Система организации медицинской помощи населению Республики Коми — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Система организации медицинской помощи населению Республики Коми

2020-11-03 123
Система организации медицинской помощи населению Республики Коми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Медицинская помощь населению региона оказывается в амбулаторных, стационарных условиях, а также специалистами скорой помощи.

Анализ деятельности учреждений здравоохранения республики свидетельствует о недостаточности развития системы амбулаторной помощи (низкий уровень укомплектованности медицинским персоналом, устаревшая материально-техническая база, отсутствие информационных возможностей, недостаточное финансирование).

Несовершенство в работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности, отсутствие системы патронажа и неэффективное наблюдение за больными с хронической патологией привели к тому, что скорая медицинская помощь является самым распространенным видом оказания внегоспитальной медицинской помощи жителям республики и берет на себя ряд функций амбулаторно-поликлинического звена. Это привело к тому, что фактический показатель вызовов скорой медицинской помощи в 2010 году составил 0,371 на тысячу жителей при нормативе 0,33.

При организации скорой медицинской помощи отмечается ряд проблем. Наиболее значимыми из них являются:

недостаточность оснащения необходимым оборудованием и медикаментами бригад скорой медицинской помощи;

дефицит медицинских кадров (врачами укомплектованы учреждения скорой помощи только в 11 муниципальных образованиях, практически во всех муниципальных образованиях отмечается недоукомплектованность врачебных и фельдшерских бригад еще одним фельдшером).

Действующая система первичной медико-санитарной помощи не способна в полной мере удовлетворить потребность населения республики в качественной и доступной медицинской помощи. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на амбулаторном этапе, остаются функционально перегруженными и недостаточно эффективными. Это связано как с высокой численностью населения, прикрепленного к одному амбулаторному участку, так и с расширением объемов работы специалистов участковой службы, особенно с начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Проблема усугубляется выраженным кадровым дефицитом, существующим в учреждениях амбулаторной службы, нерациональной организацией работы (ограничивающий доступность медицинской помощи режим работы как учреждения в целом, так и отдельных специалистов) и отсутствием взаимодействия и преемственности в работе отдельных подразделений первичной медико-санитарной помощи.

В настоящее время отсутствует система восстановительного лечения и реабилитации, особенно на амбулаторном уровне. Не развита патронажная служба, недостаточно активно работают «стационары на дому», что не обеспечивает преемственность в лечении между стационаром и поликлиникой. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов ЛФК, физиотерапевтов, логопедов, медицинских психологов, трудотерапевтов, социальных работников и др.).

В системе оказания медицинской помощи существует дисбаланс, характеризующийся низкой доступностью медицинской помощью на амбулаторном этапе, избыточной деятельностью скорой медицинской помощи без соответствующего уровня оказания медицинской помощи, сохранением избыточного числа коек круглосуточного пребывания, необоснованно высоким уровнем госпитализации на дорогостоящую койку.

Состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений республики, особенно в сельских районах, остается неудовлетворительным. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, федеральных и республиканских целевых программ позволила существенно улучшить оснащенность учреждений здравоохранения и обновить медицинское оборудование. Вместе с тем, на фоне роста инвестиций в основные фонды учреждений здравоохранения за последние пять лет их изношенность остается высокой – свыше 50%. Большая часть медицинского оборудования функционирует уже более 20 лет. Рентгенологическое оборудование в 70% используется сверх установленных сроков эксплуатации. 

Средний физический износ зданий и сооружений составляет 54%. Требуют благоустройства (водопровод, канализация и пр.) 36,6% объектов, нуждаются в капитальном ремонте – 20,9% объектов, в реконструкции – 3,9%.

От состояния оснащенности, укомплектованности, доступности этапа амбулаторно-поликлинической помощи населению зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и социально незащищенных групп населения.

Более 60 % средств, выделяемых на здравоохранение, расходуется на стационарную медицинскую помощь при том, что до 70 % всех обращений населения за медицинской помощью приходится на амбулаторное звено. Этот перекос ограничивает возможности обновления материально-технической базы поликлиник и внедрения новых современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах. Это приводит к расширению показаний к стационарному лечению, а следовательно, к удорожанию медицинской помощи.

Отсутствие экономической мотивации в развитии амбулаторных и стационарозамещающих видов медицинской помощи, отсутствие комплексного подхода к здоровью пациента, преемственности в обследовании и лечении больных отрицательно сказываются на эффективности медицинской помощи и в конечном результате на сохранении здоровья населения.

«Муниципализация» здравоохранения в значительной степени снижает возможности построения оптимальной системы оказания медицинской помощи населению. Во многих районах республики, прежде всего по социальным мотивам, содержится избыточная коечная мощность и сеть медицинских учреждений. Каждое муниципальное образование строит свою собственную замкнутую систему здравоохранения. Наличие различных моделей муниципального здравоохранения приводит к усилению различий между территориями в пределах региона по объемам и качеству оказания медицинской помощи. Зачастую принимаются решения, противоречащие региональной стратегии развития здравоохранения, нарушается важнейший принцип организации медицинской помощи – этапность ее оказания.

В республике существует реальная потребность в интеграции усилий систем здравоохранения и социальной защиты населения по организации медико-социальной помощи, особенно лицам старших возрастных групп.

Специализированная медицинская помощь населению региона оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Специализированная онкологическая помощь населению республики оказывается в двух онкологических диспансерах и ряде профильных отделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Кроме того, в амбулаторных учреждениях открыты смотровые и эндоскопические кабинеты, на уровне которых осуществляется ранняя диагностика онкологических заболеваний. В ближайшие годы планируется развертывание во всех муниципальных учреждениях здравоохранения дополнительного числа первичных онкологических кабинетов.        

В 2010 году завершено строительство и оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием радиологического отделения ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер». Реализация этого проекта потребовала вложения более 700,0 млн. рублей республиканского бюджета Республики Коми.

Основными проблемами организации онкологической помощи населению республики являются недостаточный объем внедрения современных технологий скрининга и ранней диагностики новообразований, настоятельная потребность в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, в оснащении их современным лечебно-диагностическим оборудованием, в расширении практики использования современных лекарственных препаратов, а также в целенаправленной подготовке и переподготовке кадров. Кроме того, среди существующих проблем необходимо отметить, что практически отсутствует система организации восстановительного лечения больных онкологического профиля.

Фтизиатрическая помощь населению оказывается в трех противотуберкулезных диспансерах, расположенных в гг. Сыктывкар, Печора и Воркута, одном противотуберкулезном отделении муниципального учреждения здравоохранения. Туберкулезные кабинеты имеются во всех центральных районных и центральных городских больницах. Всего функционирует 22 кабинета. Кроме того, в республике функционирует сеть детских противотуберкулезных санаториев (в Сосногорском и Корткеросском районах).

Материально-техническая база всех учреждений фтизиатрической службы нуждается в существенном дооснащении современным лечебно-диагностическим оборудованием и проведении капитальных ремонтов. Сохраняется напряженная ситуация с обеспечением службы медицинскими кадрами.

Дерматовенерологическая помощь населению оказывается государственным учреждением Республики Коми «Республиканский кожно-венерологический диспансер» г. Сыктывкар и филиалами в гг. Печора и Воркута.

Для этой службы характерны проблемы укрепления материально-технической базы и дефицита кадров. Кроме того, имеется настоятельная потребность в дальнейшем развитии стационарозамещающих технологий диагностики и лечения.

Стоматологическую помощь в республике оказывают 6 государственных и муниципальных поликлиник, 21 специализированное отделение при городских и районных больницах. Частные структуры в своем развитии формируют собственные сети и филиалы, ориентированные на современные дорогостоящие медицинские и организационные технологии.

Сеть государственных и муниципальных стоматологических учреждений, работающих на основе государственного и муниципального заказов, будет по-прежнему ориентирована на оказание бесплатной и льготной помощи, однако ее перспективы в значительной мере станут определяться объемом платных услуг населению.

Специализированная стационарная офтальмологическая помощь оказывается в двух государственных учреждениях здравоохраненияв гг. Сыктывкар и Ухта. На амбулаторном этапе офтальмологическая помощь в целом характеризуется низкой доступностью, особенно для населения, проживающего в сельских районах: в ряде районов (Удорский, Усть-Цилемский) нет врача-офтальмолога. Офтальмологическая помощь зачастую оказывается средними медицинскими работниками. Отсутствие взаимодействия между офтальмологами первичного звена и специалистами государственных учреждений здравоохранения ведет к нарушению преемственности в лечении пациентов, росту запущенных форм заболеваний и увеличению доли лиц с выходом на инвалидность по зрению.

Психиатрическая и наркологическая помощь оказывается в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологическом диспансерах, территориально расположенных в крупных города республики: Сыктывкар, Ухта, Печора и Воркута. Однако, в ряде районов (Усть-Цилемский, Ижемский) отсутствуют специалисты психиатры и психиатры-наркологи.

Отмечается преобладание удельного веса стационарных форм оказания специализированной помощи над амбулаторными. Недостаточно развиты такие технологии оказания квалифицированной помощи, как работа полипрофессиональных команд. Имеет место низкая доступность психиатрической и наркологической помощи, связанная с недостаточной децентрализацией психиатрической и наркологической помощи, а также слаборазвитой структурой транспорта в районах республики.

Угроза развития чрезвычайных ситуаций, эпидемий и пандемий, отсутствие динамики снижения смертности от дорожно-транспортных причин обусловливают необходимость совершенствования оказания экстренной медицинской помощи и дальнейшей интеграции со службами жизнеобеспечения населения.

2.5. Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения Республики Коми

В   2010   году в учреждениях здравоохранения Республики Коми работало 3 548 врачей (352 – на селе), 11 235 медицинских работника со средним образованием.

Обеспеченность врачами в 2010 году составила 37,3 на 10 тыс. населения (2005 г. – 36,3). Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» значительно возросла обеспеченность врачами участковой службы: за последние пять лет она увеличилась на 48,6%, составив в 2010 г. 5,2 врача на 10 тыс. населения (в 2005 году – 3,5).

Коэффициент совместительства врачей в 2010 году в среднем по республике составил 1,7 (2005 год – 1,67), что свидетельствует как о недостаточно обеспеченности врачами по ряду специальностей, так и о высокой интенсивности их труда. Кроме того, совмещение в ряде случаев обусловлено стремлением компенсировать недостаточный уровень заработной платы за счет более высокой нагрузки.

Наиболее высокий уровень совместительства отмечается по ряду «труднокомплектуемых» врачебных специальностей: врачи клинической лабораторной диагностики, специалисты УЗИ, эндоскописты, сердечно-сосудистые хирурги, травматологи-ортопеды, анестезиологи-реаниматологи, онкологи.

С целью закрепления врачебных кадров в сельской местности выпускникам общеобразовательных учреждений выдаются целевые направления для поступления в медицинские ВУЗы Российской Федерации. В течение 2008-2010 года уменьшилось количество выделяемых для Республики Коми целевых мест в медицинские ВУЗы России на 33 %. В связи с этим возобновлен прием студентов из сельских районов республики за счет республиканского бюджета Республики Коми в Коми филиал ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия».

Практикуется система заключения многосторонних договоров на обучение и на подготовку врачей в интернатуре (студент – высшее учебное заведение – администрация муниципального района – ЛПУ – Министерство здравоохранения Республики Коми). Согласно контракту врач должен отработать на селе 3 года после завершения интернатуры. Благодаря подобной контрактной системе ежегодно удается «закрепить» на селе 15-25 выпускников.

Численность среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения уменьшилась по сравнению с 2005 годом на 2,3% и составила в 2010 году 11 235 человек или 118,1 на 10 тысяч человек населения.

Опережающие темпы снижения численности средних медицинских работников в сравнении с незначительным ростом численности врачей приводит к изменению соотношения числа работающих врачей и сестринского персонала в республике (2005 год – 1: 3,22. 2010 год – 1: 3,16) при среднероссийском соотношении 1: 2,13


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.