, из чего состоят деревья (рисуется

схематическое изображение дерева и указываются части его - ствол и ветви). Учитель спрашивает еще детей, что было бы

с веткой, если бы ее отсечь от ствола. Ответ: она засохла бы.

— Учитель: значит, она перестала бы жить, как живет дерево. Так не могут иметь жизни вечной и люди, которые не веруют в Иисуса Христа и не причащаются Его Тела и Крови. «Слушайте,

дети, что Он сказал об этом (обращается учитель и к детям среднего и старшего отделений): «Я -...лоза виноградная... Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе,

так и вы (ученики Мои), если не пребудете во Мне. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:1, 4, 6).

 

 

Мысль о том, что нельзя жить без веры в Иисуса Христа,  учитель для большей живости подтверждает примером евреев, не веровавших во Христа, у которых город Иерусалим был разрушен, так что не осталось в нем камня на камне; во время осады был великий голод, так что люди ели нечистоты; одна мать даже решилась употребить в пищу свое дитя; многие от великих бедствий желали лучше умереть, чем жить. Указывает также учитель на само убийц, которые сами оканчивают жизнь свою; 

а почему? потому что бывают неверующими искренне во Христа,

без Которого тяжело и нельзя жить человеку. 

Предполагалось привести еще несколько примеров, показывающих необходимость и важность самого Святого Причащения, а также сделать общее определение этого таинства,

но за недостатком времени все означенное отложено 

до следующего раза.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.