Начальная программа занятий экспрессметодика — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Начальная программа занятий экспрессметодика

2020-11-03 102
Начальная программа занятий экспрессметодика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятия необходимо проводить в специально оборудованном кабинете (или комнате), в строго нижеуказанной последовательности.

Ученик знакомится с содержанием всей программы занятий, ее целью, а также необходимым теоретическим минимумом данной методики тренировки.

Итак, на первом занятии ученику вкладывается программа внушением в бодрствующем состоянии. Далее, применяя один из методов общего торможения деятельности коры головного мозга, преподаватель отмечает наступление заторможенного состояния (здесь возможно использование звука, света, темлературно -энергетического эффекта, воображения, зрения, суфийского движения, словесного гипнотического воздействия, элементов аутотренинга и т. д.).

Далее применяется одна из медитативных методик, максимально концентрирующая внимание, а затем его рассредоточивающая. Далее сознание растворяется. Происходит остановка процессов мышления и восприятия внешней и внутренней среды. Далее мгновенно выключаются все психические процессы, которые принято называть "осознаваемым", "останавливается" время. (Появляется ощущение парения в невесомости и какой-то пустоты). В этот момент следует перевод сознании в новый режим работы - суггестивный. На прежнем фоне возникает контроль двух "Я": учителя и ученика. "Я" ученика усиливается, мозг включается и начинает в новом, теперь уже "рабочем режиме", функционировать сознание.

Вот так и получается новый тип измененного сознания - СК. (Обучающийся чувствует себя прекрасно, все слышит, отлично понимает и т. д.).

Теперь мы хотим специально отметить ряд факторов, усиливающих действие известных тормозящих методов, это:

1. Гравитационные ванны профессора Радаиевокого А. А.

2. Сауна, бассейн и т. Д.

3. Легкая степень утомления.

4. Ванны, известные в физиотерапии.

5. Бремя Проведения (4 часа утра).

6. Высокий авторитет преподавателя.

7. Огромное внутреннее убеждение - желание ученика.

8. Вера, основанная на сознании, что Это будет

9. Использование несколько раз неполного выхода ив СК (или открытия глаз в СК и самокоррекции с целью убрать помехи) с последующей командой "Глубже"

10. Использование заранее заданной (составленной и продуманной детально) схемы специализированного поведения и самоощущений в программируемой поведенческой или физиологической ситуации, причем самоощущение корректируется и углубляется по ходу схемы.

11. Использование в конце каждого занятия перед выходом из СК фразы:

"С каждым занятием я все лучше и отчетливее вызываю необходимые ощущения... Я все глубже и полнее овладеваю своим организмом..." (сокр. вариант: "Буду водить отчетливее... глубже...).

12. Целевая направленность схемы формул - самовнушений.

13. Более положительное воздействие оказывает такой порядок построения формул: уверение-предположение-намерение-утверждение-предложение (например: "Я буду... Я постараюсь быть... Я должен.. Я есть...Пусть будет"...). Это приводит к борьбе с нарушениями или нежелательными сдвигами, к исчезновению либо сглаживанию беспокойства, расстройства уже

в период начальных занятий. Здесь же можно использовать СК по типу "качелей", когда вначале слегка усиливают имеющиеся нарушения деятельности организма, а затем эти явления убирают.

14. Использование компьютерного изображения желаемого результата с последовательной его коррекцией.

15. При овладении "состоянием-3" очень важно учесть рекомендации современных исследователей по овладению искусством перевоплощения. Важнейшая психотехническая составляющая самовнушения и развития СК - это теория "внутреннего подражания" или "вживания в образ". Программа самовнушения IB "Састоянии-2" выглядит так: "Я - это Сн". -Здесь "Он" - это реально существующий человек с заданным феноменом-" качеством. (В крайнем случае - воображаемый человек с телом своего "Я").

Психотехника такова. Вначале "Состояние-2", затем реальное видение, человека с феноменом (или себя нейтрального). Затем четкое психофизиологическое осознание самоощущений этого человека. Затем "перевоплощение" или "вхождение" в этого человека. Затем ощущение в себе этих качеств и усиление их. Кстати, момент полного перевоплощения психически ощущается и сопровождается поднятием настроения и абсолютной уверенностью в успехе феномена.

При "внутреннем подражания" особым напряжением интуиции (которое можно развить драматическим искусством) схватывается внутренняя логика чувств и поведения человека, обладающего нужным качеством или феноменом. Это-то внутреннее и вводился в собственную индивидуальность и становится ее частью. Психический образ другого в данной ситуации, по данному программой качеству, выражают через себя. Это именно, обретение своего нового "Я". Внешние проявления при ".внутреннем подражании", конечно, обычно -меняются, но они отзываются своими, естественными и вовсе не обязательно копируют оригинал. Этот способ позволяет вводить в себя сложные психофизиологические качества сразу, целиком. В этом его особая ценность. Здесь образ другого человека становится внутренней опорой, репером, основой, во-круг которой все концентрируется. Далее... нужны систематические тренировки в "искусстве перевоплощаться" в конкретный образ, пока не овладеешь полностью нужным качеством (или феноменом).

Восьмой пункт требует в обязательном порядке знания учеником на собственном опыте, что предполагаемая программа сработает обязательно и неотвратимо. То есть, мы работаем не с верящим в предлагаемый феномен-программу ученикам, а с ученикам ЗНАЮЩИМ НЕСОМНЕННО, что ЭТО.с ним произойдет.

Более подробно здесь мы методику не расшифровываем.

Итак, мы остановились на том, что ученик подготовлен для восприятия '"управляющей программы". Вот ее содержание:

"Вы находитесь в состоянии повышенной внушаемости, поэтому, согласно нашей договоренности, все, что я сейчас говорю, прочно и непосредственно входит в Ваш мозг... Вы предельно внимательно и нейтрально, то есть критически, воспринимаете каждое мое слово... Ваше "Я" как бы со стороны наблюдает за моим диалогом с Вашим мозгом и организмом...

Инструмент Вашего "Я" - Ваше внимание - устойчиво и предельно сосредоточено на нашем диалоге (большая пауза 1-<2')... С сегодняшнего дня Вы приобретаете несомненную способность автоматически изменять деятельность головного мозга и подчинять весь свой мозг, а вместе с ним и организм, своему "Я"... Сила Вашего "Я" в организме будет возрастать с каждым днем все сильнее и сильнее... Отныне достаточно Вашему "Я", то.есть Вам, сформулировать себе эмоциональный образ желания-команды, хорошо с помощью воображения представить себе результат Вашей команды-программы, как организм немедленно автоматически начнет ее выполнять... Вы всегда будете абсолютно уверены, что моманда-вадание будет выполнена, достаточно лишь погрузиться в это состояние. Вы глубоко верите в неисчерпаемые возможности человека... Вы несомненно знаете, что мозгу человека подвластно все... поэтому он выполнит любую Вашу программу - команду, Вы это знаете теперь несомненно!...

С каждым занятием сила Вашего "Я", то есть Ваша воля, будут становиться все сильней и сильней... Ваше влияние на свой организм будет расти безмерно...

С каждым новым занятием Вы сможете все быстрей и легче вызвать в себе это состояние, оно будет помогать эффективной реализации Ваших программ.

На первых порах я буду Вам помогать, а со временем Вы будете работать самостоятельно полностью.

Занятия аутотренингом безопасны, Вы это знаете... поэтому Вы ничего не боитесь... и ни в чем не сомневаетесь. Вы абсолютно уверены в успехе наших занятий.<... (пауза 2-3').

 

Итак, внушения глубоко проникли в Ваш дремлющий -мозг и закрепились прочно, как программа Ваших будущих (действий и переживаний...

Все эти внушения будут хорошо реализовываться, начиная с сегодняшнего дня и во все последующие дни...

А теперь отдыхайте... глубже... глубже...

Теперь Вы приобрели способность самостоятельно, автоматически входить в глубокое состояние... для этого теперь Вам достаточно мысленно сосчитать до 7 и Вы, находясь в любой позе, сможете легко и быстро, автоматически войти,в глубокое состояние!... (пауза 30").

А сейчас отдыхайте... Отдыхайте глубоко и спокойно..." (пауза 2', можно больше!).

А теперь я передаю управление организмом Вашему мозгу, Вашему "Я". Вы сосчитаете мысленно до 1О-ти и Ваши глаза откроются, Вы полностью выйдете из этого легкого состояния - оцепенения... У Вас будет хорошее настроение и чувство хорошего отдыха. Начинайте считать!".

После того, как ученик открыл глаза, ему надо предложить спокойно, слегка размяться и привести себя в хорошее психофизическое состояние.

2. Углубление способности управлять уровнем бодрствования

'3. Развитие способности самоконцентрации и снижения уровня бодрствования в положении стоя, сидя. Контроль тестом "не могу открыть глаза".

4. а) Развитие связи между, искусственно созданной доминантой "могущественного Я" и механизмом "тепло, покой, тяжесть, отдых (то есть подчинение воли или произвольному воздействию на нервные центры, обеспечивающие физиологический отдых организма).

б) Закрепление навыка очень эффектно отдыхать в различных физических позах.

5. Углубление навыка погружаться в особое, глубокое состояние методом фонового внушения - гетеросупгестии.

6. а) Составление программы и выработка искусства полностью снимать "утомление", через эффекты "легкость, прохлада хорошее самочувствие и настроение".

б) Углубление и автоматизация связи между доминантой "Я все могу" и нервными центрами, дающими эффект очень хорошего самочувствия и настроения.

7. Углубление самовоздёйствия на эмоциональную сферу (5-7 занятий).

8. Дальнейшее развитие и автоматизация механизма эффективной саморегуляции. Развитие феноменологии "школы".

а) Сан на время: 60", 3', 5', 10', 16', 30'... ночь;

б) Сан на время в разных пазах;

в) Сон на время в неудобных позах.

9. Раскрепить эффект полного отключения по всем сенсорным каналам, не включенным в работу "триграммы". Отсутствие "шумов" (под "шумом" имеется в виду уровень возбуждения не задействованных в программе -феномене участков коры головного мозга).

10. Получение эффектов-феноменов: "тепло", "холод". Взаимный переход. Одновременно то и другое. В разных позах.

11. Анестезия: кисть, стопа, любая точка тела. В разных позах.

12. Феномен вхождения в заданный образ с закрытыми глазами (программа составляется без окончания - для полной реальности новых ощущений) "Орел", "У моря", "В лесу", "Чайка над морем".

13. Эмоции - состояния. Переход.

Веселье. Грусть. Печаль - горе. Радость. Страх. Злость. Раздражение. Зависть. Восторг. Абсолютная уверенность в... Неотвратимость победы в...).

14. Углубление уровня само регуляции. Углубление "рабочего фона" ко

дом - 2.

15. Легкая визуализация заданного образа.

16. Ожог. Управление заживанием.

На этом заканчивается обязательный минимум практических навыкав по начальной методике. Это и есть "ШКОЛА". Обучение "школе" может быть осуществлено только пои нашим непосредственным руководством, так как мы не считаем возможным в данной монографии рассказывать о всех деталях приводимой психотехники.

ДРЕВНИЕ О ФЕНОМЕНЕ ЧЕЛОВЕКА

Древние восточные цивилизации среди прочих знаний оставили потомкам теоретические и практические знания об искусстве освобождения сознания человека от его эволюционной привязанности к ощущениям.

Были переданы глубоко тайные практические приемы по активному вмешательству в эволюцию мозга человека с целью ускорения и гармонизации эволюции человека и планеты. Получив специальное разрешение, мы приводим ниже основной смысл этих учений.

Отражение внешней и внутренней Реальности на уровне человека, то есть в самом человеке, идет постоянно. Эта фиксируемая "запись" нанизывается на индивидуальную пространственно-временную ось. Эту постоянную, ни на миг не прерывающуюся запись, называют "ощущение жизненности" и "осознанием жизни", определяя это свойство сознания как ведущее. Потеря человеком свойства "записывать". Реальность есть потеря того, что мы в настоящее время называем "быть в сознании". (Автор считает, что, строго говоря, "запись" Реальности на уровне человека остановить принципиально невозможно).

Запись внешней и внутренней Реальности в человеке идет, по мнению древних, на следующих уровнях:

1. На уровне биофизических и психических полей отдельной клетки. (Учение излагается в современной приблизительной терминологии. Прим, автора).

2. На уровне энергетических зон, меридианов и отдельных биологических активных точек.

3. На уровне отдельной клетки, как биологически самостоятельного целого.

4. На уровне тканей, органов, систем и их полей.

5. На уровне нервных узлов и систем, а также их психоэиергетических проявлений. 6. На уровне "инстинктивного", "растительного" ума ("неосознаваемого") и его полей.

7. На уровне видового сознания человека, находящегося не а патологическом состоянии мозга, т. е. человека в целом,.с нормально функционирующим мозгом и.его полями.

8. На уровне расширенного сознания, то есть специальной психотехнической тренировкой достигнутого умения отражать внешнюю и внутреннюю Реальность всем потенциалом мозга. Включать в процессы осознания весь мозг, ранее произвольно не контролируемые функции и всю энергетику организма.

9. На уровне энергосущности организма, его биопсикоэнергополя, энергетической голограммы организма, как энергабиологичевкой единицы с внутренней и внешней формой, отражающей пеихоэнергафизиологическую сущность всего организма как единого целого и все происходящие в нем изменения.

10. На уровне самосознающей психоэнергетической индивидуальности, являющейся искусственно нами воображаемым "куском реальной Вселенной". На самом деле от Реальности, в пространственно - временном и энергетическом смысле, неотделимой.

На Востоке считали, что мозг человека может работать в нескольких основных режимах и бесчисленном количестве подрежимов, рассматриваемых как промежуточные состояния основных режимов, развернутых на оси времени.

В этих особых, глубоко измененных по специальным психотехникам состояниях сознания, довольно таки устойчивых, можно активно влиять на внутреннюю и внешнюю среду человека.

Любые "влияния на человека начинаются на энергетическом уровне и лишь, затем эти влияния проявляются в организме в виде различных энергетических, функциональных и мифологических изменений по всем вышеприведенным 10 уровням.

Вызванные в организме человека изменения, затем уже в обратном порядке, влияют на других людей, на планету и Вселенную. Начинаются обратные влияния на психоэноргетические доля других людей, влияние на психическое поле планеты и на Универсальное психическое поле Вселенной. Этот процесс, наполняя непроявленный участок Реальности новым психическим содержанием, изменяет качество и структуру космической энергетики, что самым непредсказуемым - образом может отражаться на Природе и самом человеке.

Геологические катастрофы в древности приводили к мощным геологическим катаклизмам, с качественным скачкообразным изменением фонового уровня планетарных физических и биофизических полей, а также психического поля планеты. Биосфера. быстро и неравномерно эволюционизировала. Это приводило к скачкам в эволюции сознания приматов, обезьянолюдей и затем предлюдей - архантропов.

Кроме формирующего влияния Космоса свою существенную роль на определенном этапе сыграли труд, язык, изменения в ноосфере и т. д.

Последний эволюционный cкачок новосферы в числе прочих вызвал и изменения в свойствах мозга предлюдей - наших прямых предшественников.

Заметим, что было утеряно свойство непосредственного отражения - восприятия Реальности, свойство мозга включать в процесс осознания подсознательное. Выл значительно повышен порот ощущений при восприятии внутренней и особенно внешней среды.

Таким образом, цивилизации считали в своем большинстве (особенно это заметно в религиозных системах), что человек - это биосоциальное существо, которое возникло на нашей планете, как вершина ее эволюции. Своей формой и содержанием он целиком обязан формам эволюционного развития жизни на Земле и управляющему влиянию Космоса, последний фактор нашел свое отражение в астрологии и геомантии.

Сознание человека рассматривалось, чаще всего, как свойство его мозга и частица Космического разума (УГШВ). Смысл же существования человека виделся, чаще всего, в самом существовании, содержание которого должно удовлетворять принятым в конкретном обществе моральным, нравственным, этическим и духовным ориентирам или ценностям, а цель жизни - обретение бессмертной энергетической формы - вечного тела, вечного знания, вечного блаженства.

Последние века все чаще на Западе и Востоке звучала мысль о приоритете общечеловеческих ценностей, которыми должен руководствоваться человек или государство, независимо от места и времени существования. Наибольшее развитие эти взгляды нашли в возникших христианстве и конфуцианстве.

Рассматривая планету как живой и разумный организм, древние выделяли в ней.внутренние органы - континенты и большие участки суши, предсказывая этим территориям важную роль в будущем Земли, включая вопросы этногенеза. До сих пор живет мнение о лидирующей роли нашей страны в развитии планеты в течение 200 лет, начиная с 1000 года.

 

ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЧАНЬ-БУДДЙСТОВ

(во Абаеву Я. В.).

Медитация - главное звено психической подготовки в чан - буддизме. Практикуется она только в комплексе с другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека, носящими как внешне статический, так и активно-динамический, как вербальный, так и невербальный характер - парадоксальные задачи (гунь-ань) и диалоги (вэнь-да), дыхательные и гимнастические -упражнения (в т. ч. единоборства), физический труд, специальная диета,.массаж и самомассаж, приемы биоэнергетической стимуляции с помощью разнообразных средств (например, сигнальной рефлексотерапии), контактное невербальное воздействие и посвящение учителя и др.

Комбинация этих средств усиляет аффект медитации (для достижения "просветления").

Сам процесс медитации предваряется подготовительными физическими и психическими упражнениями, призванными привели психику и соматику практикующего в оптимальное функциональное состояние, снимая возбуждение, стрессы и другие негативные факторы, мешающие медитации (созерцанию). С этой целью применяются методы психосоматической релаксации, водные процедуры, массаж или самомассаж ВАТ, сопровождаемый "внутренней работой" по активизации энергетических центров, "каналов" и "меридианов" с помощью психической концентрации и дыхательных упражнений и т. д.

На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется:

1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и

дыхательных упражнений;

2) правильному положению тела;

3) 'внешним условиям, удобным для длительной медитации.

В монастырской практике "сидячей медитации" обычно использовалась классическая йогическая "поза лотоса" или некоторые ее китайские модификации.

Рекомендация чаньского наставника: "Когда вы впервые начинаете практиковать сидячую медитацию (цэо-чань) и созерцать свое сознание (кань - синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной' и ослабьте пояс. Расслабьте туловище и конечности. Промасса-жируйте себе позвоночник. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания вы обретете вашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую.

Когда ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным".

Однако психосоматическая релаксация не переходит в вялость и полную расслабленность, так как наряду с возбуждением это тоже считается отключением от оптимального функционального состояния и мешает медитации.

Поэтому в случае отключения в ту или иную сторону необходимо применять саморегуляцию (спокойное мысленное внушение нейтральности и т. д.) для восстановления и поддержания оптимального состояния.

Сам процесс медитации осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке (саискр. экагра; кит. и-нань-(синь).

Это состояние сознания сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния.

Медитация начинается с сознательной концентрации внимания, медитирующий сосредоточивает его в одной точке и интенсивно "всматривается" своим внутренним взором в "пустоту", стремится "опустошить" свое сознание до полного отсутствия каких-либо мыслей или образов восприятия. Такое состояние сознания называется "одноточечностью сознания" (и-нянь-синь) или "сознанием, лишенным мыслей" (у-нянь-сань), или "несознанием" (у-шнь).

Однако сосредоточенность сознания вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. По мере тренированности медитирующий вырабатывает в себе способность к несознательной концентрации взимания, когда -сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не задерживаясь ни на одном объекте. И вместе с тем. отражая его с максимальной адекватностью, когда медитирующий в состоянии сосредоточить свое внимание на определенном объекте без веяного напряжения и осознанного стремления сделать это, то есть как бы при "пассивном" участии самого человека или, точнее, его индивидуального "Я", которое в таком состоянии перестает быть контролерам или наблюдателем собственной психической деятельности, как бы растворяясь без остатка в общем потоке психики. "У-синь - это действие (на каком угодно уровне - физическом или психическом) без попыток в одно и то же время контролировать и наблюдать за действием со стороны". Поэтому такое состояние называлось также "y-вo" - "не-я", "отсутствие индивидуального "Я".

Главным содержанием медитации является реализация пустоты (санокр, шуньята, кунья; кит. чжэныкун, сюй-кун) и выход за пределы собственного "Я".

Чань-буддист подвергает интуитивному рассмотрению (созерцанию) свой собственный поток психики, свое "Я" - образы, мысли, чувства, стремления и т. д., в результате чего обнаруживает, что все эти феномены, все, что он в состоянии обнаруживать в этом погоне, не имеет отдельного, независимого существования и в этом смысле нереально, а его "Я". нельзя свести ни к какому-либо одному феномену его психики, ни к их сумме, и поэтому говорить о своем "Я" как о чем-то реально существующем можно лишь условно.

Через переживание отсутствия собственной, независимой сущности различных психических образований (эмоций, мышления, восприятия и т. Д.) постигается "пустотность", то есть "несубстанциональность", "иллюзорность", "отсутствие собственной независимой сущности" всех вещей и явлений, всего феноменального - внешних объектов, так называемых "живых существ" (кит. чжун - шэн), своей собственной природы, а также "пустотность самой пустоты. Пассивно созерцая феномены своей психики и внешние образы восприятия, следует проявлять полное безразличие, максимально отстраненное (отрешенное) отношение к мелькающим мыслям и образам, которые должны следовать в общем потоке психики легко и свободно и не оставлять в сознании никаких следов, подобно птицам, легко и бесшумно пролетающим по небу и бесследно исчезающим вдали.

Будучи не вовлеченным в поток сознания, медитирующий позволяет мыслям и чувствам течь свободно, наблюдая за ними без какого-либо определенного намерения, пока они самопроизвольно не исчезнут. У -синь - это состояние целостности, в котором сознание функционирует свободно и легко, без ощущения наличия второго сознания или Эго, стоящего над ним и контролирующего его. При -этом психика, лишенная дестабилизирующего и деструктирующего вмешательства индивидуального "Я", предоставленная самой себе и спонтанно функционирующая наиболее естественным для себя образом успокаивается сама собой и достигает предельно уравновешенного и безантропийного состояния, которое уподобляется чань - наставниками зеркальной поверхности спокойной воды: "Это такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать над другими".

Основной упор в чаньской медитации делается на естественной саморегуляции, когда медитирующий не стремится навязать своей психике направляющую и регулирующую волю своего "Я", а наоборот, отказывается от представления о дискретности собственного существования, выходит за пределы индивидуального "Я" и оставляет свою психику в покое, представляя ей возможность самой управлять своей деятельностью в соответствии с собственными, наиболее естественными для нее законами, позволяя ей самой находить наиболее оптимальный режим функционирования.

Однако отказ от ощущения своего "Я" как дискретной сущности не означает абсолютную бесконтрольность мыслей и поступков, полную безответственность и безвольную реактивность, лишенную всякой -целенаправленности, а лишь освобождение от субъективности восприятия, эмоциональных эффектов и психического напряжения, обусловленных привязанностью к своему "Я".

Моя система чаньякой тренировки направлена на то, чтобы развить силу воли и полное самообладание, но не в смысле жесткой внешней дисциплины, а в смысле- самоконтроля и саморегуляции, когда бразды правления берет на себя психосоматическая целостность, в которой "сознательные" и "подсознательные" уровни находятся в гармоничном взаимодействии и непротиворечивом единстве.

При этом воля, идущая от сознательного уровня психики и обусловленная деятельностью индивидуального "Я", должна уступить место безличной, совершенно объективированной воле, которая исходит от "истинной природы" человека и усиливается за счет того, что ее максимальной концентрации и проявлению всех ее потенциальных возможностей не мешают различные демобилизирующие факторы, связанные с наличием индивидуального "Я": рефлексия, страх или беспокойство за свою "Я" - концепцию и т.

Чаньская традиция предписывает подчинять, воспитывать и развивать волю и другие психические функции, но не подавлять или уничтожать их. Буддийская концепция "срединного пути" избегает крайностей аскетизма, когда чувства тренируются до тех пор, пока,не перестают выполнять свои функции: глаз не видит, ухо не слышит.

Подлинное воспитание чувств означает их тренировку с тем, чтобы они могли различать все формы чувственного сознания и оценивать их по достоинству. Одновременно подчеркивается, что без дисциплины и упражнения воли нельзя избавиться от "омрачающих" факторов психической жизни, так как дурные желания не могут быть устранены, если к ним относиться пассивно, - их устранит только сильная воля и целеустремленность.

В русле этой традиции чань - буддист стремится избегать крайностей аскетизма, с одной стороны, и полного отказа от веяной тренировки - с. другой, и в своей практике психотренинга используют сбалансированный подход, в котором усиленное напряжение воли сочетается с релаксацией, дисциплина чу1вств и эмоций - с естественностью психических проявлений.

Под воздействием чаньского психотренинга такие важнейшие психические процессы, как сенсорное восприятие, представления, мышление, эмоции, память и т. д. не подавляются или искажаются, а наоборот, развиваются и усиливаются, поднимаясь на качественно новый уровень, в результате чего повышаются регулятивные способности всей психики в целом. При этом как и в даосизме основной акцент делается на естественности, хотя в чань- буддизме уделяется более пристальное внимание тому, чтобы определенным образам организовать естественные психические проявления, обуздать их в рамках самодисциплины и самоконтроля,.

Чань -буддасты и даосы считают, что дискурсивное мышление, основанное на принципе бинарной аппозиции, видит дуальные отношения там, где их в действительности нет, расчленяя целое на части и противопоставляя их друг ДРУГУ. в результате чего разрушается гармоничное единство и целостность бытия и человек начинает отчуждать себя от своей внутренней природы, одновременно отчуждаясь от окружающей природной среды и противопоставляя свое индивидуальное "Я" всей объективной Реальности, которая начинает восприниматься как объект (или сумма объектов) деятельности этого "Я"; так человек утрачивает целостное видение мира, мира как неделимого целого, частью которого является он сам, и природной среды как целостной и взаимосвязанной системы, с которой он связан множеством теснейших ув и во многом зависит от нее, несмотря на все свое могущество.

Мир чань -буддиста и даоса принципиально "не-дуален" (бу эр), поэтому они стремятся апеллировать прежде всего к природному началу в человеке, пробудить и активизировать его, освобождая от гнета внешних условностей. Это стремление отчетливо проявляется в яркой эмоциональности чаньского "просветления", которое расценивается как центральный человеческий опыт, вершина всей практики морального и психического самосовершенствования. Постигая Дао, даос обретал эйфорическое чувство материально-телесного единства, не нарушаемого дискуссией, восстанавливая яркость, свежесть, остроту и целостность восприятия, а также спонтанность реагирования, то есть все естественные свойства, утрачиваемые в процессе культуризации "Я".

Действия человека в таком состоянии идут как бы из самой глубины его существа, его "истинной природы", он руководствуется не нормами "окультуренного" поведения, а интуитивным "озарением", постижением истинной природы всего сущего, с которой его собственная природа находится в нераздельном единстве.

Чаньсккй адепт своим внезапным прорывом к "просветлению", означавшим переход на качественно новый психический уровень, должен пережить символическую смерть, когда хаотическое душевное состояние, вызванное "великим сомнением" (да-и), достигает своего апогея. За великой смертью (да-сы) следует "великое пробуждение" (да-цзюэ), то есть возвращение к новой жизни, которое вполне закономерно знаменуется "великой радостью" (да-лэ), а радость совершенно естественно выражается смехом.

Несмотря на символический характер "великой смерти", чайьюкий адепт переживает ее очень реально и всерьез, поэтому радуется он новой жизни, искренне и глубоко и смех его искренен и жизнерадостен.

 

"Рай", "потерянный рай", "обретенный рай" - такая структура является общей для всего процесса переосознания адептом себя и окружающего мира. Приведем изречение чаньского наставника: "Когда я еще не начал изучать чань, горы были горами, а реки - ранами; когда я начал изучать чань, горы перестали быть горами, а реки - ремами, когда я постиг чань, горы снова стали горами, а реки - реками". Второй этап в этом изречении соответствует "великому сомнению" ("потерянный рай").

Когда чаньский наставник своим странным поведением, противоречивыми высказываниями, не спровоцированными ударами и т. д. разрушает исходные психические структуры ученика, ввергая его психику в крайне хаотическое состояние, в результате чего как бы рушится весь привычный для него порядок вещей и "горы перестают быть горами, а реки - реками". Но в то же время наставник пытается перестроить обыденные психические структуры ученика на качественно иной основе, вызывая у него прорыв и "просветлению" и возрождению к новой жизни, когда адепт переходит на новый психический уровень и восстанавливается его способность (утраченная в процессе культуризации и социализации) воспринимать мир "таким, какой он есть на самом деле", без концептуализации и дуализации явлений окружающей действительности, то есть воспринимать "горы как горы, а реки как реки", совершенно непосредственно и адекватно, не опосредуя процесс восприятия вербальными и понятийными структурами.

Таким образом, хотя после всех испытаний и потрясений старый порядок вещей восстанавливался целиком и полностью и все возвращалось на свои места, "торы становились горами, а реки - раками", в процессе интенсивной психической тренировки и саморегуляции весьма существенно менялось мироотношение и мироощущение Чань -буддиста, "мир остается прежним, меняется лишь точка зрения".

Чаньский смех в момент "просветления" означает не только радость возрождения к новой жизни, но и победу над смертью, знаком которой выступали хаотическое душевное состояние, распад психических связей и функций, способный повлечь за собой действительную гибель человека как личности.

Чаньский смех имеет антиэнтропийную направленность и является ярким и красноречивым отрицанием смерти, признаком "безумной мудрости", которая "неожиданно открыв путь жизни в пучине смерти, разражается искренним смехом".

Чань -буддийский психотренинг пробуждает задавленную социальной конвенцией спонтанность и естественность поведения, открытого для импровизации, позволяющего учитывать неповторимую индивидуальность и непрерывную изменчивость, динамизм каждой конкретной ситуации. Решающую роль при этом играл психологический опыт "просветления".

Хотелось бы от себя, как автора этой книги, уточнить, что настоящее чаньское "просветление" - это несколько мгновений безграничного счастья, которое испытывает адепт от непосредственного континуального потока всепроницающего интуитивного экстрасенсорного восприятия реальности и всей Вселенной во всей полноте и единстве, на базе безопорной концентрации расширенного сознания.

К сожалению, чань - буддизм имеет много "школ" и не все они владеют психотехникой расширенного сознания, то есть включения в процесс осознания всего потенциала бессознательного, осуществления полного контроля над ранее непроизвольными функциями организма и резкого снижения порога перцепции по всем рецепторам и прежде всего по психоэнергетическому.

Поэтому многие чань- школы не владеют искусством психотренинга, ведущего к настоящему "просветлению", отсюда и заблуждения некоторых исследователей-, понимающих под "просветлением" лишь остаточный эффект от настоящего "просветления". Такая же ошибка встречается в оценках йогичеокого Самадхи. Самадхи имеет также несколько высших стадий, незнание которых приводит многих исследователей к совершенно неправильной оценке йоги, точнее, ее полного непонимания и недооценке.

Недостаточное, а чаще полное отсутствие психоэнергофизиологичесной информации является следствием глубокой секретности высших духовных психотехник и Знаний, а иногда недостаточной профессиональной подготовки исследователей, не знакомых с психоэнергофизиологией, как наукой.

ГЛАВА 2.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

ДУХОВНЫЕ НАЧАЛА ЧЕЛОВЕКА

Реальность существует в двух основных видах - с формой и без формы, в проявленном и не проявленном виде.

Проявленная материя наделена многими фундаментальными свойствами, например: пространственно - временной характеристикой, способам существования конкретной реальности - это то, что мы можем умозрительно вычле<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.